Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Эржан Таш 1
1 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева
В данной статье говорится о формировании самостоятельности учащихся, и, как считает автор, следует учитывать два вопроса, тесно взаимосвязанных друг с другом: первый из них – формирование самостоятельности учащихся в познавательной деятельности, научить их самостоятельному овладению знаний, формированию своего мировоззрения; второй – научить практической деятельности. Основными принципами организации внеклассной работы по английскому языку являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учащихся, принцип связи урока и внеклассной работы. При организации самостоятельной работы во внеурочное время важно учесть, что только при условии, если у учащегося преобладают внутреннее, адекватное понимание, реально используемые учебно-познавательные мотивы, то она будет успешной. Условно самостоятельную работу во внеурочное время можно разделить на два этапа: ознакомительный и основной. В качестве целостного учебного процесса по английскому языку содержание самостоятельной работы включает в себя обучение языковой системе через речь в процессе общения на основе УМК языкового и речевого материала и определенных учебных программ. Основной задачей самостоятельной работы является формирование «учебных навыков», необходимых для дальнейшего изучения английского языка.
организация самостоятельной работы
принципы
воспитание учащихся
этапы личного творчества
дидактические материалы
принципы комплексности
мотивация
инициативность
развитие личного творчества
формирование учебной деятельности
1. Безукладнитков К. Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 5. – С.17-22.
2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2000. – 281 с.
3. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М., 2000. – 389 с.
4. Маслякова Е. Н. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. – Мн.: Стереотип, 2000. – 522 с.
5. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 30-36.
6. Рабинович Ф. М., Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 187 с.
7. Шепелева В. И. Принципы организации внеклассной работы // Иностранные языки в школе. – 1975. – № 5. – С.15-16.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это сложная и ответственная работа каждого учителя. Необходимо рассматривать воспитание активности и самостоятельности как составную часть воспитания учащихся. Эта задача ставится перед каждым учителем наряду с вопросами первой степени важности. Самостоятельная работа является средством овладения учащимися глубокими и крепкими знаниями, средством формирования у них активности и самостоятельности как личностный характер, развития у них умственных способностей.

Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся по желанию участвуют во внеклассной работе. Этот принцип имеет свои особенности: ученик, определивший свое участие в том или другом виде внеклассной работы, берет на себя обязанности добровольного выполнения дополнительной работы и продолжения изучения английского языка.

Принцип массовости предполагает активное участие во внеклассных мероприятиях многочисленных учащихся на различных уровнях изучения английского языка.

Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учащегося предполагает в деятельностном контексте учащихся учет их индивидуального опыта, интересов, желаний, способностей, мировоззрения, личностной эмоционально-чувственной среды и статуса в коллективе.

Принцип связи урока и внеклассной работы, прежде всего, состоит в том, что обеспечивается единство практических, развивающих и воспитательных целей урока и внеклассных работ. Также он предполагает связь материалов учебно-методического комплекса, используемого по английскому языку, и учебных материалов, применяемых во внеклассной работе. Внеклассная работа основывается на привычках и способностях уащихся, приобретенных на уроках иностранного языка. Поэтому очень важно использовать во внеклассной работе эти привычки и способности учащихся. Вместе с этим внеклассная работа положительно влияет на учебную деятельность учащихся по английскому языку.

Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по английскому языку должна воспитать истинного гражданина, с уважением относящегося к своей стране и стране изучаемого языка. Этот гражданин должен быть честным, совестливым, справедливым, должен понимать и уважать людей, с которыми они разговаривают. На внеклассных мероприятиях необходимо научить любить красоту, исполнять песни, слушать и понимать музыку, украшать альбомы, оформлять стенгазеты, готовить костюмы и различные реквизиты для спектаклей.

Принцип мотивации связан с отбором конкретных интересных фактов, влияющих на эффективное достижение поставленной задачи, и отбором новых, неповторимых учебных материалов, включающих в основном содержание страноведческого характера.

Принцип развития инициативности и личного творчества предполагает стимулирование и развитие у учащихся личного творчества и инициативности в работе. Во внеклассной работе учитель вместе с незаметным умелым руководством этим процессом может дать возможность учащимся самостоятельно применять свои знания и способности и разрешить им делать всё, что пожелают.

Личное творчество – это основа творчества, творческое удовлетворение в работе помогает хорошему знанию иностранного языка и желанию хорошо работать. Инициатива становится жизненной позицией каждого ученика. Учитель должен сподвигнуть учащихся на выбор ими самими темы и формы внеклассной работы [7, с.15].

Вышеуказанные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают всестороннее влияние на целенаправленное, упорядоченное, системное и наряду с этим личностное развитие.

И. Мокроусова и Н. Ю. Кузовлева вышеуказанные принципы дополняют принципами комплексности, мотивации, инициативности и развития личного творчества.

