Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Чевачина А.В. 1 Шутова Н.В. 1 Доронина О.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье показаны особенности применения метода арт-терапии в работе с подростками, обсуждается, как этот метод эффективно развивает их творческий потенциал, способствует всестороннему развитию личности подростка в целом и рефлексии в частности, помогает находить способ решения своих проблем. Авторы говорят о том, что групповая форма арт-терапии обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки и, в то же время, больше возможности действовать самостоятельно, принимать решения, участвовать в общегрупповом процессе, что позволяет удовлетворить потребность в самостоятельности. По результатам проведенного исследования анализируется феномен рефлексии как одно из наиболее значимых новообразований подросткового возраста. В статье обсуждается, что подростки 13-14 лет имеют низкий уровень развития рефлексии. Показана динамика данного феномена у подростков, принявших участие в программе развития рефлексии в подростковом возрасте методами арт-терапии.
подростки.
методы арт-терапии
развитие рефлексии
рефлексия
1. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. – № 5. – С.45-57.
2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Лань, 2002. – 230 с.
3. Мелоян А.Э., Семенова Л.Э., Чевачина А.В. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и неполных семей // Вестник Мининского университета. – 2015. – №2. http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-10-2/Meloyan.pdf
4. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. – СПб.,2006. – С.82-103.
5. Чевачина А.В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте // Инициативы XXI века. – 2012. – № 1. – С.147-148.
Активно развивающиеся направление арт-терапии привлекает все большее количество специалистов помогающих профессий своей клинической эффективностью. В современных исследования уже доказана эффективность арт-терапии в психокоррекционной и психотерапевтической работе с детьми и подростками[2]. Несмотря на то, что подростковый возраст является одним из важнейших в становлении личности человека, основная часть внимания при исследовании эффективности методов арт-терапии отдается таким возрастным периодам, как дошкольный и младший школьный возраст. Подростки остаются на периферии внимания, невзирая на сложность данного возрастного периода и важность формирования механизма рефлексии, который, в свою очередь, позволяет формировать самоотношение, самопознание человека.В этот период подростку впервые «…становятся необходимыми такие потребности, как самонаблюдение, самопознание, самоотношение, саморегулирование деятельности и поведения, появляется стремление к самовоспитанию, к целенаправленному изменению себя» [5]. Формирование рефлексии являетсяважнейшей ступенью к формированию социализированной личности[1].

Целью исследованияявилось изучение особенностей развития личностной рефлексии детей подросткового возраста под влиянием метода арт-терапии.

Исследованиеи апробация программы проводилась в 2014 году на базе МБОУ СОШ № 91 г. Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие ученики 7 класса в количестве 15 человек.Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.

Для изучения особенностей развития личной рефлексии подростков нами были использованы методика диагностики уровня рефлексивностиА.В.Карпова[1], методика «Кто Я?» М.Куна, Т.Мак-Партланда (в модификации Т.В.Румянцевой)[4].

Результаты исследования и их обсуждения

По результатам проведенного исследования у 60% испытуемых обнаружен низкий уровень развития рефлексии. Он характеризуется низким уровнем осознания своих потребностей, неспособностью к выражению своих чувств, неспособностью формулировать свои мысли.  Это означает, что подавляющее большинство подростков слабо анализируют содержание своего внутреннего мира и внешнего опыта.40% продемонстрировали средний уровень развития рефлексии. Высокие показатели выявлены не были.

Рис.1. Уровень развития рефлексии подростков до участия в программе (по методике А.В.Карпова)

Таким образом, для дальнейшего анализамы выделили две группы подростков по уровню развития рефлексии: с низким и средним уровнем.

Таблица 1

Сводная таблица данных подростковдо участия в программе

(по результатам методик А.В.Карпова и М.Куна-Т.Мак-Партланда)

                     Уровень      развития

рефлексии

 (по Карпову)

Иные

показатели

(по Куну, Мак-Партланду)

Для группы подростков, показавших низкий уровень развития рефлексии

Для группы подростков, показавших средний уровень развития рефлексии

Самооценка

Завышенная – 66,7%

Адекватная – 22,2%

Заниженная – 11,1%

Завышенная - 50%

Адекватная - 50%

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная уравновешенность – 55,6%

Эмоциональная поляризованность –  44,4%.

Эмоциональная

уравновешенность – 66,7%

Эмоциональная

нестабильность – 16,7%

Эмоциональная

поляризованность – 16,6%

Способность переживать ситуации внутренней неопределенности

Отсутствие способности – 88,9%

Наличие способности – 11,1%

Отсутствие способности  - 50%

Наличие способности - 50%

 

Компоненты идентичности

Рефлексивный, социальный, деятельностный, физический, материальный

Рефлексивный, социальный, деятельностный

У подростков с низким уровнем развития рефлексии преобладает завышенная самооценка. Подростки с завышенной самооценкой демонстрируют неспособность принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличаются высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом, самоуверенностью.  Их характеризует эмоциональная поляризованность, неустойчивость. Они показывают низкий уровень развития способности справляться с ситуациями внутренней неопределенности, напряжения. То есть при возникающих трудностях в ситуациях выбора, они склонны принимать сторону большинства или лидера, характеризуются неготовностью к переменам, неспособностью отстаивать собственную точку зрения. Также необходимо отметить широкий разброс в наличии компонентов идентичности. Наиболее часто встречаются компоненты рефлексивного «Я» и социального «Я», в том числе присутствуют компоненты физического, деятельностного и материального «Я».

