Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Казанцева Г.А. 1 Перова Т.В. 1
1 ФГБОУ «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности специалистов в области туризма развития конкурентных преимуществ специалистов, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в области туризма. В статье представлен опыт использования тренинг-технологий в развитии конкурентоспособности специалистов сферы туризма с учетом системного и практикоориентированного подходов и принципов социально-психологического тренинга, к которому относятся все разновидности тренинга, воздействующие на качества, умения и способности, которые проявляются в процессе общения с клиентами турфирмы. Рассмотрены основные структурные элементы социально-психологического тренинга. Изучены принципы организации социально-психологического тренинга. Выделены основные этапы проведения социально-психологического тренинга, к которым относятся: этап создания работоспособности; этап ориентации, осуществляемый в виде ролевой игры или групповой дискуссии; этап обучения и завершающий этап. Рассмотрена специфика каждого из них. В результате исследования был сделан вывод о том, что тренинговые технологии сокращают период адаптации молодых специалистов на предприятии сферы туризма; совершенствуют профессиональные компетенции специалистов сферы туризма, способствуя развитию умений организовывать рекламу и презентации основных направлений деятельности, активно участвуя в проведении «круглых столов», выставок, научно-практических конференций. Важными результатами становятся формирование нравственно-гуманистических ценностей сотрудников, развитие культуры профессиональной деятельности и становление специалиста как творческой личности, способной принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора, владеть культурными способами построения отношений, что во многом определяет качества конкурентоспособной личности.
тренинговые технологии
социально-психологический тренинг
специалист сферы туризма
конкурентоспособность
1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы [Текст]. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
2. Мельник Е.А. Организация туристской деятельности [Текст]. – М.: Союз, 2008. – 214с.
3. Морозова Н.С. Тенденции развития туристского рынка в условиях кризиса [Электронный ресурс] / Н.С. Морозова // Сервис в России и за рубежом. – 2010. – № (1)16. – Режим доступа: http://www.mgus.ru/electronic_journal/number16/contents (дата обращения 10.05.2016).
4. Мутавчи Е.П. Формирование профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму [Текст]// Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 3. – С. 170-173.
5. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// http://www.mininuniver.ru/ scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 10.05.2016).
6. Перова Т.В. Профессиональное развитие персонала как фактор развития туристской организации [Текст] // Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Инновационные технологии управления». – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. – С. 39-41.
7. Перова Т.В. Профессиональный тренинг в процессе подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства [Текст] // Материалы II Международной научно-практической конференции «Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации» (23.04.2015). – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 172-174
8. Перова Т.В. Способы повышения конкурентоспособности специалистов сферы гостеприимства // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 Том 7, № 5 [Электронный ресурс] – М.: Науковедение, 2015 – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/196EVN515.pdf(дата обращения 10.05.2016).
9. Полухина А.Н. Практические аспекты подготовки специалистов сервиса и туризма: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-386735.html?page=15(дата обращения 10.05.2016).
10. Рыбакова А.С., Бичева, И.Б. Личностно-профессиональные качества менеджера в сфере туризма [Текст] // Материалы международной научно-практической конференции «Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации». – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – С. 102-104.
11. Саакова В.А. Профессиональный тренинг как эффективная форма организации внутрифирменного туристского обучения [Текст] / В.А. Саакова. Туризм – путь достижения Целей Тысячелетия. – СПб.: Невский Фонд, 2008. – С.141-143.

В настоящее время с целью развития конкурентных преимуществ специалистов в сфере туризма целесообразно использовать возможности тренинг-технологий, организуемых на основе системного и практикоориентированного подходов и позволяющих приобрести реальный опыт «погружения» в деятельность туристического предприятия в целом и в работу конкретных исполнителей в частности [8].

Таким образом, для повышения конкурентоспособности специалистов сферы туризма руководителям туристских предприятий целесообразно применение принципов социально-психологического тренинга.

К социально-психологическому тренингу относятся все разновидности тренинга, воздействующие на качества, умения и способности, которые проявляются в процессе общения.

Впервые данное понятие применил М. Форверг, подразумевающий, что данный вид тренинга основывается на постулате экспериментальной психологии. Который гласит, что человек усваивает 10 % того, что слышит, 50 % – что видит, 70 % того, что может пересказать и 90 % – что делает сам.

Таким образом, под социально-психологическим тренингом (СПТ) подразумевается тренинг, основной целью которого является повышение эффективности общения, выступающего своеобразной формой взаимодействия личности с другими людьми [1].

