Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Иванова Н.В. 1 Эрментраут Л.А. 2 Эрментраут Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
2 МБОУ СОШ №20 им. В.Г. Рязанова
В статье представлены итоги научного обзора теоретико-прикладных психолого-педагогических публикаций отечественных и зарубежных авторов, проведенного с целью обобщения развивающего потенциала технологии «Чтение письмо для развития критического мышления» применительно к учащимся начального звена школьного образования. Констатируется вариативность в определении критического мышления, развитие которого составляет основную функционально-целевую направленность рассматриваемой технологии. Выделены позиции авторов относительно оптимальных сроков и сферы применения технологии «Чтение письмо для развития критического мышления» в начальной школе. Обобщены экспериментально доказанные развивающие возможности технологии «Чтение письмо для развития критического мышления» для учащихся младшего школьного возраста. Выделены как недостаточно изученные и освещенные вопросы: системное применение технологии «Чтение письмо для развития критического мышления» на различных уроках в начальной школе, диагностический инструментарий, позволяющий оценивать качественные изменения в развитии критического мышления младшего школьника.
развивающий потенциал
младший школьник
«чтение и письмо для развития критического мышления»
педагогическая технология
1. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». – Нижний Новгород: ННГУ, 2007. – 182 с.
2. Гущин Ю.Ф., Ильясов И.И. Опыт разработки теста оценки критического мышления школьников // Психология и методология образования URL: http://psyhoinfo.ru/opyt-razrabotki-testa-ocenki-kriticheskogo-myshleniya-shkolnikov.
3. Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС. – М.: АРКТИ, 2015. – 224с.
4. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа: плюс до и после. – 2010. – № 1. – С.62-68.
5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 233 c.
6. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6; URL: http://www.science-education.ru/113-11029 (дата обращения: 06.03.2016).
7. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. – М.: Аркти, 2011. – 128 с.
8. Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2001. – № 4. – С.36-40.
9. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С.68–70.
10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителей начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.
11. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (На материале обществоведческого курса): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2000. – 22 с.
12. Темпл Ч., Стил Дж., Мередит К. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета. Пособие III / Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». – М.: Изд-во «ИОО», 1997. – 86 c.
13. Садыкова С.Н. Внедрение проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в педагогическую деятельность учителя // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 5. – С.62– 66.
14. Салатаева Р.В. Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – №7. – С.56–57.
15. Самарова Н.Н. Формирование навыков работы с информацией как средство развития критического мышления младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С.33– 35.
16. Таркина Т.И. Формирование аналитического мышления у учащихся начальных классов: приемы работы с текстом // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 9. – С.73 –75.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
18. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 503 с.
19. Ходырева Т.С. Педагогическое сопровождение процесса овладения младшими школьниками основами критического мышления: материалы I Международной научно-практической конференции: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск, 2010. URL: http://sibac.info/conf/pedagog/i/35355.
20. Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения): автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2005. – 22 с.
21. Шакирова Д.М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления // Педагогика. – 2006. – № 9. – С.72–77.
22. Шахова М.А. Теоретические основы и психолого-педагогические условия развития критического мышления младшего школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/razvitie-kriticheskogo-mishleniya-mladshego-shkolnika-620428.html.

Внедрение в практику педагогов начальных классов современных эффективных личностно-ориентированных технологий является необходимым условием для обеспечения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Между тем приходится констатировать, что далеко не все педагогические технологии получили должное рассмотрение в литературе с точки зрения их возможностей для младших школьников, и как следствие – их недостаточная востребованность в практике учителей начальных классов. Так, если содержательно-организационные аспекты и личностно-развивающий потенциал проектной технологии в начальной школе освещены очень широко [4, 6, 7, 10 и многие другие], то развивающие возможности технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) для учащихся начального звена представлены в публикациях крайне мало и фрагментарно. В связи с этим представляется необходимым и актуальным обобщение экспериментально изученных аспектов позитивного влияния технологии ЧПКМ на развитие младшего школьника. Считаем, что знание практикующими и будущими учителями начальных классов доказанного развивающего потенциала технологии ЧПКМ может выступать существенным мотивационным фактором для апробации и постоянного применения данной технологии.

