Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Асланова Е.С. 1 Бавыкин В.С. 1 Шумейко А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
В статье рассмотрена ценностная проблематика дизайн-деятельности. Определена связь дизайна с материальной, духовной и материально-духовной культурой. Проведен теоретический обзор некоторых определений дизайна, представленных в работах философов, культурологов, искусствоведов. Акцентируется внимание на определении «дизайна», принятом в 1964 году на Международном семинаре дизайнеров в Брюгге. Показана взаимосвязь дизайна, технической эстетики и художественного конструирования. Выявлена специфическая особенность дизайн-деятельности – проектность. Рассмотрена взаимосвязь ценностей и творчества в дизайн-деятельности. Дается современная интерпретация дизайн-деятельности с позиции аксиологического подхода. Осмысливается эстетическое содержание дизайна как феномена проектной культуры, понимание значимости дизайн-деятельности и ее результатов, специфики дизайнерского решения, эстетической оценки и качества экспертизы промышленных изделий. Показано, что продукты дизайна являются носителями эстетической ценности, удовлетворяют разные виды потребностей, выступают элементами художественно-ценностного отношения человека к окружающей действительности.
дизайн
дизайн-деятельность
аксиологический подход
ценности
проектная культура
1. Асланова Е.С. Аксиологические аспекты дизайн-образования. // Искусство и технологии в современном социокультурном пространстве: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., 25 апреля 2013 года. – Благовещенск: Изд-во Амурский гос. ун-т, 2013. – C. 201-204.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
3. Безмоздин, Л.Н. Художественно конструкторская деятельность человека. / Л.Н. Безмоздин. – Ташкент, 1990. – 311с.
4. Бруно Мунари. Искусство как ремесло. / Пер. с ит. М. Визеля. – М.: Издательство: Д-Аронов, 2014. – 228 с.
5. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. / В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2006. – 320с.
6. Каган М.С. Новое слово в теории дизайна. / М.С. Каган // Техническая эстетика. – М., 1991. – №4. – С. 3-5.
7. Коськов М.А. Предметное творчество. / М.А. Коськов. – СПб: СПбГУ, 2004. – 344 с.
8. Краткая стенография семинара в Брюгге. М., ВНИИТЭ, 1964. – 14 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 307 с.
10. Марголин В.И. Наука в дизайн-образовании: невостребованные ресурсы. / В.И. Марголин // Техническая эстетика. – М., 1990. – №2. – С. 19-20.
11. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. дис. ... докт. иск. – М., 1990. – 33 с.
12. Тхагапсоев Х.Г. Проективно-эстетическая парадигма образования: региональный подход: дис. ... докт. филос. наук. – Нальчик, 1997. – 280 с.
13. Шумейко А.А. Учитель как личность и профессионал // Материалы Международ. науч.-практ. конф. «Дальний Восток: наука, образование. XXI век»: В 2. т. – Т. 2. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского гос. пед. ун-та, 2003. – С. 536-542.
14. Эстетика. Словарь. / Под общ. ред. А.А. Беляева. – М., 1987. – 447 с.

Современное общество невозможно представить без дизайна и его продуктов. Этот вид деятельности прочно вошел в нашу цивилизацию в виде трех видов культуры: духовной, материальной и духовно-материальной. Духовная культура содержит информационные, информационно-художественные и символико-коммуникативные коды. Материальная культура включает комплекс предметов культуры, которые составляют природную основу «рукотворного» явления в культуре. Духовно-материальная культура создается в творчестве человека, опредмечивается в продуктах этого творчества и распредмечивается при одновременном ее сотворческом обогащении в процессе художественного восприятия [6]. В этой составляющей культуры в 20-е годы XX века занял лидирующую позицию дизайн как способ формирования и функционирования предметного мира.

Представляется необходимым раскрыть подходы ученых к определению термина «дизайн». Теоретический анализ понятия «дизайн», представленный в работах М.С. Кагана, Х.Г. Тхагапсоева, показывает, что термин претерпел видоизменения в зависимости от развития отношений в обществе и структуры культуры.

Понятие «дизайн» применяется для обозначения широкого круга явлений. Так, например, словарь «Эстетика» дает следующее определение: «Дизайн (англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) - термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды» [14]. Поэтому дизайнер - это художник, проектировщик, изобретатель, хитроумный человек и т.д. Из определения можно заключить, что дизайнер - универсальный деятель, владеющий практически многими видами искусств, которые функционируют в обществе.

В переводных изданиях можно встретить замену термина «дизайн» термином «техническая эстетика» и «художественное конструирование». Техническая эстетика - (от греч. techne - мастерство, искусство) - научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды, жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей [14].

Термин «художественное конструирование» часто используется как синоним всего дизайна или дизайна вещей. Его употребляют для обозначения процесса дизайнерского проектирования, или отождествляют с инженерным дизайном, или понимают очень широко как формирование предметов во всех архитектонических искусствах [7].

