Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кылосова И.А. 1 Орлова Е.В. 1 Хволис Е.А. 1 Чиркова М.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассмотрены актуальные проблемы современного профессионального образования и возможные пути их решения на примере государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России). Затронуты вопросы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения, их мотивации при поступлении и обучении в вузе. Освещены вопросы повышения квалификации специалистов – интернатура и дополнительное профессиональное образование. Рассмотрены проблемы кадрового и материально-технического обеспечения вуза, в том числе отсутствие системы подготовки молодых специалистов как преподавателей. В статье представлены различные формы обучения в ПГФА. Особое внимание уделено связям теории и практики на примере организации обучения на профильных промышленных предприятиях.
электронный ресурс
информационные технологии
дистанционное обучение
проблемы современного образования
1. Анфимова А. Ю. Актуальные проблемы современного профессионального образования // Всеросс. науч. конф. с междунар. уч. «Модернизация системы отечественного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/4858.
2. Арасланова А. А. Регионализация высшего образования в контексте повышения доступности образования и обеспечения равных возможностей // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 3. – С. 46-57.
3. Гуляева А. Л. Соответствие качества обучения требованиям работодателей и студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/2_100866.doc.htm.
4. Долгова Е. Г. Россия Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9._EISN_2007/Philosophia/21271.doc.htm.
5. Кылосова И. А. К вопросу создания электронных образовательных ресурсов / И. А. Кылосова, М. В. Чиркова, Е. А. Хволис, С. В. Пучнина // Вестник ПГФА. – Пермь, 2015. – №16. – С. 193-141.
6. Кылосова И. А. К вопросу организации очно-заочной формы обучения в ПГФА / И. А. Кылосова, Е. С. Лиманский, Е. А. Хволис, М. В. Чиркова // Мат. ХI Всеросс. науч.-практ. конф. «Мировая наука и образование: прошлое, настоящее и будущее». – Ростов-на-Дону, 2015. – С 48-52.
7. Мальчик А. Г. Адаптация выпускников учреждения среднего профессионального образования к условиям рынка труда / А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков, Т. С. Панина. – Томск: Изд-во СТТ, 2006. – 144 с.
8. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Изд-во Академия, 2008. – 176 с.
9. Формы обучения в ВУЗе, колледже или техникуме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edugid.ru/forma-obucheniya.
10. Хволис Е.А., Кылосова И.А., Чиркова М.В., Пучнина С.В., Чернопазова И.И. Использование мультимедийных и интернет технологий в подготовке высококвалифицированных фармацевтических кадров // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19072.

Анализ развития профессионального образования показывает, что до 1990-х гг. прошлого века существовала жесткая система профессионального образования, отвечающая социально-экономическому развитию общества и его экономике [2]. Такая система практически исключала инициативу и творческий подход у студентов и преподавателей в плане изменения содержания образовательных программ, а также в организационных формах обучения.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решением которых являются глубокие преобразования самой системы [2]. По нашему мнению, преобразования должны обязательно коснуться как совершенствования существующей образовательной системы, так и формирования новых подходов и условий ее развития на основе прогнозов в соответствии с современным развитием экономики и социальной политики государства.

В статье рассмотрены проблемы профессионального образования в России и возможные пути их решения на примере организации учебного процесса на кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА МЗ РФ).

Огромной проблемой, на наш взгляд, является низкий уровень выпускников школ, что влечет определенные трудности при обучении в вузах. Студентам часто очень сложно бывает на 1, 2 курсах, т.к. система обучения в вузе принципиально отличается от таковой в средних учебных заведениях. В процессе адаптации первокурсников к обучению в вузе обычно выделяются следующие трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями [4, 7]. При этом академическая задолженность накапливается как «снежный ком» и нужно приложить определенные усилия для решения этой проблемы. Одним из путей решения, на наш взгляд, является возвращение к старой (советской) модели образования – возрождению техникумов, которые давали базовое образование. Переход учащихся из школы в вуз стал бы более легким, а вузовская программа опиралась бы на ранее полученные знания и предполагала бы более углублённое изучение предметов.

