Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Кокаева И.Ю. 1 Калустьянц К.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
В соответствии с ФГОС ВО (2015) обсуждается необходимость комплексного формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов. На основе теоретического анализа автор доказывает, что на современном этапе только здоровый человек с экологическим мышлением может гармонизировать взаимоотношения человека с природой и обеспечить национальную безопасность и переход общества к устойчивому развитию, развитию ноосферы. На примере профессиональной подготовки студентов Северо-Осетинского государственного педагогического института по направлению подготовки – Педагогическое образование, автор показывает возможность комплексного формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в процессе учебной, внеучебной, научно-исследовательской и других видах деятельности современной высшей школы. Комплексное формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов – будущих учителей подтвердили ее эффективность.
здоровый образ жизни
экологическая культура
безопасный образ жизни
профессиональная подготовка
проектно-исследовательская деятельность
1. Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры и безопасного образа жизни старшеклассников // European Social Science Journal – Европейский журнал социальных наук. – 2015. – Т. 2. – № 4 (3). – С.128-134
2. Кокаева И.Ю. Формирование творческой активности студентов – будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Европейский журнал социальных наук. – 2013. – Т. 2. – № 12.(39). – С.119-124.
3. Кокаева И.Ю. Формирование здорового и безопасного образа жизни бакалавров – будущих учителей начальной школы в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22032 (дата обращения: 07.10.2015).
4. Кокаева И.Ю. Подготовка студентов к здоровьесберегающей деятельности в начальной школе // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Образование, охрана труда и здоровье». – Владикавказ: Изд-во Профобриздат, 2014. – С.48-53.
5. Кокаева И.Ю., Саханский Ю.В. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков // Известия РАО. – 2014. – № 1. – С. 120-127.
6. Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Компетентностный подход к формированию здорового и безопасного образа жизни бакалавров – будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 3. – С.49-52.
7. Кокаева И.Ю. Использование активных форм и методов обучения в процессе освоения студентами педагогического направления дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – Т. 3, № 9. – С. 125–130.
8. Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников: автореферат дис. … д-ра пед. наук. – Владикавказ, 2011.

В современном мире год от года растет уровень техногенного воздействия на окружающую среду, число катастроф, аварий и чрезвычайных ситуаций. Все это отражается на состоянии здоровья и на общем экологическом состоянии. Поэтому на систему образования возлагается ответственная задача – сформировать экологическую культуру, здоровый и безопасный образ жизни молодого человека, целесообразное и безопасное поведение в социоприродной среде.

Цель работы – проанализировать общекультурные и профессиональные компетенции подготовки 44.03.01. Педагогическое направление (2015) и обосновать необходимость комплексного формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов – будущих педагогов.

Следует отметить, что вопросы формирования экологической культуры обучающихся не новы в педагогической науке. Однако в современных условиях возникает необходимость новых подходов [2, С.119] к формированию ответственного отношения каждого человека к природе, здоровью человека, образу жизни. Поэтому у будущего педагога, который будет у своих воспитанников комплексно формировать эти качества, необходимо закрепить эти компетенции, в том числе и для преодоления экологического кризиса и перехода общества к устойчивому развитию [3].

В сознании и поведении людей экологическая культура формируется непрерывно, на протяжении жизни и деятельности поколений, способствуя здоровому образу жизни [6, С. 50], экологической безопасности страны и каждого человека. Поэтому, говоря о необходимости формирования экологической культуры, мы добавляем необходимость формирования безопасного образа жизни, подчеркивая, что осознанное отношение человека к природе обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и здоровья человека [8]. Важным компонентом экологической культуры, по нашему глубокому убеждению, является знание и соблюдение безопасного образа жизни.

Экологическая культура является основой постепенного формирования безопасного и здорового образа жизни [1]. Вся жизнь человека проходит в непрерывной связи с внешней средой, поэтому здоровье человека нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Здоровый и безопасный образ жизни – это состояние, которое позволяет сохранить равновесие и гармонию с окружающей природной и социокультурной средой.

Гармонию между средой и человеком нарушают загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия, вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральные и психические нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень. Не меньшую угрозу для всего человечества представляет антропогенное вмешательство людей: химическое, радиоактивное и бактериологическое загрязнение воздуха, воды, почвы, продуктов питания, а также шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.д. Такое вмешательство отражается на организме людей тяжелыми патологическими явлениями, глубокими генетическими изменениями, а на экологическом состоянии – нарушением дисбаланса.

Между окружающей средой, безопасным образом жизни и здоровьем людей лежат сложные, но очень тесные взаимосвязи. Они могут быть описаны одинаковыми уровнями: локальными, региональными и глобальными.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова» осуществляется в ООП 44.03.01 Педагогическое образование, в рамках базовой учебной дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия и физиология», «Физическая культура» и вариативной – «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Методика преподавания интегрированного курса “Окружающий мир”».

В содержании этих дисциплин сочетаются материалы по экологии, безопасности жизнедеятельности, валеологии, освещаются проблемы сохранения среды обитания, рассматриваются пути решения экологических проблем в плоскости будущей профессиональной деятельности бакалавров.

Содержание дисциплин дает возможность затрагивать вопросы экологической культуры, здоровья и безопасной жизнедеятельности. Это не предполагает необходимости выделения дополнительного времени на сообщение новой информации, но предусматривает изменение подхода к изложению курса с учетом новой модели образования.

