Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЦИКЛАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Максимова С.И. 1 Пономаренко Г.С. 1 Максимов А.Н. 2, 1
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
2 ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" (СФУ)
Статья посвящена использованию методов интерактивного обучения для слушателей последипломного образования. Проведен анализ образовательного процесса в рамках циклов тематического усовершенствования по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи, как одного из направлений реструктуризации и обновления профессиональных компетенций при усилении практико-ориентированной деятельностной составляющей руководителей с целью его дальнейшей корректировки. Использование традиционных методов обучения, а также активных и интерактивных методов обучения при использовании практико-ориентированных форм эффективного управления образовательными коммуникациями, такими как: «Круглые столы», «Метод кейсов» способствуют формированию профессиональных компетенций у слушателей последипломного образования в экспертной деятельности. Использование пакетов наборов образовательных услуг при комбинировании традиционных и активных форм обучения позволяет применять технологии позиционирования с учетом предпочтений слушателей курсов тематического усовершенствования.
сегментация образовательного пространства.
предпочтительные наборы образовательных услуг
«круглый стол»
«метод кейсов»
интерактивные методы обучения
традиционные методы обучения
модульное обучение
1. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. (ред. от 08.03.2015 г.) «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
2. Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2015).
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 624н (в ред. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01.2012 № 31н) «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности».
5. Приказ МЗ России от 07.07.2015г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
6. Приказ Федерального Фонда ОМС от 01.12.2010г. № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

Современный этап системы здравоохранения предоставил врачам всех специальностей возможность совершенствования знаний по вопросам оценки качества предоставления медицинской помощи и достижение безопасности медицинской деятельности, экспертного контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности.  Изучение данных вопросов требует учета и мониторинга комплекса потоков медико-социальной информации для эффективного освоения и практико-ориентированного ее применения в повседневной профессиональной деятельности медицинского персонала.

С 2011 года произошло изменение правового механизма регламентирующего обучения слушателей по указанным направлениям наряду с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Введены также два  Федеральных закона (ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ»), а также ряд нормативно-правовых актов МЗ РФ и ФФОМС, утвержденных в установленном порядке. Они расширили правовую основу учебных программ циклов тематического усовершенствования (ТУ) по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН) и контролю качества медицинской помощи (ККМП) [1,2].  Кроме того, согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» [3] с 1 июля 2016 г. требования к профессиональным стандартам включают обязательные знания по ЭВН и ККМП, что предопределило необходимость совершенствования механизма образовательных коммуникаций при усилении его эффективными формами и экономически сберегающими технологиями.

Кафедрой управления в здравоохранении института последипломного образования  Красноярского государственного медицинского университета им. В. Ф. Войно-Ясенецкого проводится подготовка специалистов здравоохранения различных специальностей на циклах тематического усовершенствования (ТУ) «Экспертиза временной нетрудоспособности  (ЭВН)» и «Контроль качества медицинской помощи (ККМП)».

Для выявления внутриорганизационных резервов данного процесса было проведено исследование по направлению анализа образовательного процесса в рамках циклов ТУ с применением интерактивных методов обучения за временной период с 2013 по 2015 гг. Полученные статистические данные могут найти применение для совершенствования образовательного процесса.

В качестве объекта исследования в соответствие с рабочей гипотезой были определены слушатели циклов ТУ (ЭВН и ККМП).

Предмет исследования определен как оценка слушателями циклов процесса применения интерактивных методов обучения.

Целью проведенного исследования было проанализировать образовательный процесс в рамках циклов ТУ с применением интерактивных методов обучения за период с 2013 по 2015 гг. для проведения дальнейшей коррекции образовательного процесса.

Выборка: для проведения исследования и анализа были использованы группы слушателей циклов ТУ за период 2013–2015 гг., составившие 527 человек (табл. 1).

Таблица 1

Состав и структура слушателей циклов ТУ «ЭВН и ККМП» ИПО в 2013–2015 гг.