Формирование умений и навыков в учебной деятельности – это процесс формирования учебной деятельности учащихся. Он начинается с единой деятельности учащихся и учителя, учащиеся освоенные действия из стадии перепроизводства к стадии творческой деятельности переносят через стадию необоснованности личных психических процессов и возникновения понимания. Принято разделять три этапа личного творчества в формировании учащегося: репродуктивно-повторный, поисково-исполнительский, творческий. В связи с этим выделяется три типа самостоятельной работы: воспроизводящий, воссоздающий и творческий. Основные виды самостоятельной работы – это воспроизведение и воссоздание. Они помогают формировать у учащихся репродуктивно-повторную и поисково-исполнительскую учебную самостоятельность, это составляет основу для перехода на среднюю и высокую ступени самостоятельности творческого вида [6, с. 23].

Формирование репродуктивно-повторной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдение, восприятие, размышление, анализ, сравнение, различие и запоминание важных признаков объекта, включающего познавательные операции. В результате самостоятельной работы воссоздающего типа учащиеся овладевают умениями воспринимать учебные задания, понимать порядок выполнения заданий, собирать опорные факты и способы действия, выполнение рациональных способов и заданий, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Таким образом, создаются условия для перехода учащихся к выполнению заданий высокого уровня самостоятельности, самостоятельной работе воссоздающего типа. На этом уровне происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности. Учащиеся овладевают умениями проведения операций отбора, замены, расширения, трансформации, комбинации, восприятия учебных заданий, поиска путей их решения.

На ознакомительном этапе у учащихся закладывается основание для репродуктивно-повторной самостоятельности, формируются устойчивые языковые навыки. Они являются необходимым условием для развития речевых навыков (аудирование, говорение, позднее чтение) [1, с. 9].

С переходом на основной этап самостоятельной работы расширяется его содержание. Учащиеся овладевают навыками восприятия учебного задания, поиска путей его решения, произведения операций отбора, замены, трансформации и комбинации, расширения, т.е. у них формируется «поисково-исполнительская самостоятельность»; продолжается улучшение рече-интонационных, аудитивных навыков, начинает формироваться способность читать вслух. И в то же время у детей этого возраста и ступени обучения легко формируются навыки аудирования, говорения и чтения. А также развиваются вербальная память, устойчивость и концентрация внимания; навыки возможности прогнозирования в аудировании и чтении. Содержание самостоятельной работы включает в себя освоение информации о национальной культуре, особенностях жизнедеятельности изучаемого языка, формировании языкового сознания.

Для организации самостоятельной работы необходимы специально разработанные дидактические материалы (различные упражнения, записанные на магнитофонную ленту, карточки, задания для парной и групповой работы, звуковые диафильмы, кинофрагменты, видеозаписи). С опорой на них учащиеся овладевают возможностью выполнения достаточного количества действий и операций, необходимых для формирования и улучшения языковых навыков и речевых способностей [5, с. 31]. При подготовке материалов для самостоятельной работы во внеурочное время полезны следующие рекомендации.

  1. Недостаточно использовать материалы, входящие только в УМК. Для широкого применения самого кабинета необходимо поддержать интерес учащихся к этой работе. Рекомендуем использовать аудиовизуальные средства обучения, разработанные в соответствии с осваиваемым языковым и речевым материалом.

Специально отобранные материалы: полезны различные опоры для кодоскопа в виде транспаранта, кадры из картин и диафильмов, дополнительные тексты для аудирования; упражнения, постепенно снимающие опоры, карточки для самопроверки и парной, групповой работы.

