Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА ФАКТОРНЫХ НАГРУЗОК ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СТРУКТУРУ МОТОРИКИ УЧАЩИХСЯ 1-5-ГО КЛАССОВ

Муратова И.В. 1 Ерофеев И.В. 1 Извеков К.В. 1
1 АНОО ВО ЦС РФ Российский университет кооперации "Саранский кооперативный институт" (филиал)
В статье обосновывается необходимость исследования возрастных закономерностей развития двигательной функции детей и разработки объективной методики формализованной оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов. С целью выявления динамики факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики учащихся 1–5 классов, выделяется три обобщенных фактора; фактор двигательной подготовленности, физического развития, развития выносливости. Важным направлением оптимизации педагогического контроля в физическом воспитании школьников является разработка интегральной оценки физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений с учетом индивидуальной структуры моторики. Приводятся итоги изучения факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики учащихся 1–5-го классов (мальчиков), которые могут стать основой объективного анализа и принятия обоснованных решений о коррекции программного материала по физическому воспитанию школьников.
физическое развитие
физическая подготовленность
факторные нагрузки
структура моторики.
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие / А.Д. Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384с.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 274 с.
3. Бахрах И.И. Физическое развитие школьников 8–17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма / И.И. Бахрах, Р.Н. Дорохов // Медицина, подросток и спорт. – Смоленск, 1975. – С. 39–67.
4. Гальперин С.Л. Физиологические особенности детей / С.Л. Гальперин. – М.: Просвещение, 1966. – 230 с.
5. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений / В.П. Губа; Смолен. гос. ин-т физ. культуры. – Смоленск, 1996. – 130 с.
6. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств как проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.А. Гужаловский. – М., 1979. – 26 с.
7. Дорохов P.Н. Физическое развитие детей школьного возраста / P.Н. Дорохов // Медицина, подросток и спорт. – Смоленск, 1975. – С. 5–38.
8. Изаак С.И. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников: монография / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк, Р.В. Тамбовцева. – М.; Орел: ОРАГС, 2005. – 224 с.
9. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 1991. – 272 с.
10. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы и его оценка / Ю.А. Ямпольская // Вестн. РАМН. – 2003. – № 8. – С. 15–23.

Физическая подготовка детей требует особого внимания, так как в младшем школьном возрасте закладывается основа общей работоспособности, гармоничного развития, что является фундаментом крепкого здоровья и основой высокого уровня работоспособности. Сейчас не вызывает сомнений тот факт, что режим занятий физической культурой и весь режим жизнедеятельности в целом необходимо строить с учетом особенностей физического развития и физических возможностей детей [1, 3-7].

Изучение возрастных закономерностей развития двигательной функции детей и разработка объективной методики формализованной оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов будет способствовать оптимизации педагогических воздействий, направленных на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и приобретение необходимых двигательных навыков детей младшего школьного возраста.

Физическое воспитание в школе как составная часть общей системы воспитания должно обеспечить развитие физического и морального здоровья, комплексный подход к формированию умственных и физических качеств личности, физическую и психологическую подготовку к активной жизни и профессиональной деятельности путем широкого использования разнообразных форм двигательной активности. Цель физического воспитания в школьные годы – укрепить здоровье, повысить уровень физической подготовленности и работоспособности, дать необходимый объем знаний в области физической культуры, создать мотивацию на физическое и духовное самосовершенствование учащихся и в целом удовлетворить потребности общества в духовно и физически развитых людях [9].

Постоянная изменчивость морфологического и функционального развития организма ребенка, продолжающиеся процессы роста и «соматической дифференцировки» детей указывают на существенные влияния физического воспитания. Один из узловых периодов развития и перестройки органов и систем организма, приходящийся на время, соответствующее началу школьных занятий, является базовым для дальнейшего анализа возможностей выполнения двигательных действий каждым конкретным ребенком. [5;8].

Эффективность организации системы физического воспитания предполагает регулярное получение информации об уровне физической подготовленности и физического развития учащихся, в период обучения в общеобразовательной школе. В настоящее время хорошо известно, что объективная оценка физического развития и физической подготовленности учащихся проводится на основании сравнивания результатов измерений, полученных в процессе обследования с оценочными нормативами, разработанными с учетом половозрастных особенностей, региональных климатогеографических и социальных условий проживания конкретной популяции детей и подростков [2].

