Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Чупина В.Б. 1 Гавриленко Л.С. 1 Сердюк Т.И. 1
1 ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Я. Войно-Ясенецкого Минздрава России»
Проведен теоретический анализ по проблеме понимания дефинициарной представленности понятия ментальность. Различия в положениях исследователей в отношении объекта исследования породили различные подходы в понимании ментальности. Введение понятия ментальности в научный оборот побуждает по-новому подойти к изучению идей, научных и иных теорий. При этом главной целью является совершенствование инструментария научного знания. Изучена профессиональная ментальность будущих клинических психологов. Определена факторная структура профессиональной ментальности студентов медицинского вуза, которая включает три биполярных ортогональных фактора. Первый фактор включает в себя конструкты: целеустремлённый, преданный, оптимист, в оппозиции к заботливому. Второй фактор включает конструкт отзывчивый в оппозиции к ответственному. Третий фактор включает конструкт добрый в оппозиции к мудрому. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты часто не имеют возможности достаточного общения с профессионалами в их области и соответственно не всегда имеют возможность оценить их личные качества. Для решения этой проблемы необходимо искать приемлемые и для преподавателей, и для студентов новые формы взаимодействия.
профессиональная деятельность
профессиональная ментальность
ментальность
1. Абдулаева М.М. Семантические характеристики теста и особенности профессионального труда // Вестник московского университета. Сер.14. Психология. – 2005. – №4. – С. 15-27.
2. Богомаз С.А., Филоненко А.Л. «Я и Другие» в структуре ментальности жителей трех городов Сибири // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16–18 сентября 2004 г. – Томск: Томский государственный университет, 2004. – С. 67-74.
3. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М.: Ин-т практической психологии, 1996 . – 144 с.
4. Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социологические исследования. – 2007. – № 11. – C. 90-98.
5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
6. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя // Мир психологии. – 2000. – № 2. – С. 183-191.
7. Таршис Е.Я. Ментальность человека: Подходы к концепции и постановка задач исследования. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. – 88 с.
8. Франсеслла Ф, Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Общ. ред. Ю.М. Забродина, В.И. Похилько. – М.: Прогресс, 1987. – 236 с.
Образование является приоритетной сферой развития общества, так как от него зависит социально-культурное и социально-экономическое развитие страны. В современной России Государственная образовательная политика направлена на модернизацию с учетом общих тенденций развития образования в странах мира и предполагает не только обновление содержания, но, прежде всего, подготовку специалиста, способного решать сложные социально-педагогические задачи.

Актуальность исследования вызвана, с одной стороны, потребностью совершенствования подготовки будущих специалистов, с другой стороны, - недостаточной психолого-педагогической разработанностью проблемы. В этой связи, изучение профессиональной ментальности позволяет предсказать вероятные направления дрейфа ментальных ценностей у квалифицированных работников, которыми скоро станут студенты. Современная ситуация требует новых подходов и научных направлений для прогнозирования, объяснения и диагностики процессов и закономерностей развития профессиональной ментальности студента.

Понятие «ментальность» полидисциплинарно. Сфера изучения ментальности включает довольно широкий пласт теоретических исследований на стыке разных гуманитарных дисциплин. В психологии настоящее понятие не разработано в достаточной мере, и поэтому оно вносит в психологию всю многозначность своей полидисциплинарной сущности. Заметим, что зарубежные историки, социологи, психологи, этнологи внесли весомый вклад в разработку отдельных аспектов понятия «ментальности». В отечественной науке большой ряд работ посвящен осмыслению, как самого феномена ментальности, так и определению его места в системе психологических понятий.

С одной стороны, в психологии категория «ментальность» употребляется гораздо чаще, подразумевая способность психики, ума, обеспечивать принадлежность индивида к социальному пространству (Гершунский Б.С., Дубов И.Г, Сонин В.А. и др.). С другой, ментальность рассматривается как способ реагирования на окружающую действительность определенным образом, как склад ума, социальное мышление, способ восприятия, предрасположенность к определенной форме поведения (Гуревич А.Я., Оборина Д.В.). Обратим внимание, что обе трактовки близки и являются взаимодополняющими, обогащающими научное представление категории «ментальность» [3].

Когда же речь идет о профессиональной ментальности, то, как совершенно справедливо отмечает Е.Е. Сапогова, - в процессе обучения в вузе должна осуществляться определенная «настройка» сознания студента на принятие профессиональной ментальности, создаваться прецеденты для её формирования, для реализации условий становления профессиональной ментальности специалиста [5].

