Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

Бронникова Л.М. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет"
В настоящей статье автор обосновывает актуальность проблемы формирования информационной культуры студентов. В статье представлена структура информационной культуры студентов: общеучебный (базовый), аналитико-синтетический, коммуникативный и медиакультурный компоненты. В статье приведено описание каждого структурного компонента информационной культуры студентов и выделены критерии информационной культуры. Более подробно автор останавливается на отдельных аспектах процесса формирования информационной культуры студентов: использовании различных информационных ресурсов (бумажных, электронных), поиске информации в Интернете, проблеме плагиата, аналитико-синтетической обработке информации и др. Уделено внимание содержанию учебного курса «Основы информационной культуры» для студентов вузов. В статье намечены возможные пути решения проблемы развития информационной культуры студентов. Представленные результаты могут быть полезны преподавателям вузов, учителям школ, студентам педагогических вузов.
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
информационные ресурсы
плагиат
аналитико-синтетическая обработка информации
структура и содержание информационной культуры студента
основы информационной культуры
информационная культура студента
1. Городнова А. А. Информационная культура и информационное общество: учебно-методическое пособие [Текст] / А. А. Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. – 134 с.
2. Груздева М. Л. Концепция формирования информационной культуры студентов вуза: монография [Текст] / М. Л. Груздева.– Нижний Новгород : ВГИПУ, 2011. – 242 с.
3. Кириленко, А. В. Основы информационной культуры. Библиография. Вып. 1: учебное пособие [Текст] / А. В. Кириленко; под ред. Е. Г. Расплетиной. – СПБ.: СПбГУ ИТМО, 2008. – 156 с.
4. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание [Текст] / Л. В. Скворцов. – М.: МБА, 2011. – 102 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г., № 1426 [Электронный ресурс] / URL: www.fgosvo.ru (дата обращения: 17.01.2016).
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 17.02.2016).

В современном мире ежедневно возникает огромное количество новой информации, причем увеличивается не только ее объем, но и требуемый уровень навыков работы с ней (поиск, отбор, анализ, обработка, представление, синтез и др.). Это свидетельствует об актуальности умения ориентации в информационном потоке, используя различные информационные ресурсы, у современного человека. Кроме этого, действующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования делают акцент на использовании в учебном процессе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [5]. Все больше часов (зачетных единиц) отводится на самостоятельную работу, часть материала отводится на самостоятельное изучение [5]. Все это существенно активизирует самостоятельную работу обучающихся с информационными источниками, требует от них определенного уровня информационной культуры.

Под информационной культурой мы понимаем умение грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении новые информационные технологии, современные технические средства и методы [3].

Слово «культура» заимствовано из немецкого языка в конце XVIII – начале XIX века. Немецкое Kultur восходит к латинскому cultura «возделывание, обработка; образование».

При этом информация (лат. informatio – разъяснение, изложение) – это данные, уменьшающие неопределенность, неполноту знаний об объектах, процессах и явлениях окружающего мира. Следует отметить, что в разных отраслях знаний и сферах деятельности человека понимание информации имеет свои аспекты.

Сегодня можно наблюдать стремительное увеличение количества информации. В настоящее время общий объем, создаваемой в мире информации, удваивается каждые 20 месяцев, что получило название «информационного взрыва». Кроме того, информация меняется и качественно: расширяются информационные ресурсы общества, появляются новые информационные продукты и услуги, увеличивается скорость старения и обновления информации, виртуализация информации и др. Однако, кроме объективной информации, растет количество и искаженной, деформированной информации (в силу субъективности, некомпетентности создателей информации, в силу целенаправленной дезинформации и др.).

Таким образом, в условиях стремительного количественного и качественного изменения информации современному человеку необходим определенный уровень информационной культуры. Поэтому во многих вузах в последние годы введен в учебные планы новый курс «Основы информационной культуры» для студентов младших курсов.

Курс «Основы информационной культуры» направлен на воспитание информационной культуры бакалавров, обучение доступу к информации, формирование навыков работы с информацией и применение их на практике. Цель изучения курса: приобрести знания, умения и навыки работы с информацией, информационного самообеспечения образовательной деятельности. Освоение курса строится на синтезе достижений нескольких дисциплин: информатики, библиотековедения, библиографии, документоведения, делопроизводства.

Критериями информационной культуры студента мы считаем:

– осознание дефицита информации;

– умение формулировать свою потребность в информации;

– владение навыками эффективного поиска необходимой информации;

– использование всей совокупности информационных ресурсов при поиске недостающей информации;

– навыки работы с информационно-поисковыми системами;

– умение перерабатывать, анализировать и оценивать информацию;

– умение создавать качественно новую информацию;

– способность к информационному общению;

– компьютерная грамотность.