Цель исследования: определение динамики факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики учащихся 1–5-го классов.

Методы исследования: статистический и факторный анализы.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления факторной структуры моторики учащихся общеобразовательных школ был проведен статистический анализ данных, полученных в исследовании, методом главных компонентов.

Факторный анализ, выполненный последовательно на каждом году обучения с 1 по 5 класс, позволил обобщить динамику значимости выделенных факторов по доле их вклада в общую дисперсию переменных.

В таблицах 1–5 представлены факторные нагрузки переменных у школьников 1–5 классов.

Таблица 1

Факторная структура моторики мальчиков первых классов

№ п/п

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

1.

Длина тела, см

 

0,691

   

2.

Масса тела, кг

 

0,832

 

3.

Жизненный индекс, мл/кг

   

-0,767

4.

Бег 30 м, с

0,841

   

5.

Прыжок в длину с места, см

0,762

   

6.

Бег 500 м, с

   

0,812

 

% дисперсии

43,3

16,7

14,2

74,2

Анализ представленных в таблице 1 показателей факторного анализа свидетельствует, что из исследуемых показателей физического развития и физической подготовленности наибольшие факторные нагрузки имели показатели развития быстроты (результат теста «бег на 30 м») и скоростно-силовых качеств (результат в тесте «прыжок в длину с места»), объединенные в первом факторе, который был интерпретирован как фактор скоростно-силовой подготовленности.

Второй фактор объединил показатели тотальных размеров тела (длина и масса тела) учащихся и был интерпретирован как фактор физического развития.

В третьем факторе объединились показатели, определяющие уровень развития физического качества – выносливость (результат теста «бег на 500 м» и показатель «жизненный индекс», характеризующий функциональные возможности учащихся). Таким образом, третий фактор был интерпретирован как фактор развития выносливости.

В таблице 2 представлены показатели факторного анализа структуры моторики учащихся вторых классов.

Так же как и в первом классе, наибольший факторный вес был у фактора скоростно-силовой подготовленности, вторым по значимости был фактор физического развития и третьим – фактор развития выносливости. Однако их вклад в общую дисперсию выборки изменился. Уменьшился уровень значимости фактора скоростно-силовой подготовленности, и увеличилась доля вклада в общую дисперсию выборки факторов физического развития и уровня развития выносливости.

Таблица 2

Факторная структура моторики мальчиков вторых классов

№ п/п

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

1.

Длина тела, см

 

0,89

   

2.

Масса тела, кг

 

0,91

 

3.

Жизненный индекс, мл/кг

   

-0,68

4.

Бег 30 м, с

0,91

   

5.

Прыжок в длину с места, см

0,72

   

6.

Бег 1000 м, с

   

0,74

% дисперсии

31,7

19,6

15,8

67,1

В третьем классе (таблица 3) наблюдалось существенное изменение значимости выявленных факторов.

Наибольший факторный вес имел фактор физического развития, а в набор переменных этого фактора добавился показатель окружности грудной клетки учащихся.

Вторым по уровню значимости был фактор скоростно-силовой подготовленности и третьим – фактор развития выносливости.

Таблица 3

Факторная структура моторики мальчиков третьих классов

№ п/п

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

1.

Длина тела, см

0,89

     

2.

Масса тела, кг

0,91

   

3.

Окружность грудной клетки, см

0,67

   

4.

Жизненный индекс, мл/кг

   

-0,76

5.

Бег 30 м, с

 

0,73

 

6.

Прыжок в длину с места, см

 

0,84

 

7.

Бег 1000 м, с

   

0,89

% дисперсии

38,1

17,1

14,2

69,4

В четвертом классе наибольшую факторную нагрузку, так же как и в третьем классе, имел фактор физического развития, но его вклад в общей структуре моторики мальчиков уменьшился, вторым по значимости был фактор скоростно-силовой подготовленности, третьим – фактор развития выносливости (таблица 4).

