Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – КОРРИГИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОМПЬЮТЕРОМ

Щербакова Н.Б. 1
1 ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Статья посвящена вопросам здоровьесбережения обучающихся в связи с использованием ИКТ. В работе анализируются основные негативные факторы, воздействующие на состояние здоровья обучающихся при работе с компьютером: зрительное напряжение, физическое напряжение, связанное с длительной статической нагрузкой мышц пользователя персонального компьютера, психическое напряжение. В данной статье представлена модель организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером. Автором статьи разработаны программы курсов повышения квалификации в очной форме и с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с целью формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером.
здоровьесбережение обучающихся
готовность к оздоровительно - корригирующей деятельности
негативное влияние учебной работы
обучение с компьютером
1. Долодаренко А. Г. Проспективное исследование влияния занятий за компьютером на функциональное состояние и физическое развитие детей среднего школьного: дис. …канд. пед. наук, - Казань. 2006., - С. 29-37.
2. Глушкова, Е. К., Барсукова Н. К., Сазанюк З. И. Воздействие учебных занятий с применением компьютера на работоспособность и самочувствие обучающихся старших классов // Гигиена и санитария. - 1990. - №12.- С. 50-53.
3. Махмадов Ш. К. Санитарно-гигиеническая характеристика условий пребывания школьников в компьютерных классах и их влияние на орган зрения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Душанбе, 2012. – С. 14-15.
4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука-реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – С 16-17.
5. Роберт И.В. Педагогико-эргономическая оценка средств информатизации и коммуникации, используемых в образовании // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 5. — С. 64–67.
6. Степанова М. И., Сазанюк З. И. Гигиенические требования к учебным занятиям с использованием компьютеров // Медицинская помощь. – М., - 1994. - № 4. - С. 20-23.
7. Степанова М.И. Ребенок и компьютер глазами медика // Биология в школе – М., -2002. - № 7. - С. 21-24.
8. Чичикин В. Т. Структура и регуляция профессиональной готовности педагога физической культуры: монография. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. – С. 78-79.
9. Экономова Т. П. Особенности физического развития и метаболического статуса школьников-пользователей персонального компьютера. дис. …канд. пед. наук, - Архангельск. - 2003. - С 96-97.
В настоящее время актуализируется проблема продуктивного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, при этом особо акцентируется внимание на вопросах безопасного применения компьютера в процессе обучения школьников. Вместе с тем, педагоги зачастую оказываются неподготовленными к деятельности здоровьесбережения обучающихся в связи с использованием ИКТ.

Изучение научно-методических публикаций позволяет сделать вывод о усугублении негативных тенденций, связанных с активизацией использования средств ИКТ в образовательной деятельности. Данные многочисленных исследований, проведённых среди детей дошкольного и школьного возраста, свидетельствуют о негативном влиянии компьютера на состояние здоровья обучающихся. В качестве основных негативных факторов, снижающих потенциал состояния здоровья школьников, исследователи выделяют: зрительное напряжение, психическое напряжение, физическое напряжение, связанное с длительным статическим напряжением мышц пользователя персонального компьютера (Е. К. Глушкова, А. Г. Долодаренко, В. Р. Кучма, Ш. К. Махмадов, Е.И. Машбиц, И. В Роберт, Р. И. Сазанюк, М. И. Степанова и др.) [1-7]. Отрицательное влияние указанных факторов обуславливает необходимость введения корригирующего воздействия посредством системы двигательных действий. Анализ публикаций, прямо или косвенно связанных с отмеченной детерминацией, позволяет констатировать явную недостаточность исследований такой системы. Недостаточность связана с тем, что имеющиеся исследования посвящены отдельным аспектам взаимодействия обучающихся с персональным компьютером: гигиеническим и физиологическим особенностям взаимодействия школьника с персональным компьютером, влиянию на зрение, нервно-эмоциональному напряжению обучающихся, особенностям использования ИКТ для внеучебных занятий, воздействию на здоровье обучающихся углубленных занятий с использованием компьютера и пр. (Е. К. Глушкова, А. Г. Долодаренко, В. Р. Кучма, Е.И. Машбиц, И. В Роберт, Р. И. Сазанюк, М. И. Степанова, Ш. К. Махмадов, Т.П. Экономова и др.) [1-7,9]. Можно утверждать, что проектирование системы физкультурно-корригирующих воздействий в целях устранения негативного влияния компьютера, не имеет системного решения. Публикации по этому поводу являются лишь предпосылками, элементами системы. Создание такой системы предполагает, во-первых, определение состава её компонентов, во-вторых - отношений приоритетности и целевой состоятельности с учетом соответствия влияющего воздействия корригирующей физкультуры с возможностями объектов воздействия.

