Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Камерилова Г.С. 1 Картавых М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье обосновывается необходимость методологической рефлексии формирования коммуникативной компетентности обучающихся в обучении безопасности жизнедеятельности. Выделены базовые методологические ориентиры концепции формирования коммуникативной компетентности в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», включающие основные мировоззренческие идеи - всеобщего единства непрерывного и континуального мира, постнеклассической науки, философско-антропологической теории общения, культурной коммуникации и диалогичности, связанные с ними гуманистический, компетентностный, личностно-деятельностный, средовый подходы. В качестве основополагающих принципов определены субъектность и социализация; аксиологичность; культурологичность; интерактивность; интеграция; фундаментальность; эмоционально-информационного и деятельностного обогащения образовательной среды; учебного взаимодействия на основе взаимосвязи локально-краеведческого, регионально-национального и глобального уровней содержания; вариативность, ситуативность; положительная мотивация, перцепция и эмпатия. Основные методологические позиции нашли воплощение в методике формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности, представленной в виде завершенного образовательного цикла.
методологическая рефлексия
коммуникативная компетентность
безопасность жизнедеятельности
постнеклассическая наука
культурная коммуникация
диалог
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1979. – 424 с.
2. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 31–42.
3. Выготский Л.С. Психология развития личности. – М. : Смысл, 2005. – 1136 с.
4. Камерилова Г.С. Модель культурно-экологической образовательной среды вуза / Г.С. Камерилова, М.А. Картавых // Геоэкологические проблемы современности : сб. докладов IV Международной научной конференции / под ред. И.А. Карловича. – Владимир, 2012. - С. 345-347.
5. Картавых М.А. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, О.М. Филатова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 17.
6. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. – М. : Академия, 2007. – 336 с.
7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара : Изд-во СамГПИ, 1994. – 165 c.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Смысл; Академия, 2005. – 352 с.
9. Огурцов А.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология». - 2006. - № 1 (4). - С. 3-27.
10. Руденский Е.В. Социальная психология : курс лекций. – М. : ИНФРА-М; Новосибирск : НГАЭиУ, 1998. – 224 с.

Современное исследование образования в области безопасности жизнедеятельности, рассматриваемого в качестве процесса саморазвития человеческих качеств и творческого потенциала на основе создания необходимых условий обучения, отражает его глубокую гуманистическую сущность. Это нашло отражение в основных положениях современной образовательной политики, нацеленной на личностное развитие. Показательно, что в образовательных стандартах впервые обращается внимание на результаты образования, чего не наблюдалось в традиционной образовательной парадигме. Ведущий компетентностный подход предполагает субъектную целевую ориентацию и оценку результатов в виде компетенций, представляющих результативно-целевую основу образования (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Среди обязательных компетенций особо важную роль играет коммуникативная компетентность, развитие которой востребовано современным открытым и демократичным характером общественного развития, ориентацией на всестороннее сотрудничество, толерантность, диалог, масштабную информатизацию. Формируемая потребность в личной, национальной и глобальной безопасности жизнедеятельности в условиях усиления острых экологических, социальных и техногенных противоречий  требует обсуждения и принятий совместных решений, то есть коммуникативной компетентности. Определение теоретико-методологических оснований формирования коммуникативной компетентности потребовало обращения к методологической рефлексии, выполняющей регулятивные и нормативные функции [7].

Цель исследования. Методологическое осмысление научно-теоретических оснований формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности.

Материал и методы исследования. Работа осуществлялась на основе образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» с использованием методов теоретического анализа и обобщения философских представлений в условиях изменения  общемировоззренческих парадигм в условиях перехода к постиндустриальному обществу, трансформации взглядов от классической науки к постнеклассической, новых гуманистических психолого-педагогических и методических подходов.

Результаты исследования и их обсуждение. Общая идеология  и методика процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в обучении безопасности жизнедеятельности определяется системой методологических регулятивов, которые раскрываются через систему соответствующих понятий (В.В. Никандров). В их числе: мировоззрение как высший уровень осознания действительности; убеждения как высшая форма проявления мировоззрения; научные принципы; концепции, включающие систему аргументированных взглядов, обеспечивающих понимание изучаемой реальности на основе мировоззренческих идей и научных принципов. Обращение к методологической рефлексии формирования коммуникативной компетентности обучающихся в обучении безопасности жизнедеятельности, понимаемой как применение принципов мировоззрения к процессу познания (П. Копнин и А. Спиркин), обеспечивает его общую направленность, отбор фундаментальных оснований. Методология, определяя систему мировоззренческих идей и принципов в концептуальном понимании организации и построения формирования теоретической и практической деятельности (В.В. Краевский), используется для разработки концепции формирования коммуникативной деятельности в обучении безопасности жизнедеятельности. Рефлексия доминирующих смысложизненных парадигм постиндустриального общества приводит к выводу, что современная картина  целостного и взаимосвязанного мира отличается глубокими кризисными экологическими явлениями и социальными противоречиями, нарастанием опасных и чрезвычайных ситуаций, угрожающих человеку, обществу, природе. Разнонаправленная деятельность в преодолении существующих угроз традиционными методами показывают свою несостоятельность. Требуется обращение к гуманистическим ценностям, объединение усилий по решению существующих проблем, осознание необходимости коллективных решений, разнообразной коммуникации в реализации совместных систем безопасности. Движение по оси цивилизационного развития (К. Ясперс) с вектором обособления и конфронтации меняется на вектор мирного, толерантного пути с диалогом культур, реализуемого в образовании в области безопасности жизнедеятельности.

