Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОЦЕНИВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жешко В.Н. 1 Евдокимова О.В. 1
1 Филиал военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева
Рассмотрена многоступенчатая структура понятия «общественное мнение» как состояние общественного сознания, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам и явлениям. Общественное мнение сегодня считается мощной движущей силой, духовной властью в военных организациях, весомым фактором управления, воспитания и регулирования учебно-воспитательного процесса. Позитивно направленное общественное мнение воинского коллектива развивает общественную активность воинов, способствует укреплению дисциплины и порядка, повышению уровня сплоченности, боеготовности подразделений и частей армии и флота. Общественное мнение в воинском коллективе выполняет функции: аналитическую, оценочную, конструктивную, директивную и контрольную. Представлены особенности и этапы формирования общественного мнения в воинских коллективах. Описан метод убеждения как важная составляющая формирования общественного мнения в военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
оценивание
общественное мнение
высшее образование
технологии
1. Власичев А.Н. Педагогические пути формирования общественного мнения у военнослужащих частей РВСН: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Н. Власичев; Военный университет. – М., 2009. – 235 с.
2. Жешко В.Н., Богатырева О.В. Основы организации воспитательной работы в подразделении: учебное пособие/ В.Н. Жешко, О.В. Богатырева. – Пенза: ПАИИ, 2016. – 206 с.
3. Клименко О.А., Патухин А.А. Исследование процесса формирования общественного мнения с использованием клеточных автоматов // Молодой ученый. – 2014. – № 16. – С. 161-164.
4. Марков К.В. Индивидуально-психологические особенности будущих специалистов военного профиля/ К.В. Марков // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 297-300.
5. Психология и педагогика. Военная психология и педагогика : учебник / А.В. Белошицкий, М.В. Петровская, Ю.Ф. Семоненко, А.Г. Терещенко, И.Ю. Устинов; под общ. ред. Г.В. Зиброва. – Воронеж : ВАИУ, 2012. – 333 с.
6. Роль общественного мнения в воинском коллективе. – URL: http:// psyhologiya/114-voennaya-psyhologia.html?start=19.

Современные дезинтеграционные процессы в обществе требуют всестороннего анализа их влияния на обороноспособность нашего государства. Новые условия диктуют и новые подходы к решению традиционных задач по поддержанию на должном уровне боеготовности подразделений, воинской дисциплины и порядка, морально-психологической подготовки личного состава. Вместе с тем появились и новые задачи, диктуемые оборонительным характером военной доктрины, реформированием Вооруженных Сил, их значительным сокращением. Возникли острые проблемы, связанные с социально-правовой защищенностью военнослужащих и членов их семей.

Сегодня командиру, военному специалисту необходимы комплексные научные знания специфических особенностей, сущности и значения общественного умения, условий его функционирования и формирования, умения изучать и учитывать в практической деятельности оценки и суждения военнослужащих о фактах, проблемах.

Общественное мнение сегодня считается мощной движущей силой, духовной властью в военных организациях, весомым фактором управления, воспитания и регулирования учебно-воспитательного процесса.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить множество определений общественного мнения. Однако в настоящий момент одна точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной. Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности [1, с.3].

Позитивно направленное общественное мнение воинского коллектива развивает общественную активность воинов, способствует укреплению дисциплины и порядка, повышению уровня сплоченности, боеготовности подразделений и частей армии и флота.

Важно заметить, что общественное мнение выполняет ряд главных функций управленческой деятельности:

  • аналитическую;
  • оценочную;
  • конструктивную;
  • директивную;
  • контрольную.

При возникновении проблемы или событий, затрагивающих интересы и потребности воинского коллектива, начинается системное групповое обсуждение и анализирование особенностей происходящего. В этот момент идет своеобразная общественная экспертиза события и фактов, ценность и значимость которой обусловлена опытом людей, их служебным положением, уровнем знаний и воспитанности.

Аналитические суждения неизбежно ведут к осуждениям оценочным. Совпадающие оценки отражают позитивное или негативное отношение к факту или событию. И эти оценки нельзя не учитывать в планах воспитательной работы должностных лиц воинских коллективов. Надо иметь в виду, что оценочные суждения, особенно преобладающие, создают общий психологический настрой людей на определенные действия, поведение, отношения с вытекающими отсюда последствиями. Отношение к факту, событию, проблеме не ограничивается их анализом и оценкой. Люди при этом задумываются над тем, как использовать факт, как разрешить возникшую проблему в своих интересах, в интересах коллектива и общества. В сознании строятся соответствующие конструкции мер, подходы, осмысливаются цели и средства достижения возможных (желательных) результатов. И если эти конструкции в своей основе совпадают и выстреливаются у большей части социальной общности, если они находят отражение в соответствующих суждениях, мы имеем дело с конструктивной функцией общественного, коллективного, группового мнения.

Конструктивная функция тесно связана с функцией директивной. В том случае, когда на конструктивную функцию накладывается понимание у масс жизненной необходимости решать проблему соответствующим способом, общественное мнение выступает как директивная сила.

