Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БРОСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Притыкин В.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассмотрены варианты расположения передвижного броскового модуля с тремя баскетбольными щитами и передвижного тренажёра «Траектория» в специализированном игровом зале бросковой подготовки баскетболистов. В состав специализированного зала входят 6 стационарных бросковых станций, 3 передвижные станции, 7 позиций вспомогательного оборудования, 5 дополнительных технических устройств и 2 экземпляра надувных баскетбольных стоек. Предложенная комплектация специализированного зала открывает новые возможности повышения качества обучения баскетбольным броскам без отражения и с отражением мяча от щита и их совершенствования. Качество обучения обеспечивается: во-первых, увеличением количества методических приёмов и методов тренировки бросков с использованием технических устройств, корректирующих параметры цели и параметры траектории полёта мяча, во-вторых, возможностью выполнения необходимых объёмов баскетбольных бросков без отражения и с отражением мяча от щита, а также проведением игр и круговых тренировок в усложнённых условиях.
баскетбол
специализированный игровой зал
технические средства
варианты расположения передвижного оборудования
методические приёмы и методы применения комплектующих зала
бросковая подготовка баскетболистов.
1. Устройство для тренировки баскетболистов : Пат. 2193433 Российская Федерация, МПК7 А 63 В 63/08 / Мовчан Е.П., Притыкин В.Н.; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью Научно-технический комплекс «Криогенная техника». – № 2000123704/12; заявл. 14.09.00; опубл. 27.11.02, Бюл. № 11. – 8 с.
2. Переносная баскетбольная стойка : Пат. 42435 Российская Федерация, МПК7 А 63 В 63/08, А 63 В 63/04 / Мовчан Е.П., Притыкин В.Н.; патентообладатель ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия. – № 2004120170/22; заявл. 06.07.04; опубл.10.12.04, Бюл. № 11. – 5 с.
3. Передвижной баскетбольный бросковый модуль : Пат. 158263 Российская Федерация, МПК7 А 63 В 63/00 / Притыкин В.Н.; патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГОУ ВПО «ОмГМА» Минздравсоцразвития России). – № 2015117460/14; заявл. 07.05.15; опубл. 27.12.15, Бюл. № 36. – 2 с.
4. Притыкин В.Н. Метод выбора разновидности броска / В.Н. Притыкин, Н.С. Кузнецова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. - № 6. – С. 10-14.
5. Притыкин В.Н., Боков И.С., Петрушов И.В. Метод определения координат точек отражения мяча от баскетбольного щита // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.; URL: www.science-education.ru/127-21160 (дата обращения: 09.09.2015).
6. Притыкин В.Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе : монография. – Омск : Изд-во ОмГМУ, 2015. – 175 с.
7. Притыкин В.Н. Специализированный игровой зал для бросковой подготовки баскетболистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. - № 1. – С. 32-37.

Комплектация специализированного игрового зала бросковой подготовки баскетболистов требует в первую очередь разработки вариантов расположения в зале передвижного технического оборудования и проектирования новых педагогических воздействий использования комплектующих зала, направленных на повышение результативности баскетбольных бросков без отражения и с отражением мяча от щита [7].

Для совершенствования бросковой подготовки дополнительно изготовлены образцы технических приспособлений и устройств:

1. Рука защитника – для усложнения условий броска.

2. Набор из семи вставок-корректоров в виде трёх козырьков и четырёх колец, которые выполнены из листа алюминиевого сплава толщиной 20 мм [6].

3. Вставка-кольцо шириной 6 см с 8-ю болтами, которые предназначены для отражения мячей баскетбольных бросков с низкой (пологой) траекторией.

4. Устройство для тренировки баскетболистов – кольцо-отражатель [1].

5. Кольцо-ограничитель пологих траекторий диаметром 71 см – съёмное, изготовлено из прутка диаметром 18 мм, устанавливается на высоте 15 см над уровнем стандартного баскетбольного кольца – 2 экземпляра.

6. Два комплекта передвижной баскетбольной стойки. Надувная конструкция из трёх понтонов легко преобразуется в плот для водных путешествий [2].

Специализированный зал открывает новые возможности повышения качества и увеличения количества методических приёмов и методов бросковых тренировок, обеспечения выполнения объёмов баскетбольных бросков без отражения и с отражением мяча от щита [4], разработки тестовых заданий по оценке исходного уровня технической оснащённости и установлению динамики бросковой подготовки игроков [5], а также увеличения количества и разнообразия бросковых упражнений.