Общецивилизационные тенденции, проецируясь на образовательную сферу, определяют ее гуманистическую направленность, которая реализуется в единстве личностного, деятельностного, диалогического подходов (В.А. Сластенин). Личностный подход в обучении безопасности жизнедеятельности предусматривает ориентацию всего образовательного процесса на формирование культурной личности безопасного типа поведения [4; 5], а сама личность обучающегося рассматривается в качестве цели, субъекта, результата и главного критерия эффективности обучения (М.В. Берулава, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская). Деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин) призван развить личностный потенциал, проявляющийся в универсальных человеческих характеристиках, посредством включения личности в разнообразные виды деятельности [8]. Деятельность как форма активного целенаправленного взаимодействия человека с миром составляет основу формирования компетентной личности, готовой и способной к самоопределению и успешной социализации в насыщенном рисками будущем. Социальная позиция личности направлена на понимание права на комфортную и безопасную среду, права на участие в формировании ее надлежащего качества и устойчивого развития, убеждения в необходимости выполнения правил безопасного поведения.

Личностная ориентация предполагает постижение смыслов, заложенных в образовании в области безопасности жизнедеятельности, поэтому формой выражения является диалог; смысл как личностное отношение существует только «на рубеже двух сознаний» (В.В. Миронов). Личностный смысл, порождаемый мотивом деятельности, задает ее цель (А.Н. Леонтьев), которая, принимая на себя «смысловой заряд» мотива, приобретает побудительную силу и обеспечивает достижение образовательного результата. В образовательных ситуациях происходит кристаллизация универсальных смыслов – ценностей в области безопасной жизнедеятельности, которые становятся для обучающихся личностными ценностями, обеспечивающими позитивный настрой на предстоящую учебную деятельность. Данное обстоятельство определяет важность творческого общения педагогов и обучающихся на принципах субъект-субъектного взаимодействия, сотрудничества, диалога. Личностное знание рождается в результате коммуникаций, особенно расширившихся в результате масштабной информатизации образования.

Диалог, рассматриваемый как реальная единица коммуникативной деятельности, является основой человеческого сознания, пронизывающего «все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение»; существование человека является всегда «со-бытием» с другими людьми (М.М. Бахтин, В.Ф. Берков, В.С. Библер, П.С. Гуревич) [1; 2]. В диалоге «гуманитарное» - рефлексия позиции участников, ее логико-вербальное изложение органически сочетается с когнитивным, исследовательским отношением к проблеме. Диалог как форма коммуникативного взаимодействия означает равноправное отношение между партнерами, при котором достигается социально-психологическая общность – «Мы».

Важно подчеркнуть, что общение, возникающее в процессе коммуникативной деятельности, является важным условием  психического развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Ключевое методологическое значение имеет культурно-историческая теории развития человека Л.С. Выготского, в которой обосновывается весь процесс развития как непрерывная социально-культурно-историческая коллективная деятельность [3]. В выделенной автором «зоне ближайшего развития» подчеркивается выдающаяся роль сотрудничества. Именно в сотрудничестве появляется возможность подниматься на более высокую ступень своего развития (от интерпсихической – к интрапсихической).

Готовность и способность к широкому и многообразному диалогу характеризуется уровнем сформированности у обучающихся коммуникативной компетентности, понимаемой в педагогической литературе в качестве готовности и интегративной способности, основанной на гуманистических качествах личности и направленной на обеспечение результативности коммуникативной деятельности, обусловленной опытом межличностного общения личности, уровнем ее обученности, воспитанности и развития и предполагающей учет коммуникативных возможностей собеседника.

Исключительная значимость коммуникативной компетенции состоит в ее неразрывной связи с другими компетентностями. Коммуникация как непременное условие любого другого вида деятельности (А.А. Леонтьев), является основой учебного взаимодействия. Коммуникативная компетентность имманентно присутствует в остальных видах компетентностей и обеспечивает овладение креативными навыками учебной деятельности в процессе решения различных коммуникативных задач, установление и поддержку конструктивных контактов с другими людьми, успешную адаптацию в социальных группах и ситуациях межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность формируется на междисциплинарном содержании образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», отражающем идеи гуманизации, проблематизации, интеграции, экологизации, коэволюции и устойчивого развития.

Разработка концепции формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности осуществлялась на основе следующих общемировоззренческих идей.

Идея всеобщего единства непрерывного и континуального мира, характеризующегося потенциальной опасностью, экологической дестабилизацией окружающей среды, ростом стрессовых ситуаций и развивающегося в направлении устойчивого развития. Понимание человеком своей роли как источника потенциальных опасностей и как их «жертвы» приводит к осознанию своей роли в мире, своего предназначения, смысла и цели бытия. Единство мира определяется всеобщей связью всех процессов и явлений, которая стремительно возрастает с переходом к информационному обществу и усиливает необходимость формирования коммуникативной компетентности личности в обучении безопасности жизнедеятельности.