В структуре информационной культуры мы выделяем следующие компоненты: общеучебный (базовый), аналитико-синтетический, коммуникативный и медиакультурный.

Организационная диаграмма

Рис. 1. Структура информационной культуры студента

Опишем кратко содержание каждого из компонентов информационной культуры студента:

– общеучебный (базовый) – умения читать и «сканировать» текст; составлять план текста и собственного изложения, отбирать ключевые слова и дескрипторы текста; составлять тезаурусы текстов; навыки работы с документами, картотеками, библиотечными каталогами; умение добывать информацию, используя различные информационные источники; умение работать с графиками, таблицами, картами, навыки использования справочных материалов, соблюдение авторских прав (недопущение плагиата) др. Этот компонент является фундаментом для остальных компонентов информационной культуры;

– аналитико-синтетический – навыки дифференциации информации, выделения значимой информации; знание критериев оценки информации; умения производить информацию и использовать ее; навыки аннотирования, реферирования, конспектирования, рецензирования, резюмирования, составления обзоров, составление библиографического описания, знание различных ГОСТ, навыки подготовки учебно-исследовательских, научно-исследовательских работ и др.;

– коммуникативный – умения выслушать и понять чужую точку зрения; способность уважительно и критически относиться к чужому мнению; навыки аргументированно излагать свою точку зрения; умения убедительно рассуждать, доказывать и обосновывать свои выводы; представлять информацию в любой форме; находить общие решения, приходить к компромиссу и составлять программы совместной деятельности для достижения общих целей и др. При этом речь может идти как о системе «человек-человек», так и о системе «человек-машина»;

– медиакультурный – умение использовать информационную технику и информационные технологии для работы с информацией (видеоконференции, вебинары, видеотрансляции, дистанционное образование и др.); умение анализировать и выбирать наиболее адекватные для решения поставленной проблемы средства массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, сайты и т.д.); экранная культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации и др.

В процессе формирования информационной культуры студента у него должны развиваться:

– отношение к информации;

– личная потребность в усвоении основ информационной культуры;

– умение самостоятельно осуществлять поиск информации и устранять информационный дефицит;

– способность взаимодействовать с информационной средой;

– способность создавать и использовать персональные поисковые системы;

– умение воспринимать и оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и солидности источника.

Таким образом, современный студент должен:

1. Уметь сформулировать свои информационные запросы.

2. Самостоятельно осуществлять поиск информации, используя различные носители.

3. Обладать навыками анализа, обработки и представления информации.

4. Знать правила оформления студенческой научной работы.

В структуре информационной культуры студента как наиболее значимый элемент мы выделяем осведомленность о современных информационных ресурсах и навыки их использования для решения своих проблем. С юридической точки зрения, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» [6]: Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Качество информационных ресурсов при этом играет большую роль в процессе формирования информационной культуры студента. Многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, средства массовой информации. Однако только библиотеки предоставляют свободный доступ к информационным ресурсам, как традиционным, так и информационным базам данных, электронным изданиям и т.д.

Студенты должны иметь отчетливое представление о национальных информационных ресурсах: библиотечных, архивных, научно-технической информации, правовой информации, информации государственных структур, отраслевой информации, финансовой и экономической информации, информации о природных ресурсах, информации предприятий и учреждений и др.

Следует подчеркнуть, что большая часть информационных ресурсов скрыта в библиотеках. Сегодня пока большинство информационных ресурсов представлено в бумажной форме, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу. Студентов целесообразно знакомить со всеми видами библиотек: универсальной, специальной и отраслевой. Говоря о роли библиотеки в формировании информационной культуры студента, следует отметить, что многое зависит от уровня развития самой библиотеки и качества технологических процессов в ней. Стратегия развития современной библиотеки должна быть направлена на появление новых носителей информации, интенсивное внедрение техники и средств телекоммуникации в деятельность библиотек и др.