Варианты расположения передвижного оборудования в специализированном игровом зале бросковой подготовки баскетболистов

1 вариант – рисунок 1. Условные обозначения, основные характеристики и назначение комплектующих специализированного игрового зала представлены в таблице. Передвижной бросковый модуль поз. 10 [3] расположен в центральном круге баскетбольной площадки. Проекция центра кольца на поверхность площадки станции 7 находится на направлении бросков 4.06, а проекции центров колец станций 8 и 9 располагаются на центральной линии площадки. Данное положение модуля поз. 10 обеспечивает перпендикулярность проекций баскетбольных щитов станций 8 и 9 на поверхность площадки к её центральной линии, что способствует более быстрому проведению временной разметки направлений бросков 8.3 через 25º влево и вправо от центральной линии по радиусам 3 и 4 м, проведённым из проекции центра кольца станции 8. На лицевой плоскости щита нанесены соответствующие ориентиры прицеливания 8.1, а также с тыльной стороны щита установлена цельная вертикальная ось прицеливания 8.0. Кроме выполнения тренировочных заданий по совершенствованию бросков без отражения и с отражением мяча от щита, на станции 8 можно проводить тест для вышеназванных бросков с 14 разноудалённых точек [4]. Вариант 1 (без поз. 11) предусматривает проведение стритбола на 4 площадках станций 1, 4, 8 и 9. Одновременно могут играть 24 баскетболиста.

 

Условные обозначения, основные характеристики и назначение комплектующих специализированного игрового зала

Передвижной тренажёр «Траектория» поз. 11 может располагаться на станции 9 под углом ±90º от центральной линии площадки с изменением дистанций броска 4,25, 5,25 и 6,25 м.

Данное расположение передвижных средств является основным вариантом для проведения круговых тренировок баскетбольных бросков 2 разновидностей на 9 станциях специализированного игрового зала бросковой подготовки баскетболистов.

Схема передвижения спортсменов по 9 станциям:

Данная схема удобна для тренировок баскетбольных бросков без отражения и с отражением мяча от щита с ближних и средних дистанций в парах, т.е. одновременно может быть задействовано 18 баскетболистов.

Круговая тренировка при индивидуальном выполнении бросков с учётом размеченных направлений станций 1, 4 и 8 позволяет организовать 19 мест тренировок баскетбольных бросков.

Схема передвижения спортсменов при индивидуальной тренировке бросков:

В данном случае может быть задействовано 15 спортсменов, т.к. на станции 8 могут выполнять броски 3 баскетболиста, как и на станциях 1 и 4, имеющих по три направления бросков.

2 вариант – рисунок 2.1. Модуль поз. 10 расположен в центре площадки так, чтобы кольцо станции 8 было направлено на станцию 1 и кольцо станции 9 соответственно направлено на станцию 4. Центр кольца станции 7 проецируется на центральную линию площадки, а щиты станций 8 и 9 параллельны баскетбольным щитам станций 1 и 4. Тренировочные игры проходят на 2 кольца на 2 мини-площадках.

3 вариант – рисунок 2.2. Модуль поз. 10 устанавливается на центральной линии выступающими сторонами двух щитов к боковой стороне площадки между станциями 5 и 6. Тренажёр «Траектория» поз. 11 находится в углу между станциями 3 и 4. На станции 4 выполняются броски со средней дистанции без отражения параллельно щиту с использованием тренажёра поз. 11, который задаёт угол выпуска мяча. На станции 7 спортсмены тренируют штрафные броски без отражения и с отражением мяча от щита с применением ската 7.2. На станциях 8 и 9 отрабатываются броски без отражения и с отражением в движении под углом 45º к плоскости щитов. На станции 9 броски выполняются справа, а на станции 8 – слева. Остальные станции задействованы в обычном режиме. Расположение модуля поз. 10 у другой боковой линии площадки и симметричное расположение тренажёра «Траектория» поз. 11 относительно станции 4 соответствует варианту 3б.

4 вариант (тестовый) – рисунок 2.3. Модуль поз. 10 располагается в углу зала между станциями 1 и 2 возле пульта управления радиоаппаратурой поз. 13. Баскетбольное кольцо станции 9 направлено на кольцо станции 1, а щит станции 9 перпендикулярен продолжению плоскости баскетбольного щита станции 1. Модуль выставляется так, что испытуемый при выполнении тестового задания (100 штрафных бросков) находится как можно ближе к экрану телевизора поз. 12. На станции 9 определяются координаты взаимодействия мяча с плоскостью щита при штрафных бросках с отражением с использованием соответствующего метода определения координат отражения мяча от щита [5].

