Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Любошенко Т.М. 1 Флянку И.П. 1 Ляпин В.А. 1
1 ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта ФГБОУ ВО СибГУФК
Анализ и оценка нарушений здоровья студентов является актуальным направлением гигиенической науки. Сравнение здоровья студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, выявило, что у студентов физкультурного вуза чаще других встречались синдромы, характеризующие состояние психической сферы (астенический, психастенический, невротический). Частота встречаемости синдромов, характеризующих состояние психической сферы, у юношей-спортсменов меньше, чем у студентов, не занимающиеся спортом. У юношей, не занимающихся спортом, отмечена более высокая частота проявления вегето-сосудистого, оториноларингологического, анемического и сердечно-сосудистого синдромов. Оценка физического здоровья показала, что безопасный уровень соматического здоровья имели более половины юношей, занимающихся спортом и третья часть студентов, не занимающихся спортом. Критический уровень физического состояния регистрировался с одинаковой частотой в обеих группах студентов. Низкий уровень физического здоровья в 3,7 раза чаще определялся у юношей, не занимающихся спортом. В сфере психического здоровья у девушек, не занимающихся спортом по сравнению со спортсменками наиболее часто регистрировались истероподобный и астенический синдромы. Среди спортсменок в данной сфере здоровья доминировали астенический и психастенический синдромы. У девушек, не занимающихся спортом, отмечалась более высокая частота проявления вегето-сосудистого, анемического и сердечно-сосудистого синдромов. У девушек, не занимающихся спортом, отмечалось увеличение показателя невротического синдрома на третьем курсе по сравнению со вторым курсом обучения. К третьему курсу по сравнению со вторым у девушек, не занимающихся спортом, отмечалось повышение показателей инфекционного и анемического синдромов. У девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, доминировал средний уровень физического здоровья. Показатель высокий и выше среднего чаще встречался у спортсменок по сравнению с девушками, не занимающимися спортом. Низкий уровень здоровья чаще регистрировался у студенток, не занимающихся спортом по сравнению со спортсменками.
студенты физкультурного вуза
психосоматическое здоровье
анкетирование
1. Андреев Д.А. Коррекция дезадаптивных состояний студенток ВУЗа средствами лечебной физической культуры: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Томск, 2007. – 20 с.
2. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д: Феникс; Киев: Здоровье, 2000. – 248 с.
3. Гончарова А.Г., Крылов Д.Н., Бережков Л.Ф. Методические рекомендации по количественной оценке уровня здоровья школьников (экспресс диагностика). – М., 1997. – 21с.
4. Горяинова Н.С. Стратегии повышения здоровья студенческой молодежи в современной России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2015. – № 1 (49). – С. 62-68.
5. Зиннатуллина И.Р. Адаптивные реакции сердечно-сосудистой и центральной нервной системы на умственную и локальную физическую нагрузку у студентов-спортсменов: автореф. дис. ... канд. биол. наук. – Набережные Челны, 2009. – 21 с.
6. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин, Н.В. Ермакова, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев // Гигиена и санитария. – 2005. – № 3. – С.48–52.
7. Маркина Л.Д., Маркин В.В. Современные подходы к оценке и коррекции уровня индивидуального здоровья студентов // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2003. – № 2. – С. 39–42.
8. Умственная работоспособность человека во время занятия спортом / А.А. Федорова, Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова, Л.Б. Дижонова, С.П. Липовцев // International student research bulletin. – 2015. – № 5. – С. 466-467.
9. Denering L. L. Routine Use of Screening and Brief Intervention for College Students in a University Counseling Center / L. L. Denering, S. E. Spear // J Psychoactive Drugs. – 2012. – V.44, № 4. – Р. 318–324.
10. Do medical student stress, health, or quality of life foretell step 1 scores? A comparison of students in traditional and revised preclinical curricula / Ph. Tucker, H. Jeon-Slaughterb, U. Senerc, M. Arvidson, A. Khalafian // Teach Learn Med. – 2015. – № 13. – Р. 63-70.
11. High school dropout and long-term sickness and disability in young adulthood: a prospective propensity score stratified cohort study (the Young-HUNT study) / K. А. De Ridder, K. Pape, K. Cuypers, R. Johnsen, T. Lingaas Holmen, S. Westin, J. H. Bjørngaard // BMC Public Health. – 2013. – V.9, № 13. – Р. 941.
12. Indoor environmental quality in school buildings, and the health and wellbeing of students / M. Turunen, O. Toyinbo, M. Turunen, T. Putus , A. Nevalainen, R. Shaughnessy, U. Haverinen-Shaughnessy // International Journal of Hygiene and Environmental Health. – 2014. – V. 217, № 7. – P. 733–739.
13. Physical and mental health perspectives of first year undergraduate rural university students / R. Hussain, M. Guppy, S. Robertson, E. Temple // Published online. – 2013. – № 13. – Р. 848.
14. Platt L.M. Identifying students at risk for mental health problems // NASN Sch Nurse. – 2014. – № 29. – Р. 299-302.
15. Quantifying insufficient coping behavior under chronic stress: a cross-cultural study of 1,303 students from Italy, Spain and Argentina / J.P. Delfino, E. Barragán, C. Botella, S. Braun, R. Bridler, E. Camussi, V. Chafrat, P. Lott,C. Mohr, I. Moragrega, C. Papagno, S. Sanchez, E. Seifritz, C. Soler, H. H. Stassen // Psychopathology. – 2015. – № 48. – Р. 230-239.
16. Risk and protective factors for peer victimization: a 1-year follow-up study of urban American students / E. Karlsson, A. Stickley, F. Lindblad, M. Schwab-Stone, V. Ruchkin // Eur. Child. Adolesc Psychiatry. – 2014. – V. 23, № 9. – Р. 773-781.

