Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Ахмедьянова Г.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Формируемая национальная система инновационной экономики требует компетентных, конкурентоспособных специалистов, готовых к творческой и инициативной деятельности. При этом важна сбалансированность грамотности и творческого развития выпускников. Решение этой проблемы необходимо искать на пути четкой организации образовательного процесса с тщательным подбором и интеграцией педагогических средств, оптимизацией и адаптацией образовательного процесса к контингенту, профессорско-преподавательскому составу и изучаемым дисциплинам. С другой стороны, поскольку результатом образовательного процесса должен быть творческий выпускник, необходимо осмысление и обеспечение всех условий для поощрения и раскрытия творческого потенциала обучающихся. Это означает необходимость соблюдения требований креативно-технологического подхода.
организационные мероприятия.
стратегия обучения
педагогические средства
образовательный процесс
технология
творчество
метасистема
организация
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006. - 606 с.
2. Ахмедьянова Г.Ф. Повышение компетентности будущего специалиста на основе сочетания творческой и технологической составляющих обучения // Образование и саморазвитие. - 2009. - Т. 4. - № 14. - С. 65-70.
3. Ахмедьянова Г.Ф. Формирование профессиональной компетентности на основе педагогического проектирования и организации учебной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 16-20.
4. Ахмедьянова Г.Ф. Креативно-технологический образовательный маршрут развития инженерной компетентности будущих бакалавров // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-7. - С. 1522-1526.
5. Ахмедьянова Г.Ф. О стратегии модульного преподавания дисциплины в вузе // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 10. - С. 41.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 64 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творчества // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 101-106.
8. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции : монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 с.
9. Воронин В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе : дис. … док. пед. наук. 13.00.01. – Тольятти, 1999. - 331 с.
10. Ерохина Ю.В. Формирование правовых знаний будущих педагогов профессионального обучения в учебном процессе с использованием креативных технологий : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2006. - 22 с.
11. Зиновкина М.М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. - 1996. - № 3. - С. 101-104.
12. Пищухин А.М., Сахарова Н.С., Ахмедьянова Г.Ф. О решении задачи порождения метасистемы // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-8. - С. 1688-1691.
13. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии и творчества. – М. : Наука, 1983. – С. 3-26.
14. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактических и методических усовершенствований. – М., 2005. – 288 с.
15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие. - М. : Народное образование, 1996. - 157 с.
16. Щедровицкий П.Г. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005. - 27 с.
17. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения // Сов. педагогика. - 1990. - № 1. - С. 55-60.

Без хорошей организации образовательного процесса трудно ожидать высоких показателей качества обучения. Продуманная организация должна включать многие мероприятия как общего плана, так и специального, обусловленного спецификой контингента, преподавательского состава, наконец, изучаемой дисциплины. К общим мероприятиям можно отнести планирование, методическое, информационное, технологическое, лабораторное и др. обеспечение. К специальным мероприятиям при организации образовательного процесса можно отнести выбор и подготовку особых педагогических средств, повышение квалификации преподавателя, специальное информационное и другое обеспечение дисциплины. При проведении всех этих мероприятий, очевидно, важно, какими подходами мы руководствуемся.

Под подходом обычно понимается неизменное основание в анализе и синтезе любого явления. Оно же выступает в качестве основы для проектирования, программирования, реализации и рефлексии деятельности [16].

В любой человеческой деятельности можно выделить творческий и технологический аспекты. В данной работе предпринята попытка выявления их роли в процессе обучения. Причем очевидно, что эти составляющие одинаково важны для повышения качества обучения и большей самореализации всех субъектов образовательного процесса. Поэтому подход, выявляющий связь и взаимодействие этих составляющих, логично назвать креативно-технологическим.

Попытки единого рассмотрения творчества и технологии в процессе обучения предпринимались Я.А. Пономаревым [13]. Интеграция технологических и эвристических инструментов при проектировании дидактических комплексов рассматривалась В.Н. Ворониным [9].

В соответствии с законами философии технологические и творческие аспекты деятельности являются диалектическими противоположностями, и неуничтожимы в любой деятельности. Они едины как способы получения результата и противоположны по используемым для этого методам. Применительно к образовательному процессу это означает, что необходимо гибко сочетать технологические и творческие подходы к организации образовательной деятельности. Невозможно идеальное осуществление технологии, а устранение отклонений от нее должно проходить с элементами творчества, равно как творческий процесс невозможен без применения различных технологических приемов. Применительно к процессу обучения это означает, что обучающийся должен обладать необходимыми технологическими навыками и творческим подходом к организации своей учебной деятельности, которая в наивысшем своем проявлении сводится к умению учиться, а обучающий должен применять творческие и технологические методы, максимально согласованные с преподаваемой дисциплиной и адаптированные под обучающегося. Только в этом случае возможно достижение максимальной эффективности учебного процесса с глубоким творческим усвоением знаний и приобретением необходимых умений и навыков [4].