К управленческим функциям общественного мнения относится и функция контрольная. Контроль масс, контроль снизу был и будет всегда важным средством демократизма управления. Эта форма контроля отличает своей разносторонностью, непрерывностью. Все то, что затрагивает интересы и потребности масс, является предметом их постоянного пристального внимания. Они всегда в курсе дела. И с особым пристрастием следят за тем, как реализуются решения, ставшие их кровным делом.

В военных образовательных организациях высшего образования особенно  велика роль группового, коллективного и общественного мнения как фактора воспитания, сознательного, целенаправленного и системного формирования личности курсанта, его подготовки к общественно-полезной деятельности. Преобладающие суждения и оценки в учебном отделении, а также в других социальных общностях, играют воспитательную роль в двух аспектах. Во-первых, как условие воспитания. Во-вторых, как средство воспитательного воздействия [4].

Общественное мнение обладает характеристиками:

  • направленностью (мнения отражают общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений);
  • интенсивностью;
  • стабильностью (мнения существуют длительное время);
  • информационной насыщенностью;
  • социальной поддержкой;
  • масштабностью;
  • связностью (непротиворечивостью);
  • распространенностью.

Формирование общественного, коллективного мнения в воинском коллективе – это сложный и целенаправленный, специально-организованный процесс, который имеет свои характерные особенности и направления.

Рассмотрим кратко особенности формирования общественного, коллективного мнения в военных образовательных организациях Министерства обороны.

Конечной   целью формирования общественного мнения является необходимое, прогрессивное, зрелое отношение абсолютного большинства членов воинско­го коллектива к конкретному факту, событию или проблеме. Именно цель служит сердцевиной критерия оценки формирования необходимых отношений к факту.

Сфера воинской деятельности – особая сфера. Для нее характерны моральное и физическое напряжение, стрессовые ситуации, а также угроза для жизни. Вот почему любая воинская проблема затрагивает, как правило, интересы не только коллектива, но и каждого воина. Многие внутривоинские проблемы воспринимаются военнослужащими острее, ближе, заинтересованнее, чем проблемы мировые, общегосудар­ственные, региональные [2, 5]. Обучение в военных образовательных организациях коренным образом изменяет условия их жизнедеятельности, ломает привычный гражданский уклад жизни, вызывает в сознании качественные изменения, прививая духовные ценности личности воина.

Общественное мнение зарождается постепенно, пройдя основные этапы.

На первом этапе происходит опосредованное или непосредственное восприятие, получение определенной информации о факте, событии, общественной жизни, жизни воинского коллектива. У военнослужащих проявляется интерес, начинают возникать определенные чувства, представления об источнике интереса. Здесь очень важно позаботиться, чтобы с самого начала военнослужащие получали о факте такую информацию, которая будет работать на нужное отношение к факту. Упустить эту возможность – значит поставить себя в положение «переделывающего». А переделывать зачастую тяжелее, чем создавать новое. Надо сделать все, чтобы не была определяющей информация о факте, искажающая его сущность.

Второй этап. Происходит процесс осмысления полученной информации о факте, причем осмысление носит индивидуальный характер. В сфере индивидуального сознания протекает восприятие и оценка информации. Именно на этом этапе через призму собственного опыта, на основе интересов и конкретных условий формируется личное мнение. Особенность периода – напряженный мыслительный процесс. В ходе его вырабатывается собственная позиция, личное отношение к факту. На этом этапе должностные лица обязаны заметить отличия индивидуальных мнений, оценить их характер, направленность, если надо, подкорректировать.

Третий этап. Характеризуется тем, что сформированное личное мнение начинает проявляться. В процессе обсуждения и дискуссий происходит обмен мнениями и оценками. На основе этого обмена возникают различия во мнениях, суждениях, происходит их борьба. В таком процессе участвуют как индивидуальное, так и общественное сознание. Например, опрос курсантов выпускного курса Казанского филиала Челябинского танкового института показал, что 75 процентов из них продолжают обсуждать дискуссионные проблемы семинаров по общественно-гуманитарным дисциплинам в подразделении, общежитии, в кругу семьи, с друзьями вне ВУЗа. Именно здесь у многих проявляется новая возможность в процессе общения получить подтверждение своей точки зрения, не только выработанной в ходе второго этапа, но и фиксируя реакцию других слушателей, то есть получить не просто смысловую (знание), но и психологическую (эмоциональную) поддержку своей позиции.

Четвертый этап. Выявленные в ходе обсуждений и дискуссий отдельные мнения и точки зрения последовательно группируются и объединяются вокруг общих принципи­альных основ обсуждаемых проблем. Совпадающие суждения и оценки объединяются, становятся очевидными точки зрения, противостоящие преобладающим.

