Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА-Я СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Иванова И.А. 1 Федосеева Т.Е. 1 Терехина А.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»
Исследование посвящено изучению становления рефлексивности младших подростков (10–12 лет). Рефлексивность как свойство самосознания личности рассматривается как способность осознавать и выражать на когнитивном и эмоциональном уровнях телесный (физический) компонент образа Я, социальный компонент образа Я и индивидуальный компонент образа Я. Представлены результаты эмпирического исследования осознания физической составляющей образа – Я младших подростков с помощью методики «Автопортрет». Констатируется, что образ физического Я следует анализировать как часть субъекта, самостоятельный компонент Я-концепции, и влияющий не только на остальные ее составляющие, но и определяющий социальный статус в сообществах подростков. Выделены типы рисунков по характеру изображения: схематический, реалистический, метафорический и эмоциональный. Как показатель уровня развития рефлексивности выступает реалистическое, эмоциональное изображение. Результаты дают основание предположить, что на образном уровне (представления) интерес к физической составляющей образа "Я" является наиболее осознанным и дифференцированным, чем на когнитивном. Образные представления о своём физическом Я у подростков 10–12 лет, прежде всего, ассоциируются с чертами лица. Выявлена слабая значимость для мальчиков 10–12 лет телесной составляющей образа – Я. Таким образом, для подростков данной возрастной категории становится значимым переживание рефлексии внутреннего состояния, причем для мальчиков в большей степени, чем для девочек.
рефлексивность.
физический образ "я"
младший подростковый возраст
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – С. 30-66.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
3. Гавриленко А. А. Образ физического Я как структурная составляющая Я-концепции: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2009. – 175 с.
4. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии: восемнадцатый год издания / ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1972. – № 2 (март-апрель). – С. 25-39.
5. Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Зверева, Т. Г. Горячева. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
6. Иванова И.А. Изучение особенностей рефлексивной оценки младшими подростками физической составляющей образа-Я // Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект. – Нижний Новгород, 2014. – С. 73-79.
7. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011.
8. Князева Т.Н. Психологическая готовность как критерий возможной интеграции ребенка с проблемным развитием в общеобразовательную среду // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3.
9. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению "Я"-не-"Я" /М.В. Колоскова // Телесность человека: междисциплинарные исследования. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 178 с.
10. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. – М.: Мир, 1998. – 692 с.
11. Никишина О.А., Федосеева Т.Е., Роль самосознания в развитии ответственного отношения к созданию и реализации жизненных планов в старшем подростковом возрасте // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С.459.
12. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

Подростковый возраст является важнейшим этапом в описании психосоматического развития, так как это возраст кризиса психологического, физического и, можно предполагать, психосоматического. Наиболее важным отличительным признаком подросткового возраста являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания. Актуальность исследования степени сформированности связанных с его развитием рефлексивных возможностей подростка определяется их ведущей ролью в ходе следующего возрастного отрезка, связанного с созданием жизненных планов [11].

Бурный рост и перестройка организма обостряет повышенный интерес к своей внешности, которая, становясь предметом рефлексии и связанных с ней переживаний в этот период, остается одним из центральных аспектов переживаний «себя» на всю жизнь. С формирования чувства собственного тела начинается развитие всего самосознания [1, 5, 9]. Тело является образом физического Я, частью субъекта, самостоятельным компонентом Я-концепции, влияющим на остальные ее составляющие. Тело существует в системе социокультурных отношений, подвергается постоянной оценке не только со стороны социума, но и самого субъекта, и познается субъектом через призму этих оценок [3]. При этом восприятие своего тела детьми характеризуется нестабильностью, «проницаемостью» для внешней оценки [там же] и опирается, прежде всего, на аффективный компонент [12]. Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро переживаются все изъяны, действительные и мнимые, поэтому наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости [4]. Переживания в связи с представлениями о собственном теле объясняются и тем, что существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным статусом в сообществах подростков [10]. Патологии, связанные с оценкой своей внешности, также характерны преимущественно для подросткового возраста. Все это обусловливает важность теоретического и практического изучения рефлексивных возможностей формирования образа физического "Я" у детей 10–12 лет для дальнейшего использования в создании развивающих и психокоррекционных программ.

