Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО ПОДГОТОВКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Шапирова Р.Р. 1
1 Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Современное общество за последние годы претерпело ряд социально-экономических и политических изменений, что отразилось и на системе образования, а именно на подготовке будущего учителя. Необходимо знать об отношении будущего учителя к окружающей действительности и происходящим событиям, жизненным целям и ориентирам, насущным проблемам и, самое главное, способам их решения. Нами был проведен сопоставительный анализ ценностей будущего учителя в городах Казань и Елабуга в 2010 и 2016 годах. Сравнивая данные, полученные в результате исследования, можно сделать вывод о том, что ведущие ценности будущих учителей значительно изменились. На наш взгляд, изменения в результатах оценки ценностей будущих учителей связаны с изменениями в экономической и политической ситуации в стране и в целом в мире, а также происходящими изменениями в системе образования. В статье представлены результаты исследования ценностной составляющей личности будущего учителя как основа его подготовки к формированию ценностных составляющих школьников.
будущий учитель
ценностные ориентации будущего учителя
формирование ценностных ориентаций

Современное российское общество за последние годы претерпело ряд значительных социально-экономических и политических изменений, что обусловило создание качественно новых экономических условий жизнедеятельности и формирование новых общественных отношений, изменения в самой структуре общества. Как следствие таких радикальных трансформаций в обществе появилось много серьезных проблем: имущественное и социальное неравенство, рост безработицы и преступности, кризис духовных и нравственных ценностей, затронувших все системы жизнедеятельности человека. Закономерными стали изменения в сознании и поведении людей, смена жизненных приоритетов, переоценка ценностей, что отразилось и на системе образования и такой ее части, как подготовка будущего учителя [1, с.87].

Цель исследования

Сегодня стала актуальной проблема приспособления молодого поколения россиян к новой социальной реальности, и в этой связи особую важность приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Необходимо обладать информацией об отношении будущего учителя к окружающей действительности и происходящим событиям, жизненным целям и ориентирам, насущным проблемам и, самое главное, способам их решения. Целью нашего исследования является проведение сопоставительного анализа ценностей личности будущего учителя как основа его подготовки к формированию ценностных ориентаций школьников. Эти данные позволят педагогическим коллективам высших школ проанализировать потенциал социальной адаптивности будущего учителя, оказывать влияние и направлять его, спрогнозировать социальные реакции данной группы молодежи на государственные и образовательные реформы. Более того, ценностная составляющая личности будущего учителя будет оказывать влияние на процесс формирования ценностной составляющей личности учащихся, будущего страны [3, с.107].

Материал и методы исследования

Для проведения исследования было привлечено 300 респондентов из числа студентов Елабужского института КФУ, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Статистическая обработка данных проведена с использованием статистических пакетов SPSS, Statgraphics Plus for Windows и анализа данных Microsoft Exsel.

Нами был проведен сравнительный анализ ведущих ценностей будущего учителя в 2010 и 2016 годах. Анкетирование будущих учителей проводилось на основе методик, предложенных Леонтьевым Д.А. Методом факторного анализа на основе критериев адекватности, избирательности, устойчивости, динамичности, доминирования были получены индексы значимости каждой категории ценностей для студентов [2, с. 104].

Результаты исследования и их обсуждение

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации студенческой молодежи, как самой динамичной части российского общества, первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны [4, с. 69]. Опрос, проведённый нами в 2010 и 2016 годах, определяет смысложизненные ценности будущего учителя. Студентам был предложен вопрос о том, какие факторы имеют для них наибольшее значение, ответы были распределены по рангам и представлены в табл.1.

Таблица1

Смысложизненные ценности будущих учителей в 2010 году

Смысловые ценности

Оценка

Самостоятельность

9

Опыт

7

Трудолюбие

9

Предприимчивость

7

Взаимопомощь

8

Полезные связи

8

Коммуникабельность

7

Порядочность

9

Умение манипулировать людьми в своих интересах

6

Внешние данные

7

Удача, везение

7

Такой же вопрос был предложен будущим учителям в 2016 году, ответы распределены по рангам от 0 до 10 и представлены в табл. 2.

