Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Богданова В.П. 1
1 ФГБОУВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
В условиях изменения социально-экономической ситуации в стране, изменения потребностей рынка труда обществу требуются высокоразвитые в умственном, нравственном и физическом отношении личности. Успешная самореализация личности возможна лишь при наличии в образовательных учреждениях страны системы, адекватной меняющимся социальным условиям, направленной на развитие личности каждого ребенка. На современном этапе реализуется множество программ создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, педагогическими, психологическими и социальными условиями. Поскольку интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите страны растет, становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. Профессиональное сообщество педагогов и психологов рассматривают одаренность как своего рода девиацию, то есть одаренные дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что создает немало проблем при работе с ними. Обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися.
программы поддержки одаренных детей
психолого-педагогическое обеспечение
талантливый. девиантный
способный
одаренный
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность // Семья и школа. – 2010. – № 9. – С.17.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.
4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.
5. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2010. – 376 с.
6. Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения). – М.: Новая школа, 2010. – 64 с.
7. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб., 2000.

Современные преобразования, модернизация образования в Российской Федерации – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит совокупность реализации целого ряда педагогических инноваций. Инновации продиктованы отчасти реалиями сегодняшнего времени – стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Способного творчески и неординарно подходить к любого рода проблемам, обладающего широким кругозором, умеющим ставить цели и решать сложные задачи. Проблема детской одаренности во всем мире и в нашей стране, в частности, имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы в основном состоит в том, что современные образовательные учреждения уделяют основное внимание своевременному выявлению детей, относящихся к категории «одаренные», основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее [1].

Исследователи детской одаренности (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

Большинство авторов отмечают, что качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности. Выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная [2]. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения. Для нашего исследования это важно, поскольку одной из главных составляющих разделов программ по работе с одаренными детьми является психолого-педагогический раздел.

Вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей для современной школы сегодня приобретают особое значение. Проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

По решению Всемирной организации здравоохранения одарённые дети входят в «группу риска». Им необходимы специальные индивидуальные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям) [5].

Исследователи выделяют три основные характеристики одаренности:

Интегративные личностные: любопытство (познавательная потребность) – чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного, и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, – это важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

Характеристики сферы умственного развития: оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельности рисунков, сочинений, историй, конструировании); гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Характеристики сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи – ведущая характеристика одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка; нонконформизм – стремление во чтобы то ни стало противостоять мнению большинства, характеризуется его самостоятельностью и независимостью. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство – доминирование в межличностных отношениях. Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом.

В соответствии с выделенными тремя основными характеристиками одаренности психологи определяют три группы таких обучающихся [7].

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к неречевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Опыт работы с данной категорией учащихся показывает, что такие дети доставляют массу хлопот педагогическим работникам. Характерными для представителей первой группы являются эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее, неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс, стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними. Такие непривлекательные проявления личности нередко влекут за собой не только проблемы психического характера у ребенка, но и явное неприятие его коллективом сверстников. Что, безусловно, приводит к дезадаптивной симптоматике (асоциальное поведение, агрессия).

Нередки и диаметрально противоположные проявления: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

В практике школьной жизни можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления отдельных черт его характера. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) – одна из серьезнейших проблем социально-психологических проявлений со стороны ближайшего социального окружения ребёнка. Одной из основных социально-психологических проблем одаренного ребенка является несформированность у ребенка средств общения с окружающим его миром. Причина этого кроется в «детском прошлом» ребенка, в благополучной любящей среде домашнего воспитания. И наконец, самая основная проблема заключается в отсутствии подготовленных теоретически и обладающих практическими умениями педагогических кадров, способных обучать, развивать, воспитывать и создавать психолого-педагогическую среду для одаренных детей.

Создание в образовательном учреждении благоприятной психолого-педагогической среды – основная цель ОУ, способного осуществлять работу по выявлению и развитию одаренных детей. Безусловно, что такую среду может создать лишь педагогический коллектив, обладающий необходимым для такого рода деятельности профессиональным потенциалом.

