Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У КАЗАХСТАНСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Адилбекова А.А. 1 Смагулов Н.К. 1 Сабиден Г.С. 1
1 ГКП на ПХВ «Карагандинский государственный медицинский университет» МЗСР РК
Иностранные студенты при поступлении в высшие учебные заведения проходят период адаптации к новым условиям обучения и быта, который определяется большим количеством социально-психологических, религиозных, медико-биологических проблем и др., что проявляется в снижении успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям, в обострении синдрома хронической усталости и т.д. Для оценки адаптационных потенциалов организма в настоящее время широко используются технологии, основанные на использовании методов исследования сердечно-сосудистой системы. Объектом исследования явились казахстанские и иностранные студенты Карагандинского государственного медицинского университета. Математический анализ ритма сердца проводился аппаратно-программным комплексом «Варикард – 2.4» методом вариационной пульсометрии по критериям P.M. Баевского и соавт. Полученные данные обрабатывали общепринятыми методами. Со стороны показателей математического анализа сердечного ритма у казахстанских юношей достоверные различия отмечались только на втором курсе, но их значения не выходили за пределы физиологических отклонений. У иностранных студентов достоверные изменения отмечались только на третьем курсе и характеризовались снижением степени преобладания парасимпатического звена над симпатическим и увеличением степени централизации управления сердечным ритмом. У иностранных студентов помимо этого отмечалось увеличение среднего периода дыхательного цикла (THF) и среднего времени барорефлекторной реакции (TLF). Это свидетельствует об усилении активности вазомоторного центра на фоне снижения активности симпатического звена регуляции.
сердечный ритм.
вариационная пульсометрия
математический анализ
иностранные студенты
1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Введение в донозологическую диагностику. — М. : Слово, 2008. — 220 с.
2. Берсенева А.П., Берсенев Е.Ю., Ешманова А.К. и соав. Анализ вариабельности сердечного ритма в оценке состояния здоровья у людей, работающих в условиях хронического стресса // Вариабельность сердечного ритма : материалы 4-го Всероссийского симпозиума. - Ижевск, 2008. - С. 34-36.
3. Какимжанова М.К. О некоторых проблемах и методах исследования социальной адаптации иностранных студентов в высшей школе Казахстана // Материалы Республиканской научно-теоретической конференции «Сейфуллинские чтения - 11: Молодежь и наука». – 2015. – Т. 1, ч. 3. – С. 15-18.
4. Набивачева Е. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. – 2006. - № 12. - С. 89-92.
5. Черникова А.Г., Баевский Р.М. Математическая модель регуляции сердечного ритма. 8-й Конгресс Российского общества холтеровского мониторирования и неинвазивной электрофизиологии (РОХМИНЭ), Москва, 19-20 апреля 2007 г.
6. Orlov O., Pougatcev V., Berseneva A. et al. Telemedical system for individual prenosological health assessment // Med@Tel. Global Telemedicine and Health updates. Knowledge resources. - 2012. - V. 5. Luxembourg. - P. 433-437.

Иностранные студенты при поступлении в высшие учебные заведения проходят период адаптации к новым условиям обучения и быта, который, в отличие от российских учащихся, затягивается на несколько лет и определяется большим количеством социально-психологических, религиозных, медико-биологических проблем, недостаточным знанием русского языка, различиями в системах среднего образования [3; 4]. Развитие состояния дезадаптации проявляется в снижении успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям, в обострении синдрома хронической усталости и т.д. [6].

Таким образом, разработка методов оценки, прогноза и коррекции адаптации зарубежных студентов к учебной и физическим нагрузкам, воздействию комплекса психосоциальных факторов иноязычной среды является актуальной проблемой.

Цель работы: дать сравнительную оценку особенностей вариабельности сердечного ритма у казахстанских и иностранных студентов-медиков.

Методы исследования. Объектом исследования явились казахстанские и иностранные (Индия, Пакистан) студенты Карагандинского государственного медицинского университета. Всего обследовано 89 студентов. Математический анализ ритма сердца проводился аппаратно-программным комплексом «Варикард – 2.4» методом вариационной пульсометрии по критериям P.M. Баевского и соавт. [1]. Условные обозначения показателей ВРС представлены в соответствии с международными стандартами оценки ВРС и ориентировочными нормативами.

