Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Дмитриева Е.Н. 1 Курицына Г.В. 1
1 1Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова
Установлено, что оценка качества дистанционного обучения является дидактическим средством обеспечения гарантии его качества. Главной отличительной чертой процедуры оценки дистанционного обучения является отсутствие личного контакта с преподавателем и применение технических средств для осуществления оценочной деятельности. В содержании оценки дистанционного обучения сочетаются функции внутреннего и внешнего контроля, то есть внешняя оценка и самооценка. Последовательность оценочной деятельности в дистанционном обучении происходит в логике «от самооценки – к внешней оценке». В связи с этим студенты должны освоить центральные компоненты в содержании оценки дистанционного обучения – детальные показатели оценивания и фонд оценочных средств по каждой изучаемой теме. Универсальные принципы построения содержания оценки качества обучения – конкретность, целостность, технологичность.
дистанционное обучение
оценка качества дистанционного обучения
содержание оценки
1. Андреев А.А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002. – 168 с.
2. Викулина М.А. Индивидуализация оценки знаний студентов языкового вуза // Управление качеством образовательного процесса в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова: Материалы науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 9-10 янв. 2003 г.). – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2004. – 76-79 с.
3. Жигалев Б.А. Педагогическая система оценки качества образования в современном вузе (теотетико-методологический аспект): Монография. – Нижний Новгород: Нижегородский лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2007. – 115 с.
4. Жигалев, Б.А. Положение об оценке качества образования в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова / Б.А. Жигалев, Л.А. Львов, М.А. Викулина, Е.Н. Дмитриева. – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – 38 с.
5. Кларин М.И. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: ИНФРА-М, 1994. – 222 с.
6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов^ Учеб. пособие. – М.: Логос., 2002. – 432 с.

С середины 90-х г. ХХ в., дистанционное обучение утверждается как одно из приоритетных направлений в подготовке кадров с высшим образованием, приобретает все более массовый характер в силу своих достоинств: доступности, демократичности, относительной дешевизны. Процесс развития дистанционного обучения в высшей школе сопровождается противоречием между его доступностью и качеством, которое пока не может в полной мере удовлетворить ожидания общества, государства и самих обучающихся. Необходимость разрешения данного противоречия обусловливает актуальность исследования оценки качества дистанционного обучения в вузе.

Цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в характеристике содержания оценки качества дистанционного обучения в вузе с точки зрения её сущности и организационной структуры. Материалом исследования послужили научные публикации, посвященные вопросам качества обучения, его контроля и оценки в вузе, а также опыт осуществления дистанционного обучения в Нижегородском государственном лингвистическом университете. Методы исследования - теоретический анализ и обобщение научной информации по рассматриваемой теме, обобщение опыта оценки дистанционного обучения в вузе.

Качество дистанционного обучения в вузе правомерно рассматривать, опираясь на     характеристики качества высшего образования, раскрытые в научных публикациях (Л.П. Алексеева,  А.А. Андреев, В.И. Андреев, В.И. Добреньков, М.М. Поташник, А.И. Субетто и др.). Итогом многолетних дискуссий, посвященных обсуждению понятия «качество образования» стал вывод о том, что качество образования должно рассматриваться как многомерное, многофункциональное сложное понятие, многомерная концепция,  представляющая условия и результаты учебно-воспитательного процесса, их соответствие   нормативным требованиям [4]. Для практических целей под качеством образования понимаются изменения в учебном процессе и  среде обучения, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений, навыков  и способностей, приобретаемых обучаемым по завершению определенного этапа обучения [1].  Таким образом, понятие качество обучения играет ведущую роль в определении качества образования в вузе.

Рассмотрение качества обучения в вузе в контексте общих представлений о качестве образования позволяет определить его как гарантированный результат организованного учебного процесса, отвечающий стандартным требованиям к формированию знаний, умений, способности к их применению и качеств личности, приобретаемых на определенном этапе обучения. Данное определение в полной мере относится к качеству дистанционного обучения, которое широко применяется в вузе и как метод, и как отдельная форма организации обучения.