Цель исследования

Целью работы является обобщение   развивающего потенциала   технологии   «Чтение и письмо для развития критического мышления»   для учащихся   младшего   школьного возраста, выявление недостаточно освещенных аспектов данной технологии применительно к практике педагога начальной школы.

Материал и методы исследования

Для реализации поставленной цели был осуществлен анализ теоретико-прикладных психолого-педагогических исследований, учебно-методических работ отечественных и зарубежных авторов, а также результатов анкетирования учителей начальных классов, получающих высшее образование на заочной форме обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь, по итогам анализа необходимо отметить вариативность в названии рассматриваемой технологии и в определении сущности критического мышления. В настоящий момент одновременно используется несколько названий технологии: «Технология развития критического мышления» (ТРКМ), «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ или RWCT – Readingand Writing for Critical Thinking), «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Первое из указанных названий наиболее популярно и емко, но два других более точно отражают суть данной технологии, поскольку она формирует критическое мышление именно в процессе чтения и письма [3, с.130]. В своей статье мы придерживаемся второго названия, достаточно распространенного в России. Подчеркнем, что, несмотря на разные названия, все авторские коллективы представляют технологию как базовую модель: «Вызов – Осмысление – Рефлексия» («Evocation – Realization – Reflection»), задающую определенную логику построения занятий и последовательность конкретных методических приемов. Раскрытие сущности модели и приемов не является нашей задачей, поскольку они широко освещены в литературе [1, 3, 5, 9, 12, 14 и многие другие]. Важно, что в связи с большим арсеналом разнообразных приемов и методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки и интересны лично ему и его ученикам.

Как показал проведенный анализ, помимо вариативности в названии рассматриваемой технологии, существуют разные дефиниции самого критического мышления.  Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» определяет критическое мышление как «использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [18, с.10]. Д. Клустер выделяет пять основных сущностных характеристик критического мышления: «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное… оно носит индивидуальный характер… Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления… В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить… В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации… И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими…» [8, с.37-38]. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская под критическим мышлением понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решений о том, что можно   принять,   что   необходимо дополнить,   а что – отвергнуть [5, с.6]. Авторы отмечают, что критическое   мышление учит активно действовать и помогает осознать, как именно надо поступать в соответствии с полученной информацией. В целом, большинство авторов полагают, что критическое мышление является по своей сути рефлексивным и оценочным и развивается путём наложения новой информации на имеющийся жизненный личный опыт [1, 3, 5, 11. 12, 20, 21].

Во-вторых, по результатам анализа нами обнаружено расхождение в трактовке возрастного аспекта использования технологии ЧПКМ в образовательной практике. Так, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская считают, что технология     с успехом может применяться на любой ступени обучения, включая начальное звено [5, с. 8]. Т.С. Ходырева и В.А. Шамис накладывают определенные ограничения на возможности применения технологии. По мнению данных авторов, использовать технологию ЧПКМ в начальной школе целесообразно с четвертого класса, поскольку с этого этапа дети уже осознают, что значит «мыслить критически» [19, 20].

Ф.Ф. Минкина указывает на старший школьный возраст как наиболее благоприятный для осознанного формирования критического мышления [11]. По нашему убеждению, подтвержденному собственным практическим опытом и практикой коллег, применение технологии ЧПКМ возможно и достаточно эффективно в начальном звене школьного обучения.

В-третьих, необходимо остановиться на вопросе сферы применения технологии ЧПКМ. Как показало проведенное нами анкетирование (в нем приняло участие 100 педагогов начальных классов, получающих высшее образование на заочной форме обучения в НГПУ), многие учителя ошибочно считают, что область применения технологии ЧПКМ ограничена только уроками литературы и русского языка. Всего несколько человек указали, что эту технологию можно использовать и на других уроках. В целом, большинство респондентов продемонстрировали свое незнание сущности и специфики рассматриваемой технологии.

