Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАНИЯ БАШКОРТОСТАНА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Гуров В.Н. 1 Мазитов Р.Г. 1
1 ГОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
В статье обозначена значимость повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров образовательного комплекса Республики Башкортостан в повышении качества образования. Авторы определяют основные направления деятельности кафедры теории и практики управления образования, среди которых - проведение актуальных научных исследований по управленческим и образовательным проблемам; обновление содержания управленческого образования, основанного на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, в соответствии с федеральными требованиями; совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров; взаимодействие с образовательными организациями и организациями управления образования всех уровней путем создания разнообразных образовательных центров, экспериментальных площадок и лабораторий в целях повышения качества образования; расширение спектра образовательных услуг, ориентированных на разнообразные потребности образовательных организаций и создание передовой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Башкортостан; интеграция в федеральное и международное образовательные и научные пространства, широкое развитие международных связей и высокой академической мобильности. По каждому из направлений приводятся доказательные примеры и социальная значимость. В заключение в качестве успешной деятельности ведущего структурно структурного подразделения ИРО РБ авторы приводят позитивные результаты проводимых опросов обучающихся руководителей. Основой успешной работы кафедры по повышению квалификации и переподготовки управленческих кадров образовательной организации, по мнению авторов, является правильный выбор миссии и стратегии ее деятельности.
их характеристики
направления деятельности кафедры
инновационный руководитель
Инновационная школа
1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.
2. Антюхов А.А. Проектирование системы управления качеством образования в вузе // Инновации в образовании. 2010. № 9.
3. Ахметова Д.З. Реализация инновационных проектов психолого-педагогической направленности в современном вузе // Педагогическое образование и наука. 2010 . № 6.
4. Гуров В.Н. и др. Повышение квалификации преподавателей системы профессионального образования: новые вызовы и решения // Инновации в образовании. 2010. № 11.
5. Гуров В.Н. и др. Институт педагогики в контексте новых вызовов времени: новая школа и инновационные специалисты // Инновации в образовании. 2012. №7. С. 19-31.
6. Горенков Е.М. Инновационный потенциал устойчивого развития выпускника вуза // Высшее образование сегодня. 2010 . № 7.
7. Инициатива «Наша новая школа». Послание Президента РФ Д.А. Медведева http://www.pomorsu.ru/_doc/events/teacher_year_10/doclad.
8. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 635 с.
9. Храпов С.А. Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества // Философия образования. 2009. № 3.
10. V. Gurov, R. Mazitov, G. Lyutova, Management training education in the context of public-private partnership // Proceedings of the 1st International Academic Congress «Fundamental and Applied Studies in the Pacific and Atlantic Oceans Countries»/ (Japan, Tokyo, 25 October 2014). Volume I. “Tokyo University Press”, 2014. P. 663-668.
11. V. Gurov, R. Mazitov, G. Lyutova Management training education in the context of public-private partnership // Canadian Journal of Science, Education and Culture, 2014, No. 2. (6) (July - Desember). Volume III. “Toronto Press”, 2014. P. 389-394.
12. V. Gurov, R.G. Mazitov, A.M. Rudakov Innovative Cluster Lab as an effective form to improve the quality of educational sustems at the regional and municipal levels // Harward Journal of Fundamental and Applied Studies, 2015, No.1. (7) (January - June). Volume VIII. ‘‘Harward University Press’’, 2015. P. 418-428.
Согласно Федерального закона об образовании в Российской Федерации №273 - ФЗ от 29.12.2012 большую роль в повышении качества образования играет дополнительное профессиональное образование (статья 10, пункт 6.8., статья 76, пункты 4,5), поскольку программы повышения квалификации и программы переподготовки направлены на совершенствование уже имеющихся компетенций или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации или приобретения новой квалификации.

Это обусловливает основные направления трансформации педагогического образования: переход к разработке индивидуальных образовательных траекторий, к максимально гибким «клиентоориентированным» схемам, основанным на кредитно-модульном принципе, компетентностном подходе, повышенных требованиях к контролю качества образования на всех его этапах.