Подростки со средним уровнем развития рефлексии показывают как завышенную самооценку, так и адекватную. Адекватная самооценка характеризуется способностью реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности. Эмоциональная уравновешенность преобладает над эмоциональной неустойчивостью. Это говорит о том, что испытуемые способны конструктивно и стойко воспринимать влияние деструктивных процессов внутренней и внешней среды, они показывают высокую гибкость психики и эффективность собственной деятельности. Также испытуемые показывают наличие способности справляться с ситуациями внутренней неопределенности и выносить данное напряжение. Это значит, что подростки данной группы способны конструктивно разрешать ситуации выбора, нестабильные жизненные ситуации, отстаивать собственную точку зрения и идти на конструктивное противодействие. Наиболее развитыми оказались компоненты рефлексивного и социального «Я», присутствовал компонент деятельностное «Я». Такие подростки быстрее и легче находят ответы, касающиеся собственных индивидуальных особенностей, личностных качеств и индивидуального стиля поведения.

Далее испытуемые приняли участие в программе развития личностной рефлексии методами арт-терапии. Для изучения динамики уровня развития рефлексии подростков вторично использовалась методика «Диагностика уровня развития рефлексии» А.В.Карпова.Полученные данные приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития рефлексии подростков (по методике А.В.Карпова)

п.п.

До участия в программе

После участия в программе

Баллы

Стены

Уровень

Баллы

Стены

Уровень

1

86

1

низкий

108

4

средний

2

98

1

низкий

106

3

низкий

3

116

4

средний

117

4

средний

4

100

1

низкий

107

4

средний

5

129

4

средний

119

5

средний

6

116

4

средний

145

7

высокий

7

98

1

низкий

111

4

средний

8

123

3

низкий

125

5

средний

9

69

0

низкий

81

3

низкий

10

88

1

низкий

101

4

средний

11

118

4

средний

120

5

средний

12

126

5

средний

109

3

низкий

13

101

1

низкий

108

3

низкий

14

99

1

низкий

116

4

средний

15

135

4

средний

124

6

средний

 

Рис.2. Уровень развития рефлексии подростков после участия в программе (по методике А.В.Карпова)

Сравнение результатов по t-критерию Стьюдента показало, что после участия в программе средний уровень развития рефлексии у подростков повысился: tЭмп = 3,8 (при tКр = 2,11 (p≤0,05) и tКр = 2,92 (p≤0,01)), а количество испытуемых, имеющих низкий уровень развития, снизилось: tЭмп = 4,2 (при tКр = 2,16 (p≤0,05) и tКр = 3,01 (p≤0,01)).

Далее сравним результатытрех групп подростков, выделенных по уровню развития рефлексии (Таблица 3).

 

Таблица 3

Сводная таблица данных подростковпосле участия в программе

(по результатам методик А.В.Карпова и М.Куна-Т.Мак-Партланда)

                   Уровень      развития

рефлексии

 (по Карпову)

Иные

показатели

(по Куну, Мак-Партланду)

Для группы подростков, показавших низкий уровень развития рефлексии

Для группы подростков, показавших средний уровень развития рефлексии

Для группы подростков, показавших высокий уровень развития рефлексии

Самооценка

Завышенная – 25%

Адекватная – 75%

Завышенная – 60%

Адекватная – 40%

Адекватная – 100%

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная уравновешенность – 100%

Эмоциональная уравновешенность – 100%

Эмоциональная уравновешенность – 100%

Способность переживать ситуации внутренней неопределенности

Наличие способности – 75%

Отсутствие способности – 25%

Наличие способности  – 80%

Отсутствие способности – 20%

Наличие способности – 100%

Компоненты идентичности

Рефлексивный, деятельностный, социальный

Рефлексивный, социальный, деятельностный

Рефлексивный, социальный, деятельностный, перспективный

Итак, мы видим, что уподростков с низким уровнем развития рефлексии появилась адекватная самооценка. То есть подростки показывают наличие более полной информации о себе, учитывают свои достоинства и недостатки, стали способны предъявлять к себе адекватные требования. Наличие эмоциональной стабильности говорит о способности психики выдерживать влияние деструктивных факторов окружающей среды и умение справляться с ними. Способность справляться с ситуациями внутреннего напряжения также была проявлена подростками данной группы, что свидетельствует о формировании способности отстаивать свою точку зрения, определении собственных позиций, возможности правильно делать выбор.Заметим, что нестабильность самооценки в подростковом возрасте может определяться пока несформировавшейся окончательноЯ-концепцией и представлениями о себе.

Подросткисо среднимуровнем развития рефлексии показывают устойчивую эмоциональную уравновешенность и способность справляться с ситуациями внутреннего напряжения. Основными компонентами идентичности, развитыми у детей со средним уровнем развития рефлексии являются: рефлексивное, социальное, деятельностное «Я».