Анализу подвергали следующие статистические параметры сердечного ритма: средний RR-интервал (математическое ожидание (Мean)), мода (Мо) - наиболее часто встречающаяся величина, R-R-интервалы, вариационный размах (MxDMn) - степень вариативности значений R-R-интервала, амплитуда моды (AMo50) - число кардиоинтервалов, соответствующих значению (диапазону) моды, среднеквадратичное отклонение последовательных R—R-интервалов (SDNN); стандартное отклонение разности последовательных R—R-интервалов (RMSSD, мс); частоту последовательных R—R-интервалов с разностью более 50 мс (pNN50, %), индекс напряжения (ИН) регуляторных систем, отражающий степень централизации управления сердечным ритмом.

С целью выявления и оценки периодических составляющих сердечного ритма проводили спектральный анализ с использованием непараметрического метода быстрого преобразования Фурье. Рассчитывали и анализировали частотные параметры: общую мощность спектра (ТР), мощности в высокочастотном (HF, 0,16—0,4 Гц), низкочастотном (LF, 0,05—0,15 Гц) и очень низкочастотном (VLF, < 0,05 Гц) диапазонах. Кроме этого, вычисляли коэффициент LF/HF, отражающий баланс симпатических и парасимпатических регуляторных влияний на сердце. Для характеристики активности регуляторных систем рассчитывали индекс централизации (IC = TP /HF), индекс активации подкорковых нервных центров и показатель активности регуляторных систем (ПАРС).

Полученные данные обрабатывали общепринятыми методами с определением математического ожидания, среднеквадратического отклонения, ошибки средней и достоверности различия (по Стьюденту). Достоверными считались сдвиги при р <0,05.

Результаты и их обсуждение. Со стороны показателей математического анализа сердечного ритма у юношей достоверные различия отмечались у ряда показателей. В частности (рис. 1), у казахстанских студентов только на 2 курсе со стороны среднего значения динамического ряда RR-интервалов (Mean) отмечалось увеличение с 732,4 ± 13,6 мсек на первом курсе до 779,1 ± 20,6 мсек (p<0.05). В то время как у иностранных студентов отмечалась отрицательная динамика только на 3 курсе, и среднее значение составляло 731,3 ± 26,1 мсек (p<0.05), при 788,2 ± 17,4 и 774,8 ± 27,7 мсек на первых двух курсах соответственно. А поскольку Mean является обратной величиной от частоты пульса (ЧП=60/ Mean, сек), то из динамики ЧП следует, что у иностранных студентов отмечается нарастание напряжения со стороны сердечно-сосудистой системы, хотя и не значительное.

Рис. 1. Динамика частоты сердечных сокращений (ЧСС) и среднего значения кардиоинтервалов (Mean) у студентов

 

О напряжении свидетельствует (рис. 2) и динамика таких показателей, как pNN50, MxDMn и амплитуда моды (AMo50). Динамика данных показателей свидетельствует о нарастании у иностранных студентов активности симпатической ВНС, т.е. об активации эрготропной функции, в то время как у казахстанских – активизируется незначительно парасимпатическая ВНС, т.е. трофотропная функция (энергосбережения и питания). Так, у иностранных студентов отмечалось снижение MxDMn с 359,7 ± 28,1 мсек на 1 курсе до 281,0 ± 29,5 мсек на 3 курсе (p<0.05), pNN50 с 31,1 ± 5,99 до 10,6 ± 3,48 мсек соответственно (p<0.05) и увеличение AMo50 с 34,9 ± 2,07% до 42,3 ± 3,14% соответственно (p<0.05). Следовательно, у иностранных студентов адаптационный процесс сопровождался напряжением механизмов регуляции и характеризовался снижением степени преобладания парасимпатического звена над симпатическим и увеличением степени централизации управления сердечным ритмом [2].

Рис. 2. Динамика амплитуды моды (АМо50) и pNN50 у студентов

 

В процессе адаптации студентов к образовательной деятельности отмечались (рис. 3) изменения индекса напряжения. (SI) и централизации (IC). Но данные изменения не выходили за пределы физиологических отклонений. Отмечалось у иностранных студентов на 3 курсе увеличение ИН до 125,7 ± 9,16 усл. ед. (p<0.05), в то время как у казахстанских студентов он был в пределах 86,4 ÷ 108,2 усл. ед. А поскольку индекс напряжения показывает степень преобладания активности центральных механизмов регуляции над автономным, можно сказать, что у иностранных студентов центральные механизмы более активны по сравнению с казахстанскими студентами, что также указывает на преобладание напряжения в процессе адаптации у иностранных студентов.