Таблица 2

Смысложизненные ценности будущих учителей в 2016 году

Смысловые ценности

Оценка

Самостоятельность

10

Опыт

7

Трудолюбие

9

Предприимчивость

6

Взаимопомощь

10

Полезные связи

4

Коммуникабельность

9

Порядочность

9

Умение манипулировать людьми в своих интересах

5

Внешние данные

3

Удача, везение

4

Мы исследовали, каково реальное отношение студенческой молодёжи к ведущим ценностям общества, результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Ценностные ориентации будущих учителей в 2010 году

Группа ценностей

Оценка студентами

Семья

10

Человек

8

Образование

9

Профессия

9

Красота

8

Отечество

7

Труд

8

Методом факторного анализа на основе критериев адекватности, избирательности, устойчивости, динамичности, доминирования были получены индексы значимости каждой категории ценностей для студентов.

Для сравнительного анализа данных нами было проведено данное исследование в 2016 году, результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Ценностные ориентации будущих учителей в 2016 году

Группа ценностей

Оценка студентами

Семья

10

Человек

9

Образование

9

Профессия

9

Красота

5

Отечество

9

Труд

8

Нами был задан вопрос студентам: «Какое оно, современное молодое поколение?», результаты представлены в табл. 5.

Таблица 5

Мнения студентов о своём поколении в 2010 году

Определение поколения

%

Прагматическое

53

Равнодушное

67

Скептическое

30

Агрессивное

65

Потерянное

39

Разочарованное

24

Усталое

30

Циничное

45

Решительное

74

Трудолюбивое

48

Сильное

60

Смелое

73

Напуганное

19

Честное

33

Патриотическое

30

Нами было проведено исследование определений поколения современной молодежи и в 2016 году. Результаты представлены в табл. 6.

Таблица 6

Мнения студентов о своём поколении в 2016 году

Определение поколения

%

Прагматическое

45

Равнодушное

60

Скептическое

34

Агрессивное

60

Потерянное

10

Разочарованное

13

Усталое

7

Циничное

50

Решительное

80

Трудолюбивое

45

Сильное

75

Смелое

78

Напуганное

10

Честное

43

Патриотическое

60

Как мы видим, в «первую тройку» ценностей студентов в 2010 году вошли: самостоятельность, трудолюбие, порядочность.

Будущие учителя в 2016 году выделяют основными смысложизненными ценностями – самостоятельность и взаимопомощь, рангом ниже – трудолюбие, коммуникабельность и порядочность.

Сравнивая результаты, полученные в 2010 и 2016 году, можно сделать вывод о том, что такие ценности, как «внешние данные», «умение манипулировать другими людьми в своих интересах», «удача и везение» резко снизились в оценке по рангам, так в 2010 году ценность «внешние данные» занимает 7 ранг из 10, а в 2016 году – лишь 3 ранг; ценность «удача, везение» в 2010 году занимало 7 ранг из 10, а в 2016 году – 4 ранг; ценность «умение манипулировать людьми в своих интересах» в 2010 году занимало 6 ранг из 10, а в 2016 году – 5 ранг.

На наш взгляд, изменения в результатах оценке ценностей будущих учителей связано с изменениями в экономической и политической ситуации в стране и в целом в мире, а также происходящими изменениями в системе образования.

Определив ценностные ориентации будущих учителей в 2010 году, можно сделать вывод, что низкий индекс у студентов занимает ценность «Отечество». Нами выявлено отношение студентов к ценностям «патриотизм», «честь», «долг». Около 40–50 % опрошенных считают, что такие понятия, как «патриотизм», «честь», «долг» ушли в прошлое и лишены смысла, а быть патриотом сегодня наивно, непопулярно и немодно. Свыше 35 % студенческой молодёжи заявляют о готовности покинуть Россию, а свыше 70 % о ненужности воинской службы.

Из результатов исследования, представленных в таблице 3 и 4, за промежуток с 2010 года по 2016 год произошли изменения в оценке групп ценностей, а именно «Человек», «Красота», «Отечество». Если группа   ценностей «Человек» и «Отечество» повысили свои ранги с 8 до 9 и с 7 по 9 ранг соответственно, то в группе ценностей «Красота» заметное снижение ранга с 8 на 5 ранг.