с учетом фактически занимаемых должностей

 

 

Год обучения

Должность

 

 

Всего

Гл врач

Зам. гл. врача

Зам. гл. врача  по КЭР

Зав.                     отделением

Специалист

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Абс

%

2013

8

3,3

37

15,6

17

7,1

23

9,6

154

64,4

239

100

2014

15

8,3

43

24,8

19

10,7

24

13,2

76

43

177

100

2015

6

5,4

24

21,6

11

9,9

19

17,2

51

45,9

111

100

Итого

29

5,5

104

19,7

47

8,9

66

12,5

281

53,4

527

100

Среди слушателей с учетом занимаемых должностей за данный период выделяются две группы: первая группа (46,7 %) – руководители медицинских организаций разного уровня (главные врачи, заместители гл. врачей и заведующие отделениями) – 246 чел., и вторая группа, составившая 53,3 % (281 чел.), представленная врачами  различных специальностей и специализаций терапевтического и хирургического профилей.

Динамика обучающихся руководителей, начиная с 2013 г., среди слушателей циклов ТУ постоянно растет.  Если в 2013 году удельный вес руководителей составил 35,6 %, то в 2014 и 2015 гг. – уже более половины всех слушателей данных циклов (57 % и 54 %  соответственно). Среди руководителей подавляющее большинство (61 %) составляют заместители главного врача (104 чел.) и заместители по клинико-экспертной работе (КЭР)  (47 чел). Это подтверждает значение практико-ориентированной направленности знаний по ЭВН и ККМП в медицинских учреждениях, как в профессиональной деятельности руководителей  разных  уровней, так и вопросы экспертного характера, занимающие значительную часть организационно-управленческой деятельности руководителей.

Состав обучающихся на циклах по критериям проживания и территориальной занятости представлен таким образом: более половины слушателей (62,1 %), прошедших обучение на циклах ТУ ЭВН и ККМП, проживают в г. Красноярске (327 чел.) и имеют соответствующую территориальную занятость; 27,5 %(145 чел.) – в городах края; 10,4 % (55 чел.) слушателей – проживают в сельской местности (табл. 2), что указывает на  невозможность и высокую экономическую затратность постоянного и непрерывного обучения специалистов из-за возникающих в связи с этим ограничений и снижением эффективности оказания медицинской помощи населению районов края у медицинских организаций (длительное отсутствие специалиста на рабочем месте). 

Таблица 2

Состав слушателей циклов ТУ ЭВН и ККМП  по территориальной организации занятости

     Год обучения

2013

2014

2015

Всего:

Место проживания

Абс. показ.

 %

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

n = 239

n = 177

n = 111

n = 527

1

г. Красноярск

100

41,8

151

85,3

76

68,5

327

62,1

2

города края

114

47,7

14

8,0

17

15,3

145

27,5

3

сельская местность

25

10,5

12

6,7

18

16,2

55

10,4

 

Итого:

239

100

177

100

111

100

527

100

 

Таблица 3

Состав и распределениеслушателей по стажу работы

Год обучения

 

Стаж работы

2013

2014

2015

Всего

Абс. показ.

 %

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

Абс. показ.

%

n = 239

n = 177

n = 111

n = 527

1

До 5 лет

11

5

0

0

7

6,9

18

3,4

2

От 5–10 лет

24

10

28

15,8

10

9,3

62

11,8

3

От 10–15 лет

31

13,2

28

15,8

16

14,0

75

14,2

4

От 15–20 лет

35

14,7

28

15,8

16

14,0

79

15,0

5

От 20–25 лет

61

25,1

61

34,2

18

16,2

140

26,6

6

От 25–30 лет

49

20,2

18

10,5

26

23,4

93

17,6

7

Свыше 30 лет

28

11,8

14

7,9

18

16,2

60

11,4

 

Итого:

239

100

177

100

111

100

527

100

Более половины слушателей (55,6 %) имеют высокий стаж практической работы (20 лет и выше) и высокий уровень квалификации (52,6 % имеют высшую квалификационную категорию по различным специальностям) (табл. 3), что свидетельствует о накопленном квалификационном компоненте, а также о периодическом обновлении и модернизации знаний с использованием эффективных образовательных технологий.