Тренажёр «Траектория» поз. 11 располагается между станциями 4 и 5. Аналогично варианту 3б в кольцо станции 4 выполняются средние броски без отражения с изменением угла выпуска мяча, который задаёт тренажёр.

5а вариант – рисунок 2.4. На одном из направлений броска станции 1 (1.01, 1.05, 1.04), например 1.05, выбирается точка 4,25 м (5,25 м) от проекции центра кольца станции 1 на поверхность площадки [7]. Из данной точки проводится дуга радиусом 4,25 м (5,25 м). Модуль поз. 10 располагается между станциями 6 и 1 так, чтобы центр кольца станции 8 проецировался на проведённую дугу 4,25 м (5,25 м) и угол между направлением броска из точки 4,25 м в кольцо станции 8 соответствовал углу между направлением 1.05 и плоскостью щита станции 1. Модуль поз. 10 можно перемещать по выбранному радиусу 4,25 м (5,25 м) до 180º по отношению к станции 1. Данная возможность позволяет задавать необходимые углы (минимальный угол ~20º, 90º и 180º – 3 позиции: A, B, C) поворота спортсмена перед броском без отражения и с отражением мяча от щита на станцию 1 и станцию 8 при их чередовании. Установка броскового модуля в позиции B и C контролируется пространственной ориентацией щитов данного модуля на баскетбольной площадке. Для позиции B расположения модуля поз. 10 под углом 90º к направлению броска 1.05 станции 1, проекции плоскостей щитов станций 8 и 9 на поверхность площадки параллельны боковым линиям площадки. В позиции C установки модуля на продолжении направления 1.05 проекции плоскостей щитов соответствующих станций перпендикулярны боковым линиям площадки. Та же самая расстановка выполняется и для направлений 1.01 и 1.04 станции 1.

Тренажёр «Траектория» поз. 11 располагается на одном из направлений (4.02, 4.06, 4.03) станции 4. На тренажёре стоят 2 кольца. Высота колец обеспечивает 2 варианта прохождения колец: на восходящей или нисходящей ветви траектории полёта мяча и с изменением дистанций броска в кольцо станции 4 с 4,25, 5,25, 6,25, 6,75 и 7,25 м – 5 точек.

5б вариант – Соответствует предыдущему варианту 5а, только поз. 10 и 11 меняются местами. Модуль располагается на станции 4, а тренажёр «Траектория» на станции 1.

6 вариант – рисунок 2.5. Передвижной бросковый модуль поз. 10 устанавливается рядом со станцией 4 так, что плоскость щита 9 перпендикулярна плоскости основного щита и боковые стороны данных щитов соприкасаются. Проведя из проекции угла соприкосновения щитов на поверхность площадки несколько направлений броска и фиксируя на них точки выпуска мяча с помощью цветных конусов (рисунок 1, поз. 15), проводят тренировки бросков с отражением мяча от щита в кольца станций 4 и 9 с использованием одного или двух одновременно щитов.

На станции 7 выполняют штрафные броски двумя мячами. На станции 8 тренируют ближние броски (2,25 м) с отражением мяча от щита.

Предлагается постановка броскового модуля поз. 10 с другой стороны щита станции 4.

Передвижной тренажёр «Траектория» поз. 11 на станции 1 устанавливают по направлениям 1.01, 1.05 и 1.04 и с расстояний 4,25, 5,25 и 6,75 м игроки тренируют броски без отражения и с отражением мяча от щита при различных углах выпуска мяча.

7 вариант – рисунок 2.6. Бросковый модуль поз. 10 располагается рядом со станцией 4, причём проекция щита станции 9 на поверхность площадки накладывается на боковую линию разметки трёхсекундной зоны, а щиты станций 4 и 7 лежат в одной плоскости параллельно лицевой линии площадки. При данном расположении модуля легко и быстро определяется дистанция штрафного броска для станции 7, лежащая на продолжении линии штрафного броска станции 4.

Тренажёр «Траектория» поз. 11 располагается между станциями 3 и 4. Дополнительно в центре площадки устанавливаются две надувные стойки, которые тыльными сторонами скрепляются между собой, исключая их падение (станции 17 и 18).

Комплектация станций осуществляется следующим образом.

1. На кольцо станции 1 устанавливается вставка-кольцо шириной 4 см.

2. На кольцо станции 2 монтируется кольцо-отражатель.

3. На кольцо станции 17 крепится козырёк с максимальной шириной 8 см.

4. На станции 18 в кольцо устанавливается вставка-кольцо шириной 8 см на ближней дуге, и шириной 4 см на дальней дуге.

5. Станция 6 оборудуется вставкой-кольцом с 8 болтами и шириной 6 см.