Рассматривая возраст 10–12 лет с точки зрения особенностей развития рефлексии (как процесс самосознания),

мы полагаем, что рефлексивность как свойство самосознания личности проявляется в способности осознавать и выражать на когнитивном и эмоциональном уровнях телесный (физический) компонент образа Я, социальный компонент образа Я и индивидуальный компонент образа Я.

Одной из задач нашего исследования было изучение осознания физической составляющей образа – Я младшего подростка. Выборку исследования составили 143 учащихся 4-х и 5-х классов общеобразовательных школ города Дзержинска Нижегородской области, из них 53,1 % мальчиков (10 лет – 17,5 %, 11 лет – 30,8 %, 12 лет – 0,7 %) и 46,9 % девочек (10 лет – 22,4 %, 11 лет – 27,9 %, 12 лет – 0,7 %). Всего учащихся 10 лет – 39,9 %, 11 лет – 58,7 % и 12 лет – 1,4 %.

Ранее мы описывали результаты исследования вербального компонента телесного образа – Я младших подростков, согласно которым было отмечено, что интерес к этой составляющей пока слабо дифференцирован на вербальном (описательном) уровне и сводится к выделению общих характеристик своей внешности [6].

В данной работе мы остановимся на результатах анализа образного уровня телесного компонента образа Я младшего подростка, который изучался нами с помощью методики «Автопортрет» [12]. По определению К. Маховер, автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Он проецируется на изобразительную плоскость сквозь самокритичность, а момент, когда художник приступает к созданию автопортрета, является итогом самопознания, а не началом его. Исходя из этого, мы полагаем, что данный метод может быть весьма полезным для практического изучения представлений подростка о своих физических характеристиках, его представлений о своей внешности, осознаваемых подростком как значимые.

Особым критерием анализа по данной методике был характер изображения рисунка. Для анализа по этому показателю мы воспользовались работой Выготского Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» [2]. Л.С. Выготский, рассматривая рисование в детском возрасте, опирается на исследования Кершенштейнера, который распределяет весь процесс развития детского рисунка на 4 ступени: ступень схемы, ступень возникающего чувства формы и линии, ступень правдоподобного изображения и ступень пластического изображения [там же]. Различаются они характером изображения. Взяв за основу выделенные характеристики, все рисунки мы разделили по характеру изображения на рисунки схематического, реалистического, метафорического изображения.

Таким образом, схематическое изображение – изображение в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас, позволяет получить только общие представления о своём физическом образе (мы отнесли их к I и II стадии по Кершенштейнеру).

Реалистическое изображение – более осознанный вариант отражения характеристик своей внешности, это изображение, выполненное с более тщательными подробностями: прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды (мы отнесли их к III стадии по Кершенштейнеру).

Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Согласно данной интерпретации, такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и известной долей чувства юмора [12].

Отдельную группу составили рисунки, т.н. «эмоциональный автопортрет». Эмоциональный автопортрет – отображение своего эмоционального состояния: например, гнев распознается по следующим признакам – брови опущены или сведены вместе, рот закрыт, губы сжаты; доброта – брови приподняты внутренними уголками вверх, глаза прикрыты, рот закрыт, растянут в улыбке; печаль – верхние веки слегка опущены, рассеянный взгляд, уголки рта слегка опущены; внимательность, сосредоточенность – взгляд в сторону, рот чаще закрыт, уголок рта поджат, линия рта тем самым как бы смещена в сторону; счастье, радость – глаза слегка прищурены, небольшие морщинки в уголках глаз, рот чаще закрыт, губы растянуты в улыбке; презрение, ирония – приподнятый уголок рта с одной стороны; удивление – брови могут быть приподняты, глаза чаще широко раскрыты, рот приоткрыт, либо линия рта опущена вниз [7].

Согласно данной интерпретации, такого рода рисунки склонны создавать лица, рефлексирующие собственное состояние [12].

Таким образом, в своем исследовании как показатель более высокого уровня развития рефлексивности мы рассматривали реалистическое, эмоциональное изображение. Качество рисунка как способность к рисованию для нас не являлось значимым моментом в оценке свойства рефлексивности.

Количественные результаты теста отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выполнения теста «Автопортрет»

Выделяемый показатель

Количество представленных признаков в рисунках (%)

Девочки,

%

Мальчи-

ки, %

 

Изображение в виде:

     

1.

только лица

34,3 %

16,8 %

17,5 %

2.

бюста

51,8 %

26,6 %

25,2 %

3.

