Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Михайлова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В нашем исследовании на тему «Использование ценностей физической культуры в профессиональной подготовке педагога дошкольного образования» обосновывается процесс использования ценностей физической культуры, которыми будущие педагоги дошкольного образования должны овладеть в ходе специально-методической и специально-двигательной подготовки. Формированию профессиональной физической культуры студентов – будущих педагогов дошкольного образования способствовали внедрение структурно-функциональной модели профессионального физического образования и ее программно-содержательное обеспечение. В целях подготовки высококвалифицированного специалиста дошкольного образования использовался ценностный потенциал физической культуры, реализованный в единстве профессионального обучения, воспитания и развития. О достижении должного уровня сформированности ПФК будущих педагогов дошкольного образования свидетельствует ценностная ориентированность на общесоциальные и физкультурные ценности в связи с использованием современных требований федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании (ФГОС).
специально-методическая и специально-двигательная подготовка
ценностные ориентации личности (цол)
профессиональное физическое образование (пфо)
профессиональная физическая культура (ПФК)
профессиональная подготовка
1. Батышев С. Я. О всеобщем профессиональном образовании // Советская педагогика. – 1991. – № 6. – С. 66–70.
2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионала. – Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 400 с.
4. Коровин С. С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. – 184 с.
5. Михайлова Н. В. Использование ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: сб. материалов X Международной науч.-практ. конф. – Новосибирск: ЦРНС, 2014. – С. 77-82.

Современный специалист во всех сферах деятельности (в том числе и в области физической культуры и спорта) должен быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда. Однако следует отметить, что подготовленность выпускников учреждений профессионального образования оставляет желать лучшего. Выход из создавшейся ситуации видится в актуализации личностных свойств индивида (как конкурентоспособной личности), когда наряду с усвоением специальных знаний и достижением должного уровня развития собственно профессиональных способностей приобщенность к культуре, присвоение социальных ценностей становятся необходимым условием соответствия личности работника непрерывно возрастающим требованиям профессионального труда.

Использование ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования обеспечит их способность к эффективной трансляции физической культуры в процесс образования дошкольников. Специфика самой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и возрастные особенности жизни и деятельности дошкольников ещё более актуализируют проблему формирования профессиональной физической культуры специалиста [5].

Профессиональные ценности играют исключительно важную роль в формировании личности профессионала, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают направленность его интересов и потребностей, определяют присущие ему установки и мотивацию в сфере профессиональной деятельности. Многообразие профессиональных ценностей в настоящее время обуславливает необходимость систематизации и классификации профессиональных ценностей педагога.

Основы системной методологии, по мнению С. С. Коровина, составляют: понятийно-категориальный аппарат, структура и функции профессиональной физической культуры (ПФК), структурно-функциональное моделирование и программно-содержательное обеспечение процесса овладения ценностями ПФК, структура ПФК личности и характеристики ее составляющих.

Структурно-функциональное моделирование отражает технологию трансляции ценностей ПФК в ходе профессионального образования, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на процесс становления составляющих ПФК личности учащегося. При этом программно-содержательный (дидактический) материал (обеспечение) являет собой тот необходимый инструмент, с помощью которого достигается социально и личностно значимая цель – формирование ПФК личности [4].

Главный результирующий показатель эффективности процесса ПФО – профессионал, то есть личность, овладевшая ценностями ПФК и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, обеспечивающих успешность осуществления профессиональной деятельности и решения бытовых задач. При этом важнейшей характеристикой категории «личность профессионала» является сформированность образовательного аксиологического и психофизического компонентов ПФК личности (таблица 1).

Таблица 1

Компоненты профессиональной физической культуры личности профессионала

Компонент

Основное содержание

Решаемые задачи

Образовательный

Усвоенный социальный опыт (знания, умения, навыки).

Должный уровень осуществления психических процессов, необходимых для успешного овладения социально значимым опытом

Приобретение знаний о месте и роли профессиональной физической культуры в повседневной жизни и профессиональной деятельности, умений и навыков, имеющих непосредственное отношение к процессу профессионального образования, совершенствование ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств и воли

Аксиологический

Совокупность присвоенных ценностей профессиональной физической культуры. Совокупность присвоенных ценностей, связанных с социальной и профессиональной деятельностью.

Мотивы профессиональной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Направленность и отношения личности

Формирование правильного отношения к собственному здоровью, способностям и знаниям, необходимым для физкультурного самосовершенствования и профессиональной деятельности. Удовлетворение естественных человеческих и профессионально обусловленных психофизиологических, социальных, духовных и материальных потребностей, формирование общей направленности личности и отдельных личностных качеств и черт характера, определяющих успешность социально оправданного образа жизни

Психофизический

Здоровье.

Психомоторные

способности

Достижение соответствующего требованиям профессиональной деятельности физического развития и высокой работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, приобщение к здоровому образу жизни, развитие профессионально важных психомоторных способностей

Направленное использование ценностей физической культуры в целостном процессе подготовки специалиста дошкольного образования позволяет эффективно формировать профессиональную физическую культуру (ПФК) его личности в единстве ее деятельностной, предметно-ценностной и результативной сторонами [3].

Осуществление творческой деятельности в учебном процессе приводит к повышению мотивации в обучении, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их профессионального практического применения. Творческая составляющая системы подготовки специалиста включает в себя различные формы и методы, начиная с изучения курсов по выбору, выполнения расширенных практических заданий, курсовых проектов и других видов работ и заканчивая специализированными разделами обучения, подготовкой выпускной квалифицированной работы, освоением дополнительных профилей и специальностей.

Практико-ориентированная подготовка студентов оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовывать задачи творческой и практической подготовки творческого развития и воспитания специалиста.