Художественное конструирование - вид деятельности, который не сводится ни к научной, ни к инженерной, ни художественной практике. Его можно определить как «социокультурное действие», относящееся к тем сферам деятельности, для которых проблема ценностей стоит на первом месте.

Рассмотрим современные определения понятия «дизайн»:

- дизайн - проектная деятельность, которая основана на объединении научных принципов с художественными в проектном образе, что создает эффект, недостижимый в любом другом проектировании. Подобная деятельность может распространяться на любую из сфер жизнедеятельности [10];

- дизайн - инновационная деятельность, не в силу своего проблемного характера, а в силу постоянной новизны задачи, решение которой требует интеграции различных видов деятельности [6].

Теоретический анализ определений дизайна показывает, что «дизайн» означает деятельность художника в промышленности, продукт этой деятельности (предмет или система вещей), реже - сфера организации деятельности, взятая как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется максимально широко и выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства [5].

Несмотря на большое количество определений дизайна, многие авторы ссылаются на определение, принятое в 1964 году на Международном семинаре дизайнеров в Брюгге (Бельгия): «Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [8].

Современный дизайн есть особый вид проектной деятельности, при котором объекту, кроме основного назначения, придаются свойства ценности, красоты, функциональности, эргономичности, отчетливой социальной ориентации. Дизайн - глобальная технология построения мира, включающая решение социально-экономических проблем. В связи с этим появилось определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным способом создания материальной, социальной, духовно-ценностной среды, окружающей человека.

По мнению Х.Г. Тхагапсоева, «...дизайн, по сути - особый метод познания действительности, поскольку он ее отражает художественно-пластическими выразительными средствами..., а самое главное - в дизайн-деятельности отношение вещей и предметов разрешается в преломлении через человека, через его эстетическое восприятие» [12]. В то же время В.Ф. Сидоренко отмечает, что «дизайн культивирует мыслительные навыки и способы решения реальных проблем с опорой на широкий арсенал «невербального» [11]. Дизайн базируется на области невербальных методов мышления, включая большое количество кодовых элементов - от графики до языка метапредметов (моделей, систем, композиций) и массовых действий.

Предметно-пространственная среда играет важную роль в жизнедеятельности человека. Человек создает ценности, живет в мире ценностей, взаимодействует с ними, они приобретают для него ту или иную значимость. Безусловно, что в жизни любого человека, общества в целом наличие иерархии ценностей неизбежно и необходимо. Человеческая деятельность немыслима без ценностных ориентиров. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные критерии.

Активизация аксиологического подхода в науке совпала с возрождением и интенсивным развитием дизайна. Самый сложный вопрос науки аксиологии - научиться отличать подлинные ценности от мнимых. Аксиологическая проблематика привлекает внимание исследователей для осмысления эстетического содержания дизайна как феномена проектной культуры, понимания художественной значимости творческой деятельности и ее результатов, изучения специфики дизайнерского мышления, разработки критериев эстетической оценки дизайнерских решений, проведения экспертизы качества промышленных изделий. Применение аксиологического подхода в дизайне позволило создать методику эстетической оценки промышленных изделий, построить систему экспертной службы и заложить ценностные ориентиры деятельности.

В теории ценностей обращается внимание на то обстоятельство, что в оценке важную роль играет субъективный фактор, подчеркивается роль оценки в соотнесении объектов внешнего мира с потребностями и интересами человека. Посредством ценностной оценки познается степень соответствия оцениваемого предмета ценностным установкам субъекта. Этот вид оценки доминирует в социальном познании. Ценностные установки субъекта социального познания оказывают влияние на выбор и постановку проблем, объяснение полученного знания, определяют интерпретацию основных понятий социального знания.

Человек в ситуации выбора одного из альтернативных решений полагает представление о ценности критерием такого выбора. Ценности порождаются социальными и культурными условиями бытия и глубинными факторами существования человека. В этом контексте мир ценностей есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и внеисторический. Личность в процессе развития присваивает готовую исторически сложившуюся систему ценностей, принимает в качестве руководства к действию. Ценностный опыт включается в сферу сознания, осмысливается и постепенно трансформируется из объективированной человеческой деятельности в реальную деятельность.

Продукты дизайна, в своем большинстве, - это предметы, удовлетворяющие не только материальные потребности людей, но и выступающие как носители эстетической ценности, и как компоненты художественно-образного отношения человека к действительности. Оценка включает эмоциональный («аффективный») и познавательный («когнитивный») компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению. Ценностное отношение тесно связано как с познавательно-оценочной стороной деятельности, так и с преобразующей деятельностью и составляет их целое.

Специфика современного дизайн-образования как области знания заключается в том, что дизайн-деятельность позволяет перевести «с одной стороны «абстрактное» на язык «материальных» проектов и конструктивных решений, а с другой - позволяет схватывать в проектном решении новации и изображения, не поддающиеся точной формулировке на сценических языках (например, «прекрасное», «гармоничное», «динамичное», «экспрессивное» и т.д.)» [11]. Бруно Мунари отмечает, что дизайн - все еще деятельность, которой владеют немногие, и эта деятельность воспринимается как проявление артистизма. По его мнению: «...было бы идеальным, если бы все мужчины и женщины, дети и подростки умели бы проектировать, то чем они пользуются в жизни без загромождения и без лишних хлопот, ...мальчики и девочки, должны были бы научиться проектировать и создавать свои игры и игрушки, а, став взрослыми, умели проектировать свой собственный дом» [4].