На наш взгляд, данные изменения закономерны в связи с политикой государства во всех сферах, в том числе и в системе образования. Нами выявлено отношение студентов к ценностям «патриотизм», «честь», «долг». Около 60 % опрошенных в 2016 году считают, что такие понятия, как «патриотизм», «честь», «долг» важны для современного общества и их необходимо формировать в подрастающем поколении.

Будущим учителям был предложен вопрос об оценке современного поколения молодежи. В 2010 году оценки были следующими: прагматичное – 53 %, равнодушное – 67 %, скептическое – 30 %, агрессивное – 65 %, потерянное – 39 %, разочарованное – 24 %, усталое – 30 %, циничное – 45 %, решительное – 74 %, трудолюбивое – 48 %, сильное – 60 %, честное – 33 %, патриотическое – 30 %.

Настораживают следующие определения: равнодушное, потерянное, разочарованное, усталое. Обычно такие качества присущи пожилым людям, испытавшим личные драматические события, не реализовавшим свои мечты и притязания, доживающим свою жизнь в одиночестве, с разбитым сердцем и опустошённой душой. А ведь молодёжь – это будущее страны.

В 2016 году оценки будущих учителей были следующими: прагматичное – 45 %, равнодушное – 60 %, скептическое – 34 %, агрессивное – 60 %, потерянное – 10 %, разочарованное – 13 %, усталое – 7 %, циничное – 50 %, решительное – 80 %, трудолюбивое – 45 %, сильное –75 %, честное – 43 %, патриотическое – 60 %.

Сравнивая полученные результаты в 2010 и 2016 году, можно сделать вывод, что произошли изменения в оценке определения современной молодежи, особенно в таких определениях, как «равнодушное» в 2010 году – 67 %, а в 2016 году – 60 % опрошенных; «потерянное» в 2010 году – 39 %, а в 2016 году – 10 % опрошенных, «разочарованное» в 2010 году – 24 %, а в 2016 году – 13 %; «усталое» в 2010 году – 30 %, а в 2016 году – 7 %; «сильное» в 2010 году – 60 %, а в 2016 году – 75 % опрошенных; «напуганное» в 2010 году – 19 %, а в 2016 году – 10 % опрошенных; «патриотическое» в 2010 году – 30 %, а в 2016 году – 60 % опрошенных.

На современном этапе развития общества студенческую молодёжь привлекают идеи гуманизма, прав и свобод человека. Однако большинство опрошенных студентов воспринимают ценности гуманизма, как правило, или абстрактно, или применительно только к самому себе: свобода – только для себя, права – только для себя. Это привело к тому, что в студенческой среде участились крайне эгоистичные настроения, недружелюбное отношение к сокурсникам [6, с.153].

Заключение

Таким образом, студенческая молодёжь оказалась под влиянием многосторонних социальных процессов, с одной стороны, связанных со становлением личностных качеств, а с другой – возникшего в обществе кризиса тотального характера. Студенческая молодёжь, как наиболее восприимчивая, подвижная часть общества, в первую очередь, ощутила на себе «кризисность» современной ситуации. Это сказалось на её ценностных ориентациях, гражданской позиции и уровне гражданственности, форми­рующихся именно в этот период жизни человека [5].

Именно поэтому гражданская позиция студентов, которая определилась в новом социуме, в новых условиях обновления общества, демократизации, гласности, плюрализма мнений, становления правовой системы государства, расширения свободы выбора личности в процессе противоборства различных сил, требует особого внимания и условий.

Высшие учебные заведения исторически являлись социокультурными центрами формирования гражданственности. Следуя этой исторической традиции, педагогические вузы обучают и воспитывают будущих специалистов, независимо от их профессиональной направленности, рассматривать свою профессиональную деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов. Но, прежде всего, образовательное пространство высших учебных заведений должно быть насыщено национальными приоритетами: идеями патриотизма, высокой духовности, ценности труда и служения на благо Отечества.

Учитывая результаты исследования, разработан курс по выбору для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленный на формирование ценностной составляющей личности будущего учителя как основы его подготовки к формированию ценностных составляющих школьников.

Мы полагаем, что профессиональное становление и формирование ценностных ориентаций будущего учителя должно быть органичным единым процессом целенаправленного развития личности гражданина.


Библиографическая ссылка

Шапирова Р.Р. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЕГО ПОДГОТОВКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24544 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074