  По  обоснованному утверждению Б.Ж.Жигалева, главным дидактическим средством, позволяющим гарантировать качество обучения, выступает оценка, так как она обеспечивает обратную связь в учебном процессе, является подтверждением того, что требования к качеству выполнены (или не выполнены) [3]. Представляется справедливым определение оценки качества вузовского обучения как педагогической системы, способствующей получению информации о результатах обучения в виде знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, приобретенных студентами в этом процессе [4]. 

Большинство авторов к числу основных функций педагогической оценки относят диагностическую, контролирующую, обучающую, воспитывающую, мотивирующую и развивающую функции контроля [2], [3], [4], [6] и др.. Соглашаясь с данным положением, отметим, что в дистанционном обучении все названные оценочные функции одинаково относятся как к внутреннему (со стороны студентов), так и к внешнему (со стороны преподавателя) контролю. В содержании оценки дистанционного обучения сочетаются функции внутреннего и внешнего контроля, то есть внешняя оценка и самооценка. Последовательность оценочной деятельности в дистанционном обучении происходит в логике «от самооценки - к внешней оценке», первоначальная оценка результатов усвоения учебного материала осуществляется студентом. В связи с этим  студенты должны освоить центральные компоненты в содержании оценки дистанционного обучения - детальные показатели (критерии) оценивания и фонд оценочных средств по каждой изучаемой теме. Особенностью оценки в дистанционном обучении является необходимость в реализации дополнительной функции - идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

В содержание оценки дистанционного обучения включаются все традиционные виды оценки: входная, текущая, рубежная и итоговая. Входная оценка позволяет установить готовность студентов изучать учебный модуль дисциплины, провести их дифференциацию по уровню подготовленности. Особенно важную роль в системе дистанционного образования играет текущее оценивание, которое даёт возможность преподавателю и самому студенту оценить глубину усвоения материала, наметить индивидуальный темп обучения, своевременно корректировать учебный процесс. Систематическая текущая оценка, применяемая на каждой ступени обучения, позволяет определять уровень полученных знаний, структуру знаний, уровень сформированности мотивации к обучению, вовремя проводить коррекционную работу со студентами. Рубежная оценка позволяет определить готовность к переходу на следующую ступень обучения, выявить результаты пройденной ступени. Текущий и рубежный контроль позволяет видеть индивидуальное движение студента по пути развития. Итоговая оценка определяет степень освоения содержания учебных дисциплин в соответствии с поставленными целями, соответствующими ФГОС. Указанные виды оценивания имеют место как при оценке каждой изучаемой темы и дисциплины, так и при оценке качества обучения на определенном этапе (например, курсе обучения), в соответствии с универсальным технологическим алгоритмом оценки, который состоит из цепочки пошаговых мероприятий (технологических операций).   

Алгоритм оценки качества обучения предполагает пошаговое выполнение технологических операций, т.е. разделение технологии оценки на ряд взаимосвязанных элементов. Алгоритм предписывает, как и в какой последовательности надо действовать преподавателю, чтобы обеспечить единство внутреннего и внешнего контроля качества обучения: 1) выделение объектов оценивания и определение требований к ним; 2) разработка критериально-оценочной базы оценивания; 3) доведение до сведения студентов пп.1 и 2; 4) планирование мероприятий (временных регламентов) контрольно-оценочной деятельности; 5) подготовка организационно-технологического обеспечения (технических средств, оценочных материалов и т.п.); 6) организация и проведение контрольно-оценочных мероприятий; 7) обработка полученной информации; 8) результат в виде совокупности фактов, на основе интерпретации которых осуществляется вывод о качестве обучения на исследуемом этапе и прогнозирование дальнейшего повышения качества.

Дистанционное обучение позволяет применять практически все известные организационные формы оценивания (экзамены, зачеты, письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений и др.), дополненные специально разработанными компьютерными программами, позволяющими снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность оценки. Отличительная черта оценки в  дистанционном обучении - увеличение количества форм текущей оценки, их индивидуализация и дифференцированный характер, так как оценка является эффективным механизмом обратной связи каждого обучающегося с преподавателем.  