Значение проблемы аксиологизации образования возрастает в связи с профессиональной подготовкой бакалавров дизайна, необходимостью ориентации высшего образования на аксиологические основания и создания оптимальных условий для развития ценностных ориентиров будущих профессионалов [1].

Развитие ценностей личности, его аксиологической сферы происходит не только под влиянием внешних общечеловеческих факторов. Человек активен в деятельности, творческом преобразовании окружающей среды, и в результате изменяется сам. Поэтому дизайн как творческая деятельность является своеобразным способом самовыражения и раскрытием ценностного, личностного потенциала человека.

По мнению А.Н. Леонтьева, «деятельность» - молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта». То есть, деятельность представляет собой развивающуюся систему, играющую для «каждого отдельного человека» определенную социально-значимую роль [8].

В теории деятельности выделяют компоненты, имеющие большое значение для образовательного процесса. К ним относятся целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер (Э.Г. Юдин, В.С. Швырев, Н.Г. Кристостурьян, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко). К.А. Абульханова-Славская утверждает, что деятельность не является каким-то самостоятельным образованием, ее сущность производна от сущности деятеля [2]. В данном смысле дизайн-деятельность в рамках проектной деятельности не является исключением.

Любой представитель творческой профессии, включаясь в самостоятельную деятельность, обнаруживает, что для успеха необходимы не только профессиональные знания и умения, но уметь мыслить, чувствовать, быть эмоционально отзывчивым [13].

Тенденции к самосовершенствованию, познавательной, творческой, социальной активности в соответствии с идеалом красоты присущи и дизайн-деятельности и проектной деятельности. Дизайн-деятельности присущи сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность. Целенаправленность дизайн-деятельности придает ей продуктивный, ценностный характер. Дизайн-деятельность без цели не может иметь действенной реализации, быть устойчивой и подкрепляться продуктивными действиями.

Предметность дизайн-деятельности вводит личность в материальную среду, обнажает ее ценности, подводит к осмыслению, порождающему ценностные ориентиры в отношении мира ценностей (аксиосферы), и переосмыслению себя как субъекта предметного мира. Осознанность дизайн-деятельности наполняет ее смыслом: научным, практическим, социальным, личностным. Осознание дизайн-деятельности, ее целей, содержания, способов овладения самостоятельностью есть нахождение рациональных путей в достижениях плодотворных результатов. Преобразующий характер дизайн-деятельности позволяет дизайнеру увидеть результаты своего участия в ней, поскольку эта деятельность направлена на оперирование знаниями, развитие умений, овладение новыми способами для получения конечного результата - создание предметов, удовлетворяющих разнообразные потребности человека.

Для обозначения дизайн-деятельности Тхагапсоев Х.Г. использует термин «проектная деятельность» и оперируют им в своих теоретических концепциях. С такой позицией можно согласиться, если рассмотреть «проектную деятельность» как социокультурный феномен, который может использоваться где угодно, в том числе и дизайне. По мнению К. Кантора, сущность дизайна гораздо шире, чем особая проектная деятельность. Цель проектной деятельности - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Поэтому можно говорить о том, что человек в жизни ежечасно ставит и решает проектные задачи, т.е. проектирование является определяющей чертой сознания и бытия [12]. Проектность - свойство современного мышления во всех формах его творчески-социального опредмечивания.

С точки зрения аксиологического подхода в дизайне выделяют уровень творческой активности человека, на котором гармонизированная форма выступает носителем эстетической ценности и уровень, на котором предметы дизайна становятся носителями художественно-образной информации, а результат деятельности дизайнера получает художественную ценность. Выделение ценностных ориентиров дизайна, анализ его семиотической проблематики, постановка в нем художественных и проектных задач позволяет с долей критики отнестись к рекомендациям по оценке эстетических качеств промышленных изделий, которые связаны с поиском универсальной «формулы красоты» - эстетические качества как сумма других общественно-качественных характеристик вещи. Экспертиза эстетических качеств должна стать особой службой, близкой к художественной критике. Такую службу могут нести подготовленные, художественно одаренные люди [3].

Таким образом, дизайн-деятельность органично входит в проектную деятельность, понимается через родовое понятие «деятельность» и ей свойственна целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность. Дальнейшее развитие дизайн-деятельности как вида проектной культуры должно быть ориентировано на создание новых продуктов разных сфер деятельности дизайнера: инженерные и компьютерные технологии, реклама, менеджмент и направлено на сохранение достигнутых в проектной культуре опредмеченных ценностей.


Библиографическая ссылка

Асланова Е.С., Бавыкин В.С., Шумейко А.А. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23865 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674