Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА

Асланова Е.С. 1 Шумейко А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
В статье рассматривается два вида творчества: декоративно-прикладное искусство, базирующееся на традициях, и дизайн, основанный на проектной деятельности. Дается краткая характеристика декоративно-прикладного искусства, дизайнерского подхода в творческой деятельности. Приведены примеры из истории развития дизайна в конце XIX начале XX века. Акцентировано внимание на известных теоретиках и практиках в области прикладного искусства и дизайна, таких как У. Моррис и Дж. Рескин. Рассмотрена взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайнерского деятельности. Рассмотрены характерные особенности декоративно-прикладного искусства: коллективных характер, преемственность поколений, сохранение традиций. Показаны сходства и различия прикладного искусства и дизайна. Раскрыты особенности и содержание подготовки бакалавров дизайна по профилю «Графический дизайн» на примере Амурского гуманитарно-педагогического университета. Раскрыта роль аудиторных и внеаудиторных занятий, в том числе и участие бакалавров дизайна в выставочной деятельности. Приведены некоторые темы выпускных квалификационных работ. Представлены различные формы организации занятий по декоративно-прикладному искусству на базе факультета технологии, экономики, дизайна для формирования профессионала – дизайнера.
декоративно-прикладное искусство
дизайн
дизайн-образование
характерные особенности декоративно-прикладного искусства
содержание подготовки бакалавра дизайна
1. Асланова Е.С. Региональный компонент в дизайн-образовании. // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 24 апреля 2014 года. Часть II. – Благовещенск: Изд-во Амурский гос. ун-т, 2014. – C. 86-92.
2. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна: Российский дизайн / Н.В. Воронов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2001. – 392 с.
3. Дегтяренко В.М., Бавыкин В.С., Шумейко А.А. Роль и значение технического творчества в технологической подготовке бакалавров технологического образования. // Известия Сочинского государственного университета. – 2013. – № 1-1. – С. 91-97.
4. Мазина Ю.И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Мазина Ю.И. – Барнаул, 2012. – 211 с.
5. Марченко М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 201-203.
6. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования / А.А. Шумейко // Амурский научный вестник. Вып. 2: сборник научных трудов. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. – С. 6-12.

Духовные богатства народа - это исторические и художественные ценности, которые постоянно пополняются новыми произведениями искусства современных мастеров и выступают единым целостным процессом развития русской культуры. Особое место в нем занимает декоративно-прикладное искусство, область художественно-творческой деятельности человека, в которой создаются самобытные утилитарные предметы, неповторимые по форме и декору. Культурное наследие каждого народа, содержит идеи и опыт, обогащающие жизнь многих поколений. В истории художественной культуры декоративно-прикладное искусство занимает особое место. Оно свидетельствует о высокой культуре, традициях и мировосприятии различных народов [4].

Современное декоративно-прикладное искусство народов России и Дальнего Востока переживает период активных творческих поисков. Процесс развития декоративно-прикладного искусства побуждает к созданию оптимальных условий для творчества через непосредственное изучение традиций народов, постижение основ мастерства, воспитание вкусовых ориентиров, проектирование авторских изделий и коллекций.

Развитие рыночных отношений требует большого количества профессионалов, способных качественно организовывать предметную среду и проектировать отечественную продукцию, конкурентную за счет совершенствования ее эстетических качеств.

В настоящее время дизайн-образование является одним из приоритетных направлений высшего профессионального образования. Профессия дизайнера является престижной и востребованной в обществе. Данная ситуация способствует акцентированию внимания на вопросах профессиональной подготовки дизайнеров в отдельно взятом регионе, к ее структуре, содержанию и организации образовательного процесса.

Современные прогностические исследования в области философии дизайна и художественного творчества (Воронов Н.В., Каган М.С., Кожуховская С.М., В.Ф. Сидоренко, А.Г. Устинов, Х.Г. Тхагапсоев и др.), показывают, что новое образование должно сконцентрировать свое внимание наряду с профессиональной подготовкой на развитии личности, его творческих способностей.

На развитие дизайнерского подхода в творческой деятельности указывал известный историк и теоретик искусства и дизайна Н.В. Воронов: «Воспиталось бы поколение не только дизайнерски мыслящих личностей, но, понимая проблему более широко, - поколение личностей, интеллектуалов, способных поднять на новую ступень не одну лишь промышленность или государственную машину, но и всю культуру нации. Тогда путь прогресса во всех областях стал бы неостановим и непрерываем, а застой и регресс невозможным» [2].

Появление новых визуальных средств отображения действительности меняет характер дизайнерской деятельности. Наряду с традиционными ее видами (реклама, графический дизайн и др.) активно развиваются Web-дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн-проектирование интерактивных обучающих систем и др. Современные компьютерные технологии дополнили и обогатили изобразительные возможности художественно-проектной деятельности. Традиционные виды дизайнерской деятельности включают информативные и коммуникативные функции. По мнению ученых, к внешним факторам, влияющим на развитие творческих способностей, относятся требования деятельности, в которой они реализуются [5].

