Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

О КРИТЕРИЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Джишкариани Т.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
В работе сделан акцент на приоритетность реализации воспитательной составляющей государственной политики в области образования РФ; проведен анализ актуальности формирования готовности будущих педагогов к осуществлению деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в условиях реализации ФГОС; раскрыты педагогические условия успешного формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций в области воспитания. Приведены критерии оценивания уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания на различных этапах ее формирования. Также представлен опыт реализации выдвинутых педагогических условий в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в рамках реализации авторской учебной программы дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» и анализ результатов исследования. Обозначены перспективы дальнейшего изучения проблемы подготовки будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания.
духовность
нравственность
духовно-нравственное воспитание
критерии готовности будущих педагогов
осуществление деятельности по духовно-нравственному воспитанию
1. Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с.
2. Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – http://elibrary.ru/item.asp?id=23939902.
3. Тихомирова К.А., Джишкариани Т.Д. Методическая разработка проведения внеурочного мероприятия с элементами мастер-класса «рождественский подарок» // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1420/19734.
4. ФГОС ВО. Профессиональные стандарты. – http://fgosvo.ru/docs/101/69/2.
5. Шлёмина В.М., Тютяев М.А., Джишкариани Т.Д. Храм Божий в храме науки // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http://www.scienceforum.ru/2016/1420/23135.
6. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Джишкариани Т.Д. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие /под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. – Шуя: Изд-во ШФ ИвГУ, 2016. – 83 с.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) общего и высшего образования является одним из ключевых факторов модернизации всей системы образования страны. В государственной политике становится приоритетным формирование у учащейся молодежи таких ценностей, как гражданская ответственность, духовность, исторически сложившаяся ментальность – национальная культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.

Появление воспитательного компонента в ФГОС является первым в истории отечественной системы образования, и работа по ее реализации потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательной деятельности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) представлен «современный национальный воспитательный идеал», базовые национальные ценности и условия организации духовно-нравственного воспитания в современной школе в процессе внедрения ФГОС. Особое внимание в ФГОС ОО уделяется организации духовно-нравственного воспитания средствами урочной и внеурочной деятельности. Все это повышает ответственность перед подготовкой будущих педагогов к эффективной реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся; необходимостью создания условий в вузах для четкого осознания этих проблем будущими педагогами. Необходимо четко осознать недопустимость грубой непрофессиональной трактовки понятий «духовность», «нравственность», «ценность», «традиция», «духовно-нравственная ценность», «духовно-нравственное воспитание», а также условий воспитания, оценки таких свойств личности, как доброта и честность, милосердие и гуманизм, справедливость и совестливость, интеллигентность, гражданственность, патриотизм, духовность и т.д.

Здесь, на наш взгляд, подготовка будущих компетентных педагогов к реализации духовно-нравственного воспитания представляется успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия: 1) уточнение сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «национальный воспитательный идеал», «базовые национальные ценности» в соответствии с требованиями ФГОС средствами дисциплин выбора; 2) создание педагогических условий эффективного использования студентами на практике полученных знаний по реализации духовно-нравственных ценностей; 3) педагогическое сотрудничество социальных институтов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения (школа – вуз – церковь): встречи со специалистами и организация совместных мероприятий при участии студентов.

Вышеперечисленные педагогические условия апробированы в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в рамках реализации авторской учебной программы дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (автор, Т.Д. Джишкариани) для всех профилей бакалавриата направления подготовки Педагогическое образование. Программа курса состоит из четырех модулей: 1. «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике и современная школа». 2. «Духовные основы нравственного воспитания». 3. «Значение социальных институтов школы, семьи и Церкви в духовно-нравственном воспитании». 4. «Методика организации духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». Соответственно были выделены 4 дидактические единицы для определения остаточных знаний и практических умений студентов.

В рамках исследования проблемы нами разработаны критерии оценки готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Выделены три уровня: I уровень – пороговый (низкий); II уровень – средний; III уровень – высокий.

Требования к уровню подготовки определены в соответствии с компетенциями, представленными в ООП направления подготовки Педагогическое образование в рамках ФГОС. Конкретно в нашем исследовании изучалось формирование у будущих педагогов профессиональной компетенции, способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) [4].

Уровни определяются по баллам «Тест-опросника для студентов», который составлен по дидактическим единицам курса по выбору (разработчик Джишкариани Т.Д.) [1, с.138]. Проверяемые следующие дидактические единицы (ДЕ):

1. Требования ФГОС ОО относительно реализации воспитательного компонента.

2. Основы духовно-нравственного воспитания.

3. Взаимодействие школы с социальными институтами в духовно-нравственном воспитании.

4. Методика организации духовно-нравственного воспитания учащихся в урочное и внеурочное время.

Представим описание критериев оценивания уровней сформированности данной компетенции на различных этапах их формирования.

I уровень – пороговый (низкий) – от 0 – 11 баллов

  • знает сущность духовной основы нравственного воспитания; плохо ориентируется в базовых национальных ценностях, современных воспитательных методах и технологиях для обеспечения качества духовно-нравственного воспитания в школе в урочное и внеурочное время в условиях реализации ФГОС ОО;
  • умеет содействовать формированию и развитию духовно-нравственного сознания воспитанников средствами урочной и внеурочной деятельности;
  • владеет способами планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников средствами урочной и неурочной деятельности (владеет недостаточно, допускает грубые ошибки).

II уровень – средний – от 12 – 17 баллов

  • знает духовные основы нравственного воспитания; оперируется научно-методическими понятиями из области знаний духовно-нравственного воспитания; осознает требования стандартизирующих документов в области духовно-нравственного воспитания;
  • умеет содействовать развитию социального сознания обучающихся на основе базовых национальных ценностей средствами урочной и неурочной деятельности; выбирать способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитания;
  • владеет способами планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному развитию, воспитанию и просвещению школьников средствами урочной и внеурочной деятельности (в целом ориентируется хорошо, частично допускает ошибки).