Готовность педагога в сфере использования оздоровительных и корригирующих методов играет ключевую роль в здоровьесбережении обучающихся при работе с компьютером. Под готовностью мы понимаем «интегральное личностное образование на основе потребностей и способностей, характеризующееся нормативным уровнем преобразования общественных отношений в систему функций индивида» [8, с. 78]. Анализ результатов фонового исследования по определению уровня готовности педагогов Нижегородской области к оздоровительно-корригирующей деятельности при работе обучающихся с компьютером (было проведено анкетирование тридцати двух слушателей курсов повышения квалификации на базе ГБОУ ДПО НИРО) свидетельствует о недостаточном ее уровне. В связи с этим, нами предпринята попытка разработать модель организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером.

Указанная модель (см. Рис 1) построена на основе системного подхода, предполагающего необходимое и достаточное число компонентов, наличие прямых и обратных отношений между ними.

Анализ ситуации 1.0 предполагает изучение научно-методической литературы, результатов исследований, документов, определяющих социальный заказ общества на сохранение здоровья подрастающего поколения; мониторинг состояния здоровья школьников; проведение фоновых исследований по определению уровня готовности учителей к оздоровительно-корригирующей деятельности при работе обучающихся с компьютером; определение уровня подготовленности родителей и обучающихся к профилактической и корригирующей деятельности при использовании ИКТ. В настоящее время отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, что связывается, в частности, с недостаточной подготовленностью учителей, родителей, обучающихся к деятельности здоровьесбережения обучающихся в сфере использования ИКТ.

Вследствие этого, в предложенной модели целью 2.0 является оптимизация организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером. Основными задачами являются: проектирование, организация, реализация, контроль и рефлексия. Проектирование - определение содержания оздоровительно-корригирующей деятельности педагогов (формирование системы знаний, способов деятельности о возможностях оздоровления и коррекции нарушений в состоянии здоровья обучающихся при работе с компьютером, активизации родителей и обучающихся, формирование у них установок на ведение здорового образа жизни, интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям различного рода, совместной деятельности).

Рис. 1 Модель организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером

Организация предполагает определение оптимальной последовательности и распределение во времени основных компонентов оздоровительно-корригирующей деятельности. Реализация - осуществление оздоровительно-корригирующей деятельности педагогами, родителями, обучающимися. Контроль и рефлексия включают сверку цели, задач и результата (уровня готовности участников образовательного процесса), коррекцию социального заказа и других компонентов системы при необходимости, оценку эффективности работы системы. Компонент 2.0 состоит в прямых и обратных отношениях с 1.0: при изменении социального заказа соответственно изменятся цели и задачи системы, в свою очередь информация о невыполнении целей и задач активизирует потребность общества в корректировке социального заказа.

Для достижения поставленных цели и задач нами разработаны программы курсов повышения квалификации 3.0 для педагогов, предполагаемые к реализации в очной форме и с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на базе ГБОУ ДПО НИРО, и рассчитанные на 18 уч. ч. Обучение слушателей основано на проведении лекционно-практических занятий, семинаров, тренингов, с последующей защитой ими проектной работы по организации профилактической и корригирующей деятельности с обучающимися своего класса при работе с компьютером.

В настоящее время обучение с использованием ДОТ становится все более актуальным способом повышения квалификации, позволяющим учителям обучаться без отрыва от работы, вне зависимости от географического положения в удобное для них время. Специфика дистанционного образования заключается в отсутствии непосредственного личного контакта преподавателя и слушателя, поэтому важная роль отводится интерактивным элементам, активизирующим деятельность участников дистанционного курса (консультативным форумам, рефлексии, онлайн занятиям и пр.). Компонент 3.0 находится в прямых и обратных отношениях с 4.0: содержание программы определяет состав информационного, методического и организационного обеспечения, изменение же состава влечет за собой корректировку программы курсов. Также 3.0 находится в субординационных отношениях с 2.0: цель и задачи определяют направления разработки программ учебных курсов.