В современном мире альтернативой работы в библиотеке является глобальная сеть – Интернет. Глобальные сети, охватывая миллионы людей, полностью изменили процесс распространения и восприятия информации, служат для предоставления своих сервисов большому количеству пользователей, разбросанных по всему миру. Ежемесячно размер сети Интернет увеличивается на 7–10 %. Можно сказать, что Интернет образует ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей. У современных молодых людей в основном существует представление об основных средствах обмена информацией в глобальных сетях: электронных досках объявлений, электронной почте (e-mail), телеконференциях или группах новостей (NewsGroup), обмене файлами между компьютерами (протокол FTP), параллельных беседах в Интернете (Internet Relay Chat или IRC), поисковых системах «Всемирной паутины» (World Wide Web, или WWW) и др. Также не вызывает сложностей решение проблемы выбора и использования поисковой системы (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.com, www.aport.ru и др.), в том числе специализированные поисковые системы (http://news.yahoo.com/, www.newsknife.com – для поиска новостей, http://multimedia.alltheweb.com, http://images.google.com – для поиска мультимедиа, картинок и иллюстраций, www.mapquest.com, http://maps.yahoo.com – карты и др.). Однако актуальными оказываются знания языка запроса разных поисковых систем, использования формы расширенного поиска, оценка релевантности документов (степень соответствия документа запросу (близкое к понятию «адекватность»)), навыки оценки качества сайта и др.

Аналитико-синтетический компонент информационной культуры студента составляют навыки аннотирования, реферирования, конспектирования, рецензирования, резюмирования, составления обзоров и др., составление библиографического описания, знание различных ГОСТ, навыки подготовки учебно-исследовательских, научно-исследовательских работ и др.

Кратко остановимся на них. Для формирования информационной культуры студента на занятиях по различным дисциплинам целесообразно регулярно предлагать студентам подготовить:

– аннотацию – краткую характеристику документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Средний объем текста 500 печатных знаков;

– реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.);

– обзор – систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения о документах по определенному вопросу, за определенный период времени;

– тезисы – краткий, логически выстроенный текст, в котором отражены основные положения, идеи и результаты работы;

– конспект – это краткая форма записи материала. Он может содержать цитаты, различные тезисы, графики, изображения и текст. Форма записи конспекта может быть произвольной и строгой;

– рецензию – письменная речь, отражающая актуальность рецензируемого материала, содержащий ее оценку с определением аргументированности авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявлением недостатков.

Не менее важным для успешного формирования информационной культуры студентов также является осведомленность о ГОСТах (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления и др.) и навыки подготовки учебно-исследовательских (научно-исследовательских) работ. В настоящее время для организации учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы есть следующие возможности:

– участие студентов в работе над грантами, заказами различных фондов и др.;

– организация научной работы в виде кафедральных микрошкол, семинаров, проводимых известными учеными и преподавателями вузов;

– участие студентов в работе по госбюджетной или хоздоговорной тематике, выполняемой на кафедрах и в научных учреждениях вуза (проблемных, отраслевых лабораториях и т.п.).

Важно обратить внимание студентов на то, что при подготовке учебно-исследовательских работ важно не допускать плагиата – присвоения авторства или использования в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора. Вообще существуют два вида плагиата:

– преднамеренный – осознанное присвоение работ других авторов;

– случайный – нарушение правил цитирования, точности ссылок; незнание законодательства об охране авторского права.

Целесообразно знакомить студентов и с правовыми аспектами нарушений авторских прав. Часто студенты к плагиату относят только дословное копирование текста. Однако, помимо дословного воспроизведения фрагментов произведений других авторов без надлежащего упоминания о них в ссылках или списке литературы, к плагиату относят:

– близкое по стилю или изложению (лексика, порядок слов, формы эмоционального или зрительного воздействия и др.), перефразированное воспроизведение идей или произведений других авторов;

– «скачивание» материалов из Интернета без соответствующих ссылок на адреса сайтов;

– использование «заказных» работ.

Таким образом, подготовка учебно-исследовательской работы – процесс сложный, наделенный множеством аспектов, учет которых необходим и невозможен без овладения автором основами информационной культуры.

Изучение дисциплины «Основы информационной культуры» предполагает не только лекционные и семинарские занятия, но и лабораторные работы, на которых создаются благоприятные условия для практического закрепления сформированных ранее элементов различных компонентов информационной культуры и формирование еще не освоенных элементов. Лабораторные работы могут включать задания на подготовку библиографического списка по ГОСТ по заданной тематике, работу в электронных библиотеках, анализ сайта по заданным критериям и др.

Вообще, в последнее время резко возрос интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, личности. От преподавателя вуза требуют подготовки бакалавров с помощью новых инновационных подходов. Подчеркивается при этом, что современный специалист должен владеть всеми новыми информационными технологиями, позволяющими ему находить и использовать нужную информацию. Высокий уровень информационной культуры для современного человека является необходимым условием для его успешной социальной адаптации в обществе и результативной профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Бронникова Л.М. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24181 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674