Высокий уровень развития рефлексии по результатам проведения программы показал один подросток. Он также характеризуется наличием таких характеристик, как эмоциональная уравновешенность, способность справляться с ситуациями внутреннего напряжения, адекватной самооценкой. Основными компонентами идентичности являются:рефлексивное «Я», деятельностное «Я», социальное «Я», перспективное «Я».Важным фактором является появление компонента перспективное «Я». Он показывает, что человек способен строить планы на дальнейшую жизнь, давать им оценку, не стесняться говорить о них, что может косвенно являться началом развития способности к целеполаганию.

По результатам проведенного исследования нами были выделены три группы детей, на основании наличия положительной или отрицательной динамики в развитии рефлексивных навыков (Рис.3.): с положительной динамикой в развитии рефлексивных способностей;с отрицательной динамикой развития рефлексии;с отсутствием динамики.

Рис.3. Различия в динамике развития рефлексивных навыков у подростков

В подгруппе подростков, показавших положительную динамику в развитии рефлексии, 57% имеют завышенную самооценку. Эти испытуемые часто относились снисходительно и пренебрежительно к рефлексивной деятельности группы. Они могли разговаривать в процессе обсуждения, показывая тем самым свою значимость и обесценивая говорящего. В начале работы к предложенным заданиям относились слегка пренебрежительно, однако в дальнейшем процесс работы увлекал их, они «отсоединялись» от своей микрогруппы, погружаясь в творческую деятельность. В обсуждении подростки из данной подгруппы часто старались высказываться первыми, подчеркивая свою значимость перед группой. Высказывания их были довольно полными, на дополнительные вопросы они отвечали с энтузиазмом, однако прервать их рассказ было сложнее.

43% подростков данной подгруппы показали нормальную самооценку. В процессе групповой работы они достаточно уважительно относились к своим партнерам, им было свойственно глубоко задумываться в процессе рефлексии собственной деятельности, нередко они давали довольно глубокие интерпретации своей работе.

Возвращаясь к характеристике группы в целом, стоит сказать и о том, что все испытуемые по результатам проведения программы показали эмоциональную уравновешенность. Эмоциональная устойчивость характеризуется неподверженностью эмоциональных состояний внешним деструктивным влияниям. Эмоционально устойчивый подросток высокоэффективен как в учебной, так и бытовой деятельности, также ему свойственна гибкость при работе в изменяющихся условиях.

Подростки с отсутствием динамики развития рефлексии проявили заинтересованность в работе, с энтузиазмом принимали новые задания. К участникам группы они относились довольно бережно, старались наиболее полно и открыто охарактеризовать свою работу. Однако в этой группе наиболее явно были проявлены защитные механизмы, такие, как например, проекция. Отметим, что пятеро подростков из данной подгруппы воспитываются в неполных семьях. По ранее полученным данным можно сделать вывод, что «…склонность к использованию различных видов психологической защиты в целом гораздо ярче проявляется у подростков из неполной семьи»[3]. В данном случае отсутствие динамики в развитии рефлексивных способностей можно обуславливать внутриличностными конфликтами.

В группе оказался всего один подросток, показавшийотрицательную динамику. Эта девушка характеризуется завышенной самооценкой, эмоциональной уравновешенностью, отсутствием способности справляться с ситуациями внутреннего напряжения. Компонентами идентичности являются социальное «Я», рефлексивное «Я». В индивидуальной работе она проявила среднюю степень заинтересованность и критичность.Это проявлялось в прояснении целей задания, степени его влияния. При групповой работе она проявила себя как лидер, планировала деятельность группы и распределяла роли. При рефлексии деятельности она занимала более отстраненную позицию, не вдаваясь в глубокий анализ продуктов своей деятельности. Также с ее стороны не редкими были попытки обесценивания других участников группы и ведущего, что свидетельствует о работе защитных механизмов. Наличие таких детей в группе является стимулом как для работы самой группы, так и для ведущего, так как наличие определенной степени критичности позволяет расширить границы восприятия заданий, вносить новшества.

Заключение

Итак, по итогам участия в программе развития личностной рефлексии методами арт-терапии было выявлено наличие следующих закономерностей.

У подростков с низким уровнем развития рефлексии преобладает завышенная самооценка; они  характеризуются большей эмоциональной поляризованностью, неустойчивостью, чем их сверстники со средним уровнем рефлексии; они показывают низкий уровень развития способностей справляться с ситуациями внутренней неопределенности, напряжения.

Подростки со средним уровнем развития рефлексии показывают как завышенную самооценку, так и адекватную; эмоциональная уравновешенность у них преобладает над эмоциональной неустойчивостью; способность справляться с ситуациями внутренней неопределенности и выносить данное напряжение у них выше.

Важным фактором, отмеченным для подростков с высоким уровнем развития рефлексии, является выявление компонента перспективное «Я».

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г.Нижний Новгород;

Сорокина Т.М., д.псх.н., профессор кафедрыпсихологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородскогогосударственного педагогического университета им. КМинина, г.Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Чевачина А.В., Шутова Н.В., Доронина О.Ю. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23955 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674