Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ: ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Малютина Т.В. 1 Лонская Л.В. 1
1 Омский государственный медицинский университет
Профессиональное становление человека на современном этапе развития общества перестает быть жестко социально нормированным процессом, требует от него самостоятельной работы по самоопределению и построению себя как профессионала. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Авторами в статье дается теоретическое обоснование компонентам профессиональной идентичности, с опорой на представление о ней как структурном образовании. Профессиональная идентичность представляет собой сложный многокомпонентный феномен, имеющий свою структуру и генезис. В результате теоретического обзора определена, выделены компоненты профессиональной идентичности: оценка себя как профессионала; удовлетворенность профессиональной деятельностью; принятие ценностей профессиональной деятельности. Представлены материалы исследования ценностного компонента профессиональной идентичности будущих врачей. Проверяется гипотеза, что содержание профессиональной идентичности по мере профессионального становления усложняется, проявляется ориентация на новые ценности, социальные ситуации. В результате исследования определено, что ценностный компонент в структуре профессиональной идентичности определяет отношение студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности, характеризует их образ жизни и трудности профессионального становления.
профессиональная идентичность
профессионализация
профессиональная деятельность
самооценка
ценности
ценностные ориентации
ценностного подход
студенты медицинского вуза
1. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980; Альбуханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. – 1983. – № 1. – С.14–29.
2. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. – 2001. – Т. 19. – № 4. – С. 51–59.
3. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 148–156.
4. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты //Омский научный вестник. – 2014. – № 5. – С. 149-152.
5. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. – С. 154–163.
6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол.наук / Л.Б. Шнейдер. – М., 2001. – 348 с.

Рассмотрение проблемы идентичности необходимо начинать с терминологического анализа данного понятия. Несмотря на то, что в последнее время термин «идентичность» достаточно широко используется в исследованиях психологов и существует достаточное количество его определений, психологическое значение данного понятия нуждается в уточнении. Для того чтобы обозначить специфику термина «идентичность», необходимо определить сущность этих категорий в зарубежной и отечественной психологии.

На основании теоретического анализа психологической литературы нами были выделены теоретические подходы, в рамках которых делались попытки рассмотрения проблемы идентичности в психологии: исследования проблемы идентичности в контексте психоаналитического направления (А. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Фридман и др.), символический интеракционизм к проблеме идентичности (Дж. Мид, И. Гофман, Р. Фогельсон , Л. Краппман, Ю. Хабермас и др.), взгляд представителей когнитивного подхода на феномен идентичности (Х . Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл. М. Яромовиц и др.).

Теоретический анализ использования понятия «идентичность» с позиции представителей психоаналитического подхода позволяет трактовать понимание идентичности как феномен, имеющий динамический и структурный характер, связанный с непрекращающимся процессом развития личности человека. Следовательно, при анализе проблемы идентичности, во-первых, необходимо учитывать, что формирование идентичности – это серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности, убеждения. Во-вторых, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять, т.е. возвращаться на более низкий уровень. И в-третьих, идентичность развивается на протяжении всей жизни человека [4].

Анализируя подходы к проблеме идентичности зарубежных авторов, можно полагать, что основания для выделения профессиональной идентичности в качестве самостоятельного психологического понятия вытекают из содержания и логики теоретического и экспериментального исследования идентичности. Данный анализ в своих работах провёл Ю.П. Поварёнков. По мнению Ю.П. Поваренкова, «выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичность», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов» [5].

Психологические исследования профессиональной идентичности, ведущиеся в рамках отечественной психологии, представляют собой неоднородный пласт работ. Можно отметить, что авторы исследований, посвященные изучению профессиональной идентичности, рассматривают различные содержательные компоненты данного феномена [1,2,3,5,6].

Важно отметить, что при анализе профессиональной идентичности Ю. П. Поварёнков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, который свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком: себя, как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности [5].

В концепции профессиональной идентичности Л.Б. Шнайдер раскрыты структуры, генезис, динамика профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, по мнению автора, – «это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определённости» [6, с.103].

В работах К.А. Альбухановой-Славской [1], раскрывается подход к типологии идентичности на основе таких сложных явлениях, как структура жизненного пути (жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни). Данный автор достаточно подробно описывает типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии: cамовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности; выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства; самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей; самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности.

Профессиональная идентичность, в концепции профессиогенеза Е.П. Ермолаевой, рассматривается как компонент личной идентичности, которая обеспечивает успешное профессиональное развитие человека. По мнению автора, профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функцию, и «профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса» [2].