Творческая деятельность преподавателя в формировании экологического образования и воспитания состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшие достижения поставленной цели – научить экологически мыслить, сформировать экологическое самосознание, суть которого в том, что человек должен не бороться с природой, а сотрудничать, взаимодействовать с ней, предвидеть последствия своих действий [4, С. 51].

Важнейшей частью системы подготовки студентов высшего педагогического учебного заведения к профессиональной деятельности является дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая предусматривает подготовку студентов по обеспечению безопасности жизни своей и будущих воспитанников, охране их здоровья, а также развитию культуры безопасного образа жизни. В ходе изучения этой дисциплины будущие учителя знакомятся с проблемой воспитания безопасного поведения детей в социоприродных условиях РСО-Алания. Наиболее эффективными педагогическими технологиями в процессе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов являются:

 - обучение в сотрудничестве, когда формируются малые группы по два-три студента, с учетом индивидуальных и психологических особенностей, пожеланий;

 - деловая игра – актуализация, накопление и трансформация знаний в умения и навыки, накопление профессионального опыта;

 - диспут, или научная полемика – используются для изучения различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, содействуют  устранению трудностей общения;

 - проблемное обучение – развивают познавательную активность, творческую самостоятельность;

- индивидуально-дифференцированное обучение – позволяет учитывать индивидуальные потребности личности, создает оптимальные условия для выявления задатков личности, развивает интересы и способности студентов;

- развивающее обучение – развивает личность по способностям в различных видах деятельности;

- активное (контекстное) обучение – обеспечивает активность по содержанию будущей профессиональной деятельности [7].

Эффективной формой занятий студентов является работа в творческих группах, в зависимости от выбранного ими вида опасности. В рамках каждой темы студенты выполняют предлагаемые задания: подготовка презентаций, защита проектов («Твой безопасный мир», «Мой безопасный дом» и др.), подбор дидактических игр для ознакомления детей разного возраста с правилами безопасности, анализ конспектов занятий по безопасности жизнедеятельности, изготовление необходимых материалов (атрибутов), составление рекомендаций для родителей по воспитанию безопасного поведения детей.

При проведении занятий используются как традиционные, так и не­традиционные: занятия – семинары, конференции, деловые игры, экскурсии и др. Нетрадиционные занятия несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную работу преподавателя и студентов. Использование проблемных лекций, уроков-конференций, дискуссий, деловых игр, обсуждение видеоматериалов позволяет повысить дидактическую эффективность при обучении [5, С.119].

Одним из инструментов повышения качества экологического образования студентов является эффективное применение мультимедийных технологий при обучении. Мультимедийные технологии позволяют внедрять более эффективные модели образовательного процесса и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности студентов.

Внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки бакалавров и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.

Система внеучебной деятельности по формированию готовности студентов к работе по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает ряд направлений: культурно-просветительная работа; практическая природоохранная деятельность, эколого-валеологическая деятельность. Она осуществляет функции профессионально-педагогической подготовки, а также функции развития личности будущего педагога: формирует его гражданские, идеологические позиции, вовлекает в активную общественную деятельность.

Комплексному формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни способствует научно-исследовательская деятельность будущих педагогов. По результатам учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности студенты совместно с педагогом разрабатывают и проводят эколого-валеологические мероприятия с обучающимися: международные праздники экологической направленности «День чистого воздуха», «Международный день Земли (Воды)», «День биологического разнообразия».

Важное значение в профессиональной подготовке выпускника имеет система практик (введение в специальность с выполнением психолого-педагогических заданий); практика по внеучебной воспитательной работе; летняя практика; практика пробных уроков и занятий по профилю специальности; практика «Первые дни ребенка в школе»; практика одного рабочего дня). В рамках практики предполагается:

- закрепление и углубление научно-теоретических знаний по экологии, здоровому и безопасному образу жизни;

- приобретение практических умений и навыков в организации природоохранной деятельности;

- реализация задачи экологического содержания и применение их в профессиональной деятельности.

В ходе педагогической практики осуществляется интегрированный подход к определению и разработке видов деятельности, направленных на формирование различных уровней экологической компетентности с учетом набора профессионально значимых знаний, навыков и умений.

В процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов СОГУ активно вовлекаются другие вузовские подразделения: учебно-методическое управление, библиотека, кафедра физкультуры и спорта и другие.

Экологическая культура и безопасный образ жизни объединяют человека и природу, создают базу для развития экологической безопасности социоприродной системы. Формирование экологической культуры и безопасного образа жизни – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе и всему ее многообразию, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Экологическая культура, здоровый и безопасный образа жизни – составляющие и неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающие в себя совокупность системы определенных знаний и умений, уважительное, гуманистическое отношение к окружающей среде (экологическое сознание) и безопасный образ жизни по отношению к ней и самому человеку (экологические убеждения), систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни – это личностные качества и компетенции, которые являются показателем общей культуры человека и проявляются в способности к гуманному взаимодействию с окружающим миром, в ориентации на природу как материальную и духовную ценность, в бережном отношении к природе и своему здоровью, в соблюдении моральных и правовых норм в природной и социокультурной системах.

Таким образом, экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни – это комплексное новообразование, необходимое для обеспечения национальной безопасности и устойчивого коэволюционного развития общества.


Библиографическая ссылка

Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24420 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674