Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минигареева Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
Настоящая работа посвящена изучению педагогических условий формирования креативности у будущих специалистов социально-культурной деятельности, которые включают такие качества, как стремление к саморазвитию, оригинальность идей, творческий потенциал и креативное мышление. Креативность специалистов социально-культурной деятельности предполагает способность создавать условия для развития внутреннего мира людей и распространения культурных ценностей, внедрять эффективные технологии по решению актуальных проблем социально-культурной сферы региона, а также умения создавать благоприятную обстановку при решении культурно-досуговых задач. В решении этой задачи большую роль играет целенаправленное обучение, обеспечивающее высокий уровень развития креативных качеств личности. В статье рассматривается творческое взаимодействие педагога и студента в процессе обучения и формирование особых педагогических условий, направленных на развитие творчества. Большое внимание в статье уделяется проблеме формирования устойчивых мотивов обучения и личностного развития будущих специалистов социально-культурной деятельности, включающих целенаправленное усложнение целей, совершенствование содержания учебно-творческой работы, методик, направленных на развитие личности. В данной статье также разработаны рекомендации по формированию креативности будущих специалистов социально-культурной деятельности.
социально-культурной деятельность
педагогические условия
формирование креативности
личностное развитие
1. Андреева Л.М., Кангильдин Р.Ф. Место духовности в жизни человека // Научный альманах. – 2016. – № 2-4(16). – С. 297-299.
2. Вильданов Х.С. К проблеме обоснования аксиологической безопасности // Наука сегодня: теория и практика: Сборник научных трудов международной заочной научно-практической конференции. Уфимский государственный университет экономики и сервиса. – 2015. – С. 154-157.
3. Дегтярев Е.В., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б. Роль и значение рефлексии в аксиологическом познании и в формировании системы ценностей человека // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 32. – С. 21-27.
4. Вильданов Х.С. Ценность как предмет философского познания: дис. ... д-ра филос. наук /Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2009. – С. 346.
5. Григорян В.Д. Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 318-320.
6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. – М.: Госкоорцентр, 2002. – С. 296.
7. Понькина Е.С. Нейропедагогическая модель как предиктор совершенствования образовательного процесса в высшей школе // Научный альманах. – 2015. – № 10-2 (12). – С. 360-363.
8. Сорокина А.И., Есикова Т.В. Взаимосвязь правового сознания молодых специалистов и профессиональной мобильности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2013. – № 3 (32). – С. 87-91.

Креативная личность специалиста становится наиболее востребованной обществом в современных экономических условиях, так как требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым жизненным изменениям, адекватно реагировать на них. Педагогические исследования показывают, что только целенаправленное обучение обеспечивает высокий уровень развития креативных качеств личности. Законодательная база образовательной сферы в деле подготовки специалистов сформулировала и создала предпосылки для перехода традиционной педагогики к личностно-ориентированной педагогике. На специалиста социокультурной сферы накладывается общественное предназначение, заключающееся в приобщении людей к культуре, создании условий для их самореализации, духовного развития. В этом случае одного профессионализма недостаточно, требуется и творческий подход к делу. Процесс профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы выявил противоречия между потребностью общества в творчески мыслящих руководителях и недостаточной разработанностью методики и теории формирования креативности, а также недостаточным использованием этих возможностей.

Цель данного исследования заключается в изучении педагогических условий, направленных на формирование креативности будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Для реализации цели были применены теоретические методы исследования, включающие анализ и синтез научно-методической и педагогической литературы и эмпирические методы, предусматривающие изучение и обобщение опыта социально-культурной деятельности в вузах, наблюдение; беседы; анализ творчества студентов.

Материалами исследования послужили теоретические и экспериментальные исследования в области теории и методики профессионального образования, статистические данные в сфере профессионального образования, учебные планы и программы, а также материалы официальных сайтов.

Понятие «социально-культурная деятельность» не имеет однозначного толкования, но каждое из существующих понятий обогащает его новыми гранями и аспектами. Раскрывают этот термин ключевые понятия, такие как «культура», «образование», «организация досуга», «социальная педагогика», «социализация», «культурная деятельность», то есть те направления деятельности, которые ближе всего стоят к человеку, его духовному, нравственному развитию с здровьесберегающими технологиями и социальной защитой.

Создание творческого продукта, способность гибко реагировать на нестандартные ситуации и организовать совместный творческий процесс, позволяющие преобразовать окружающую действительность, организация социокультурных мероприятий для удовлетворения культурных потребностей населения, повышение их духовно-нравственного уровня, развитие креативности являются профессионально важными качествами специалистов социально-культурной деятельности. Креативность предполагает способность создавать условия для развития внутреннего мира людей, распространения культурных ценностей, внедрять эффективные технологии по решению актуальных проблем социально-культурной сферы региона, а также умения создавать благоприятную обстановку при решении культурно-досуговых задач [1]. В процессе обучения осваиваются лучшие традиции национальных культур, студенты обязательно участвуют в организации культурно-массовых мероприятий района, города, республики, решают творческие задачи. Следовательно, перед выпускниками современного вуза ставятся задачи по поиску новых креативных решений для тех видов деятельности, которые он должен осуществлять, а также для создания новых видов деятельности в связи с появлением чего-то качественно нового и открытого в результате творчества. Таким образом, креативность является важным качеством специалиста социально-культурной деятельности, которое относится к важным профессиональным особенностям наиболее творческих личностей.