Действительно, в технологии ЧПКМ чтение и письмо выступают инструментами мышления, сама же технология не является предметно специализированной, а обладает универсальностью. В публикациях использование этой технологии освещается на примерах разных дисциплин. Так, Н.Н. Самарова рассматривает использование технологии на уроках окружающего мира [15]; Р.В. Салатаева – на окружающем мире и истории [14]; Е.В. Ласкожевская – на окружающем мире и литературном чтении [9], Ф.Ф. Минкина на материале обществоведческого курса [9]. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, а также зарубежный авторский коллектив разработчиков технологии К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл предлагают использовать ЧПКМ на уроках по разным учебным дисциплинам, применяя определенный набор методов и приёмов [5, 12]. Авторы подчеркивают, что нет такой темы или такого учебного предмета,   в   которых невозможно   было бы использовать технологию ЧПКМ. Поддерживая данную точку зрения, мы убедились в возможности и целесообразности использования рассматриваемой технологии на различных уроках в начальной школе. Однако приходится констатировать отсутствие публикаций, отражающих системное и комплексное применение технологии ЧПКМ учителями начальных классов на разных учебных дисциплинах.  

В-четвертых, является особо важным в соответствии с целью статьи остановиться на обобщении развивающих возможностей технологии ЧПКМ для младших школьников. Безусловно, основным функциональным предназначением технологии ЧПКМ является целенаправленное формирование критического мышления учащихся в образовательном процессе. Как отмечается авторами технологии и педагогами-экспертами, стихийное развитие критического мышления также возможно, «но в гораздо более поздние сроки и, как правило, уже после вуза» [1, с.6]. Однако, несмотря на свое название, технология ЧПКМ развивает не только критическое мышление. Эмпирические исследования, проведенные разными авторами, свидетельствуют о богатом развивающем потенциале данной технологии, но преимущественно эти работы адресованы старшеклассникам и студентам. В целом, технология ЧПКМ применительно к учащимся начальной школы помимо развития критического мышления способствует:

  • повышению интереса к процессу обучения и активности восприятия учебного материала;
  • формированию информационной грамотности через развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • становлению культуры письма через формирование навыков написания различных текстов;
  • совершенствованию техники чтения;
  • формированию социальной компетентности учащихся;
  • снятию психологических барьеров, нивелированию тревожности;
  • выработке активной субъектной жизненной позиции;
  • формированию   разных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, соответствующих ключевым целям начального общего образования [3, 9, 13, 14, 15, 16, 22].

Таким образом, можно констатировать, что технология ЧПКМ является личностно-ориентированной. Кроме того, подчеркнем, что технология ЧКПМ полностью соответствует принципам системно-деятельностного подхода, являющегося базовым для федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [17].

Особое внимание уделим проблеме оценки эффективности применения технологии ЧПКМ в практике педагога начального звена. Как показал проведенный обзор литературы, на данный момент практически отсутствует диагностический инструментарий, позволяющий определить качественные изменения в развитии критического мышления младшего школьника, значимость технологии ЧПКМ как средства оптимизации формирования критического мышления учащихся начальных классов. Проблема диагностики критического мышления гораздо более изучена и освещена применительно к старшеклассникам и студентам [1, 2, 5, 11]. В связи с этим представляется чрезвычайно важной и актуальной разработка указанного диагностического инструментария для учащихся младшего школьного возраста, «создание новых методик исследования критического мышления, особенно компьютерных версий» [20, с.21].

Заключение

Проведенный анализ теоретических и методических психолого-педагогических работ отечественных и зарубежных авторов, результатов анкетирования педагогов – студентов заочной формы обучения свидетельствует о необходимости расширения сферы применения технологии ЧПКМ, ее системного использования на уроках по различным дисциплинам.  Является актуальным и важным создание соответствующего диагностического инструментария для обеспечения оценки эффективности применения технологии ЧПКМ в начальном звене школьного обучения. Считаем, что материалы данной статьи могут способствовать повышению профессионального интереса педагогов начальной школы к технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления», желанию больше узнать о данной технологии и апробировать ее в своей практике.

 


Библиографическая ссылка

Иванова Н.В., Эрментраут Л.А., Эрментраут Н.В. РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24543 (дата обращения: 30.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074