Пять станций 1, 2, 17, 18 и 6 образуют тренировочный круг, комплектация которого направлена на корректировку параметров поражаемой цели. Дополнительно на станциях 2 и 6 отрабатываются приёмы овладения мячом после неточного броска.

На второй стороне площадки кольцо станции 8 оборудуется съёмным кольцом-ограничителем пологих траекторий.

Пять станций: 3, 4 с тренажёром «Траектория», 7, 8 и 5 - образуют второй тренировочный круг, комплектация которого направлена на корректировку параметров полёта баскетбольного мяча при броске.

На 10 вышеперечисленных станциях могут одновременно тренироваться в парах до 20 спортсменов.

8 вариант – рисунок 2.7. Тест «Баскетбольный паук». Модуль поз. 10 располагается перед станцией 4 по направлению 6 на расстоянии от проекции центра кольца станции 7 на поверхность площадки до радиуса 1,25 м, равном 4,225 м (расстояние штрафного броска – средний бросок). Плоскости щитов станций 4 и 7 параллельны. Тест выполняется в парах по схеме:

1. Средний бросок с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 7.

2. Ближний бросок под 90º к плоскости с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 4.

3. Средний бросок без отражения мяча от щита. Выполняется на станции 9.

4. Ближний бросок справа с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 4.

5. Средний бросок без отражения мяча от щита. Выполняется на станции 8.

6. Ближний бросок слева с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 4.

7. Дальний бросок без отражения мяча от щита. Выполняется на станции 5.

8. Ближний бросок справа с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 4.

9. Дальний бросок без отражения мяча от щита. Выполняется на станции 3.

10. Ближний бросок слева с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 4.

11. Дальний бросок с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 5.

12. Ближний бросок справа с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 4.

13. Дальний бросок с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 3.

14. Ближний бросок слева с отражением мяча от щита. Выполняется на станции 4.

15. Дальний бросок без отражения мяча от щита. Выполняется в верхнее кольцо на станции 5.

Всего выполняется 15 бросков:

· ближних 7 (с отражением);

· средних 3 (2 без отражения и 1 с отражением);

· дальних 5 (3 без отражения и 2 с отражением).

После выполнения 15 бросков испытуемые меняются местами. На пару приходится 60 бросков (30 бросков до перерыва и 30 бросков после перерыва в 3 минуты). Время фиксированное. Тест «Баскетбольный паук» можно проводить в виде соревнований между спортсменами или между парами.

Тренажёр «Траектория» поз. 11 располагается на направлении 1.05, и высота колец обеспечивает прохождение мяча на нисходящей ветви траектории полёта.

Данные варианты расположения передвижного броскового модуля поз. 10 и тренажёра «Траектория» поз. 11 в тренировочных занятиях могут использоваться индивидуально, в групповых и командных тренировках.

Заключение

Созданный специализированный зал бросковой подготовки баскетболистов открывает новые возможности повышения качества обучения баскетбольным броскам двух разновидностей и их совершенствования.

1. Применяются следующие методические приёмы:

1.1 Проговаривание прихода мяча в область кольца и результат броска:

- ближняя, промах;

- дальняя, попал;

- «чисто».

1.2 Попадание мяча без касания обода кольца и попадание с отскоком мяча от дальней дуги кольца:

- чередование данных бросков;

- изменение дистанции бросков;

- изменение угла расположения бросающего к плоскости щита.

1.3 Соблюдение правила точности броска: попадание мячом в ближнюю дугу баскетбольного кольца считать ошибкой.

1.4 Заужение поражаемой цели, заужение и смещение цели к дальней дуге кольца.

1.5 Принудительная корректировка параметров полёта баскетбольного мяча при броске.

1.6 Чередование баскетбольных бросков без отражения и с отражением мяча от щита.

1.7 Выполнение бросков в баскетбольные щиты, имеющие различные коэффициенты восстановления.

1.8 Чередование бросков с отражением в стандартный щит и щит, оборудованный ориентирами: вертикальной осью прицеливания и столбиками прицеливания, составленными эллипсоподобными площадями отражения с дополнением поворотов баскетболистов перед броском.

2. Обеспечение необходимых объёмов и качества тренировок бросков без отражения и с отражением мяча от щита с различных дистанций, под разными углами к плоскости щита, с места, в прыжке и в движении.

3. Обеспечение тренировочных игр на одно и два кольца на площадках уменьшенных размеров.

4. Проведение разнообразных бросковых занятий в виде круговых тренировок.

 


Библиографическая ссылка

Притыкин В.Н. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БРОСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24514 (дата обращения: 24.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074