Кроме вузовской системы образования в СССР была очень сильная система повышения квалификации специалистов. Перевод вузов на бакалавриат превратил их, по сути, в колледжи, что исказило саму сущность требований ко многим специалистам. Переход высшего образования на бакалавриат (на среднее техническое образование) должен базироваться на колледжах, т.к. степень бакалавра получают специалисты средней квалификации. Основу профессиональной среды должны составлять именно технические специалисты, а степень магистра (специалиста с высшим образованием) должен получать ограниченный контингент, в основном выпускники высших учебных заведений [1].

Выпускники школ стремятся любой ценой поступить в вуз, но по своему интеллектуальному и возрастному уровню иногда просто не готовы к тому, чтобы называться специалистами по окончании учебного заведения. Учебные программы рассчитаны на взрослых, грамотных граждан, отдающих себе отчёт в том, зачем они получают высшее образование, и что ожидают от выбранной профессии, чего хотят достичь в дальнейшем в жизни. К сожалению, большинство студентов не только не понимают – зачем они пришли в вуз, но и не осознают в целом своей будущей роли в обществе. Около 10 % студентов – в основном это молодые люди, уже работающие или работавшие на каких-либо предприятиях – понимают, что и зачем они делают в вузе [1]. Остальные надеются, что диплом поможет найти высокооплачиваемую работу или просто хотят получить «корочку», которая, в их понимании или понимании родителей, поднимет социальный статус молодежи. Довольно часто в такой ситуации прибегают к платному образованию. С одной стороны, в платном образовании нет ничего плохого, так как это дает возможность получить образование многим желающим лицам (даже если они сами не хотят, а родители хотят), с другой стороны не все студенты имеют возможность заплатить за образование (хотя желание учиться огромное).

Другой немаловажной проблемой является халатность преподавателей, которая обязательно влечет за собой такое же отношение к учебе у студентов, что в итоге сказывается на уровне и качестве образования. Можно контролировать так называемые «знания» с помощью тестов, контрольных и курсовых, которые благополучно скачиваются из Интернета, можно пытаться искусственно повысить качественный показатель экзаменов, заставив вызубрить наизусть теоретические определения, но если человек не понимает сути явления, не имеет практических навыков работы, специалистом его вряд ли можно назвать. К сожалению, можно констатировать, что сейчас преподавателями работают люди не по призванию, а по необходимости, зачастую относящиеся к процессу преподавания как к повинности. Студенты, какие бы они ни были, чувствуют отношение преподавателей к ним самим и к предмету, что также негативно сказывается на получении знаний. С развитием новых информационных технологий преподавателю постоянно приходится совершенствоваться и изучать новые технологии и методологии обучения. Однако не все преподаватели стремятся к этому, из-за чего страдает образовательный процесс.

Следующей проблемой является недостаточное привлечение выпускников учебных заведений в науку и преподавание. Выпускники вузов не стремятся остаться в стенах высших учебных заведений. Низкие стипендии не являются стимулом к поступлению в аспирантуру, не говоря уже о низком уровне оплаты труда профессорско-преподавательского состава, по крайней мере, ассистентов и старших преподавателей. Нет системы подготовки молодых преподавателей, все постигается методом проб и ошибок. Отсутствие элементарных навыков преподавания у молодых сотрудников, отсутствие какой-либо системы подготовки перед «выходом» на занятия (курсы по педагогике, риторике, психологии и т.д.) лежат в основе определенных психологических трудностей при работе с аудиторией, что также не способствует повышению качества образования. Возможным решением этой проблемы является организация педагогической практики аспирантов.