Всем, кто занят изучением и формированием общественного мнения, важно помнить, что любая из дискуссий, столкновение противо­положных мнений должны носить завершенный характер. Поэтому при подборе руководителя для проведения такого мероприятия следует учитывать все возможные варианты итога дискуссии. Руководитель должен быть профессио­нально подготовлен, предупредительно вежлив со всеми участниками дискуссий, эрудирован, уметь тонко реагировать на все изменения настроений в ходе спора, прогнозировать возможный итог, цель, конечный результат.

Пятый этап. Этап количественного и качественного наращивания общественного мнения. В зависимости от его характера усиливаются положительные функции, уменьша­ются отрицательные.

По своей сущности каждый из названных этапов свя­зан с единым и целостным процессом формирования обще­ственного мнения у военнослужащих. Все этапы находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Офицерам, преподавателям и психологам важно помнить этапы формирования общественного мнения у военнослужащих, их последовательность.

В воинском коллективе ведущим методом, формирующим обще­ственное мнение, является внушение. С   помощью внушения создается определенная психологическая атмосфера и благоприятная обстановка для формирования у соответствующей группы военнослужащих необходимого   отношения   к   происходящим процессам. Подмечено, что через организованное или случайное, прямое или косвенное внушение (особенно на начальном этапе) оказывается весьма сильное и ощутимое воздействие на формирование мнения воинов. При этом степень внушения может быть различной. Обычно она находится в прямой зависимости от уровня знаний, общего развития, жизненного и служебного опыта, воли и характера личности воина.

При использовании убеждения как метода формирова­ния общественного мнения нельзя упускать из виду активное участие военнослужащих в общении и восприятии ин­формации. В процессе обсуждения того или иного вопроса люди сами вырабатывают у себя те или иные убеждения, исходя из своих интересов, целей, идеалов и конкретных условий, в которых они живут, несут боевое дежурство, выполняют обязанности по военной службе. Процесс общения военнослужащих друг с другом, обсуждение острых вопросов превращают их в субъект формирующего мнения. Этот мо­мент имеет исключительно важное и принципиальное зна­чение для руководства процессом формирования общест­венного мнения.

Процесс формирования коллективного мнения можно наблюдать в различных формах общения воинов: в ходе собрания, в товарищеской беседе во время отдыха, при обсуждении кинофильмов, книг, материалов печати. Участвуя в этих формах общения, наблюдая за тем, как достигается согласие позиций и взглядов по вопросам, волнующим личный состав, как преодолеваются расхождения, командиры делают выводы о существенных морально-психологических особенностях коллектива [6].

Механизм формирования необходимого отношения во­еннослужащих к общественно значимому событию, важной проблеме, в конечном счете, предназначен для ликвидации признака  объекта   формирования, т.е. того, что не соответствует требованиям. В решении этой задачи чрез­вычайно важно учитывать зависимость результатов дея­тельности от уровня подготовленности субъекта, от соот­ветствия средств формирования мнений намеченным целям, от наличия необходимых возможностей и реальных условий и конечно же от той стартовой позиции, от того запаса знаний и убеждений, с которых осуществляется формирование. Эти зависимости носят постоянный и объективный характер. Мы их по     праву рассматриваем закономерностями формирования необходимых отношений военнослужащих к общественно значимым событиям и проблемам. Именно эти закономерности являются основой принципов формирования общественного мнения, большинство которых составляют общие принципы обучения и воспитания. В ряде принципов следует особо подчеркнуть:

  • направленность на ликвидацию признака объекта формирования;
  • комплексный подход к рассмотрению и решению проблем формирования;
  • научная организация формирующего процесса;
  • целесообразность формирующих действий;
  • скоординированность усилий;
  • единство понимания целей формирования.

Изучение общественного мнения представляет собой процесс получения, накопления, хранения и переработки информации, в которой фиксируется состояние и динамика общественного мнения воинского коллектива, функционирующего в форме оценочных суждений военнослужащих о социально-значимых событиях их жизни. Эту информацию получают различными методами. К ним относятся опросы, наблюдения, изучение документов, научно-практические конференции и другие методы. Деятельность командиров по изучению общественного мнения позволяет раскрыть ряд существенных сторон в жизни военнослужащих, зафиксировать их реакцию на те или иные мероприятия, связанные с решением задач боевой готовности, боевой подготовки, судить об их эффективности, что, в свою очередь, является одной из важных предпосылок повышения социальной активности военнослужащих и расширения связей командования с воинскими коллективами. При определении конкретных методов изучения общественного мнения целесообразно исходить из проверенных на практике общеметодологических принципов, что позволяет научно подойти к определению предмета исследования общественного мнения, поставить задачи и разработать программу исследования, выбрать соответствующие методы исследования и практические рекомендации для командиров и их заместителей по воспитательной работе.

Для успешного преодоления проблем в жизнедеятельности различных воинских коллективов, вызванных экономической, политической, социальной, духовной ситуацией в стране, крайне важно правильно и систематически изучать такой социальный феномен, как общественное мнение военнослужащих, и эффективно его использовать для повышения результативности военной службы [1, с.3].


Библиографическая ссылка

Жешко В.Н., Евдокимова О.В. ОЦЕНИВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24529 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074