  1. Необходимо создать материалы, способствующие реализации операционному управлению для репродуктивно-повторной самостоятельности, где учащиеся не только знают, как выполнять задание, но и смогут получить возможность для осуществления проверки правильности выполненных действий, уровня сформированности навыков с помощью ключа. Для воссоздающей самостоятельной работы полезны такие упражнения: «Слушай и повторяй за диктором», заучивание песен под фонограмму, четырех-тактовые условно-коммуникативные упражнения (для кодоскопа с опорой на транспарант, диапозитивы, кадры из картин и диафильмов, а также без опоры); упражнения, записанные на магнитофонную ленту, для разработки навыков техники чтения вслух, а также упражнения ближнего воссоздания звукового ряда диафильмов [2, с. 41].
  2. В целях формирования поисково-исполнительской самостоятельности для предоставления достаточной свободы творческой инициативе учащихся целесообразно представление на самостоятельные действия материалов только общего направления и осуществление управляющих функций только общего плана. Для организации самостоятельности воссоздающего типа эффективны задания следующего характера: упражнения, записанные на магнитофонную ленту и имеющиеся на графическом рисунке, также «Посмотри диафильм (прослушай текст) и расскажи товарищу по телефону... (парная работа в условиях лингафонного кабинета)»; «Сравни»; «Ответь на вопросы диктора по прослушанному тексту (по содержанию фрагмента диафильма или кино)»; «Прослушай задание №... и расскажи о себе»; «Составь диалог с товарищем на основе образца с внесением необходимых изменений»; «Сравни содержание текста и диафильма»; «Посмотри кинофрагмент или диафильм, и расскажи о...» [3, с. 87].
  3. Материалы для самостоятельной работы помогают развивать у учащихся вербальную память, гипотетическое прогнозирование и внимание. Поэтому для увеличения вербальной памяти, в первую очередь, предлагаем материалы для аудирования. Они должны обеспечить повторение за диктором в определенном порядке простые синтаксические конструкции, заучивание рифм, песен и стихов, диалогов, инсценирование отрывков из кинофрагментов, пересказ текстов, заучивание новых слов.
  4. Для развития у учащихся способности гипотетического прогнозирования в аудировании и чтении важны задания следующего типа: упражнения, обеспечивающие частое повторение языковых и речевых материалов, которые должны были быть освоены в различных ситуациях, а также стимулирующие учащихся к аналитико-синтетическим операциям, например, «Сначала прослушай фразу и закончи ее», «Вставь реплики, пропущенные в диалоге», «Найди продолжение рассказа» и др.
  5. Для обеспечения устойчивости и концентрации внимания, содержание материалов должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, для этого должны быть достаточными и интересными, влиять на различные анализаторы. А также предполагается точно понимать задания и знать способы их выполнения.
  6. В разработке материалов необходимо использовать различные видимые и вербальные опоры: транспаранты для кодоскопа, диапозитивы, кадры диафильмов, рисунки и др. Они облегчают заучивание стихов и песен; помогают придумывать концовку рассказа, отвечать на вопросы диктора; обеспечивают понимание текста.
  7. Предлагается применять лингво-страноведческую информацию в необходимом объеме для освоения в этом возрасте в материалах для самостоятельной работы. Это дает возможность разбудить интерес к культуре народу изучаемого языка уже на начальном этапе.
  8. При отборе и разработке материалов необходимо учитывать создание коммуникативной направленности и разговор по телефону, составление диалога по образцу, чтение текста товарищу, возможность осуществления условно-коммуникативных упражнений типа упражнений вопрос-ответ, использующие различные опоры и ключи и постепенно снимающие их.
  9. Для самостоятельной учебной деятельности необходимы материалы, предполагающие применение групповой формы работы. Например, подготовка и инсценирование маленьких отрывков из кинофрагментов или прочитанных сказок.

Самостоятельная работа начинается с первых дней изучения иностранного языка. Учащиеся в ознакомительный период в основном овладевают навыками и умениями работать с звуковыми заданиями и в малой степени с диафильмами и кинофрагментами. В это время самостоятельная работа осуществляется только под руководством учителя. Учащийся замечает и понимает образец осваиваемого действия. Его самостоятельность проявляется в правильном выполнении упражнений, записанных на магнитофонную ленту. Задача учителя – это помогать ученикам, он характеризуется направляющим, объясняющим, организующим и исправляющим, дает рекомендации по выполнению тех или иных заданий; учит порядку выполнения упражнений; созданию необходимых условий [4, с. 89].

Учащиеся постепенно упражняются самостоятельной работе. Выполнение звуковых заданий не создает у них трудностей. На этом этапе учителю не стоит показывать образцы контроля процессом выполнения каждого действия, некоторые операции и порядок их выполнения. Целесообразно передать старшим классам часть функций по выполнению самостоятельной работы. С помощью учителя они успешно реализуют это. Привлечение старшеклассников к руководству самостоятельной работой помогает создать детский коллектив различного возраста.

С привлечением к руководству самостоятельной работой старших классов начинается его основной этап. Для поддержания интереса учащихся к работе очень важно расширить диапазон средств обучения и научить детей применять их. Часть упражнений, вошедших в звуковое приложение УМК, можно выполнять дома самостоятельно. Начиная с момента, когда дети учатся читать, работа в кабинете дополняется специальными упражнениями, направленными на отработку навыков техники чтения вслух, создание диалогов по образцу; увеличивается количество заданий для развития умения аудировать с опорой на диапозитивы. В выполнении заданий в кабинете большую роль играют различные лингафонные упражнения для работы в паре, затем в группе, а также диафильмы и кинофрагменты.

В начале работы с диафильмом не следует показывать его полностью, достаточно показать три-четыре кадра. Затем выолняются четырехактовые лингафонные упражнения «Ответь на вопросы диктора по содержанию диафильма, прослушай правильный ответ и повтори его». Содержание звукового сопровождения диафильма и диапозитива сначала носит описательный характер («В зоопарке», «Потерялась собака», «Сказка о докторе Дулиттл», «Занятие спортом», «Школа животных», «Времена года»). Постепенно увеличивается объем работы, появляются диафильмы с фабульным содержанием: «В магазине», «Красная шапочка», «8 Марта», «Летние каникулы».

Работа с кинофрагментами предполагает групповую форму самостоятельной деятельности – драматизацию отрывков. Школьники смотрят кинофрагменты, отвечают на вопросы по его содержанию. Повторяют реплики за диктором (каждый свою роль). После заучивания ролей начинается репитиция под руководством учеников старших классов [1, с. 17].

Самостоятельная работа во внеурочное время помогает формированию у учащихся учебно-трудовых навыков. За счет сбора деятельностных способностей и опорных фактов сокращается время на выполнение заданий, поиск путей решения учебных заданий, формирование способностей, проведение операций замены, расширения, отбора, трансформации и комбинации.


Библиографическая ссылка

Эржан Таш ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24210 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674