Н.Л. Иванова в своих работах рассматривает профессиональную идентичность как вид социальной идентичности. По мнению этого автора, профессиональная идентичность формируется в процессе выявления существенных связей внутри и вне профессии и отличия их как таковых, она связана с общей информационной основой деятельности, а также с целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения. В структуру идентичности раскрываются когнитивный, мотивационный и ценностный компоненты [3].

Проблема становления профессиональной идентичности у студентов раскрывается в работах Т.В. Мищенко, Е.Е. Трандиной, Е.Н. Кирьяновой, О.В. Денисовой, Ю.А. Кумыриной, Ю.П. Поваренкова.

Теоретический анализ работ отечественных ученых, посвященный изучению данной проблемы, показал, что одним из ведущих критериев профессионального развития студентов выступает формирование профессиональной идентичности, которая определяет степень сформированности личности субъекта труда, на определенной стадии его профессионального становления.

Придерживаясь точки зрения Ю.П. Поваренкова, мы определяем профессиональную идентичность как психологическое представление человека о себе как будущего и действующего профессионала, т.е. реальная и прогнозируемая профессиональная самооценка, отношение к профессиональной деятельности и принятие ценностей профессионального сообщества.

В своей работе мы рассматриваем один из компонентов профессиональной идентичности, а именно – ценностный компонент. Обратимся к определению понятий «ценности» и «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. Ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

В структуре профессиональной идентичности ценности личности являются важным компонентом, поскольку определяют отношение к будущей профессиональной деятельности. Данный процесс идентификации описывается в рамках ценностного подхода к развитию идентичности. Становление профессиональной идентичности при таком понимании заключается в проецировании собственной системы профессиональных ценностей и позиций на представление о ценностях и позициях, которые, по мнению субъекта, характерны для конкретной профессиональной общности.

На основе сопоставления ценностей происходит принятие решения об уровне сформированности профессиональной идентичности. На основе же принятия ценностей профессиональной общности и их сопоставления с индивидуальными происходит корректировка и развитие последних.

Этот аспект оценки профессиональной идентичности разработан и исследован в меньшей степени. Недостаточно проанализировано влияние индивидуальной системы ценностей человека как составляющих его профессиональной идентичности.

Задачей нашего исследования стало изучение ценностного компонента профессиональной идентичности будущих врачей.

В качестве диагностического инструмента использовался морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, который позволяет выявить личностные ценности, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности. Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах: профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, общественная активность, увлечения, физическая активность.

С целью статистической обработки данных применялись различные методы: для выявления различий в предпочтении ценностей у студентов различных курсов применялся непараметрический вариант метода однофакторного дисперсионного анализа – Н-критерий Крускала – Уоллиса. Для уточнения различий и попарного сравнения независимых выборок по показателям ценностей применялся непараметрический метод – U-критерий Манна – Уитни. Для обработки результатов исследования использовалась программа Microsoft Excell 2010 и пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS.

Выборка в нашем исследовании составила 278 обучающихся с 1 по 6 курс на лечебном факультете Омского государственного медицинского университета. Возраст испытуемых от 18 до 24 лет.

Согласно полученным результатам предпочтение ценностей различается в зависимости от курса обучения. Предпочтение ценности «креативность» различается в зависимости от учебного курса в жизненных сферах: обучение и образование (H=13,4 при p≤0,05), профессиональная жизнь (H=15 при p≤0,01), семейная жизнь (H=16,7 при p≤0,01).

Как показывают результаты, ценность «креативность» более предпочитаема на 1 и 6 курсах, тогда как на других курсах ее значимость ниже. Причем значимость данной ценности у студентов первых и выпускных курсов выше не только в сфере учебной и профессиональной деятельности, но и в сфере семейной жизни. Результаты означают, что эти студенты в большей степени проявляют стремление найти что-то новое в изучаемой дисциплине, внести свой вклад в определенную область знаний. Это может быть связано с тем, что студенты первого курса ориентированы на получение знаний, поскольку ситуация учебной деятельности в вузе для них является довольно новой и испытывают высокий интерес к своей профессии. Аналогичные результаты на выпускном курсе у студентов лечебного факультета могут быть связаны с осознанием необходимости приобретать новые знания, умения и навыки, чтобы успешно справляться с ситуациями лечебного взаимодействия.

Различия при выборе ценности «собственный престиж» выявлены в жизненных сферах: общественная жизнь (H=10,8 при p≤0,01), семейная жизнь (H=12,4 при p≤0,05), сфера увлечений (H=17,6 при p≤0,01), физическая активность (H=18,7 при p≤0,01).