Раскрывая научный смысл понятия «профессиональной ментальности», необходимо отметить две его стороны: - во-первых, - это особая реальность, которая проявляется в индивидуальных характеристиках профессионального образа мира человека, структуре его терминальных ценностей, психологической готовности к профессиональной деятельности, особенностях профессиональных установок; - во-вторых, - это ментальность данного учреждения, образованного индивидуальными ментальностями работающих людей.

Изучение социально-психологических аспектов ментальности профессиональной деятельности специалиста сегодня заслуживает особого внимания, т.к. как отмечает А.П. Сейтешев, профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть [7]. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму потребностей, раскрыть способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. Таким образом, можно говорить о влиянии профессионального обучения на ментальность личности в общем, и профессиональную ментальность в частности.

Профессиональная ментальность - это то общее, что характеризует профессионалов той или иной области: профессиональные социальные установки, ценностные ориентации, особенности восприятия профессионально значимых объектов и поведения по отношению к ним. Профессия становится особой формой жизни личности, глубинной экзистенцией, в корне меняющей у профессионализированного субъекта отношение к фундаментальным феноменам человеческого бытия. Начав заниматься определенной деятельностью, человек постепенно приобретает черты, свойственные именно этим специалистам. Единообразие условий, режима труда, отдыха и быта приводит к формированию определенного образа жизни, свойственного профессионалам той или иной группы, что, в свою очередь, в значительной степени определяет развитие интересов, установок, ценностей личности, специальных способностей, манеры поведения и общения и т.д. Профессиональная ментальность определяется наличием особого социально-психологического типа личности, в структуру которой входят как типичные формы психического отражения действительности, так и специфические системы ценностных ориентаций, отношений, социальных установок, индивидуально раскрывающихся в направленности на профессиональную деятельность.

Т.В. Семёнова отмечает, что социально-психологическое определение ментальности может быть уточнено следующим образом: ментальность представляет собой многоуровневую систему для обозначения своеобразия проявления группового сознания относительно определенного уровня субъектности. Вид ментальности (или разновидность) - это конкретная ментальность [6]. В нашем случае таким видом ментальности является профессиональная ментальность.

Исходя из вышесказанного, профессиональная ментальность понимается нами как интегральное системное качество человека, включающее в себя знания о своей профессиональной деятельности, отношение к ней, систему профессиональных сознательных и неосознанных норм и ценностей, значений и смыслов, систему категоризации профессионального опыта.

В исследованиях О.Л. Медведковой замечено, что индивидуальная профессиональная ментальность проходит этап становления в условиях ментальности конкретного образовательного учреждения [3].

Становление профессиональной ментальности студента, мы представляем как динамический процесс изменения его личности под влиянием педагогического воздействия и собственной активности личности студента. Этот процесс направлен на создание образа профессионального мира, представления о самом себе как части профессионального сообщества, переживание своей принадлежности к этому профессиональному сообществу и единения с ним. Все это создает предпосылки для возникновения профессиональной специфики представлений образа мира в сознании студента - будущего специалиста, позволяющей оценивать социальную реальность и выстраивать стратегию поведения в социуме в соответствии с внутренней позицией и представлениями о профессии [4].

В качестве смыслообразующей цели профессионального образования мы, вслед за Е.Е. Сапоговой, видим «формирование особой профессиональной ментальности, овладение способами активного «бытия специалистом», выражающегося в способности переживать и осмыслять реальность с позиции своей профессии» [5].

Становление профессиональной ментальности студента это динамический процесс изменения его личности под влиянием педагогического воздействия и поведения (собственной активности).

Целью исследования стало изучение в теоретическом и практическом аспектах профессиональной ментальности студентов, обучающихся в медицинском университете.

Исследование проводилось на базе Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Выборка исследования представлена студентами, обучающимися на факультете клинической психологии по специальности «Клинический психолог». Общее количество выборки составляет 60 человек. Возраст обследованных 21-22 года.

Будущая профессиональная деятельность студентов - психологов связанна с человеческими отношениями. Учитывая это, выборку нашего исследования составили студенты старших курсов, у которых уже «построено» пространство профессиональной ментальности, но на деятельность ещё не так сильно влияют индивидуальные особенности испытуемых.

В диагностическом исследовании профессиональной ментальности студентов мы использовали следующие методики: «Кто Я?» авторы М. Кун, Т. Макпартленд; тест личностных конструктов Дж. Келли; семантический дифференциал Ч. Осгуда.

На первом этапе экспериментального исследования была проведена методика «Кто Я?» [2]. Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. В ходе обработки данного теста были получены профессиональные роли, которые использовались на втором этапе исследования.

На втором этапе экспериментального исследования проводилась методика «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли, метод минимального контекста или метод триад [8]. Метод Дж. Келли является идеографической техникой, основанной на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у данного конкретного испытуемого, а результаты интерпретируются не путем соотнесения с нормой, а относительно других характеристик того же субъекта.

