Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛТУРНОГО ОПЫТА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Степанова Г.А. 1 Бычкова Т.Н. 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет»
2 Департамент образования
Проведено педагогическое исследование поиска эффективных педагогических условий, создание и соблюдение которых в образовательном процессе обеспечит формирование у школьников ценностей экологической этики и профессиональной ориентации на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера. Для решения поставленной задачи, в рамках эксперимента, разработана и апробирована интегрированная специальная программа «Экологическая этика: грани взаимодействия (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера)». Результаты, полученные в процессе исследования, подтвердили гипотезу о том, что эффективным педагогическим условием формирования ценностей экологической этики у школьников является специальный курс «Экологическая этика: грани взаимодействия» (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера)», реализация которого позволит сформировать ценности экологической этики у школьников, которые определят эколого- этическое отношение к природе при выборе и осуществлении своей профессиональной деятельности в будущем.
ценности экологической этики
профессиональная ориентация
этнокультурный опыт народов севера
1. Мамедов Н.М. Философские, научно-теоретические и культурологические предпосылки устойчивого развития // Наука и образование в интересах устойчивого развития / под общ. ред. Т. И. Костиной. – М. , 2006. – С. 11–19.
2. Степанова Г.А., Шаркунова Ю.В. Формирование профессионального самоопределения учащихся северного региона ХМАО-Югры: коллективная монография: Современные образовательные технологии: психология и педагогика / под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. – Кн. 6. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – 310 с.
3. Шеркунова Ю.В. Стимулирование социально – личностного самоопределения старшеклассников северного региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2012. – 23 с.
4. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 15.04.2016).
5. Юсько Т.Н. Региональные особенности экологической этики обско-угорских народов Западной Сибири // Изменение климата как глобальная экологическая проблема: сборник трудов по материалам молодёжной школы – конференции 10–14 ноября. – Санкт- Петербург, 2008 года. – С. 210–212.

Современный экологический кризис на планете вызван нарушением гармоничных взаимоотношений человека с природой, в основе которого находится антропоцентрическое мировоззрения человека, проявляющееся в потребительском и расточительном использовании природных ресурсов. Для современного человека природа является источником обогащения и удовлетворения личных потребностей, что ведёт к ухудшению окружающей среды, а значит, к экологическому кризису общепланетарного масштаба.

Экологическая этика ориентирует отношения человека с природой с точки зрения «дилеммы» «хорошо» и «плохо», задачей которой является создание внутренних, нравственных барьеров в обществе, запрещающих определённые действия по отношению к природе. Мерой новой культуры, считает Н.М. Мамедов, выступают ценности экологической этики. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений «человек – человек», «человек – общество», включается также целый ряд сторон отношений «человек – природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остаётся забота о природных условиях существования будущих поколений через формирование системы эколого-этичных ценностей природы [1, С.14]. В своём исследовании под ценностями экологической этики мы рассматриваем систему ценностных ориентаций, представляющих собой конвергенцию человеческих и природных ценностей, ограничивающих права и потребности, выступающие ориентирами деятельности и поведения человека по отношению к природе, выраженные в форме нормативных представлений и направленные на сохранение природной среды.

В «Экологической доктрине Российской Федерации» говорится об усилении роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и включение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса [4, С.22]. В данной ситуации особое значение приобретает формирование ценностей экологической этики у специалистов, занимающихся в своей профессиональной деятельности вопросами природопользования и охраны окружающей среды, определяя эколого-этически обоснованную деятельность.

Исследованиями в области эколого-этичного образования активно занимаются учёные – педагоги и психологи, в частности: проблема ценностей и ценностного отношения рассматривались А.Г. Маслоу, Г. Риккерт, С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган и др. Философско-методологические вопросы нашли своё отражение в работах таких учёных, как Н.А. Агаджанян, М.И. Будыко, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, А.Л. Яншин и др.; эколого-психологические основы изложены в работах С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина и др. Проблема формирования у школьников ценностей экологической этики в экологическом образовании рассматривается в трудах таких отечественных педагогов, как А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, Е.Н. Дзятковская, В.А. Игнатова, Г.П. Сикорская и др.