в полный рост

13,9 %

4,9 %

9,1 %

4.

профиля

-

-

-

5.

анфас

100 %

50 %

50 %

6.

Схематическое изображение

44,1 %

15,4 %

28,7 %

7.

Реалистическое изображение

54,5 %

32,9 %

21,7 %

8.

Метафорическое изображение

1,4 %

0

1,4 %

 

Степень прорисовки лица:

     

9.

четкая прорисовка глаз

44,1 %

37,1 %

13,3 %

10.

наличие носа

100 %

50 %

50 %

11.

четкая прорисовка рта

54,5 %

40,6 %

13,9 %

12.

наличие бровей

75,4 %

40,2 %

35,2 %

13.

наличие ресниц

67,1 %

37,8 %

29,4 %

14.

наличие ушей

78,5 %

42,3 %

36,2 %

15.

Дополнительные детали

25,5 %

20,3 %

5,1 %

16.

Эмоц-я выраз-ть изобр-я

12,5 %

4,2 %

8,2 %

           

С заданием справились все респонденты. Качественный анализ результатов (табл.1) показал, что большинство портретов относится к группе реалистических изображений (54,5 %), в которых присутствуют все элементы лица; у 25,5 % младших подростков, большинство из которых девочки (20,33 %), отмечаются дополнительные детали в виде заколок, украшений, шляп и одежды с рисунком. Эти данные позволяют говорить о выраженном самоинтересе и демонстративности (рис. 1,2,3). Из таблицы видно, что для девочек в большей степени, чем для мальчиков, характерна более высокая степень прорисовки лица: для 54,5 % характерна четкая прорисовка рта (крупный, с пухлыми губами) – 40,6 % девочек и 13,9 % мальчиков, и для 44,1 % характерна четкая прорисовка глаз – глаза изображены яркими, крупными; с прорисовкой век, зрачков (рис.1,2,3); из них 37,1 % рисунков принадлежит девочкам и 13,3 % – мальчикам. Полученные результаты дают основание предположить, что образные представления о своём физическом Я у подростков 10–12 лет, прежде всего, ассоциируются с чертами лица.

 

Рис. 1. Выполнен

Леной П., 10 л.

Рис. 2. Выполнен

Сергеем Е., 10л.

Рис. 3. Выполнен

Владой Ч., 10л.

Большинство портретов (51,8 %) выполнено в виде бюста (26,6 % девочек и 25,2 % мальчиков) и анфас (100 %) (табл.1). В таблице 2 представлено процентное соотношение выделенных при обработке признаков по группе подростков 10–12 лет.

Таблица 2

Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (в %)

№ п/п

Выделяемый признак

Частота встречаемости признака (%)

Всего (%)

Мальчики

Девочки

1

Схематическое изображение в полный рост

11,2%

8,4%

2,8%

2

Схематическое изображение в виде лица

13,9%

10,5%

3,5%

3

Схематическое изображение в виде бюста

23,1%

13,9%

9,1%

4

Реалистическое изображение в полный рост

2,8%

0,7%

2,1%

5

Реалистическое изображение в виде бюста

28,7%

11,2%

17,5%

6

Реалистическое изображение в виде лица

20,3%

6,9%

13,3%

7

Метафорическое изображение в виде лица

0,7%

0,7%

0

8

Метафорическое изображение в рост

0,7%

0,7%

0

Из таблицы видно, что наибольший процент приходится на реалистическое изображение в виде бюста (28,7 %), наименьший – метафорическое изображение в виде лица (0,7 %) и в полный рост (0,7 %). Качественный анализ результатов, приведённых в таблице № 2, позволяет сделать вывод, что для мальчиков в большей степени характерно схематическое изображение в виде бюста (13,9 %) и лица (10,5 %), которое позволяет получить только общие представления о своём физическом образе; для девочек реалистическое, выполненное с более тщательными подробностями, с прорисовкой лица, волос, одежды – в виде бюста (17,5 %) и лица (13,3 %). Эти данные позволяют говорить о ещё малой значимости для мальчиков 10–12 лет телесной составляющей образа – Я.

В полный рост изобразили себя 13,9 % испытуемых – из них 4,9 % девочек и 9,1 % мальчиков (табл.1). У 8,4 % мальчиков и 2,8 % девочек (табл. 2) тело изображено статичным, с укороченными конечностями (рис.4,5).