III уровень (высокий) – от 18 – 22 баллов

  • знает сущность духовной основы нравственного воспитания; ориентируется в способах планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
  • умеет проектировать, воспитательный процесс с использованием современных педагогических технологий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
  • владеет различными воспитательными подходами и технологиями организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности; способами организации сотрудничества с участниками воспитательного процесса школы (студент освоил все дидактические единицы).

Принцип распределения студентов по уровням: освоение всех 4 дидактических единиц – III уровень; освоение 3­–2 дидактических единиц – II уровень; освоение 0–1 – I уровень.

Анализ проведенного исследования по реализации педагогических условий

Организация учебного процесса по данному курсу носит практикоориентированный характер, поэтому особое внимание уделяется выполнению ими творческих заданий (разработке учебно-методических сопровождений, проектов и т.д.) с последующей защитой перед однокурсниками и апробацией в школе. Тематика творческих заданий составлена в соответствии с базовыми национальными духовно-нравственными ценностями России.

Исследование эффективности выявленных педагогических условий по подготовке будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников было проведено в форме тестирования среди студентов II–III курсов историко-филологического факультета и факультета педагогики и психологии.

Количество выборки: 84 человек. Из них: 46 студентов из формирующей группы, выбравшие дисциплину «Духовно-нравственное воспитание школьников», и 38 из контрольной группы, не выбравшие данный курс.

Таблица 1

Результаты проведенного тестирования среди студентов

Группа \ уровни

Освоили все ДЕ

Освоили 3 ДЕ

Освоили 2 ДЕ

Освоили 1 ДЕ

Формирующая

52 %

26 %

12 %

8 %

Контрольная

12 %

13 %

26 %

49 %

Представим результаты в виде диаграммы:

Рис. 1

Анализ результатов исследования показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку в процессе изучения дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников», показали более высокую подготовленность к духовно-нравственному воспитанию школьников. Об этом убедительно свидетельствует анализ результатов исследования в течение 78 % среди студентов историко-филологического факультета и факультета педагогики и психологии, освоившие все (1–4 ДЕ) и 3 дидактические единицы (3 ДЕ) из области духовно-нравственного воспитания средствами дисциплины выбора распределились по II и III уровням, а студенты, не изучающие данный курс, только 12 % освоили все дидактические единицы через другие педагогические дисциплины [2].

Анализ исследования уровня знаний из области духовности и нравственности среди школьников после реализации творческих разработок студентов в рамках внеурочных и урочных занятий в процессе реализации учебного модуля «Основы православной культуры».

На занятиях реализованы творческие разработки студентов: «Россия – Родина моя», «Родительский дом – начало-начал», «Малая Родина», «Добродетели и пороки или Что такое хорошо и что такое плохо?», «День матери», «Рождественский подарок» и другие.

Для изучения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников младшего звена было организовано педагогическое исследование в виде беседы и опроса по выявлению уровня знаний этических понятий среди школьников, посещающим и не посещающим данные занятия в 3–4 классах. Количество выборки: 60 человек, из них 36 посещали данные занятия, а 24 – нет.

С помощью «Опросника для школьников» обучающимся было предложено пояснить, как они понимают представленные им слова – этические понятия: «дружба», «вина», «мужество», «жалость», «зло», «добро», «милосердие», «стыдливость», «долг», «покаяние», «справедливость».

Таблица 2

Результаты опроса среди школьников, посещающих (формирующая группа) и не посещающих (контрольная группа) кружок по ОПК

Группы \ уровни

I уровень

(высокий)

II уровень

(средний)

III уровень

(низкий)

В формирующей группе

66 %

23 %

11 %

В контрольной группе

30 %

34 %

36 %

Представим результаты исследования в виде диаграммы:

Рис. 2

После проведения опроса мы обнаружили, что у школьников, не посещающих специальные внеурочные занятия, низкий уровень знаний из области духовности и нравственности, что выражается в неумении объяснить понятия «добро», «зло», «покаяние», «счастье» и т.д.

Следует отметить, что привлечение студентов в этом направлении представляется полезным как для духовно-нравственного роста школьников, также и для профессионального становления будущих педагогов.

Удачные творческие разработки студентов были представлены также на: международной, внутривузовской научно-практических конференциях; всероссийских и региональных конкурсах научных проектов социально-педагогического характера, где они были отмечены дипломами и грамотами; по обобщению опыта имеются научные публикации [3, 5].

Открытое внеурочное мероприятие с элементами мастер-класса на тему «Рождественский подарок» студента 2 курса факультета педагогики и психологии Тихомировой К.А. было отмечено дипломом со стороны вуза. Мероприятие было проведено в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10» г.о. Шуя. Оно было направлено на подготовку детей к пониманию духовного значения и восприятию ими традиций православного праздника «Рождество Христово» [3].

В рамках дисциплины выбора также был разработан студенческий просветительский проект «Храм Божий в храме науки» (авторы: Шлемина В., Тютяев М. – студенты 3 курса историко-филологического факультета) [5].

Студенческие творческие методические разработки вошли в сборники методических материалов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в современной школе [6, с.66, с.64].

Это говорит о важности организации специальной подготовки студентов, будущих педагогов по формированию у них профессиональных воспитательных компетенций по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках реализации ФГОС общего и высшего образования. Наше исследование в этом направлении продолжается, и о следующих результатах исследования будет сделан анализ в последующих статьях автора.


Библиографическая ссылка

Джишкариани Т.Д. О КРИТЕРИЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24837 (дата обращения: 24.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074