     При этом процесс общения рассматривается с трех сторон:

  • коммуникативной, предполагающей взаимообмен информацией между партнерами по общению;
  • перцептивной, подразумевающей процесс восприятия друг друга и установленного взаимопонимания между людьми;
  • интерактивная, представляющая собой организацию взаимодействия между людьми [11].

Социально-психологический тренинг подразумевает:

  • выполнение заданий на групповое сплочение, направленных на формирование эмоционального настроя на работу в группе среди участников тренинга. Данные упражнения направлены на разрушение привычных стереотипов поведения, ослабление психологической защиты, совместное переживание определенных эмоций, что способствует возникновению эмпатии и способности самому выражать собственные чувства;
  • проведение групповых дискуссий в рамках тематики занятия;
  • выполнение психогимнастических упражнений содержательного плана, направленных на установление эффективного контакта, с учетом возрастных и личностных особенностей участников тренинга;
  • выполнение упражнений на восприятие и понимание эмоционального состояния партнера, развитие эмпатических тенденций и сензитивности, упражнения на умение грамотно принимать и передавать информацию, на умение эффективно слушать и слышать;
  • выполнение психогимнастических упражнений, способствующих повышению работоспособности при работе в группе, в течение всего дня проведения тренинга, а также снятию напряжения и активизации внимания;
  • выполнение психогимнастических упражнений, основной целью которых является формирование обратной разномодальной личностной связи;

разыгрывание и анализ ситуаций, направленных на проявление полученных навыков в контексте поведения [7].

Специфика социально-психологического тренинга подразумевает обязательное соблюдение принципов, которые позволяют повысить эффективность работы тренинговой группы:

  • принцип творческой активности, подразумевающий наличие желания у участников тренинга присоединиться к выполнению задания в любой момент;
  • принцип исследовательской позиции, предполагающий осознание и открытие участниками тренинга психологических закономерностей, осознание собственных ресурсов, возможностей и особенностей;
  • принцип партнерского общения, подразумевающий учет интересов, чувств, переживаний всех участников взаимодействия;
  • принцип акцентирования языка чувств;
  • организация процесса общения по принципу «здесь и сейчас»;
  • принцип доверительного общения;
  • принцип конфиденциальности, подразумевающий запрет на распространение любой информации личного характера за пределы группы;
  • принцип персонификации высказываний, предполагающий отказ от безличных речевых форм и принятие необходимости говорить личными формами, такими как «Я – высказывания» [1].

Реализация перечисленных принципов позволяет создать среди участников тренинга атмосферу безопасности, открытости, доверительного отношения и психологического комфорта. Данный факт позволяет партнерам по тренингу использовать разные стили поведения, видеть допущенные ошибки и возможности их решения.

Основной целью проведения социально-психологического тренинга среди сотрудников туристического предприятия является подготовка их к организации эффективного взаимодействия с клиентами туристкой организации.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

Развить умения и навыки эффективного общения у сотрудников туристического предприятия, которые включают в себя:

  • умение устанавливать контакт с клиентами турфирмы, понимать и учитывать в процессе общения психологические особенности людей (возрастные и личностные);
  • умение слушать и слышать, подразумевающее развитие нерефлексивного и рефлексивного слушания;
  • эмпатические умения, включающие в себя умение воспринимать и понимать эмоциональное состояние клиентов туристического предприятия, владение способами выражения собственных эмоций и развитие сензитивности;
  • умение психологически грамотно принимать и передавать различную информацию, владение разнообразными формами и методами организации процесса общения;

Развить умения «ненасильственной коммуникации» или общения без принуждения, подразумевающее:

  • осознание оптимального использования коммуникативных средств – вербальных и невербальных;
  • создание оптимальной эмоциональной атмосферы в процессе оказания туристических услуг;
  • овладение техникой «Я – высказывание» в противовес «Ты – высказыванию».

Развить навыки уверенно-достойного поведения в процессе оказания туристических услуг, которые включают в себя:

  • умение различать агрессивность, уверенность и неуверенность в различных ситуациях;
  • формирование умения в любой ситуации актуализировать уверенно-достойное поведение;
  • развитие конструктивного взаимодействия с клиентами туристического предприятия.