Следующим компонентом системы является обеспечение 4.0, включающее три составляющие, находящиеся в прямых и обратных отношениях друг с другом и в субординационной зависимости: информационную 4.1, методическую 4.2, организационную 4.3, что соответственно предполагает - состав информации, предъявляемой для изучения педагогам по вопросам оздоровления и коррекции нарушений состояния здоровья обучающихся при использовании ИКТ, методику обучения слушателей (использование различных форм и методов их активизации (активные методы обучения, тренинги, метод проектов, семинары)), организацию работы с ними (последовательность и объем изложения учебного материала). 4.0 находится в отношениях взаимозависимости с 4.1, 4.2, 4.3.

Реализация курсов повышения квалификации 5.0 - следующий компонент системы - предполагает их проведение в очной форме и с использованием ДОТ. При этом главной целью курсов становится формирование трех компонентов готовности педагогов - информационного, операционального, мотивационного, что соответственно предполагает формирование здоровьесберегающих знаний, способов деятельности, установок [9, с. 80]. Слушатели знакомятся с системой базовых технологий в связи с оздоровительно-корригирующей деятельностью, а также с технологией обучения для реализации данной системы. Анализ результатов анкетирования до и после обучения позволит сделать вывод об уровне сформированности готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности. 5.0 находится в отношениях взаимозависимости с 4.0 и 6.0: состав обеспечения зависит от требований программы и влияет на реализацию курсов и полученный результат 6.0 и наоборот - при изменении варианта реализации курса изменяются соответственно компоненты обеспечения.

Результат 6.0 предполагает достижение педагогами требуемого уровня готовности к оздоровительно-корригирующей деятельности, состоит в прямых и обратных отношениях с 5.0, т.е. зависит от того, насколько эффективно были реализованы курсы повышения квалификации и через обратную связь способствует корректировке процесса реализации курсов. Находится в отношениях взаимозависимости с 7.0.

Контроль 7.0 включает сверку целей, задач системы и полученного результата и соответственно находится в прямых и обратных отношениях с 2.0, а также - в прямых отношениях с 8.0 (определяет, что необходимо скорректировать при получении результата 6.0, свидетельствующего о недостаточном уровне сформированности готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером).

Коррекция 8.0 предполагает обновление информационного, методического, организационного компонентов обеспечения 4.0 учебного процесса при возникновении несоответствия между результатом процесса обучения (при констатации низкого уровня готовности педагога к оздоровительно-корригирующей деятельности) и целью, задачами системы посредством 7.0. Т. е. 8.0 состоит в отношениях взаимозависимости с 4.0 и 7.0.

Таким образом, социальный заказ общества определяет изменение компонентов системы. Обратная связь показывает эффективность каждого компонента, способствует уточнению социального заказа. Указанные компоненты состоят в прямых и обратных отношениях друг с другом, обеспечивая оптимальное функционирование системы. Готовность педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером детерминируется всеми основаниями системы. И в то же время за счет обратной связи через социальный заказ воздействует на формирование всех оснований системы, обеспечивая ее самооптимизацию.

В настоящее время приоритетной становится задача организации такого взаимодействия участников образовательного процесса, которое обеспечило бы формирование информационной культуры школьников (активное использование средств ИКТ, применение способов сбора, обработки, анализа информации и т.п.), а также - культуры ведения здорового образа жизни (рациональной организации труда и отдыха, оптимального двигательного режима, знание и применение профилактических и корригирующих мер при работе с компьютером). Решающее значение в решении поставленной задачи имеет подготовка к такой деятельности педагогов. Реализация разработанной нами модели организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером, будет способствовать формированию продуктивного уровня готовности.

Рецензенты:

Чичикин В.Т., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физического воспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО «Нижегородского института развития образования», г. Нижний Новгород;

Гладышева О.С., д.б.н., профессор, заведующий кафедры здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО «Нижегородского института развития образования», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Щербакова Н.Б. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – КОРРИГИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОМПЬЮТЕРОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23988 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674