Важный аспект содержания оценки качества обучения - определение критериев оценивания для измерения результатов обучения на различных этапах, в соответствие с планируемым результатом. Опыт организации оценки качества дистанционного обучения в Нижегородском государственном лингвистическом университете показывает, что эффективными теоретическими основами при определении критериев оценки являются компетентностный, таксономический и квалиметрический подходы. Компетентностный подход создает ориентацию на формирование компетенций, требуемых образовательным стандартом, и, соответственно, на выявление их сформированности на каждой ступени обучения при изучении разных учебных дисциплин. Таксономический подход позволяет определить уровни познавательных целей обучения и структурировать систему  оценочных заданий. Сравнение известных в отечественной педагогике подходов к обоснованию таксономий (В.П. Беспалько В.М. Максимова, М.Н. Скаткин В.А. Хуторской и др.) выявляет общность в подходах ученых: указание на постепенное усложнение познавательной деятельности учащихся. Для определения критериев оценки качества дистанционного обучения удобна таксономия Б. Блума, в которой категории усвоения учебного материала (знания, интеллектуальные навыки и умения, приемы мышления) представлены в структурированной и доступной для практического применения форме [5]. Квалиметрический подход способствует повышению объективности оценки уровней знаний учащихся, позволяет проводить статистический анализ фактических результатов и   корректировать процесс обучения. Согласно квалиметрическому подходу цели обучения (планируемые достижения - компетенции) выражаются в измеряемых результатах. Для того, чтобы их получить, каждому показателю, характеризующему компетенцию, придается числовое значение, что позволяет осуществлять расчеты и получать достоверные данные о том или ином качестве результата. Результаты измеряются баллами, шкалируются и анализируются средствами статистического и математического аппарата.

Важный вопрос при разработке содержания оценки качества дистанционного обучения в вузе - выбор методов оценки, позволяющих формализовать оценочные задания для их последующей статистической обработки. Справедливой популярностью пользуется метод тестирования, так как задания, выданные в тестовой форме, хорошо обрабатываются с помощью компьютера, а имеющиеся в педагогическом арсенале многочисленные виды тестов позволяют применять их при изучении разных дисциплин. Кроме того, тесты являются доступным для студентов методом самооценки и реализации интерактивного взаимодействия в системе «преподаватель - студент» при выявлении качества обучения.

Индивидуализацию и объективность оценки знаний может обеспечить применение метода рейтинговой оценки. Данный метод целесообразно применять как систему, существующую в двух основных уровнях - на уровне деканата (суммарные результаты итогового/сессионного контроля на протяжении обучения) и на уровне кафедры (обобщенные результаты текущего контроля). Динамику качества обучения демонстрируют оба уровня, однако рейтинг на уровне кафедры создает лучшие условия для оперативной корректировки процесса обучения в части организации содержания, характера взаимодействия и методики преподавания каждой дисциплины. Суммарный рейтинг на уровне кафедры в дистанционном обучении состоит из  следующих основных компонентов: количество баллов, полученных за работу с учебно-информационными материалами  (тесты, устный опрос в режиме он-лайн, письменный опрос, письменный опрос по разделу, ответы на проблемные вопросы и эвристические задания, реферирование, аннотирование, самостоятельный поиск и изучение литературы, конспектирование и его качество и т.п.); за выступления на семинарах в режиме он-лайн; за выполнение индивидуальной внеаудиторной практической работы студентов (оценка педагогической практики, выполнение заданий практического характера  и т.п.); за участие в учебно-образовательных ситуациях, требующих творческой переработки информации и демонстрирующих познавательную активность студентов в отношении изучаемой дисциплины (участие в предметных форумах, учебных конференциях и т.п.). У примеру, если студент набирает за семестр по дисциплине 50 и более баллов, ему выставляется оценка «отлично», 40-45 -«хорошо», 35-30 -«удовлетворительно», менее 30 -«неудовлетворительно». Сумма баллов условная и может быть иной. Все зависит от показателей, входящих в расчет. Сочетание двухуровневого рейтинга способствует формированию у студентов навыков самоконтроля и самооценки, требовательности к себе. Но при этом предполагает ответственность преподавателя, стимулируя его к подготовке достаточного количества учебно-методической литературы, подбору заданий различной рейтинговой ценности, создающих студенту резерв времени для самостоятельных занятий в  изучаемой области знаний.