Здоровье молодежи является важнейшей составляющей благополучия общества, при этом именно молодые люди наиболее чувствительны к изменениям социальной и экономической обстановки, остро реагируя на неблагоприятные воздействия повышением заболеваемости [9, 10, 15, 16]. В данном возрасте формируется большая часть хронической патологии взрослого населения, что определяет будущую медико-демографическую ситуацию. Только за последние десять лет заболеваемость среди студентов увеличилась на 35 %. По данным Н.А. Агаджаняна, за годы обучения в вузе число здоровых студентов сокращается в среднем на 25,9 %, а хронически больных – увеличивается на 20 % [6]. Период адаптации студентов приходится в основном на первый и второй курсы обучения, когда вероятность появления дезадаптивных состояний особенно велика [1, 7, 13, 14, 15]. Особенно остро стоит проблема привыкания к учебному процессу у студентов спортивных вузов. Это связано с тем, что обучение в таких вузах характеризуется не только высокими умственными, но и значительными психоэмоциональными, физическими нагрузками. В то же время отмечается положительное влияние на адаптационные возможности, физическое развитие организма правильно организованных занятий спортом [4, 5, 8].

В подавляющем большинстве случаев диагностика состояния здоровья строится на использовании большого количества функциональных тестов, требующих времени и аппаратного обеспечения. Результаты такого тестирования не всегда совпадают с оценкой своего состояния отдельным индивидом. Поэтому актуальными являются методы диагностики нарушений здоровья, основанные на его самооценке. Ценность методов донозологической диагностики обусловлена тем, что они позволяют своевременно выявлять нарушения здоровья и проводить необходимые профилактические мероприятия.

Следует констатировать тот факт, что на современном этапе остаются недостаточно изученными уровень и особенности психосоматического здоровья студентов различных учебных заведений [11, 12], в том числе и физкультурного вуза [6].

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей нарушения здоровья студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе университета физической культуры и спорта г. Омска. В анкетном опросе приняли участие 250 студентов (165 юношей и 85 девушек) 2 и 3 курсов факультетов спорта, гуманитарного, туризма, рекреации и реабилитации СибГУФК. Средний возраст студентов 2 курса составил 18,9±0,73 года. Из них 153 человека (104 юноши и 49 девушек) занимающихся и 97 человек (62 юноши и 35 девушек) не занимающихся спортом. Квалификация спортсменов: 1 разряд – 44,6 %, кандидаты в мастера спорта – 37,6 % и мастера спорта – 17,8 %.

Оценка физического здоровья проводилась у 100 юношей (65 спортсменов и 35 юношей, не занимающихся спортом), у 57 девушек (35 спортсменок и 22 девушек, не занимающихся спортом).