В целом, существующие теоретические исследования раскрывают лишь отдельные аспекты выявленной проблемы, но не позволяют решить ее полностью. Это позволяет рассматривать заявленную проблему как актуальное направление для осмысления педагогической наукой.

Поэтому в современное время приобретает особую значимость усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования, результатом которого будет являться формирование у школьников ценностей экологической этики, являющихся основой экологической культуры личности, необходимой при профессиональном самоопределении личности. Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. В современном обществе существует социальный опыт выполнения нормативных представлений (предписаний, запретов), которые строго регламентируют деятельность человека в природе. К ним мы относим опыт традиционного природопользования обско- угорских коренных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. За многие века своего существования культура коренных народов Севера выработала целую систему правил – запретов и предписаний, которые должен соблюдать каждый человек для гармоничного взаимодействия с ней. Уважение и забота о природе, бережное отношение к природным ресурсам, отношение к природе как к равноправному партнёру были основными чертами коренных народов Севера [5].

Мы считаем, что современная экологическая этика должна вобрать в себя всё то самое лучшее, что проверено эмпирическим опытом взаимодействия коренных народов Севера, которое позволило, не нарушая биосферного равновесия, северным народам не только выжить в жестких климатических условиях Севера, но и осуществлять профессиональную деятельность. Поэтому очень важно формировать у школьников ценности экологической этики и профессиональную ориентацию с учетом этнокультурного опыта коренных народов Севера. Профессиональная ориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики, процесс, комплекс мер по оказанию в выборе профессии.

Большой вклад в развитие теоретико-методологического анализа профессионального развития внесли К.А. Альбуханова-Славская, Р. Берне, В.С. Библер, Б.С. Братусь, А.А. Вербицкий, Г.Г. Гадамер, Э.В. Ильенков, Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев, И.С. Кон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Н.И. Непомнящая, Ж. Пиаже, В.М. Розин, В.А. Сластенин, В.В. Столин, Д. Сьюпер, С.Н. Чистякова, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов, С.Г. Якобсон.

Н. С. Пряжников отмечает, что именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. В исследовании психологических аспектов профессионализации актуальным становится изучение профессиональных ситуаций, отношений и развития «Образа Я» [2]. Мы согласны с мнением Е.Ю. Шеркуновой, которая отмечает в своём исследовании, что система образования в этом случае выполняет несколько взаимосвязанных функций, направленных на удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей. Важнейшие из них – передача общих, этических, экологических и профессиональных знаний и навыков, связанных с включением в общественную жизнь. Особую значимость для достижения данных целей имеет учет регионального компонента. Территория Севера в сочетании с их тяжелейшими социальными проблемами требует особо тщательного обоснования и проработки направлений регулирования рынка труда и профессиональной подготовки населения. [4]. Вышеизложенное определило проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных педагогических условий, создание и соблюдение которых в образовательном процессе обеспечит формирование у школьников ценностей экологической этики и профессиональной ориентации на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера. Мы считаем, что одним из таких условий является ведение специального курса «Экологическая этика: грани взаимодействия» (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера). Для проверки выдвинутой гипотезы нами организован педагогический эксперимент, целью которого является выявление и проверка педагогического условия как введение специального курса «Экологическая этика: грани взаимодействия», в котором приняло участие 240 участников, из которых 200 являются школьниками общеобразовательных организаций города Ханты-Мансийска. Для решения поставленной задачи, в рамках эксперимента, разработана и апробирована интегрированная специальная программа «Экологическая этика: грани взаимодействия (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера)». Программа курса рассчитана на учащихся 16–17 лет (10–11 классы) продолжительностью – 1 год обучения в объеме 36 учебных часов. Цель курса заключается в формировании ценностей экологической этики, профессиональной ориентации посредством вовлечения учащихся в изучение материала и практическую деятельность эколого-этического характера, расширяющего научный кругозор и формирующую адекватное мировосприятие за счет интеграции знаний о профессиях, природе и этики.