Развить творческий потенциал сотрудника туристического предприятия, который предполагает:

  • осознание механизмов, которые блокируют креативность менеджера по туризму;
  • умение находить выход из нестандартных ситуаций;
  • умение развивать креативность у себя и собственных сотрудников.

Сформировать навыки проектирования профессиональной деятельности [10].

Выделяют следующие группы методических средств (техники), применяемых при проведении социально-психологического тренинга:

  1. Техники представления информации, основной целью которых является получение и осознание информации. К ним относятся лекции, систематизированные обзоры, программированные инструкции и групповые дискуссии. Основными методическими требованиями к данной группе методов являются новизна информации и предоставление информации в разных модальностях с иллюстрированием ее в разнообразных формах, таких как: образная, метафорическая, юмористическая и т.п.
  2. Имитационные техники, предполагающие тренировку специалистов туристического предприятия в безопасных условиях. К разновидностям данных технологий относятся ролевые и деловые игры, психогимнастические упражнения, техники психодрамы и социодрамы, а также медитативные техники.
  3. Техники создания реальной среды, предполагающие действия с реальными рисками. Данная категория техник почти не используется в процессе проведения социально-психологического тренинга [1].

Структура социально-психологического тренинга включает в себя 4 основных этапа:

1. Этап создания работоспособности, включающий в себя:

  • подбор группы, оптимальный размер которой составляет 10–12 человек;
  • процедура знакомства;
  • обсуждение организационных моментов, а именно:

а) сообщение цели работы в тренинговой группе;

b) обсуждение правил работы группы;

c) обсуждение ожиданий и опасений участников тренинга.

К основным задачам тренера на этапе создания работоспособности относятся:

  • диагностировать каждого участника тренинга и группу в целом;
  • привлечь внимание участников тренинга к основным идеям, поставить перед тренинговой группой профессионально значимые цели, увязав их с личностными целями каждого;
  • создать реалистичные представления о целях, организации и содержании работы;
  • создать благоприятные возможности для активизации всех партнеров по тренингу;
  • провести первые совместные действия [11].

2. Этап ориентации, который проходит в виде ролевой игры или групповой дискуссии. Основной задачей данного этапа является уточнение и конкретизация каждым участников тренинга своих индивидуальных целей в тренинге. Для этого должны быть созданы условия для самостоятельного обнаружения личностных ресурсов каждым участником тренинговой группы, которые нуждаются в развитии и коррекции.

3. Этап обучения, основной целью которого является создание условий для последовательного освоения условий эффективного общения, ориентируясь на принципы движения от простого к сложному, последовательной интеграции приобретенных навыков в поведенческий репертуар [7].

Этап обучения состоит из пяти взаимосвязанных элементов, каждый из которых включает в себя информационный блок, упражнение простое, упражнение средней сложности, сложное упражнение:

3.1 Удовлетворение условий эффективного общения как вербального, так и невербального общения;

3.2 Установление контакта с партнером в тренинговой группе;

3.3 Прием-передача информации;

3.4 Выполнение условий эффективного слушания;

3.5 Восприятие и понимание эмоционального состояния партнера;

4. Завершающий этап, включающий в себя:

4.1 Этап целостного действия или этап закрепления, осуществляемый в виде ролевой игры или «вертушки»;

4.2 Процедура «чемодана».

Данный этап направлен на обобщение и закрепление полученных умений, навыков, установок в ролевых ситуациях. Также заключительный этап называют этапом целостного действия. На заключительном этапе в рамках проведения ролевой или деловой игры для каждого из участников и тренинговой группой в целом предоставляется обобщенная и индивидуализированная информация об эффективности работы в процессе тренинга, измеряются субъективные результаты тренинга с помощью процедуры «чемодана».

Таким образом, анализируя возможности применения тренинговых технологий в процессе профессиональной деятельности специалистов сферы туристского бизнеса, можно констатировать, что тренинговые технологии сокращают период адаптации молодых специалистов на предприятии сферы туризма; совершенствуют профессиональные компетенции специалистов сферы туризма, способствуя развитию умений организовывать рекламу и презентации основных направлений деятельности, активно участвуя в проведении «круглых столов», выставок, научно-практических конференций.

Важными результатами становятся формирование нравственно-гуманистических ценностей сотрудников, развитие культуры профессиональной деятельности и становление специалиста как творческой личности, способной принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора, владеть культурными способами построения отношений, что во многом определяет качества конкурентоспособной личности.


Библиографическая ссылка

Казанцева Г.А., Перова Т.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24716 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674