Основными требованиями к организации специализированной практики являются:

  • опора на ранее освоенный материал;
  • подготовка студентов к творческой деятельности;
  • формирование интереса к творческой деятельности;
  • обеспечение самостоятельности выполнения работы.

В работе с детьми дошкольного возраста особое значение придается практико-ориентированной подготовке студентов, а результатом подготовки студентов является проверка их практической деятельности. Значительное место занимают итоги выполнения и защиты курсового проекта перед экзаменационной сессией или доклад на научной конференции студентов.

Осуществление учебной творческой деятельности студентов требует создания и реализации следующих условий:

  • материально-технического обеспечения учебной творческой деятельности;
  • научно-методического обеспечения практико-ориентированной подготовки студентов;
  • оценке эффективности практико-ориентированной деятельности студентов.

Особое значение в практике ПФО приобретает формирование должного отношения студентов к овладению ценностями физической культуры, их направленности на физкультурное (включая профессиональное) самосовершенствование. Именно на этой основе можно прогнозировать включенность человека в процесс самосовершенствования направленным использованием ценностного потенциала физической культуры и, как следствие, достижение высокого уровня профессиональной подготовленности; активность в профессиональной и социальной жизни и деятельности; воспроизводство ценностного (материального и духовного) потенциала социума.

Обобщенные результаты сформированности системы ЦОЛ представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сформированность ценностных ориентаций личности студентов опытной и контрольной групп в сфере физической культуры в педагогическом эксперименте

Компоненты ЦОЛ

Группы исследуемых

Р,%

Опытная (n= 31)

M ± m

Контрольн. (n= 30)

M ± m

 

1. Информационно-познавательный

12,3 ± 0,91

9,1 ± 1,04

‹ 0,05

2.Оценочно-мотивационный

11,4 ± 0,79

7,4 ± 0,93

‹ 0,05

3.Потенциально-деятельностный

10,9 ± 0,62

6,7 ± 0,87

‹ 0,05

4.Реально-деятельностный

8,9 ± 0,63

7,9 ± 0,74

› 0,05

5.Обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры

20,7 ± 3,21

15,9 ± 3,09

› 0,05

Данные результаты свидетельствуют, что обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры в опытных группах студентов выше на 30,2 % (Р ‹ 0,05) в сравнении с контрольными. Установлено также, что в опытной группе, по сравнению с контрольной, информативно-познавательный, оценочно-мотивационный и потенциально-деятельностный компоненты ЦОЛ выше как в абсолютном, так и в процентном выражении.

В результате анализа теории и практики формирования профессиональных ценностных ориентаций выделены три группы требований, которые необходимы для обеспечения результативности этого процесса: научно-методические, организационные, воспитательно-образовательные.

К научно-методической группе относятся:

- создание программно-методического обеспечения профессиональных ценностных ориентаций студентов с целью индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения студентов и подготовки их к профессиональной деятельности;

- моделирование условий, ситуаций, в которых выявляются и развиваются профессиональные ценностные ориентации студентов.

Организационными требованиями формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов являются:

  • обеспечение интеграции различных предметов на методическом дидактическом, воспитательном уровнях;
  • построение системы формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов, обеспечивающих развитие у них социально значимых качеств личности;
  • наличие достаточно оснащенной научно-методической базы для проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Мы в своей работе выделили показатели базовых компонентов профессиональных ценностей педагогов дошкольного образования и интерпретировали в соответствии со своим исследованием. Компонент ценности-цели носит основной акцент аксиологической составляющей и занимает особое место в структуре. В содержание компонента ценности-цели входит ориентация на формирование личностной концепции «Я-профессиональное», включающей в себя подсистемы: «Я как учитель», «Я как воспитатель», «Я как исследователь».

Данный компонент выступает в качестве доминирующего в системе других компонентов, поскольку педагог, осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Первый компонент является пропедевтической ступенью для последующих.

Компонент ценности-отношения включает ориентацию на формирование концепции собственной профессиональной позиции как совокупности отношений к педагогической деятельности. Отношение к педагогической деятельности, к себе как к профессионалу и как к личности обеспечивает педагогу целесообразно построить педагогический процесс и эффективно взаимодействовать с его субъектами.

Компонент ценности-качества содержит ориентацию на создание личностного педагогического имиджа, воспитание и саморазвитие индивидуальных, личностных, статусно-ролевых, профессионально-деятельностных и внешнеповеденческих качеств.

Компонент ценности-умения содержит ориентацию на овладение комплексом профессионально-педагогических умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных, диагностических, исследовательских.

Ценности-отношения, ценности-качества, ценности-умения играют существенную роль в системе формирования профессиональных ценностей, однако педагогическая деятельность не сможет осуществляться в полной мере без компонента ценности-знания.

Компонент ценности-знания включает ориентацию на усвоение системы профессионально-педагогических знаний: методологических, теоретических, методических и технологических. Важно не только иметь знания, но и осознавать, уметь осуществлять их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Компоненты не являются изолированными, так как они взаимообуславливают и дополняют друг друга. Системная связь между компонентами определяется позитивным отношением педагогов к дошкольной ступени образования; наличием социальной мотивации, а также их интересом к присвоению профессиональных ценностей. Компонент качества образует своеобразную подсистему, включающую самоанализ, самооценку профессиональной деятельности. Особенно ярко выражена системная связь между компонентами ценности-знания, ценности-умения и ценности-качества: не овладев определенным уровнем теоретических знаний и практических умений, педагог не сможет адекватно оценить степень сформированности у себя профессиональных ценностей [5].


Библиографическая ссылка

Михайлова Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24108 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674