Разработанный курс состоит из семи разделов комбинированных занятий, сочетающих в себе активные методы обучения. Таким образом, программа представляет собой последовательное чередование учебных занятий, на которых учащиеся активно вовлекаются в процесс обсуждения и разработки индивидуальных (групповых) стратегий решения эколого-этических проблем. В процессе реализации курса существенный акцент был сделан на рассмотрение региональных аспектов эколого-этической проблематики, в частности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для чего были приглашены специалисты в области экологии, медицины, руководители, представители общественных организаций, представители из числа малочисленных народов Севера. Не менее важной особенностью программы является то, что она содержит национально-региональный компонент и включает темы, направленные на изучение опыта народной природоохранной педагогики, традиций и обычаев природопользования коренных народов Севера, который должен служить объектом изучения и возрождения. Основными формами занятий по предложенному спецкурсу являлись активные методы обучения: дискуссия, диспут, деловые и ролевые игры, тренинги и др. Акцентировалось внимание на лекционном материале, который в большей степени направлен на получение эколого-этической информации, определение практической значимости усвоенной информации, ее полезности для определения будущей профессии, анализ статистической информации регионального и федерального характера. Дискуссия и диспут ориентировали учащихся и преподавателя на совместную творческую работу, в рамках которой происходит отстаивание своей позиции по исследуемому вопросу, рассмотрение новых взглядов и подходов. В ходе эксперимента для определения уровня сформированности ценностей экологической этики нами использованы два показателя оценки: сформированность ценностных ориентаций и сформированность ценностных отношений к природе. Для диагностики сформированности ценностей экологической этики, выявленных в результате формирующего этапа педагогического эксперимента через принятые показатели, мы использовали авторские анкеты «Уровень сформированности ценностных ориентаций» (далее – Анкета № 1), «Уровень сформированности ценностных отношений к природе» (далее – Анкета № 2).

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что присутствует определенная рокировка ценностей по сравнению с данными констатирующего этапа педагогического эксперимента среди доминирующих ценностных шкал (рис.1,2).

Рис. 1. Сравнительные результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента

Рис. 2. Сравнительные результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента (продолжение)

Анализ показал, что по результатам ранжирования произошли существенные изменения в ценностных ориентациях школьников. На доминирующие места были определены те ценности, которые до эксперимента были представлены в меньшей степени как основополагающие.

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента подтверждают, что разработанный нами курс ориентирован на формирование ценностей экологической этики и одновременно ориентирует учащихся на выбор профессии с учетом природных северных условий, что, в свою очередь, находит отражение в полученных показателях. Так, например, утверждение «лично от меня зависит состояние окружающей природной среды», определяемая школьниками в ходе констатирующего этапа эксперимента на восьмое место в системе ценностей, по результатам формирующего этапа занимает третье место.

«Природа для человека является равноправным и равноправным партнёром» как ценность экологической этики в процессе констатирующего этапа эксперимента в системе ценностей определялось на пятое место, то по результатам формирующего этапа эксперимента на четвёртое. «Отказ от зрелищ и развлечений с животными» как экологическая ценность по результатам формирующего этапа занимает шестое место, в то время как по результатам констатирующего этапа занимала десятое место. Такая экологическая ценность как «самоограничение потребления природных ресурсов» в процессе констатирующего этапа определялось на седьмое место, по результатам формирующего эксперимента на пятое.

