Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Драгожилова Д.В. 1 Коркишко А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье рассмотрены ключевые критерии Министерства образования и науки для оценки эффективности деятельности ВУЗов: образовательная деятельность; научные исследования, показатель международной деятельности; финансовая деятельность образовательной организации; уровень инфраструктуры; трудоустройство выпускников; профессорско-преподавательский состав; зарплата преподавателей; возможность обучения студентов с ограниченными возможностями. Представлен один из инструментов для улучшения вышеуказанных показателей за счет создания в структуре ВУЗа – института дополнительного профессионального образования. Показаны основные направления деятельности и влияние института дополнительного профессионального образования на ключевые показатели высшего учебного заведения. В результате сделан вывод – институт дополнительного профессионального образования является мощнейшим инструментом для повышения эффективности высших учебных заведений и данное направление необходимо развивать в высшем учебном заведении как бизнес.
ключевые слова: институт дополнительного профессионального образования
критерии оценки эффективности деятельности высшего учебного заведения
переподготовка специалистов
подготовка кадров
Реформа образования
1. Абдразаков Р. И., Бессонова В. Б., Коркишко А. Н., Рожнова Е. С. Формирование образовательной программы с учетом требований работодателей // В сборнике: Материалы региональной научно-методической конференции "Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования" Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет». – Тюмень, 2015. – С. 86-92.
2. Гусарова М. С. Реализация общекультурных компетенций в дисциплинах: некоторые актуальные вопросы // В сборнике: Материалы региональной научно-методической конференции «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет». – Тюмень: 2015. – С. 211-213.
3. Емельянова И. Н. Формирование и оценка качества профессионального образования в контексте компетентностной модели обучения // Образование и наука. – 2015. – № 1 (120). – С. 56-67.
4. Емельянова И. Н. Анализ целей образовательных учреждений высшей школы Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2008. – № 5. – С. 51-55.
5. Коркишко А. Н. Создание базовых кафедр как основа для развития высших учебных заведений России // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12. – Ч. 3. – С. 507-501.

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.

Рабби Нахман

 

В 2015 году Министерство образования и науки объявило о реформе высшего образования в регионах, которая предполагает объединение вузов в опорные многопрофильные университеты. По результатам реформы число вузов сократится на 25 %. Основная задача – повышение качества образования и эффективности работы высших учебных заведений. После проведения реформы сложится группа из 100–120 распределенных по всей стране опорных федеральных университетов, роль которых стать концентратором образования, инноваций и исследований [5].

Одним из направлений реформ вузов  является повышение эффективности работы высших учебных заведений [1]. Министерством образования и науки подготовлены основные критерии оценки эффективности деятельности ВУЗов:

  • Образовательная деятельность. Данный критерий определяется по средним баллам за единый государственный экзамен у абитуриентов, прошедших по конкурсу. Отдельно рассматриваются результаты экзаменов по различных категориям учащихся.
  • Научные исследования. Количество выполненных научных исследований в перерасчете на одного научно-педагогического работника (НПР).
  • Показатель международной деятельности. Доля иностранных студентов среди общего числа обучающихся.
  • Финансовая деятельность образовательной организации. Общая сумма доходов организации, пересчитанная на одного НПР.
  • Уровень инфраструктуры. Площади всех вузовских помещений (учебных и научных), пересчитанные на одного обучающегося.
  • Трудоустройство выпускников. До 2015 года оценивалось по удельному весу количества выпускников вуза, от которых не зарегистрировано обращений в службы занятости. Начиная с 2015 г., данный критерий определяется по сведениям из Пенсионного фонда, который сообщает о перечислениях от работодателей.
  • Профессорско-преподавательский состав. Процентное соотношение докторов и кандидатов различных наук к общему количеству НПР, число преподавателей, удостоенных государственных премий.
  • Зарплата преподавателей.
  • Возможность обучения студентов с ограниченными возможностями (в проработке).       

По результатам проведенного Министерством образования и науки мониторинга за 2015 год собраны данные по 900 вузам и 1232 филиалам, отмечено, что 57 вузов и 142 филиала выполнили менее четырех основных показателей мониторинга, в том числе 25 вузов и 134 государственных образовательных организаций филиалов, 32 вуза и 8 филиалов негосударственных. Результаты мониторинга не заставят себя долго ждать, вероятнее всего вузы, не выполнившие показатели, в лучшем случае будут присоединены к более «эффективным», в худшем – прекратят свою деятельность. Перед руководителями высших учебных заведений стоит нелегкая задача соответствовать жестким критериям отбора, сохранить коллектив профессорско-преподавательского состава в условиях реформ, множества отчетов и проверок, проводимых министерством образования и  науки.

Поддержать на заданном уровне и перевыполнить вышеуказанные показатели деятельности поможет создание в структуре высшего учебного заведения – института дополнительного профессионального образования. Главная и основная задача института дополнительного профессионального образования максимально эффективно использовать и повышать коэффициент полезного использования существующих ресурсов ВУЗа, таких как:

- учебных программ высшего профессионального образования;

- учебных аудиторий;

- учебно-методических материалов;

- библиотечного фонда;

- профессорско-преподавательского состава (в виде дополнительной нагрузки).

Основные направления работы института дополнительного профессионального образования:

  1. Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. (п. 2.8. Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (утв. приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221). Как правило, это программы от 20 до 72 часов, по всем основным направлениям подготовки бакалавров, специалистов, которых выпускает высшее учебное заведение. Основной контингент – это бывшие выпускники ВУЗа или специалисты, окончившее аналогичные ВУЗы.
  2. Профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием. Программы профессиональной переподготовки составляются от 250 до 800 часов, продолжительностью от 5 до 18 месяцев, на базе основных образовательных программ, по которым ведет подготовку ВУЗ (бакалавров, специалистов и магистров).