Особенно это важно при организации повышения квалификации и переподготовки руководителей образовательных организаций. Современный руководитель образовательной организации должен быть с инновационным мышлением, проявляющемся в готовности быстро реагировать на новые вызовы образования, активно «встраивать» в образовательный процесс научно-исследовательскую составляющую, проектировать на этой основе современное актуальное содержание образования, использовать эффективные технологии обучения, а в целом находить оптимальные пути и способы решения задач по формированию успешной, конкурентной личности. Эффективно решать эти задачи должна кафедра управления, входящая в структуру института развития образования, причем деятельность ее должна определяться внедрением соответствующих нововведений в ее функционирование с учетом происходящих в социальной и образовательных средах перемен.

Основной миссией кафедры управления становится подготовка руководителя с инновационным мышлением и инновационной культурой на основе компетентностного подхода, востребованного на внутреннем и внешнем рынках, готового к творческой профессиональной и научной деятельности в образовательных организациях Республики Башкортостан, Российской Федерации.

Стратегическая цель кафедры - создание системы повышения квалификации и переподготовки руководителей образовательных организаций, обеспечивающей:

- адекватную запросам рынка качественную подготовку управленцев для Республики Башкортостан и других регионов России;

- интеграцию науки, образования и производства в этих целях;

- поиск и внедрение новых образовательных технологий, активных, интерактивных форм обучения, а также широкое использование проектного метода и методов, позволяющих имитировать реальные производственные задачи.

В свете вышесказанного нами определены приоритетные направления развития кафедры.

1. Проведение актуальных научных исследований по управленческим и образовательным проблемам.

Приоритетной задачей данного направления является создание собственной научно-методологической школы, которая будет содействовать главному в учебно-воспитательном процессе - повышению уровня и качества подготовки самих членов кафедры и формированию содержания обучения на основе получаемых новых знаний (его генерирования).

Реализация данного направления деятельности осуществляется путем решения следующих задач:

- создание инновационных исследовательских лабораторий. Пример. На базе городского округа г. Нефтекамск создана инновационная лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов» (консультанты - Мазитов Р.Г. - ректор ГАОУ ДПО ИРО РБ, к.пол.наук, проф.; Чайникова Л.Ф., начальник МКУ ОО г. Нефтекамск; научный руководитель - Гуров В.Н. проф., д. пед. наук, зав. кафедрой теории и практики управления образованием ИРО РБ; Рудаков А.М., доц., канд. филос. наук, руководитель-организатор). Основное направление работы такого вида лабораторий - это повышение качества деятельности образовательных комплексов муниципалитетов в создаваемых кластерах на основе генерирования нового знания по вычлененной проблеме и внедрение его непосредственно в деятельность образовательных организаций (В.Н. Гуров, 2004). Подробно о деятельности лаборатории говорится в ж. Образование: традиции и инновации, №1 (14) 2015, выходящем на базе ИРО РБ.

Подчеркнем, что за год работы лаборатории получены данные о научно-исследовательском потенциале руководителей и педагогов образовательного комплекса г. Нефтекамска, определены основные «точки» его роста и сформированы инновационные проекты под них. Пример 2. Бурзянский район. Открыта лаборатория «Педагогический мененджмент по развитию образовательного комплекса муниципального района - Бурзянский район» (научный руководитель - Гуров В.Н., помощник научного руководителя Каримов Ф.Ф.).

- создание научно-исследовательских площадок на базе отдельных образовательных организаций. Пример. В 2014-15 учебном году открыта сетевая инновационная площадка по теме «Формирование профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях реорганизации профессионального колледжа» (научный руководитель проф. Гуров В.Н.).