Таким образом, в результате опроса методом ранжирования личностная ценностная ориентация школьников представлена следующими изменениями: с 1 по 6 место представлено выбором школьниками ценностей экологической этики, таких как: 1 ранг – природа является ценной сама по себе; 2 ранг – природа – источник материальных и нематериальных благ; 3 ранг – лично от меня зависит состояние окружающей природной среды; 4 ранг – природа для человека является равноценным и равноправным партнёром; 5 ранг – самоограничение потребления природных ресурсов; 6 ранг – отказ от зрелищ и развлечений с животными. С 7 по 12 место школьники распределили следующие личностные ценностные ориентации: 7 ранг – природа – источник материальных благ; 8 ранг – природа – источник нематериальных благ; 9 ранг – растения и животные для удовлетворения потребностей в организации зрелищ и развлечений; 10 ранг – состояние окружающей природной среды не зависит от моих действий: 11 ранг – неограниченное использование природных ресурсов; 12 ранг – человек «хозяин» и «покоритель» природы.

Результат проведённого ранжирования показал, что у школьников произошли существенные изменения ценностных ориентаций. Основными для школьников явились ценности экологической этики, содержание которых определяет формирование эгоцентрического мировоззрения, выступающее ориентиром деятельности и поведения человека по отношению к природе.

Проведённая диагностика по анкете № 2 показала, что отмечается снижение количества школьников, равнодушно относящихся к состоянию природной среды, и увеличение позитивных показателей по шкалам отношений.

Результаты формирующего этапа эксперимента отмечают достаточно целостную систему отношений учащихся к следующим утверждениям: 86,5 % опрошенных школьников считают, что любая жизнь на Земле является наивысшей человеческой ценностью, причём более половины опрошенных (88 %) школьников считают, что охранять природу надо ради неё самой, потому что она является ценной сама по себе.

97,5 % опрошенных полагают, что гармоничные и партнёрские взаимодействия человека и природы будут способствовать решению проблемы её сохранения, 94,5 % опрошенных за бережливое и рачительное использование природных ресурсов.

Практически 97 % школьников считают, что человек несёт ответственность за состояние природной среды и ценят природу за то, что она является источником как материальных, так и нематериальных благ. Для 87,5 % учащихся природа в первую очередь является источником красоты, творчества и отдыха.

Лишь 21 % опрошенных школьников полагают, что природа существует лишь для того, чтобы удовлетворять потребности человека, 81 % согласны с тем, что человек потребительски относится к природе, являясь её «царём», и отмечают, что соблюдение этических норм и правил в природе способствует самоограничению потребления природных ресурсов.

Все опрошенные полностью согласны с тем, что человек должен проявлять заботу и сочувствие к любым животным и растениям, но в то же время 35 % из них отмечают, что животные и растения необходимы для удовлетворения потребностей не только в пище, одежде, жилье, но и для организации различных зрелищ и развлечений.

Мы полагаем, что такого рода динамика в процентных соотношениях и рангах обуславливается осознанием большинства учащихся сущности и роли структурных элементов ценностей экологической этики в их жизни и личной ответственности перед окружающей средой.

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что школьники более осознанно подходят к вопросу сохранения окружающей природной среды природы.

Существующую динамику показателей по двум анкетам считаем целесообразным рассматривать в единой системе, поскольку они содержательно дополняют друг друга. Полученные данные свидетельствуют, в первую очередь, о существенном положительном преобразовании отношений школьников к объектам окружающего мира и внутреннему самораскрытию, при этом отмечается существенное отличие в доминирующих рангах ценностей и отношений.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментального исследования нами выявлено, что одним из эффективных педагогических условий формирования ценностей экологической этики у школьников является специальный курс «Экологическая этика: грани взаимодействия (на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера)», реализация которого позволит сформировать ценности экологической этики у школьников, которые определят эколого-этическое отношения к природе при выборе и осуществлении своей профессиональной деятельности в будущем.


Библиографическая ссылка

Степанова Г.А., Бычкова Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛТУРНОГО ОПЫТА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24597 (дата обращения: 25.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074