Для определения психосоматического здоровья использовался анкетный метод количественной оценки уровня здоровья, разработанный в Научном центре охраны здоровья детей и подростков РАМН [3]. В качестве основы была взята анкета «Оценка уровня здоровья по основным функциональным системам», которая включала шесть блоков вопросов, позволяющих выявить нарушения в психической сфере здоровья и четыре блока вопросов, относящихся к нарушениям соматической сферы (оториноларингологический, синдром поражения желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистый, вегето-сосудистый). Анкета была дополнена авторами статьи 4 разделами (анемический, аллергический, инфекционный и аутоимунный синдромы). Оценка каждого изучаемого синдрома проводилась в баллах с помощью двух параметров: частота проявления (отсутствие – 0, редко – 1, часто – 2, постоянно – 3), степень выраженности (отсутствие – 0, слабо – 1, умеренно – 2, сильно – 3). На основании полученных данных рассчитывался интегральный показатель (сумма баллов по частоте и силе), или показатель болезненности, который являлся характеристикой степени неблагополучия в том или ином блоке симптомокомплексов.

Для оценки физического здоровья применялась методика Г.Л. Апанасенко [2], которая включала показатели, характеризующие физическое развитие (индекс Кетле, жизненный индекс, силовой индекс); состояние сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление, индекс Робинсона – показатель двойного произведения); время восстановления частоты сердечных сокращений после дозированной физической нагрузки.

Достоверность различий выборок оценивалась с помощью метода углового преобразования Фишера (Рφ). Различия величин считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Анкетный опрос «Оценка уровня здоровья по основным функциональным системам» позволил выявить частоту проявления различных синдромов у студентов физкультурного вуза (рисунок). Среди психических синдромов наибольший удельный вес составил астенический и истероподобный (11,5 % и 11,3 % соответственно). В соматической сфере здоровья студентов чаще других регистрировались оториноларингологический, вегето-сосудистый и сердечно-сосудистый синдромы (6,3 %; 5,9 % и 5,5 % соответственно).

В ходе исследования выявлено, что у юношей-спортсменов в сравнении с юношами, не занимающимися спортом, статистически значимо (p<0,05) реже регистрировались синдромы психической сферы: астенический (5,0 % и 14,0 %), истероподобный (5,8 % и 14,3 %), психастенический (7,0 % и 11,6 %), невротический (5,9 % и 10,5 %), патохарактерологический (5,3 % и 9,0 %) и цереброастенический (2,5 % и 6,4 %). У юношей – спортсменов наиболее часто наблюдался психастенический (7,0 %), у не спортсменов – астенический и истероподобный синдромы (14,0 % и 14,3 % соответственно).

Частота проявления различных синдромов у студентов физкультурного вуза, % (* - p<0,05)

У юношей, не занимающихся спортом в сравнении со спортсменами, отмечена более высокая частота проявления вегето-сосудистого (19,8 % и 10,0 %), оториноларингологического (12,5 % и 6,9 %), анемического (12,2 % и 7,2 %) и сердечно-сосудистого (10,3 % и 5,3 %) синдромов (p<0,05).

Оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко показала, что среди юношей, занимающихся спортом, 57,0 % имели высокий (4 и менее баллов) и выше среднего (5–9 баллов), 33,8 % – средний (10–13 баллов), 9,2 % студентов – ниже среднего (14–16 баллов) и низкий (17–21 балл) уровни здоровья. Среди лиц, не занимающихся спортом, высокий и выше среднего уровни здоровья выявлены у 34,3 % студентов, средний уровень – у 31,4 %, ниже среднего и низкий уровни регистрировались в 34,3 % случаев.

По мнению Г.Л. Апанасенко [2], безопасный уровень соматического здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Средний уровень физического состояния может расцениваться как критический. Дальнейшее снижение уровня функционального состояния уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами.

При анализе динамики (сравнение студентов 2 и 3 годов обучения) показателей психических синдромов у юношей СибГУФК, занимающихся спортом выявлено снижение уровня проявления астенического (с 16,5% до 10,5%, p<0,05) и невротического (с 14,0% до 8,4%, p<0,05) синдромов. У юношей, не занимающихся спортом, отмечено повышение показателя невротического синдрома (с 20,0% до 25,0%, p<0,05) и снижение показателя истероподобного синдрома (с 18,0 % до 11,0 %, p<0,05).

В соматической сфере у спортсменов увеличились показатели оториноларингологического (с 7,8 % до 10,2 %, p<0,05) и анемического (с 6,2 % до 9,3 %, p<0,05) синдромов. Выявлено также снижение показателя сердечно-сосудистого синдрома (с 6,5 % до 4,1 %, p<0,05).