Метод исследования: количественный и качественный анализ, анкетный опрос слушателей цикла ТУ «ЭВН и ККМП». Основным направлением и технологией обучения признано использование модульного принципа, который наиболее эффективен при выбранной цели обучения – определенной как получение знаний и увеличение количества и качества профессиональных компетенций обучающихся. Для формирования необходимых профессиональных компетенций у слушателей последипломного образования используются дистанционные формы  обучения, традиционные формы: лекции и практические занятия, а также активные и интерактивные методы обучения через проведение «Круглых столов» и применения «Метода кейсов».

Структура изучаемых вопросов и их содержательное наполнение определяются учебными программами и учебно-тематическими планами лекций, практических занятий с акцентом на приобретение слушателями практико-ориентированных  навыков по проведению экспертизы ЭВН и ККМП.

Реализация механизма интерактивного обучения содержит следующие этапы: входное и выходное тестирование, дистанционное обучение по модулям, очная часть (лекции, практические занятия), самостоятельная работа с контрольными вопросами по изучаемым темам. Организационно-технологический механизм обучения на циклах ТУ состоит из ряда модулей.

Модуль 1 – «Экспертиза временной нетрудоспособности». Цель – управление учебным процессом – совершенствование комплекса знаний, формирование профессиональных навыков и умений по экспертизе временной нетрудоспособности; изучение организации ЭВН в медицинских организациях; организация порядка выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. Исходя из положения, что ЭВН один из видов медицинской экспертизы, которая, кроме оценки состояния здоровья пациента, определяет степень и сроки временной утраты трудоспособности. При организации учебного процесса предполагается приобретение слушателями следующих профессиональных компетенций: оформление документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, расчет, анализ и интерпретация статистических показателей заболеваемости с ВУТ, знания и опыт применения принципов  организации экспертной работы и работу врачебной комиссии, как одного из ведущих звеньев управления медицинской организацией [4].

Модуль 2 «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» предполагает.  Цель – совершенствование и модернизация знаний, формирование профессиональных навыков и умений в области экспертизы качества медицинской помощи,  совершенствование профессионального уровня специалистов при получении знаний по законодательным актам, нормативной и методической документации, регулирующей отношения: контроля объёмов, сроков,  качества и условий предоставления  медицинской помощи по ОМС. По этому направлению слушателям предлагается совершенствование профессиональных компетенций по вопросам современных методов и технологий планирования работы по контролю качества медицинской помощи в медицинской организации с учетом требований законодательства. Организация и проведение занятий ориентировано на приобретение слушателями следующих профессиональных компетенций: проведения медико-экономической экспертизы; проведения экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС, навыки эффективных технологий заполнения  экспертных заключений и актов проведения МЭЭ и ЭКМП; навыки составления претензий и умения аргументированного обжалования заключений СМО при наличии разногласий по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи [5–6].

Для повышения эффективности образовательного процесса и выявленных ограничений нашел применение интерактивный метод обучения на циклах тематического усовершенствования – «метод кейсов». Кейс – это единый информационный комплекс, провоцирующий ситуацию, позволяющий работать в системе диалога: «обучающийся – преподаватель», «обучающийся – обучающийся», «преподаватель – обучающийся – обучающийся», что предоставляет эффекты прямых и обратных связей, повышая эффективность процессов профессионального обучения и переподготовки.

При составлении «кейса» учитываются типичные экспертные ситуации различного уровня сложности, имеющие место при оказании медицинской помощи в конкретных медицинских организациях. Документальное оформление занятия осуществляется  с предварительного включения названия кейса, краткого обзора кейса, цель работы с кейсом, вопросы обучающимся для обсуждения в аудитории, анализ ситуации с детальной характеристикой и поэтапного оказания медицинской помощи (скорая помощь, поликлиника, стационар), что снижает информационную асимметрию и повышает эффективность образовательного процесса.