Оценка состояния регуляторных механизмов по значениям ПАРС показала (рис. 3), что функциональное состояние студентов соответствует уровню «функциональное напряжение» и находится в промежутке между выраженным (ПАРС=4) и резко выраженным (ПАРС=5) функциональным напряжением.

 

Рис. 3. Динамика уровня индексов напряжения (SI), централизации (IC) и ПАРС у студентов в динамике образовательного процесса

 

Так как ценой функционирования последних служит перебор множества регуляторных комбинаций или состояние адаптационного напряжения, то при оценке эффективности адаптации следует учитывать как показатели базовых элементов, так и признаки напряжения в управляющих уровнях иерархии ФС [1].

Точную количественную оценку происходящих в сердечном ритме периодических процессов может дать спектральный анализ (таблица). У казахстанских студентов достоверные изменения отмечались на втором курсе со стороны показателя, характеризующего средний период рефлекторного ответа сердечно-сосудистого подкоркового центра (TVLF), где отмечалось его снижение до 38,16 ± 2,08 с. по сравнению с исходным 45,39 ± 2,62 с. (p<0.05). У иностранных студентов помимо этого отмечалось увеличение среднего периода дыхательного цикла (THF) и среднего времени барорефлекторной реакции (TLF).

Динамика показателей спектрального анализа вариации сердечного ритма у студентов в зависимости от курса

Показатели

Местные

Иностранцы

1 курс

2 курс

3 курс

1 курс

2 курс

3 курс

HFt

4,73 ±

0,34

5,27 ±

0,28

4,54 ±

0,39

4,1 ±

0,42

5,01 ±

0,48

5,18 ±

0,42*

LFt

12,2 ±

0,68

12,6 ±

0,83

13,2 ±

1,38

11,6 ±

0,95

11,1 ±

1,03

14,4 ±

1,08*

VLFt

45,4 ±

2,62

38,2 ±

2,08*

44,0 ±

3,96

50,0 ±

4,64

36,1 ±

2,94*

48,1 ±

4,85

ULFt

117,4 ±

9,78

104,8 ±

4,61

112,4 ±

9,71

92,4 ±

4,98

92,4 ±

4,64

111,3 ±

6,76*

LF/HF

3,04 ±

0,46

3,7 ±

0,55

2,99 ±

0,9

1,56 ±

0,31

1,96 ±

0,33

3,13 ±

0,48*

Примечание: * - различия достоверны по сравнению с первой группой (P<0.05)

 

Рис. 4. Динамика показателей процентного соотношения частотных компонентов спектрального анализа вариации сердечного ритма у студентов в процессе образовательной деятельности

В то же время наличие или отсутствие различий не может свидетельствовать об одинаковом напряжении в адаптационном процессе регуляторных систем. Наглядным подтверждением этого могут служить значения мощности спектра частотного компонента вариабельности в процентах от суммарной мощности колебаний [5]. Как видно на рисунке 4, наиболее значимые изменения отмечаются у иностранных студентов, где в динамике образовательной деятельности у студентов отмечалось постепенное увеличение мощности спектра низкочастотного компонента вариабельности (PLF) за счет снижения мощности спектра сверх низкочастотного компонента вариабельности (PULF). Это свидетельствует об усилении активности вазомоторного центра на фоне снижения активности симпатического звена регуляции [1].

Выводы

1. У иностранных студентов по сравнению с казахстанскими студентами отмечалось преобладание напряжения в процессе адаптации к образовательному процессу за счет большей активности центральных механизмов регуляции.

2. У казахстанских студентов со стороны показателей математического анализа сердечного ритма достоверные различия отмечались только на втором курсе со стороны среднего значения динамического ряда RR-интервалов (Mean) и индекса напряжения. (SI), но они не выходили за пределы физиологических отклонений.

3. У иностранных студентов достоверные изменения отмечались только на третьем курсе и характеризовались снижением степени преобладания парасимпатического звена над симпатическим и увеличением степени централизации управления сердечным ритмом.


Библиографическая ссылка

Адилбекова А.А., Смагулов Н.К., Сабиден Г.С. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У КАЗАХСТАНСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24595 (дата обращения: 03.08.2021).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074