Наибольшая значимость данной ценности проявляется у студентов первого курса в сфере семейной жизни, что может быть связано с ориентацией на референтную группу или определенных лиц, чье одобрение является необходимым. Данные результаты могут быть связаны с тем, что студенты, которые только что поступили в вуз, являются еще недостаточно самостоятельными и находятся на начальном этапе профессионального становления, и многие из них тяжело переживают ситуацию отделения от семьи и родителей.

Ценность «собственный престиж» наиболее предпочитаема в сфере увлечений и физической активности студентами второго курса. Поскольку на данном возрастном этапе очень важным является установление межличностных отношений, то у студентов проявляется ориентированность на мнение значимых людей, как проводить свое свободное время (отпуск, часы досуга, хобби). Они склонны проявлять активность в различных видах деятельности, заниматься общественной работой, участвовать в волонтерских движениях.

Различия у студентов лечебного факультета выявлены также при выборе ценности «достижения» в сфере общественной жизни (H=16,6 при p≤0,01) и «материальное положение» в сфере семейной жизни (H=12,1 при p≤0,05).

Ценность «достижения» более предпочитаема у студентов первого курса, которые проявляют стремление добиваться реальных и конкретных результатов в деятельности ради повышения своей самооценки. Они стремятся участвовать в общественной работе, ставить конкретные цели на каждом этапе и любыми методами их достичь. Данный результат объясняется желанием студентов первого курса проявить свой потенциал в новой ситуации, в частности, в ситуации учебной деятельности.

Ценность «материальное положение» более значима для студентов первого и выпускного курса, что связано, скорее, с характеристиками профессионального выбора. Студенты первого курса при выборе профессии ориентируются, прежде всего, на объектные характеристики профессии, студенты шестого курса также находятся в ситуации выбора врачебной специализации, что может определять их преимущественную ориентацию на то, какое материальное вознаграждение может обеспечить выбранная специализация.

Значимые различия выявлены также по общим показателям ценностей: саморазвитие (H=11,8 при p≤0,05), креативность (H=14,8 при p≤0,01), активные социальные контакты (H=13,4 при p≤0,05), собственный престиж (H=14,3 при p≤0,01), достижения (H=19,6 при p≤0,01).

Студенты лечебного факультета первого и второго курса в большей степени по сравнению со студентами других курсов ориентируются на ценность «саморазвитие». Это свидетельствует об их стремлении осознать свои возможности, получить информацию об особенностях своего характера, способностей и других характеристиках своей личности. Они ориентируются на самосовершенствование, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь в жизни необходимо стремится к наиболее полной их реализации.

Также студенты первого и второго курса ориентированы на ценность «активные социальные контакты» и стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Поскольку они адаптируются к профессиональному учебному заведению, а важной потребностью в данном возрасте является потребность в установлении значимых взаимоотношений, то для них привлекательны все аспекты человеческих взаимоотношений. Преобладает убежденность в том, что самое ценное в жизни – это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми, что определяет их эмпатичность и социальную активность.

Стремление к креативности как общий показатель без дифференцирования жизненных сфер наиболее выражено у студентов шестого курса, что, скорее всего, обусловлено ситуацией выбора врачебной специализации. Проявляется желание к реализации своих творческих возможностей и внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Преобладает стремление избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь, готовность к решению проблемных ситуаций, определения последовательности действий по решению проблем, поиска результата решения. Ценность «достижения» наиболее предпочитаема студентами первого и шестого курса, что проявляется в стремлении к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни.

Анализ ценностного компонента профессиональной идентичности студентов лечебного факультета позволяет отметить, что в процессе профессионального обучения происходит смена стремлений и ориентаций в зависимости от социальной ситуации, возрастных особенностей и уровня развития самосознания.

Таким образом, можно говорить, что содержание профессиональной идентичности по мере профессионального становления усложняется, проявляется ориентация на новые ценности, социальные ситуации. Но также доминирует потребность в установлении значимых межличностных взаимоотношений, происходит осознание себя как субъекта общения, новых социальных ролей, что может, как способствовать, так и препятствовать получению профессионального образования.

Анализ содержания ценностных предпочтений в структуре профессиональной идентичности студентов лечебного факультета медицинского вуза позволил установить особенности личностного и профессионального развития на различных учебных курсах. Ценностный компонент в структуре профессиональной идентичности определяет отношение студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности, характеризует их образ жизни и трудности профессионального становления.


Библиографическая ссылка

Малютина Т.В., Лонская Л.В. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ: ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24729 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674