Организация применения «кейса» требует сегментации обучающихся на две группы с учетом реального состава слушателей данных курсов. Первая группа – врачи-специалисты, оказывающие медицинскую помощь,  вторая группа – врачи-эксперты, проводящие анализ правильности оказания медицинской помощи. Преподаватель, давая установку, реализует функционал организации и управления учебным процессом, по применению правила «трех нельзя», общепринятых в литературе.

Первое – нельзя говорить, что все уже сказано. Второе – нельзя отказываться высказывать свое мнение группе. Третье – нельзя прятать за высказыванием плохое настроение или неприязнь к кому-либо.

Слушателей заранее знакомят с содержанием кейса, изучают предложенные нормы организационного поведения.  Все являются участниками совместной работы. Каждый участник заслуживает права высказывания критических замечаний. Совместная работа как способ и технология интерактивного занятия позволяет найти лучшее решение по предлагаемой ситуации, узнать разные мнения по конкретной проблеме и в ряде случаев выйти на новый уровень понимания и решения проблемы.

«Круглый стол»  –  практическое занятие с преднамеренно заложенными точками зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которого подводит к приемлемым для всех участников решениям. В ходе круглого стола реализуются и формируются навыки  – умение восприятия и принятия различных точек зрения, умения разумно доказывать собственную позицию, навыки эффективного сотрудничества и позитивного разрешения проблемы, что актуализирует навыки командной работы и закладывает потенциал слушателям для управления персоналом медицинских организаций. Обязательным условием «круглого стола» является приглашение сторонних участников, выполняющих роль экспертов – представителей ФСС, ТФОМС, СМО, МО.  При подготовке «круглого стола» выбирается тема, которая должна быть противоречивой, многоаспектной, подбирается материал, составляется план занятия с широким использованием наглядных материалов и техническим сопровождением, готовится аудитория, позволяющая всем участникам разместиться по кругу. «Круглые столы» на циклах ТУ по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи предполагают равноправное участие представителей всех  заинтересованных сторон и выработку приемлемых для всех участников решений. При подведении итогов формулируется общая позиция, к которой пришли или близки все участники данной формы и технологии интерактивного обучения. Обучающиеся ориентируются на изучение тех  вопросов, которые не нашли отражение в рамках данного круглого стола.

Систематически проводимое анкетирование слушателей по специально разработанной анкете, позволило выявить некоторый ряд особенностей. Слушатели с большим профессиональным опытом и высоким уровнем квалификации (55,6 %) предпочитают традиционные формы обучения и проявляют явно выраженный интерес к использованию «метода кейсов». Традиционные формы обучения позволяют им получить новые знания по интересующим проблемам экспертизы, а интерактивные методы обучения, в частности «метод кейсов», раскрыть в большей степени свои профессиональные способности.

Слушатели с меньшим практическим опытом работы (44,4 %) предпочитают организацию и проведение «круглых столов», что позволяет им познакомиться с представителями сторонних организаций, узнать их мнение по интересующим вопросам, высказать свою точку зрения, участвовать в дискуссии с обсуждением наиболее спорных вопросов.

Таким образом, проведенное исследование по применению традиционных, активных и интерактивных форм обучения позволило использовать технологии сегментации слушателей, представленные тремя критериями. Выявленные предпочтения слушателей курсов позволяют предложить наиболее эффективные информационно-образовательные и экономико-сберегающие комбинации позиционирования образовательных услуг. Для слушателей с высоким стажем работы приемлема комбинация традиционных методов обучения и активного метода кейсов. Для слушателей, начинающих свою профессиональную деятельность и недостаточно накопленном профессиональном компоненте, эффективны интерактивные методы обучения с большой долей экспертного сопровождения при организации «круглых столов».


Библиографическая ссылка

Максимова С.И., Пономаренко Г.С., Максимов А.Н. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЦИКЛАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24113 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674