Виды творчества, в том числе и прикладного творчества, тесно взаимосвязаны с дизайнерской деятельностью. В истории дизайна можно найти много ярких примеров, свидетельствующих о влиянии ручного труда мастера на развитие промышленного дизайна. Так, английский философ и теоретик искусства Джон Рескин (1819-1900) придавал искусству вещи роль морального фактора общества. Он выступал против машинного производства, указывая на его разрушительную силу. Таким образом, Д. Рескин и его последователи обращали внимание общественности к прикладному искусству вещи в быту. Английский художник в области прикладного искусства, писатель, общественный деятель - Уильям Моррис - основатель движения «Искусств и ремесел», также внес значительный вклад в развитии дизайна XIX века. Его идеи вхождения эстетического в производство, связи материала и изготовления вещи, соответствия формы, украшения и отделки предмета с его назначением являются актуальными в современном дизайнерском творчестве. Таким образом, взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайна очевидна и заключается в формировании мира вещей, целостной материальной культуры общества. Различия заключаются в том, что декоративно-прикладное искусство - это народное искусство, имеющее характерные особенности: коллективный характер, преемственность поколений и сохранение традиций, а дизайн - деятельность, в первую очередь, проектная, направленная на создание новых и оригинальных вещей, то есть на будущее.

С 2008 года Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет осуществляет подготовку бакалавров дизайна, а с 2011 года - бакалавров дизайна по профилю «Графический дизайн». Необходимо отметить, что подготовка студентов в рамках направления «Дизайн» базируется на накопленном опыте факультета технологии, экономики, дизайна в области технического и прикладного творчества [3].

Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» включает творческую деятельность по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующую художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения. Основными видами деятельности бакалавра дизайна по профилю «Графический дизайн» кроме художественной, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской выступает и педагогическая деятельность. Возможность осуществлять педагогические функции в системе образовательных организаций различного типа связана с содержанием психолого-педагогической подготовки бакалавров дизайна.

По мнению Шумейко А.А., главной задачей, поставленной перед профессорско-преподавательским коллективом университета, является создание стройной системы подготовки и переподготовки кадров, направленной на повышение их профессионального и личностного роста [6].

Декоративно-прикладное искусство тесно соприкасается с вопросами формирования художественного вкуса, ценностей, общими представлениями о законах создания предметно-пространственной среды, хранит и транслирует традиционные технологии народных художественных промыслов в современное социокультурное пространство. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы народов России и Дальнего Востока занимают особое место в профессиональной подготовке бакалавров дизайна. Учебный план направления «Дизайн», разработанный в соответствии с ФГОС и ООП ВО, включает дисциплины, которые входят в вариативную часть стандарта: «Учебная практика», «Практикум», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Дизайн-проектирование», «Выполнение проектов в материале» и др. Перечень вышеуказанных дисциплин не случаен, так как будущие бакалавры дизайна должны быть готовы к творческой деятельности в условиях постоянно развивающейся и качественно меняющейся предметно-пространственной среды, направленной на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики региона, повышению уровня культуры и жизни населения. В результате освоения дисциплин у бакалавров дизайна формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Рабочие программы дисциплин разработаны таким образом, что дают возможность каждому студенту изучать предлагаемые курсы не только на лекционных и лабораторно-практических занятиях в учебных аудиториях, но и самостоятельно прорабатывать темы вне учебных занятий. Данный вид самостоятельной работы активизирует деятельность студентов в направлении подбора и систематизации материала через сеть Интернет, электронную и научные библиотеки, находящиеся на базе университета и музеев города.

Обязательная составляющая обучения бакалавров дизайна - организация занятий под руководством членов Союзов художников России. Эти занятия направлены на развитие творческого потенциала, раскрытия познавательных способностей студентов. Приобретение профессиональных навыков в области дизайнерского образования требует научно-исследовательской подготовки, углубления, расширения и систематизации полученных знаний, навыков, умений, совершенствования приобретенных компетенций.

Приобщение к традиционному декоративно-прикладному искусству России и Дальнего Востока осуществляется посредством экскурсий в музеи, выставочные залы, галереи города, посещение мастер-классов мастеров и художников, непосредственное участие в конкурсной, выставочной и научной деятельности. Концентрация в музеях уникальных экспонатов, представленных коллекциями народного и современного Приамурского искусства, позволяет широко и полно использовать возможности этих учреждений в образовательном процессе вуза. Виртуальные экскурсии позволяют прикоснуться к традиционному искусству Приамурья, народов исторически проживающих на территории Хабаровского края и относятся к кочевым и полуоседлым народам. Совместное бытование коренных народов Амура с русскими, украинскими, белорусскими, корейскими переселенцами на территории Дальнего Востока позволяет проследить традиции, потребности, причины, условия формирования и развития культуры Дальнего Востока как части многонациональной российской и мировой культуры [1].