Следует отметить недостаточное финансирование учебных заведений, что препятствует их нормальному функционированию. Старая материально-техническая база не позволяет совершенствовать учебный процесс, иногда возникают трудности даже в проведении занятий на должном уровне. Следствием является консервативность образования – не только технологии, но и сам образовательный процесс часто отстает от современности. Преподавание дисциплин не адаптируют к современным условиям жизни, но частично компенсируют за счет первичной специализации и дальнейшего повышения квалификации и курсов переподготовки. Недостаточно развито дистанционное образование, зачастую у вуза нет технической возможности осуществлять этот вид образовательного процесса. Хотя дистанционное обучение позволяет решить проблемы внедрения новых информационных технологий в учебный процесс и осуществить личностно-ориентированный подход к обучению студентов.

Выпускники вузов оказываются мало востребованными, даже при наличии диплома с отличием, потому что работодатель заинтересован принять на работу опытного специалиста. Большое количество студентов находят подработку во время учебы по будущей специальности, но работа в дневное и особенно в ночное время обязательно сказывается на качестве усвоения знаний. Молодым людям бывает просто тяжело физически работать и учиться одновременно. Решением данной проблемы может явиться заочная форма, когда отрыв от основной работы происходит во время сессии, или очно-заочная форма обучения, являющаяся новым и, несомненно, актуальным направлением развития вузов России [6, 9, 10]. Такой вид обучения представляет собой форму подготовки специалистов без отрыва от основной трудовой деятельности. Учебный процесс, по сути, не отличается от очной формы. Студенты также посещают лекции, семинары, мастер-классы, пишут курсовые и контрольные работы, сдают зачеты и экзамены, проходят производственную практику. Очно-заочная форма обучения предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но меньше, чем очная. Аудиторная работа проводится в виде регулярных лекций и занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы на протяжении всего учебного года, с последующей сдачей зачетной и экзаменационной сессий. Предполагается, что, регулярно посещая занятия и лекции, студенты смогут благополучно совмещать трудовую деятельность и получение знаний и навыков в рамках программы высшего профессионального образования. Это благоприятно сказывается на качестве образования. Как и в заочной форме обучения, большая часть учебного материала рассчитана на самостоятельное освоение учащимися. Таким образом, студент имеет возможность получать необходимый материал, обсуждать его с преподавателем и использовать в работе. Это сочетание способствует быстрому получению полезного опыта и развитию специалиста.

Также одной из основных проблем является недостаточное количество программ дополнительного профессионального образования. Практика показывает, что этот сегмент на сегодняшний момент развит слабо. Человек не должен стоять на месте, он должен постоянно развиваться, любому специалисту необходимо периодически проходить курсы повышения квалификации, повышая не только свой профессиональный, но и интеллектуальный уровень. В современном мире, где идет постоянное обновление производства, технологий, подходов и т.д., просто необходимо получать новые знания и навыки. Все это говорит об огромной востребованности дополнительного профессионального образования. Важно при этом понимать, что нужен новый подход к образованию, в том числе дополнительному профессиональному, совершенно другое качество разработки образовательных программ, а также нужны современно мыслящие преподаватели, которые должны уметь работать с взрослыми людьми, что еще раз подчеркивает востребованность и актуальность вечернего образования.

Сейчас в России наблюдается тенденция слияния вузов, но, по нашему мнению, она не является гарантией качественного образования. Преподаватели не должны страдать из-за нерадивости студентов. Государственная аккредитация также не даёт ощутимых улучшений. Судить о качестве образования могут только работодатели, нельзя судить о качестве полученных знаний по контрольным, тестам или экзаменам [3]. Поэтому весьма актуальным является привлечение к образовательному процессу руководителей предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на период прохождения производственной или учебной практики, а на весь период обучения. Особо следует отметить необходимость мониторинга будущего спроса на кадры. Набор и программы специальностей пересматриваются редко и медленно, они иногда просто не успевают за меняющейся потребностью предприятий, что вызывает необходимость активного развития связей вузов с работодателями.