Идеи постнеклассической науки, изменяющие представление о современной научной картины мира [9], и ее отражения в содержании образования в области безопасности жизнедеятельности и методах его освоения. Современная картина мира характеризуется проблематизацией и проективностью жизнедеятельности, отражает рефлексию стратегий безопасного типа поведения в контексте культурного освоения потенциально опасного мира, многоплановой позиционности личности («я и безопасность моей планеты»; «я и безопасность моей страны», «я и безопасность моего города», «моя личная безопасность»). Научное направление «Безопасность жизнедеятельности», обладая интегративностью, способствует целостному видению защищенности человека в условиях единства его связей с природой, техносферой, обществом, основано не на противопоставлении разных позиций, а на их взаимодополняемости. Аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности в контексте системно-синергетического подхода означает открытость обсуждения проблем, взаимосвязь «научности и бытийности», допускает ситуативность, возможность выбора альтернатив, прогнозирования, управления. Позиция человека – творца усиливает роль личности в сохранении безопасного и устойчивого мира; ответственности за личностную, национальную, глобальную безопасность.

Идея философско-антропологической теории общения, рассматривающая личность как субъект общения, которое выполняет информационные, когнитивные, эмотивные, конативные, креативные функции [10]. Информационные функции (гносеологическая формула: знак - значение) означают взаимовыражение путем обмена сообщениями, продуктами деятельности, субъектным опытом. Когнитивные (гносеологическая формула общения: значение - смысл) - характеризуют взаимопознание за счет обмена знаниями, стилем мышления. Эмотивные (гносеологическая формула общения: смысл - отношение) – выражают взаимоотношения через обмен эмоциями, чувствами. Конативные (гносеологическая формула общения: отношение – поведение) – означают взаимопроявление через обмен психологическими установками, мотивами, интересами. Креативные (гносеологическая формула общения: поведение – личность) - связаны с взаимовлиянием на основе обмена убеждениями. Заложенная в основу концепции формирования коммуникативной компетентности теория общения обеспечивает целостность и последовательность структурирования предметного содержания и процессуальной этапности формирования коммуникативной компетентности. Определяет разнообразие коммуникативных ситуаций – моделей общения.

Идея культурной коммуникации и диалогичности, осуществляемая в культуре современной эпохи, культурная коммуникация [1; 2; 6] составляет основу коллективного взаимодействия в различной социокультурной среде. Культурная коммуникация предполагает одновременную идентичность и полифоничность интерпретации информации, которая отличается адекватностью, позитивностью, ориентацией на безопасную жизнедеятельность. Создаваемое в образовательной среде и информационных сетях культурное единство является единством разнообразия, функционирующим на принципах свободы и ответственности в высказываниях, толерантности, компромиссов по вопросам безопасной жизнедеятельности личности, страны, мира. Культурная коммуникация воссоздает культурное единство во всем его многообразии, поэтому диалог культур - интеркультурная коммуникация предполагает обогащение каждой культуры новыми ценностями и достижениями в области защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, превращая их в личностный смысл. Культурная коммуникация, осуществляемая в рамках диалога, определяет процессуально-технологический комплекс формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности.

Взаимосвязанные гуманистический, компетентностный, личностно-деятельностный, средовый подходы, соединенные с ведущими идеями формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности, реализуются через следующие основные взаимосвязанные принципы: субъектности и социализации; аксиологичности; культурологичности; интерактивности; интеграции; фундаментальности; эмоционально-информационного и деятельностного обогащения образовательной среды; учебного взаимодействия на основе взаимосвязи локально-краеведческого, регионально-национального и глобального уровней содержания; вариативности, ситуативности; положительной мотивации, перцепции и эмпатии.

Основные методологические позиции нашли воплощение в методике формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности, представленной в виде завершенного образовательного цикла. Каждая коммуникативная ситуация цикла отличается смыслоцелевой направленностью диалога, отражающей поступательное движение в направлении повышения уровня коммуникативной компетентности обучающихся.

Выводы. Проведенная методологическая рефлексия позволила обосновать теоретико-методологический фундамент концепции формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности, включающий идеи всеобщего единства непрерывного и континуального мира, постнеклассической науки, философско-антропологической теории общения, культурной коммуникации и диалогичности, взаимосвязанные с ними гуманистический, компетентностный, личностно-деятельностный, средовый подходы и принципы: субъектность и социализация; аксиологичность; культурологичность; интерактивность; интеграция; фундаментальность; эмоционально-информационного и деятельностного обогащения образовательной среды; учебного взаимодействия на основе взаимосвязи локально-краеведческого, регионально-национального и глобального уровней содержания; вариативность, ситуативность; положительная мотивация, перцепция и эмпатия. Реализованные в образовательном цикле, они обеспечили повышения общего качества образования в области безопасности жизнедеятельности за счет повышения уровня коммуникативной компетентности обучающихся.

 


Библиографическая ссылка

Камерилова Г.С., Картавых М.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24620 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074