Социальная значимость данного проекта заключается в том, что в ходе реорганизации СПО за счет включения в его деятельность двух новых структур - Центра прикладных квалификаций и Учебно-демонстрационного молодежного центра предпринимательской деятельности Зауралья Башкортостана будут открыты дополнительно 4 новых специальности с ежегодным выпуском более 350 человек, созданы 10-15 новых рабочих мест, сформированы у выпускников компетенции по малому предпринимательству в промышленном секторе экономики; оказана безвозмездно помощь начинающим и работающим предпринимателям в области лесопереработки, металлопереработки, деревообработки, торговли, общественного питания, в легкой промышленности и др.

Пример 2. В ноябре 2015 года открыты две сетевые инновационные площадки по темам: «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС основного общего образования», «Управление организацией внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования» (научный руководитель доцент кафедры Булатова З.А.).

- увеличение качества и объема научных статей, определяемых перечнем ВАК РФ, SCOPUS, монографий, научных сборников как результаты проведенных исследований. Так, в 2014-15 учебном году на кафедре опубликовано 10 статей в журналах ведущих университетах мира и 5 статей в журналах ВАКа (они указаны в библиографии статьи).

Важнейшим показателем успешного функционирования кафедры является участие ее сотрудников в грантовой деятельности. В 2014-15 гг. подготовлены следующие гранты: Пример1. Разработан и принят проект: «Создание эффективной модели образовательного комплекса на муниципальном уровне». Оператор гранта: Международное агентство по развитию культуры, образования и науки (IADCES) (научный руководитель - Гуров В.Н., помощник научного руководителя Каримов Ф.Ф.). Пример 2. Разработан и принят проект: «Формирование толерантной личности ребенка в полиэтнических образовательных социумах Башкортостана». Оператор гранта: Международное агентство по развитию культуры, образования и науки (IADCES) (научный руководитель - Гуров В.Н., помощник научного руководителя Каримов Ф.Ф.). Пример 3. Разработан и принят проект: «Зауралье Башкортостана: инновационный вектор в подготовке конкурентных рабочих и специалистов среднего звена». Оператор гранта: Общество «Знание» России (научный руководитель - Гуров В.Н., руководитель-организатор - Хасанов Г.А.). Пример 4. Разработан и принят проект: «Моногород: частная образовательная организация в контексте профессиональной ориентации детей на основе дополнительных общеразвивающих программ». Оператор гранта: Общество «Знание» России (научный руководитель - Гуров В.Н., руководитель-организатор - Лютова Г.Р.).

2. Обновление содержания управленческого образования, основанного на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, в соответствии с федеральными требованиями.

В основу развития системы подготовки менеджера положен компетентностный подход. Данный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей руководителей на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности и практической направленности.

За текущий год сотрудниками кафедры разработаны следующие учебно-методические комплексы и модули: Создание современной инновационной школы - проф. Гуров В.Н., ст. препод. Иванцова Н.А., Управление формированием ключевой компетенции «толерантность» у руководителей образовательных организаций - проф. Гуров В.Н., асп. Каримов Ф.Ф.; Государственно-частное партнерство в контексте решения общественно-значимых задач - проф. Гуров В.Н., ст. преп. Лютова Г.Р.; Управление организацией внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в основной школе - доцент Булатова З.А., Государственно-общественное управление в ОО - доцент Гайнуллин И.А.

Разработан и утвержден учебно-методический комплекс курсов переподготовки руководителей образовательных организаций и резерва «Менеджмент в образовании».

Ведется обучение 2 групп руководителей образовательных организаций Башкортостана с общим количеством более 40 человек, выпуск которых состоится в октябре 2015 года.

Разработаны новые учебно-методические комплексы - Управление организацией предпрофильной подготовки профессионального обучения в ОО. (Гайнулин И.А., доцент); Инновационная модель методической службы в ОО. (Асабина В.Я., ст. преподаватель).

3. Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

Вышеобозначенные два направления деятельности кафедры фактически «выстроены» на понимании того, что эффективное руководство школой играет большую роль в повышении качества обучения и улучшения результативности образования. При этом мы исходили из того, что успешное управление школой предполагает формирование компетенций у руководителей образовательных организаций в следующих полях: финансовое управление, человеческий капитал, управление в условиях автономии, стратегическое управление и мониторинг, учет этнического и социального многообразия. Остановимся вкратце на формировании компетенции в области финансового управления. В этих целях в учебном году была открыта в институте развития образования при кафедре сетевая инновационная площадка по финансовой грамотности совместно с Межрегиональной общественной организацией «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» (руков. доц. Ситдикова Е.Г.). Сетевая инновационная площадка включила свыше 20 образовательных организаций. На кафедре был разработан соответствующий учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность руководителя образовательной организации» (72 часа). Основная направленность деятельности этого направления - посредством повышения финансовой грамотности руководителей формировать финансовую грамотность (компетенции) у старших учащихся профильных классов. В этих условиях в образовательных организациях были открыты профильные классы, в институте развития образования Республики Башкортостан началась работа по повышению квалификации в этом направлении руководителей и учителей. Всего за учебный год повысили квалификацию свыше 100 директоров и заместителей и более 30 учителей.

4. Взаимодействие с образовательными организациями и организациями управления образования всех уровней путем создания разнообразных образовательных центров, экспериментальных площадок и лабораторий в целях повышения качества образования.

Формирование внешних связей - неотъемлемый компонент динамичного и адекватного происходящим изменениям развития специальностей кафедры управления. Многофункциональность деятельности специалистов «помогающих профессий» обусловливает развитие отношений института с организациями Республики Башкортостан: Министерством образования РБ, Администрациями городов и районов Республики и т. д. Благодаря этому сотрудничеству мы создаем базы практик, на которых отрабатываются профессиональные компетенции, осваиваются инновационные технологии.

Связи с заказчиками на рынке труда позволяют гибко реагировать на запросы жизни, продуманно отвечать на вызовы времени.

При этом можно выделить следующие направления:

- развитие научного, информационного сотрудничества с кафедрами, институтами повышения квалификации, профильными институтами в России и за рубежом;

- взаимодействие по социальным и организационным вопросам на краевом уровне с отделами Управления образования Республики Башкортостан;

- связь с городскими структурами, обеспечивающими образовательную политику в управленческой среде;

- связь с научными учреждениями, научно-методическими, психолого-педагогическими центрами, приглашение специалистов для чтения курсов по выбору и факультативов, организация и проведение всех видов практик;

- выступление соисполнителями различных социальных и образовательных проектов.

5. Расширение спектра образовательных услуг, ориентированных на разнообразные потребности образовательных организаций и создание передовой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Башкортостан.

Предлагаемый в настоящее время кафедрой спектр услуг включает в себя:

- проведение профессиональной переподготовки по квалификации «Менеджмент в организации», повышение квалификации по модулям: «Современный образовательный менеджмент», «Инновационный менеджмент в управлении образовательной организацией»; «Подготовка управленческих кадров образования в контексте государственно-частного партнерства», «Формирование ключевой компетенции «толерантность»; «Основы предпринимательской деятельности», «Организация образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования», «Управление образовательной организацией в условиях введения ФГОС ООО», «Управление методическими службами в условиях реализации ФГОС», «Подготовка тьюторов для реализации ФГОС общего образования», «Управление профориентационной работы в соответствии с требованиями ФГОС», «Управление качеством образования в ОО»;

- консультации и сопровождение по написанию кандидатских и докторских диссертаций;

- организация стажировок по различным направлениям деятельности образовательных организаций в лучших школах г. Уфы и других городах Башкортостана;

- организационно-содержательное сопровождение желающих для участия в конкурсе «Учитель года Башкортостана» на муниципальном и республиканском уровне;

- помощь в определении темы, открытии и сопровождении инновационной площадки различных уровней - муниципальный, региональный и федеральный;

- проведение тренингов по следующим направлениям - «Управление персоналом в организации», «Лидерство в организации», «Разрешение конфликтов в организации», «Тренинг управленческих умений», «Тренинг командообразования», «Тренинг межкультурной коммуникации», «Тренинг эффективного взаимодействия детей и родителей», «Тренинг толерантности в организации».