В структуре моторики пятиклассников наибольшую факторную нагрузку имел фактор развития выносливости, а в набор переменных этого фактора добавился показатель жизненной емкости легких учащихся, вторым по значимости был фактор скоростно-силовой подготовленности, а третьим – фактор физического развития (таблица 5).

Таблица 4

Факторная структура моторики мальчиков четвертых классов

№ п/п

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

1.

Длина тела, см

0,73

     

2.

Масса тела, кг

0,76

   

3.

Окружность грудной клетки, см

0,70

   

4.

Жизненный индекс, мл/кг

   

-0,68

5.

Бег 30 м, с

 

0,91

 

6.

Прыжок в длину с места, см

 

0,72

 

7.

Бег 1000 м, с

   

0,74

% дисперсии

29,1

20,8

15,1

65,0

Таблица 5

Факторная структура моторики мальчиков пятых классов

№ п/п

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

1.

Длина тела, см

   

0,69

 

2.

Масса тела, кг

   

0,84

3.

ЖЕЛ, см3

0,72

   

4.

Жизненный индекс, мл/кг

-0,73

   

5.

Бег 30 м, с

 

0,76

 

6.

Прыжок в длину с места, см

 

0,64

 

7.

Бег 1000 м, с

0,87

   

% дисперсии

31,7

16,1

12,6

60,4

С целью выявления динамики факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики учащихся 1–5-го классов, нами были выделены три обобщенных фактора, которые интерпретировались следующим образом:

1) двигательная подготовленность, данный фактор объединил результаты двигательных тестов «бег на 30 метров» и «прыжок в длину с места»;

2) физическое развитие, фактор объединил показатели тотальных размеров тела (рост, вес, окружность грудной клетки);

3) развитие выносливости, фактор объединил показатели общей выносливости (результат в беге на 1 000 м), функциональных возможностей (жизненный индекс).

Факторный анализ позволил установить, что в первом классе в подгруппе мальчиков наибольшую значимость имел первый фактор, а именно двигательная подготовленность, на долю которого приходилось 43,3 % общей дисперсии выборки. Вторым по значимости являлся фактор физического развития (тотальные размеры тела) – 16,7 %. Третьим – фактор развития выносливости – 14,2 % (рисунок).

Динамика факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики мальчиков 1–5-го классов

Среди второклассников выявленная тенденция сохранилась: как и в первом классе, наибольший вес был характерен для фактора, интерпретированного как двигательная подготовленность, вторым по значимости был фактор физического развития, третьим – уровень развития выносливости. Однако их вклад в общую дисперсию выборки изменился и соответственно составлял 31,7; 19,6; 15,8 %.

В третьем классе наибольшую факторную нагрузку имел фактор, характеризующий уровень физического развития (38,1 % общей дисперсии выборки), на втором месте оказался фактор двигательной подготовленности (17,1 %), третьим – фактор развития выносливости (14,2 %).

В четвертом классе наибольшую факторную нагрузку опять имел фактор, характеризующий уровень физического развития (29,1 % общей дисперсии выборки), хотя его вклад в общей структуре моторики мальчиков уменьшился, вторым по значимости был фактор – двигательной подготовленности (20,8 %), третьим – фактор развития выносливости (15,1 %).

Заключение

Знание особенностей физического развития учащихся школьного возраста необходимо для создания наиболее благоприятных условий овладения программным материалом по физической культуре в период биологического созревания организма, изменения физиологических и биохимических процессов, а также становления духовности и нравственности ребенка, формирования его индивидуальных и типологических особенностей [10].

Приведенная информация о структуре и значимости базовых факторов, определяющих структуру моторики учащихся разного возраста и пола, может стать основой объективного анализа и принятия обоснованных решений о коррекции программного материала по физическому воспитанию школьников. Научное обоснование эффективной системы управления учебным процессом, внедрение инновационных форм, средств и методов физической культуры в педагогическую практику на основе объективных данных о динамике физического развития и физической подготовленности учащихся является важным аспектом совершенствования процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.


Библиографическая ссылка

Муратова И.В., Ерофеев И.В., Извеков К.В. ДИНАМИКА ФАКТОРНЫХ НАГРУЗОК ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СТРУКТУРУ МОТОРИКИ УЧАЩИХСЯ 1-5-ГО КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24603 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674