Методика Дж. Келли обеспечивает возможность не только выявить и определить факторы, которые стоят за восприятием объектов, но и определить их содержательно. Интерпретация факторов, полученных в результате обработки, как правило, осуществляется именно в терминах той содержательной области, к которой принадлежат оцениваемые объекты.

На третьем этапе исследования применялся метод семантического дифференциала [1].

Задачей первого этапа нашего исследования было максимально полное выявление у испытуемых ролевого репертуара.

Нами был проделан факторный анализ конструктов, указанных испытуемыми. У исследуемых студентов нами было получено 24 биполярных конструкта, которые были повторно подвергнуты факторному анализу (метод главных компонент). Таким образом, были получены три биполярных ортогональных фактора.

Первый фактор включает в себя конструкты: «целеустремлённый», «преданный», «оптимист», в оппозиции к «заботливому». Второй фактор включает конструкт «отзывчивый» в оппозиции к «ответственному». Третий фактор включает конструкт «добрый» в оппозиции к «мудрому».

Полученные факторы вызывают трудности в их обозначении одним словом, но, несмотря на это чётко прослеживается уже обозначенная нами тенденция в противопоставлении личных качеств (заботливый, отзывчивый, добрый) профессиональным (целеустремлённый, ответственный, мудрый).

На третьем этапе исследования нами был проведён семантический дифференциал. Факторный анализ семантического дифференциала студентов выявил пять факторов, объясняющие 89,17% от общей дисперсии, что говорит о достаточной полноте представлений о своей профессиональной деятельности, профессиональной ментальности. Первый выделенный фактор, объясняющий 37,16 % дисперсии назван нами «психолог-наставник». В этот фактор вошли следующие конструкты: «общительный», «мудрый», «внимательный», «сильный», «опытный», «объективный», «компетентный».

Второй фактор, объясняющий 19,68% общей дисперсии составляют шкалы: «безынициативный», «пессимист», «расчётливый», «жёсткий». Этот фактор назван нами «мрачный психолог».

Третий фактор составили конструкты: «отзывчивый» и «вдумчивый». Этот фактор объясняет 14,76 % дисперсии и назван нами «понимающий психолог».

Четвёртый фактор объясняет 12,34% от общей дисперсии, включает в себя шкалы: «эмоциональный» и «ненадёжный». Этот фактор назван нами «взбалмошный психолог». Психолог представляется одновременно эмоциональным и ненадёжным. По нашему мнению, здесь проявилось противоречие между проявлением чувств и эмоций и надёжности для клиента. Т.е. чем больше своих чувств и эмоций психолог проявит, тем менее надёжным для клиента он станет.

Пятый фактор назван «добрый психолог» и объясняет 5,23% общей дисперсии. В этот фактор вошла шкала «добрый». По нашему мнению содержание этого фактора говорит о личности профессионала.

Семантическое пространство строилось на базе оценивания понятий «Я как профессионал» и «Идеальный профессионал». В нашем случае размещение каждого значения в семантическом пространстве определяются пятью числами, которые являются средним арифметическим весов, полученным соответствующим понятием по пяти группам шкал, представляющих пять осей семантического пространства.

Так как оцениваемые объекты («Я как профессионал» и «Идеальный профессионал») относятся к профессиональной деятельности, можно говорить о моделировании структуры профессиональной ментальности студентов.

Подводя итоги, сформулируем некоторые выводы.

Структура профессиональной ментальности студентов имеет специфическое содержание в зависимости от будущей профессиональной принадлежности.

Результаты исследования показали, что респонденты противопоставляют себя как личность (приятный, надёжный и нежный) и себя как профессионала (осмысливающий, конкретный и умный). Это может быть связанно с тем фактом, что студенты часто не имеют возможности достаточного общения с профессионалами в их области и соответственно не всегда имеют возможность оценить их личные качества, поэтому сравнивая себя с «безличностными» моделями начинают разделять личностные и профессионально значимые качества.

Учитывая вышеизложенное, нами разработаны рекомендации по развитию профессиональной ментальности студентов. Для решения проблемы становления профессиональной ментальности студентов в образовательном процессе вуза необходимо: проводить упражнения по тренировке и формированию отдельных профессионально-важных качеств; осуществлять работу по формированию приемов решения профессиональных задач, конкретных проблем; реализовывать технологии правильного принятия профессиональных решений.

Рецензенты:

Шилов А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск;

Шкерина Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математического анализа и методики обучения математике в вузе ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Чупина В.Б., Гавриленко Л.С., Сердюк Т.И. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23972 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674