6. Интеграция в федеральное и международное образовательные и научные пространства, широкое развитие международных связей и высокой академической мобильности.

По этому направлению кафедра прорабатывает вопрос об открытии филиала Федерального государственного научного учреждения «Институт семьи и воспитания» Российской академии образования, создание регионального отделения «Педагогического общества России» и др.

В заключение отметим, что составляющими успеха стратегии деятельности кафедры являются ее внутренние перемены - адекватная структура, цели, задачи, технологии и люди. В конечном счете, нацеленность на результативность и эффективность.

В рамках деятельности кафедры по повышению квалификации и переподготовки управленческих кадров республики Башкортостан в целях совершенствования содержания нами проводится системный мониторинг на основе разработанной анкеты-опросника. Общее количество участвующих в опросе составило 326 руководителей (директора, заместители по разным направлениям деятельности). В ходе опроса слушателям предлагалось оценить свое отношение к результатам обучения, уровень и качество читаемых лекций, проводимых практических занятий, стажерской практики в ведущих образовательных организациях г. Уфы, а также роль обучения в совершенствовании уже имеющихся у них знаний в управлении, в осмыслении современных образовательных и управленческих технологий, в использовании социального партнерства и как компонента - государственно-частного партнерства в повышении качества подготовки выпускников.

Анализ данных опроса показал, что в целом они довольны своим обучением (свыше 98,8 % опрошенных) и считают наиболее эффективными формами стажерскую практику, проектное обучение на участие в реальных ситуациях, панельные и экспертные «круглые» столы (позволяют провести обмен опытом работы), деловые игры по конкретным ситуационным управленческим проблемам. Вместе с тем, были высказаны пожелания в совершенствовании повышения квалификации и переподготовке по следующим направлениям: механизмы привлечения различных социальных партнеров (родители, бизнес сообщество и др.) к определению приоритетов развития школьной организации и дальнейшей реализации проекта; методы выявления ресурсов развития школьной организации; механизмы создания коалиций и распределенного руководства в школьной организации и др.

В ходе опроса у большинства руководителей был выявлен высокий уровень мотивации к совершенствованию знаний в области управления (98,7%).

Реализация миссии и достижение поставленных целей предполагает дальнейшую активизацию инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Решением Президиума Российской Академии Естествознания (от 24 июня 2015 г.) кафедра награждена дипломом «Золотая кафедра России» серии «Золотой фонд отечественной науки» за вклад в развитие Отечественного образования.

Развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. В этой связи в стратегическом аспекте деятельность кафедры сориентирована на создание системы непрерывного повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров республики с пониманием того, что ключевыми элементами управления являются поддержка и развитие качества преподавания, определение целей и способов оценки прогресса (стратегии) и управление ресурсами. Причем создаваемая нами система повышения качества подготовки управленческих кадров учитывает происходящие в социальных средах функционирования образовательных организаций идущие изменения - демографические потоки в республике и за ее пределами, трансформацию рынка труда, многообразие структурных групп обучающихся и типов семей, развитие новых технологий в области знаний. Основная целевая установка - подготовка директоров-лидеров и через них - образовательных организаций - лидеров.

В этом случае возможно решение важной задачи образования - стать эффективным средством социально экономического развития Башкортостана.

Рецензенты:

Бикмеев М.А., д,и.н., профессор, зав.кафедрой истории, обществознания и культурологии ГАОУ ДПО ИРО РБ, г. Уфа;

Гарипов М.И., д.п.н., профессор, ЧОУ ВО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия». г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Гуров В.Н., Мазитов Р.Г. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАНИЯ БАШКОРТОСТАНА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24006 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674