Современная педагогическая практика пытается решить это противоречие разными путями. Однако разработка педагогических технологий [6; 8; 14] и творческих методов [1; 11; 13] идет параллельно и независимо друг от друга. То же самое относится к экспериментальным педагогическим исследованиям, в которых авторы стремятся установить оптимальный уровень творчества или технологии в образовательном процессе.

Рассмотрим сначала отличия (противоположность) этих составляющих процесса получения результатов в деятельности обучающегося и обучающего.

В настоящее время проблемы активизации творческого потенциала и стимуляции творческой активности изучаются как зарубежными, так и российскими учеными. Среди зарубежных авторов, работы которых рассматриваются как классические, можно выделить таких исследователей, как А. Осборн, Ф. Цвикки,  Эдвард де Боно, Т. Бюзен, А. Ньюэлл,          Т. Саймон. Среди отечественных авторов значительный вклад в разработку методов активизации творчества сделали Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, М.М. Зиновкина, Я.А. Пономарев. Технологический подход к процессу обучения раскрыт в работах В.П. Беспалько, А.С. Макаренко, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, П.И. Пидкасистого, Г.В. Селевко.  

Развитие креативности будущего бакалавра настолько важно, что для этого создаются специальные педагогические средства. М.М. Зиновкиной для достижения этой цели предложена креативная технология [11]. В силу обоснованной выше противоположности технологии и творчества это название является парадоксальным. Технологическая и творческая деятельность осуществляются разными инструментами и имеют различные же средства для оценки результата. Поэтому, по нашему мнению, развития креативности нельзя достичь только технологическими методами, обязательно должны присутствовать самостоятельность, личная инициатива обучающегося, самоорганизация, то есть не нормированная заранее деятельность.

Поэтому далее в данной работе креативность понимается как результат образовательного процесса, технология трактуется как основной способ его получения, а не как некоторое единство декларируемое, например, в работе Ю.В. Ерохиной [10].

Подводя итог исследованию творческой составляющей деятельности обучающегося в процессе обучения, можно дополнительно констатировать закономерность возрастания ее доли по мере продвижения обучающегося в этом процессе. Это обусловлено многими причинами и, в первую очередь, возрастанием объема приобретенных знаний («пороговый эффект Д.Б. Богоявленской), расширяющим возможности обучающегося в творческом плане [7]. Во-вторых, возникает психологическая причина, по которой обучающийся хочет сменить вид деятельности с пассивного усвоения знаний на активное их использование. В-третьих, обучающийся начинает понимать, что обучение подходит к концу и жизнь потребует от него профессионализма и компетентности в будущей практической деятельности.

Для обучающегося творческий настрой способствует лучшему усвоению  предмета, пониманию его сущности, облегчает приобретение различных навыков, пробуждает зачастую скрытые возможности. Творческая составляющая в деятельности обучающегося – это практически единственный способ создания личностного смысла учебной деятельности. Технологический аспект связан с упорядочиванием отношений между категориями в сознании, организацией его труда, систематичностью занятий, оптимальным перераспределением личных ресурсов. Технологическая составляющая учебной деятельности создает логическую основу ее осуществления.

Преподаватель творческим подходом к содержанию дисциплины, к подбору примеров и педагогических приемов улучшает восприятие материала обучающимися, пробуждает тягу к знаниям. Усиление технологической составляющей в работе преподавателя позволяет ему структурировать преподавание, адаптировать его под аудиторию, рационально использовать выделенные под преподавание дисциплины, ресурсы.

Выделение указанных аспектов в педагогической деятельности очень важно с точки зрения дальнейшего их совершенствования, так как для этого используются совершенно различные методы. Для получения значительных результатов творческого плана необходимо в первую очередь создание творческой обстановки, устранение причин и условий, ее разрушающих. Технологические результаты требуют систематизации, строгой оценки, оптимизации используемых методов и ресурсов.

Разделение любой деятельности на чистую технологию и чистое творчество невозможно, граница между ними размыта. В таком случае можно говорить лишь о минимуме творческого или технологического наполнения процесса обучения, относя все остальное к неразличимой их комбинации.

В силу этого очень важно единство творческого и технологического начал, грамотное их сочетание в зависимости, в первую очередь, от дисциплины и содержания процесса обучения. Скорее всего, превышение творческого начала должно присутствовать в дисциплинах синтезирующего плана (таких, например, как дизайн), а технологического – в дисциплинах информационного плана (например, информатика). В качестве критерия соотнесения творческого и технологического в дисциплине можно предложить дробь, в числителе которой находится трудоемкость творческой компоненты в каких-то единицах (например, в часах), а в знаменателе - трудоемкость технологической компоненты. Выбор критерия в виде дроби делает его нелинейным, более чувствительным к малым вкладам творческой компоненты.