Творческие люди всегда интересовали психологов, педагогов, культурологов. Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и др. рассматривали креативность как общую способность к творчеству. Выделяли такие показатели креативности, как направленность на творчество, черты креативной личности, потребность в познании, самостоятельность, на формирование которых влияет внешняя среда, социальное окружение, способности личности [5, с. 319]. Сама креативность и процесс ее формирования основываются на научных знаниях, без которых невозможно развитие способностей и профессиональных качеств личности. «Сегодня, однако, стало ясно, что в исследовании структуры и динамики научного знания необходима новая теоретико-познавательная ориентация, связанная с выявлением взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых элементов знания, с критико-рефлексивной направленностью научного сознания на свои собственные допущения и предпосылки. В рефлексии имеет большое значение сугубо личностный аспект. Рефлексия, как имманентно-субъективное свойство личности, имеет объективную детерминацию. В рефлексивном постижении мыслительный процесс направлен на предмет познания и на сам себя, чем и объясняется единство объективной и субъективной сторон познания» [3, с. 23]. Из сказанного следует, что психолого-педагогические исследования дают понимание креативности как высшего уровня интеллектуальной активности мышления, «способности к творчеству», «творческости», как личностных качеств, способствующих становлению и проявлению творчества. В социальной жизни современной России происходят изменения во всех сферах деятельности. И к настоящему времени возросли требования к таким личностным качествам, как открытость новому опыту, склонность к новаторству, творческое отношение к деятельности. Многие психологи и педагоги, которые работают в образовании, стремятся выбрать для анализа максимально эффективные виды деятельности. Одним из таких видов является работа по развитию креативности, творческих способностей, что проявляется в развитии мышления, общения, деятельности. «Прогрессивные технологии должны стать неотъемлемой частью образовательных программ высшей профессиональной школы не завтра, а уже сегодня. В связи с этим необходим поиск новых технологий для работы со студентами, включающий процесс индивидуализации в учебную деятельность, а также доступное усвоение учебного материала» [7, с. 360]. Профессиональное становление творческой личности специалиста социально-культурной сферы в условиях учебного заведения – это целый учебно-воспитательный, творческий процесс, способствующий функциональной готовности студента к профессиональной деятельности, а также формирующий его как творческую и социально-активную личность.

В процессе обучения важно творческое взаимодействие педагога и студента, а также создание особых педагогических условий, направленных на развитие креативности. Дело в том, что не только педагог воспитывает студента, но и сам студент влияет на воспитание своего педагога. Сегодня студент пришел на занятие совершенно иным, чем был вчера. Да и сам педагог изменился, стал эмоционально и интеллектуально другим. И уровень профессиональной культуры будущих специалистов также находится в прямой зависимости от уровня профессионального мастерства педагога. Студент с низким уровнем сформированности профессиональной культуры является практически неподготовленным специалистом для выполнения своих профессиональных обязанностей. Поэтому необходимо расширять опыт студентов, для того чтобы создать достаточно прочные основы для их творческой деятельности. Чем больше они видят, слышат и переживают, чем больше они узнают и усваивают материал, чем большим количеством элементов действительности они располагают в своем опыте, тем значительнее и практичнее при других равных условиях будет действовать их воображение. Следовательно, закладываются новые психолого-педагогические условия развития креативности у специалистов социально-культурной деятельности, такие как развитие инициативы, предоставление студентам свободы и творческой самостоятельности, а также проведение специальной работы по развитию творческих способностей.