Динамика показателей соматических синдромов свидетельствует об усилении проявления вегето-сосудистого (с 20,0 % до 27,0 %, p<0,05) и инфекционного (с 10,2 % до 16,0 %, p<0,05) синдромов у юношей, не занимающихся спортом.

В сфере психического здоровья у девушек, не занимающихся спортом, в сравнении со спортсменками отмечены более высокие показатели всех синдромов (p<0,05). У девушек, не занимающихся спортом, наиболее часто регистрировались истероподобный и астенический синдромы (13,3 % и 13,0 % соответственно). У спортсменок в данной сфере здоровья доминировали астенический и психастенический синдромы (6,3 % и 5,8 % соответственно).

При анализе соматической сферы выявлено, что у девушек, не занимающихся спортом, по сравнению со спортсменками отмечалась более высокая частота проявления вегето-сосудистого (40,1 % и 25,6 %), анемического (12,0 % и 5,0 %) и сердечно-сосудистого (11,2 % и 5,1 %) синдромов (p<0,05). В структуре показателей данной сферы здоровья у девушек доминировал вегето-сосудистый синдром (40,1 % – у не занимающихся спортом и 25,6 % – у девушек-спортсменок).

У девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, доминировал средний уровень физического здоровья (40,0 % и 45,5 % соответственно). Показатель высокий и выше среднего чаще встречался у спортсменок (22,9 % и 20,0 %) по сравнению с девушками, не занимающимися спортом (13,6 %, p<0,05 и 18,2 %). Низкий уровень здоровья чаще регистрировался у студенток, не занимающихся спортом в сравнении со спортсменками (18,2 % и 11,4 %, p<0,05 соответственно).

У девушек, не занимающихся спортом, отмечалось увеличение показателя невротического (с 16,3 % до 23,0 %, p<0,05) и истероподобного (с 16,0 % до 17,8 %, p<0,05) синдромов на третьем курсе по сравнению со вторым годом обучения. У спортсменок установлено снижение показателя психастенического синдрома (с 16,0 % до 13,0 %, p<0,05).

Динамика показателей соматических синдромов не показала статистически значимых различий у спортсменок. К третьему курсу у девушек, не занимающихся спортом, отмечалось повышение показателей инфекционного (с 10,0 % до 17,0 %, p<0,05) и анемического (с 9 % до 15,0 %, p<0,05) синдромов.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у студентов физкультурного вуза чаще других встречались синдромы, характеризующие состояние психической сферы (астенический, психастенический, невротический). Частота встречаемости синдромов, характеризующих состояние психической сферы, у юношей-спортсменов меньше, чем у студентов, не занимающиеся спортом. У юношей, не занимающихся спортом, по сравнению со спортсменами отмечена более высокая частота проявления вегето-сосудистого, оториноларингологического, анемического и сердечно-сосудистого синдромов.

Оценка физического здоровья показала, что безопасный уровень соматического здоровья имели более половины юношей, занимающихся спортом, и третья часть студентов, не занимающихся спортом. Критический уровень физического состояния регистрировался с одинаковой частотой в обеих группах студентов. Низкий уровень физического здоровья в 3,7 раза чаще определялся у юношей, не занимающихся спортом, по сравнению со спортсменами.

В сфере психического здоровья у девушек, не занимающихся спортом, по сравнению со спортсменками выше показатели всех синдромов. Наиболее часто регистрировались истероподобный и астенический синдромы. Среди спортсменок в данной сфере здоровья доминировали астенический и психастенический синдромы.

У девушек, не занимающихся спортом, по сравнению со спортсменками отмечалась более высокая частота проявления вегето-сосудистого, анемического и сердечно-сосудистого синдромов. В структуре показателей данной сферы здоровья у всех девушек доминировал вегето-сосудистый синдром.

У девушек, не занимающихся спортом, отмечалось увеличение показателя невротического синдрома на третьем курсе по сравнению со вторым курсом обучения.

Динамика показателей соматических синдромов не показала статистически значимых различий у спортсменок. К третьему курсу по сравнению со вторым годом обучения в вузе у девушек, не занимающихся спортом, отмечалось повышение показателей инфекционного и анемического синдромов.

У девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, доминировал средний уровень физического здоровья. Показатель высокий и выше среднего чаще встречался у спортсменок по сравнению с девушками, не занимающихся спортом. Низкий уровень здоровья чаще регистрировался у студенток, не занимающихся спортом, в сравнении со спортсменками.


Библиографическая ссылка

Любошенко Т.М., Флянку И.П., Ляпин В.А. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24855 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674