Расширение и обогащение опыта студентов осуществляется на лекционных и практических занятиях, на которых рассматриваются вопросы теории, истории и практики искусства России и Дальнего Востока, темы, связанные с творчеством, культурными традициями и обрядами народов, технологическими особенностями художественной обработки разных материалов: кожи рыб, текстиля, природного материала, проектирования и изготовления образцов и изделий в национальном стиле.

При проведении занятий применяются активные формы и методы работы: интегрированные практические занятия, мастер-классы, защиты дизайн-проектов, учебные экскурсии, семинарские занятия, деловые игры и другие. Практико-ориентированное обучение позволяет студентам преобразовать творческие знания в убеждения, сформировать активную позицию личности в учебно-воспитательном процессе, выстроить социальные отношения в профессиональной деятельности дизайнера.

Освоение народного декоративно-прикладного искусства направлено на углубление теоретических знаний с последующим формированием практических умений. Традиционное искусство Приамурья открывает большие возможности для широкого вовлечения студентов в художественную деятельность и современное дизайнерское творчество. Орнамент народов России и Приамурья выступает одним из ведущих компонентов декоративного искусства народов Амура со своей семантикой и символикой. В его структуре, композиции, стиле заложены ценностные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонизации окружающего мира, в которой условным графическим и изобразительным языком выражены мечты о гармонии природы и человека.

Изучение технологии художественной обработки текстильных материалов осуществляется на практических занятиях на примере традиционных образцов и авторских изделий. Традиционная одежда выступает одним из древнейших элементов и неотъемлемой частью культуры любого этноса. Традиционная одежда народов России и Приамурья является при визуальном контакте критерием отнесения ее носителя к конкретной исторической общности. Студентам предлагаются лучшие образцы изделий с традиционной вышивкой, выполненной однотамбурным, двутамбурным, гладьевым, петельным и другими видами швов, которые наглядно демонстрируют соблюдение эстетических канонов и творческие подходы мастеров. Познание прикладного искусства способствует закреплению на собственной практике приемов художественного проектирования дизайнерских изделий, коллекций и ансамблей, ярко сочетающих в себе традиционное и современное дизайнерское декоративно-прикладное творчество.

Ассортимент изделий, изготавливаемый студентами, является разнообразным и представлен такими видами изделий: сувениры (магниты, юбилейные медали), образцы одежды и вышивки, аксессуары (декоративные кошельками, сумочки, пояса, воротники, украшения), декоративные панно и др.

С 2013 года на базе вузе организуется и проводится Международная художественная виртуальная студенческая выставка «Азия: содружество культур», одним из важных направлений которой выступает декоративно-прикладное искусство. Тематика конкурсных работ студентов факультета технологии, экономики, дизайна очень разнообразна и постоянно пополняется: «Символика русского орнамента», «Русский сувенир», «Русский мир», «Традиционные куклы», «Женское счастье», «Семейное счастье» и другие.

Активное участие студентов в выставочной деятельности и конкурсах различного уровня, проводимых в городах Москва, Санкт-Петербург, Благовещенск и других, позволяет постоянно совершенствоваться в самостоятельной дизайнерской деятельности.

Составной частью итоговой аттестации выпускника, завершающей подготовку бакалавра, демонстрирующей его готовность решать теоретические и практические задачи является выпускная квалификационная работа. Следует перечислить некоторые темы бакалаврских работ по декоративно-прикладному искусству: «Горячая эмаль как элемент оформления интерьера зала Ученого Совета ФГБОУ ВПО «АмГПГУ», «Разработка проекта интерьера банкетного зала с внедрением изделий в технике горячей эмали», «Коллекция аксессуаров с национальными мотивами», «Декоративный витраж в интерьере университета», «Садово-парковая скульптура, как элемент оформления городской среды» и другие. Выбор тем выпускных работ обусловлен актуальностью, востребованность и внедрением дизайн-проектов в окружающую среду. Исследовательская работа базируется на соблюдении технологии и выполняется по разработанным авторским эскизам с применением современных компьютерных программ Adobe Photoshop, Аdobe illustrator, Corel Draw, с учетом анализа современных тенденций в развитии прикладного искусства, дизайна и их связи с предметно-пространственной средой.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство и дизайн имеет как черты сходства, так и различия, и активное вовлечение бакалавров дизайна в различные виды и формы традиционной творческой деятельности, позволит сформировать дизайнера-профессионала, способного транслировать самобытную культуру народа в окружающую предметно-пространственную среду.


Библиографическая ссылка

Асланова Е.С., Шумейко А.А. ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23863 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674