Контингент обучающихся по программам переподготовки:

  • 50-60 % – люди старше 40 лет, имеющие: высшее образование, стабильную работу, однако занимаемые ими должности, зачастую не соответствуют профильному образованию. Принимая во внимание вступление в силу с 1 июля 2016 года Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», профессиональная переподготовка и вопрос приведения в соответствие образования и уровня занимаемых должностей становится для них очень актуальным.
  • 35-40 % – студенты высших учебных заведений, обучающиеся на старших курсах этого же университета, а также сторонних ВУЗов. Это самая активная часть студентов ВУЗа – непоседы, максимально эффективно использующие свое личное время, и по результатам обучения в ВУЗе получают на выходе два профессиональных образования, например «Промышленное и гражданское строительство» и «Экономика и управление в строительстве» или «Геодезическое сопровождение в строительстве». По окончании ВУЗа вышеуказанные выпускники являются более конкурентоспособными на рынке труда при поиске работы, где остро ощущается потребность в ответственных, инициативных, самостоятельных специалистах, способных постоянно совершенствовать свою личность и деятельность [2], и, как правило, на момент окончания университета эти непоседы работают по специальности. Данный фактор является ключевым и напрямую оказывает положительное влияние на показатель деятельности ВУЗа – Трудоустройство выпускников.
  • 2-5 % – люди разных возрастов, которым просто интересно получать новые знания и самосовершенствоваться в смежных областях основного базового образования.

Организация учебного процесса института дополнительного профессионального образования

Основные проблемы качества современного профессионального образования – это противоречия между содержанием профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, а также необходимостью сближения обучения с условиями профессиональной деятельности и отсутствием механизмов создания и оперативной коррекции профессиональной модели поведения [3]. В Вузе работают преподаватели-практики с производства на 0,3–0,5 ставки [4], это высококвалифицированные специалисты в своей области, как правило, не имеющие научной степени. Вклад этих специалистов «полставочников» на качество образования и получаемые студентами знания –  колоссальный, однако, ВУЗ вынужден избавляться от «таких» преподавателей, т. к. они «портят» статистику ВУЗу сразу по двум ключевым показателям: Зарплата преподавателей и Профессорско-преподавательский состав. Повлиять на среднюю величину заработной платы преподавателей позволяет организация обучения по программам профессиональной переподготовки. Как правило, учеба происходит в вечернее время. Фактически высшее учебное заведение в лице института дополнительного профессионального образования начинает работать «во вторую смену». Занятия по переподготовке проводятся в вечернее время с 18 – 18-30  до 21-30, т.к. обучающиеся в дневное время заняты работой или основной учебой. Используются свободные аудитории, занятия проводят штатные преподаватели. Реализацию программ параллельно можно осуществлять дистанционно, в формате видеоконференции – вебинаре [5]. Оплата труда преподавателей производится по договорам с почасовой оплатой, за фактически прочитанные академические часы. Данный фактор является ключевым и напрямую оказывает положительное влияние на показатель деятельности ВУЗа – Зарплата преподавателей.

Влияние института дополнительного профессионального образования на ключевые показатели высшего учебного заведения.

Ключевым показателем деятельности любого ВУЗа является общая сумма дохода, и несомненно деятельность института дополнительного профессионального образования  напрямую оказывает положительное влияние на показатель деятельности ВУЗа – Финансовая деятельность организации, а косвенно на Уровень инфраструктуры, Научные исследования, Обучение студентов с ограниченными возможностями.

Благодаря получаемой прибыли университет:

- расширяет инфраструктуру;

- проводит научные исследования (поддерживает аспирантов, молодых ученых, приобретает лабораторное оборудование, компьютерную технику, специальные программные комплексы, расчетные, справочные);

- создает возможность для обучения студентов с ограниченными возможностями (создание технической инфраструктуры: пандусов, переоборудование лифтов, съездов; разработка специальных учебных комплексов и программ обучения).

Особенности организационной структуры и работы института дополнительного профессионального образования

Типовая организационная структура института дополнительного профессионального образования представлена на Рис. 2. Все специалисты состоят в штате, кроме руководителей программ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации. Руководителями программ, как правило, выступают заведующие кафедрами, ведущие преподаватели ВУЗа. Они разрабатывают актуальные программы переподготовки и повышения квалификации, востребованные работодателями и рынком труда. Специалист по маркетингу ведет мониторинг вакансий рынка труда и совместно с заведующими кафедрами актуализируют существующие программы обучения и разрабатывают новые.

Эффективность работы института дополнительного профессионального образования напрямую зависит от следующих факторов:

  • Маркетинговой стратегии продвижения образовательных программ на рынке и грамотного размещения рекламы.
  • Актуализации программ обучения в соответствии с новыми веяниями в законодательстве, науке и технике и рынком труда.

В статье удалось показать специфические особенности организационной структуры и работы ИДПО, что позволяет грамотному руководителю ВУЗа использовать его как инструмент для повышения эффективности работы высшего учебного заведения и развивать данное направление как бизнес.

Рис. 1.  Влияние института дополнительного профессионального образования на ключевые показатели ВУЗа

Рис. 2. Типовая организационная структура института дополнительного профессионального образования


Библиографическая ссылка

Драгожилова Д.В., Коркишко А.Н. ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24268 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674