Приоритетной задачей государственной программы «Стратегия 2020» по развитию химико-фармацевтической промышленности является подготовка специалистов для разработки и производства фармацевтической продукции в соответствии с международными стандартами. В ПГФА обучение студентов проходит по очной, заочной и очно-заочной формам. Для укрепления связей с работодателями в ПГФА лекции и занятия по курсам промышленной технологии и биотехнологии проводят преподаватели, имеющие практический опыт работы на фармацевтических предприятиях. Одним из этапов обучения является учебная практика студентов, носящая ознакомительный характер. Практика организована на базе фармацевтических предприятий г. Перми: филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России г. Пермь, Пермское НПО «Биомед», ЗАО «Медисорб», НПК «Апифитогрупп» и компании «Тенториум-Пермь». В соответствии с программой подготовки специалистов на кафедре проходит обучение провизоров-интернов трех специальностей: «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Управление и экономика фармации». Для фармацевтов и провизоров предусмотрены курсы повышения квалификации и переподготовки. Практически весь учебный процесс интернатуры и дополнительного профессионального образования проводится на базе Пермского НПО «Биомед», что позволяет максимально приблизиться к реальным условиям современного производства и стандартизации препаратов, в ходе которых закрепляются полученные теоретические знания, навыки и умения.

Обучение провизоров-интернов и слушателей факультета дополнительно образования также осуществляется по очной и очно-заочной формам с использованием дистанционных образовательных технологий. В последние годы приоритет отдается дистанционному обучению. Дистанционный способ подачи информации нацелен на оптимизацию учебного процесса и дополняет сложившуюся традиционную методологию преподавания фармацевтических дисциплин. Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий накладывает определенные требования к современной организации образовательного процесса [10]. Обеспеченность информационными ресурсами является одним из важнейших условий качественного обучения студентов. Применение информационных компьютерных технологий позволяет сформулировать новые умения и навыки у студентов и слушателей, что повышает качество подготовки современных специалистов в области образования за счет подготовки грамотных пользователей компьютерными технологиями, способствует формированию у будущих выпускников современного научного мировоззрения. На современном этапе информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры академии.

Для проведения учебного процесса на кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии ПГФА для студентов факультета заочного обучения разработан электронный учебник по дисциплине промышленная технология лекарств, который включает вопросы производства и оценки качества готовых лекарственных форм, а также общие технологические вопросы. Кроме того, разработан и зарегистрирован в ОФЭРНиО электронный ресурс «Курс лекций по промышленной технологии лекарств». При разработке комплекта учебно-методических материалов использовалась методология проектирования сайтов. Выполнение контрольных работ по дисциплине предполагает использование дистанционных образовательных ресурсов [5, 8].

Любая форма обучения включает, кроме самостоятельной, аудиторную работу, в которой немаловажное значение имеет яркость, наглядность и образность подачи материала. До 80 % информации об окружающем мире человек получает через зрение. На кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии лекции для студентов факультета очного и заочного обучения, интернов и слушателей ФДПО читаются с использованием мультимедийных установок. Ряд лекций и занятий сопровождается видеофрагментами по определенной тематике. Видеосопровождение дисциплины способствует развитию предметно-образного мышления, позволяет показать в записи производственные процессы, повысить информационную емкость лекции, сократить сроки освоения новых знаний, сделать процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным [10]. За счет применения технических средств и оформления визуального материала мультимедийная форма позволяет усвоить больший объем информации по сравнению с традиционными методиками преподавания из-за вовлечения как зрительной, так и слуховой составляющих. Следует отметить, что использование мультимедийных технологий позволяет подготовить выпускников не только как высококвалифицированных специалистов, но и как разносторонне развитую личность.

Таким образом, в ПГФА реализуется новый подход к профессиональному образованию. Созданы условия развития и становления личности профессионала в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями. При подготовке современных, мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов учитываются потребности работодателей в профессиональных кадрах. Можно с уверенностью сказать, что в ПГФА внедрен принцип развития свободы в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.


Библиографическая ссылка

Кылосова И.А., Орлова Е.В., Хволис Е.А., Чиркова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24161 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674