Примером может служить МОУ СОШ №11 г. Ноябрьска (ЯНАО), где директор Крылова Л. Н. многие годы скурпулезно и настойчиво подбирала коллектив педагогов, позволяющих школе на протяжении последних 15-ти лет возглавлять рейтинг школ округа по количеству учащихся – победителей городских, региональных, российских олимпиад. Понимание того факта, что престиж школы – это ее учителя, помог создать ту среду престижа знаний, которая и составляет «дух» школы, ее среду. В этой школе почетно хорошо учиться, почетно быть победителем нескольких олимпиад, конкурсов, проектов. При этом на самых ранних стадиях становления той среды, которая создана сегодня, педагоги понимали «особенности» работы с одаренными детьми. Видели, а главное понимали вышеобозначенные автором проблемы, связанные с социально-психологическими проявлениями. Именно это дало понимание создания в школе не только собственно программы «Одаренные дети», но продумать создание целого ряда подпрограмм психологической поддержки учащихся, родителей, детско-родительских отношений, семинаров для педагогов.

Может создаться впечатление, что детская одаренность – процесс настолько аномальный, что ему всегда сопутствуют трудности. Но одаренный ребенок – ребенок, который развивается по-другому, он требует других норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся в средней школе.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

  1. трудности в нахождении близких по духу друзей;
  2. проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
  3. проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
  4. очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;
  5. диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе.

Психологическая помощь родителям, в частности, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:

1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.).

2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений.

3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье. Следует обратить особое внимание на очень важный компонент психологической помощи родителям – тренинги детско-родительских отношений. Нами разработана программа тренинга для родителей одаренных детей, который мог бы быть включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы. Выявление одаренных детей по основанию «значимости» – первый и самый главный этап. Необходимо определить, какой тип одаренности у конкретного ученика. Общая (умственная одаренность); художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т.д.); социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект); спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности – спорт, танцы) [4].

Далее выделяются этапы, которые с особой тщательностью прописываются в Программе.

Отдельным разделом прописываются предполагаемые результаты Программы по работе с одаренными детьми.

Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели, хотя бы по одному из параметров:

Мотивация – при решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом: «мотивация содержанием» – мотивы, связанные с содержанием учения, «мотивация процессом» – мотивы, связанные с самим процессом учения.

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения: «Широкие социальные мотивы» – а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности; б) узколичные – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования. «Мотивы избегания неприятностей» – учение на основе принуждения, страха быть «наказанным» и т. п. Доминирование мотивов, связанных с обучением, характеризует одаренного ребенка. В то же время важное значение имеет мотивация процессом, а также социальные мотивы. По данным научной лаборатории Д. Б. Богоявленской, занимающейся данной проблемой, на определённом этапе важно вовремя менять мотивацию учения: с мотивации «на оценку» – на мотивацию «на развитие». Наличие же в ребёнке мотивации «на содержание» (предмета) есть признак одарённости. Креативность. Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества универсальна. Научившись «творить» в сфере искусства, техники или других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу.

1. Продуктивность, или «беглость», – способность к продуцированию максимально большого числа идей.

2. Гибкость представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию.

3. Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепринятых, банальных.

4. Разработанность. Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие – детально, творчески разрабатывать существующие.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

  1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
  2. информационная среда для родителей;
  3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
  4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

При этом цель работы психолога с родителями талантливых детей – обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком [3]. Тренинги для родителей направлены на:

  • расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
  • выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей:

  1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  2. Оценивайте уровень развития ребенка.
  3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6. Развивайте в своих детях следующие качества:
    • уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
    • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
    • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
    • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
    • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
    • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов [6].

Таким образом, работа с одаренными детьми – ответственная, глубоко профессиональная, комплексная деятельность педагогов, психологов, социальных работников и социальных педагогов по выявлению, развитию и воспитанию талантливых детей.


Библиографическая ссылка

Богданова В.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24097 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674