Разнообразие методов оценки дает возможность с большей достоверностью  определить качество обучения по совокупности показателей, а не только по умению студентов воспроизвести учебный материал.

Рассмотрение теоретических положений о содержании оценки качества дистанционного обучения и опыт применения оценки в практике работы вуза позволили определить необходимые условия оценки качества дистанционного обучения, которые выступают в роли рекомендаций для  ее практического осуществления: 

- разработка технологической карты компетенций (матрицы компетенций), формируемых по каждому направлению подготовки и по каждой изучаемой дисциплине (разрабатывается выпускающей кафедрой при участии всех кафедр, проводящих занятия по дисциплинам);

- уровневая структуризация компетенций на основе таксономического подхода, из которой вытекает конструирование вариантов заданий;

- создание банка уровневых заданий для проверки формирования компетенций; количество необходимых заданий может определяться эмпирическим путем и корректироваться в ходе апробации;

- определение соотношения количественной и качественной оценок (соответствие баллов оценкам - высокое, среднее, низкое качество формирования компетенций, детализированных по уровням усвоения);

- пошаговый контроль формирования компетенций.

- соблюдение тестовой технологии оценивания, позволяющей получить объективную информацию;

- использование разнообразных форм тестовых заданий, содержащих открытые и закрытые типы вопросов;  

- экспертиза тестовых заданий группой экспертов из числа ведущих преподавателей;

- использование системы сетевого компьютерного тестирования платформы дистанционного обучения Moodle (или другой образовательной платформы);

- обработка результатов средствами математико-статистического анализа;

- интерпретация результатов средствами MicrosoftExcel.

Опыт авторов статьи по организации оценки при дистанционном обучении позволяет  рекомендовать следующие этапы ее осуществления  в вузе:

I. Подготовительный этап: определение рабочей группы преподавателей (тьюторов), обученных работать в дистанционной среде и группы экспертов для оценки качества электронных материалов дистанционного учебного курса, проводимых мероприятий по оценке результатов дистанционного обучения. К этому этапу относится разработка электронных дистанционных курсов на платформе дистанционного обучения, структуризация учебного материала. На данном этапе происходит также подготовка студентов к оценочной деятельности - регистрация обучающихся в системе дистанционного обучения вуза, проведения инструктажа с использованием компьютеров по работе в дистанционной среде вуза, проведение входного анкетирования, определяющего степень готовности к участию в дистанционном обучении. Важная задача первого этапа -  организация технической поддержки процесса дистанционного обучения: оснащение компьютерных классов сетевым программным обеспечением, доступом к Интернету, создание компьютерного кабинета для работы преподавателей, размещение информации по работе в дистанционной среде на сайте вуза в открытом доступе.

II. Аналитический этап: оценка критериев и показателей дистанционного обучения в вузе, в соответствии с которыми рассматривается качество результатов, интерпретация полученной фактической информации о результатах обучения.

III. Контрольный (синтетический) этап: сведение полученных данных по всем направлениям подготовки, по дисциплинам различных циклов, формулирование выводов на основе полученных данных, корректировка организации процесса обучения и оценки качества дистанционного обучения в вузе.

 Завершая рассмотрение вопроса о содержании оценки качества дистанционного обучения в вузе, отметим, что оно представляет собой систему, отвечающую следующим универсальным принципам:

- конкретность (четкое определение объекта оценивания, наличие соответствующих критериев оценки, соответствие заданий критериям и показателям объекта оценки);

- целостность (соотнесенность с полным объемом требований к результатам обучения, возможность применения к различным дисциплинам);

- технологичность (целесообразная формализованность заданий, возможность применения технических средств для получения оценочной информации и  выполнения необходимых расчетов).

Статья подготовлена в рамках Государственного задания на выполнение проекта № 2014/361 ««Комплексный квалиметрический анализ в системе управления качеством образования в вузе».


Библиографическая ссылка

Дмитриева Е.Н., Курицына Г.В. СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23913 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674