Джон Гауэн, Треффингер и другие зарубежные исследователи считают, что для развития креативности требуются иные условия. Так, Джон Гауэн видел и теоретически обосновал необходимость комплексного понимания творчества [6, с. 296]. Он рекомендовал родителям, чтобы они поддерживали способности своих детей к творчеству и проявляли сочувствие к ранним неудачам, избегали неблагоприятной оценки творческих попыток ребенка, позволяли ему самому заниматься своими делами, помогали им справляться с разочарованиями, когда он остается непонятым сверстниками в процессе творческого поиска, а также помогали бы ребенку ценить в себе творческую личность, находить слова поддержки для его новых творческих начинаний, т.к. ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Процесс развития творческого потенциала студентов вузов основывается на педагогических условиях, а они реализуются путем формирования устойчивых мотивов обучения и личностном развитии будущих специалистов социально-культурной деятельности, включающих целенаправленное усложнение целей, совершенствования содержания учебно-творческой работы, методик, направленных на развитие личности. Основным условием подготовки будущих высококвалифицированных специалистов социально-культурной деятельности является развитие их мыслительных способностей, формирование креативности, внутренней мотивации, обусловленные ценностными ориентациями и ожидаемыми результатами обучения. Способность к творческому развитию и формированию креативного восприятия своей профессиональной деятельности будущим специалистом связаны с осмысленностью и ценностным статусом данных качеств в структуре сознания студента. Включение этих качеств в систему собственных ценностей и ценностных ориентаций студентом выводит их на новый уровень в структуре его деятельности. «Ценность является устойчивой значимостью идеальных и материальных явлений и объектов, основанной на субъективных предпочтениях и вовлеченная в сферу человеческой жизни и деятельности с его потребностями и интересами, целями и установками и проявляющаяся как должное, нормы, идеалы» [2, с. 156]. Результатом включения креативности в систему ценностей становится высококвалифицированный специалист, то есть выпускник с высоким уровнем развития познавательной активности, готовый к непрерывному самопознанию и творческому саморазвитию во всех сферах профессиональной деятельности. «Осознанное отношение к окружающей действительности, … ценностное осмысление через собственные интересы и цели индивида, являются основным источником обеспечения» [2, с. 157] духовной и профессиональной целостности будущего специалиста.

В свою очередь, можно выделить три вида условий: ситуативное, личностное и благоприятное условия, неоднозначно и по-разному влияющие на творческую деятельность специалиста социально-культурной деятельности.

К ситуативным условиям, которые отрицательно влияют на творческие возможности человека, относятся: лимит времени, стресс, повышенная тревожность; желание быстро принимать решения; сильная или слишком слабая мотивация и др.

К личностным условиям, негативно влияющим на процесс творчества, относятся неуверенность в своих силах, низкая самооценка, самоуверенность, отрицательные эмоции. Среди благоприятных условий для творческого мышления выделяют следующие: уверенность в своих силах, склонность к риску; отсутствие боязни показаться особенным, хорошо развитое чувство юмора; любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.д.

Обобщая систему образовательной деятельности по развитию креативности будущих специалистов социально-культурной сферы, необходимо учитывать ряд следующих педагогических факторов:

во-первых, внешние условия, включающие социально-экономические, научно-технические, социально-культурные, духовно-нравственные;

во-вторых, внутренние условия, обуславливающие социальное, духовно-нравственное, научно-техническое состояние учебно-воспитательного процесса в вузе;

в-третьих, обстановка, в которой осуществляется развитие креативности. Конкретизация и определение целей каждого занятия, развитие интереса к учебно-творческой деятельности, профессиональная направленность обучения, здоровый творческий психологический климат в коллективе, общественная сфера деятельности и т.д.;

в-четвертых, деятельностный и аксиологический подходы к воспитанию специалистов социально-культурной деятельности. Важен учет характера и законов смены ведущей деятельности в формировании личности. Особую значимость представляет идея гармонично развитой личности, включающая развитие справедливого общества, которое, вероятно, предоставит условия каждому человеку для реализации заложенных в нем возможностей. Именно деятельностный и аксиологический подходы способствуют становлению гармонично развитой личности и формированию ее ценностных ориентаций, основанных на осмыслении сложившихся внешних условий. «Ценностные ориентации, по отношению к существующим в обществе материальным и духовным ценностям, даны не просто как некоторая сумма знаний, а как система когнитивных образований – представлений, понятий, идей. Формирование ценностных отношений происходит тогда, когда субъект оказывается перед определенным выбором или возникают некие проблемы в удовлетворении его потребностей. В жизни субъекта ценностные отношения представляют собой систему норм, критериев оценок, императивов, формируя мотивационную структуру индивида, которая определяет направление и сферу его поступков и деятельности» [4, с. 221]. Креативность как мотив деятельности способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.

Формированию креативности в процессе обучения в вузе способствуют следующие факторы:

  1. Создание благоприятной творческо-развивающей среды;
  2. Формирование внутренней мотивации студента к творческой деятельности, интереса к творческим учебным задачам;
  3. Создание условий для вовлечения студентов, решение творческих задач по подготовке и проведению мероприятий, фестивалей, конкурсов, которые проходят как в высшем учебном заведении, так и на площадках города, республики;
  4. Творчество и профессионализм самого педагога;
  5. Учет и использование индивидуальных особенностей и возможностей студентов, а также их творческая самореализация.

Заключение. В настоящее время преподавателям и будущим специалистам социально-культурной деятельности нужно создавать и учитывать особые педагогические условия для формирования креативности в процессе обучения. Только в совместной деятельности педагога и студента в процессе обучения происходит взаимодействие, направленное на развитие творчества. Креативность же является важным качеством и предполагает способность создавать условия для развития внутреннего мира людей, распространения культурных ценностей, внедрения эффективных технологий по решению актуальных проблем социально-культурной сферы.


Библиографическая ссылка

Минигареева Д.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24441 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674