Поскольку преподаватель (обучающий) играет ведущую роль в процессе обучения, именно для него важен поиск доли творчества и технологии как в своей собственной работе и организации процесса обучения, так и в передаче подобных знаний обучающемуся. При этом он должен стремиться к максимальной определенности и гарантированности количества и качества будущих результатов, то есть совершенствовать, в первую очередь, технологическую составляющую. Поэтому необходимо все содержание процесса обучения заранее тщательно проанализировать и спланировать.

Начинать следует с разработки стратегии обучения. Под стратегией проведения процесса понимается разбиение его на обособленные части и выстраивание последовательности их будущей реализации. При дальнейшей реализации разработанной стратегии могут потребоваться тактические перестановки, замены и исключения в указанной последовательности.

Разрабатывать стратегию можно на основе модульного и метасистемного принципов ее построения. Первый принцип достаточно хорошо известен [15; 17]. Второй принцип заключается в процедуре выбора систем (методов, модулей, программ) из некоторого множества, с учетом их диапазонов эффективности, готовности к использованию, сочетаемости и координированности [12]. 

При модульном преподавании дисциплины каждый модуль характеризуется значимостью помещенного в него материала по отношению к значимости других модулей и дисциплины в целом, а с другой стороны, степенью сочетаемости его с другими модулями. Учет этих двух аспектов позволяет определить место модуля в разрабатываемой стратегии и отводимые на него ресурсы [5]. Кроме того, при синтезе стратегии необходимо учитывать как доработанность модуля, так и подготовленнность аудитории к его восприятию. Важна также сочетаемость модулей при синтезе стратегии, под которой понимается смысловая близость включенного в них материала, которая позволит даже переносить часть материала из одного модуля в другой.

Творческая составляющая в деятельности преподавателя заключается в применении методов и приемов создания творческой обстановки, которые должны «вкрапливаться» в соответствующих местах стратегии или обрамлять каждый из модулей.

При этом можно также говорить о наиболее эффективных местах применения тех или иных методов побуждения к творчеству (проблемное преподавание материала, «мозговой штурм», поисковое преподнесение категорий, различные эвристические приемы, интерактивные методы обучения), их сочетаемости и координации, подготовленности аудитории и самих методов, то есть о метасистемности синтеза творческой составляющей дисциплины.

Такой способ формирования стратегии объединения творчества и технологии, когда в ее основу положена технологическая составляющая, а на нее «нанизываются» творческие элементы, можно назвать способом с преобладанием технологии. Противоположная стратегия, при которой в основу положены различные виды творчества, подкрепленные соответствующими технологическими приемами, может быть разработана способом с преобладанием творчества. Наконец, можно представить и комбинированный способ разработки такой стратегии, в которой творчество и технология присутствуют в равных долях.

С точки зрения обучающегося, технологическая составляющая включает осознание важности предмета для него по отношению к другим дисциплинам и выделение для него определенной доли личного времени, которое зависит от предварительных знаний по этому предмету и по отдельным вопросам, входящим в этот предмет, личную оценку степени его понимания, приобретения навыков по нему. Обучаемый также должен иметь некую стратегию изучения предмета в виде разбиения его на части, ранжирования их по важности и распределения личных ресурсов по этим частям. Тактика обучения должна предусматривать в случае необходимости возврат к ранее пройденным темам с целью более глубокого их изучения и повторения [2; 3].

Творческое отношение к изучаемому предмету со стороны обучающегося подразумевает желание научиться чему-то новому, проверить некоторые законы или положения изучаемой науки, самому доказать теоремы, придумать методы запоминания информации, самому составить программу повторения материала.

Как видим, несмотря на важность для обучающегося заранее разработанной стратегии изучения дисциплины, большее значение имеет тактическая составляющая его деятельности.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- для получения высоких показателей качества обучения необходимо грамотно организовать учебный процесс;

- процесс обучения можно представить как согласованное взаимодействие творческой и технологической компонент;

- от степени согласования творческой и технологической составляющих процесса обучения напрямую зависит качество образования;

- поскольку зачастую невозможно разделить вклады творчества и технологии в процесс обучения, можно говорить лишь об их необходимом минимуме, оставшиеся части относя к неразделимому вкладу;

- для повышения эффективности согласования творческой и технологической компонент необходимо еще до осуществления процесса обучения разработать стратегию формирования их единства, а при ее реализации вносить тактические изменения;

- существует три способа разработки стратегии формирования единства творчества и технологии: с преобладанием технологической или творческой составляющих и комбинированная;

- поскольку при разработке стратегии необходимо разделять материал дисциплины на отдельные части, естественным методическим инструментом становится принцип модульного обучения;

- согласованная стратегия требует сочетаемости и готовности модулей, оптимальности перераспределения ресурсов между ними, использования их в местах стратегии, где эффективность их использования максимальна.

Таким образом, выполнение всех требований креативно-технологического подхода при организации образовательного процесса позволяет готовить сбалансированного в отношении технологических и творческих знаний, навыков и качеств специалиста. 


Библиографическая ссылка

Ахмедьянова Г.Ф. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24512 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674