Pic02 

Рис. 4. Выполнен Яной Н., 11 лет

Pic03

Рис. 5. Выполнен Иваном Р., 10 лет

Это даёт основание говорить либо о формальном отношении к заданию, либо о слабом развитии навыков рисования, но и в этом и в другом случае изображения в полный рост указывают на значимость в построении образа – Я всех элементов внешности.

Метафорическое изображение характерно для 1,4 % подростков 10–12 лет (табл. 4). Их составили мальчики: 0,7 % портретов выполнены в виде лица и 0,7 % – в полный рост (рис. 6).

Рис. 6. «Воин» Выполнен Никитой К., 10 лет

Эмоциональная выразительность изображения (внимательность, ирония, удивление, радость) присутствует лишь в 12,5 % рисунков (рис. 7,8, 9,10,11,12). Из них 8,2 % мальчики и 4,2 % девочки.

 

Рис. 7. Выполнен

Катей С., 11 лет

Рис. 8. Выполнен

Геннадием Г., 11 лет

Рис. 9. Выполнен

Аллой Ш., 10 лет

Рис. 10. Выполнен

Тимуром Х., 10 лет

Рис. 11. Выполнен

Владиславом К., 10 лет

Рис. 12. Выполнен

Димой Х., 10 лет

Как видим – это низкий показатель, но как отмечают авторы методики [Романова...], к такому роду рисунка склонны лица, рефлексирующие собственное состояние. Таким образом, для подростков данной возрастной категории внутреннее состояние уже становится значимым в сфере переживаний, причем мальчики в процентном соотношении опережают девочек. 85,5 % рисунков носят внеличностный характер. В большей степени испытуемые данной возрастной группы ориентированы на отображение своих внешних данных, которые для них являются значимыми, чем на проживание и отражение своего внутреннего мира. Вероятно, это отражает общую тенденцию возраста 10–12 лет, когда самовосприятие акцентировано, прежде всего, на внешних характеристиках своего облика, а внутреннее состояние еще не является актуальным для анализа. Кроме того, желание выглядеть лучше в глазах зрителей сводит их фантазии к прорабатыванию (в большинстве случаев) фрагментов лица, а не к попытке отобразить особенности своего типа характера. Это характеризует начальную стадию развития рефлексии как процесса самопознания и свидетельствует о становлении такой характеристики рефлексивности – как способность к анализу своих внешних данных – более конкретно выраженных на образном уровне.

Таким образом, у современных детей 10–12 лет отмечаются следующие особенности становления способности к самопознанию своего внешнего облика (Я – физическое):

§ все испытуемые способны выразить характеристики своей внешности на образном уровне – в виде рисунка, при этом 54,5 % из них делают это в реальном качественном изображении; 44,1 % – схематично, нереалистично, без детализации. Образные представления о своём физическом Я у подростков 10–12 лет прежде всего ассоциируются с чертами лица.

§ 12,5 % испытуемых на образном уровне (рисунок) попытались отразить наряду с внешними характеристиками и своё внутреннее состояние (внимательность, ирония, удивление, радость), что свидетельствует о том, что у этих подростков образ своего внешнего – Я связан с эмоциональным состоянием, которое является предметом их переживания. Таким образом, на образном уровне отражение своего Я эти испытуемые связывают не только с внешними, но и с некоторыми внутренними характеристиками.

Таким образом, обобщая результаты изучения рефлексивных возможностей современных подростков 10–12 лет в построении телесного компонента образа Я, можно отметить, что на образном уровне (представления) интерес к этой составляющей является наиболее осознанным и дифференцированным, чем на когнитивном [3]. Знание особенностей развития рефлексивных возможностей младших подростков поможет будущим учителям в анализе педагогических ситуаций, разработке и реализации воспитательных и коррекционных программ. Как указывает Т.Н. Князева [8], именно на этапе 9–12 лет происходит столь серьезная кристаллизация личностных структур, что многие личностные характеристики школьника дают основания для надежных прогнозов его поведения на несколько лет вперед. Учитывая психологические особенности детей 10–12 лет, педагог поможет подростку «безболезненно» войти в один из самых сложных периодов жизни – кризис подростничества.


Библиографическая ссылка

Иванова И.А., Федосеева Т.Е., Терехина А.Е. РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА-Я СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24779 (дата обращения: 25.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074