Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

Бутаев Т.М. 1 Цирихова А.С. 1 Дзулаева И.Ю. 1 Бутаев А.П. 1
1 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России
В статье представлены современные сведения о причинах возникновения микроэлементозов у детей дошкольного возраста. Несмотря на то что участие макро- и микроэлементов в процессах роста и развития детей дошкольного возраста хорошо известно, в реальной клинической практике реализация вопросов диагностики наличия дефицита эссенциальных макро- и микроэлементов далека от должного уровня. В большей степени это обусловлено отсутствием в современных стационарах соответствующей приборной базы, а также информации об уровне содержания макро- и микроэлементов в различных биосубстратах организма с учетом его возрастных, половых и региональных особенностей. Рассматриваемые материалы демонстрируют актуальность организации рационального питания детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, как один из важнейших факторов, влияющих на состояние их здоровья и элементного статуса. Обсуждается вопрос о широком внедрении современных технологий приготовления пищи в систему дошкольного питания как эффективной меры в профилактике алиментарно-зависимой патологии, так как в этом возрастном периоде очень высок риск развития дисбаланса эссенциальных макро- и микроэлементов.
элементный статус
макроэлементы
микроэлементы
микроэлементозы
дети дошкольного возраст
дошкольные образовательные учреждения (доу)
современная и традиционная технология приготовления пищи
пароконвектомат.
1. Агаджанян Н.А. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека / Н.А. Агаджанян, А.В. Скальный. – М. : Изд-во КМК, 2001. – 83 с.
2. Алиментарно-зависимые заболевания и их профилактика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mossanexpert.ru/view_info.php?id=54 (дата обращения: 17.05.2014).
3. Азарёнок Н.Ю. Разработка товароведно-технологического обеспечения производства блюд и изделий пароконвективным способом для объектов школьного питания // Техника и технология пищевых производств : тез. докл. VIII Междунар. науч. конф. студентов и аспирантов (Могилев, 26-27 апреля 2012 г.) / Учреждение образования «Могилевский гос. ун-т продовольствия» ; отв. ред. А.В. Акулич [и др.]. – Могилев, 2012. – С. 11-13.
4. Бабенко Г.А. Применение микроэлементов в медицине / Г.А. Бабенко, Л.П. Решеткина. – Киев : Здоров'я, 1971. – 220 с.
5. Бакиева Н.З. Антропо-физиологическая характеристика и «школьная зрелость» современных детей с учетом индивидуальных особенностей развития : автореф. дис. … канд. биол. наук. – Челябинск, 2012. – 22 с.
6. Бельмер С.В. Микроэлементы при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта / С.В. Бельмер, Т.В. Гасилина // Вопр. совр. педиатрии. – 2009. – № 1. – С. 121-124.
7. Витамины. Макро- и микроэлементы : справ. / В.В. Горбачев, В.Н. Горбачева. – М., 2011. – 432 с.
8. Евсеева Г.П. Микроэлементный статус у детей с острой пневмонией в условиях Приамурья / Г.П. Евсеева, С.В. Супрун, В.К. Козлов // Вестник Оренбургского государственного университета. - Приложение «Биоэлементология». – 2006. – № 12 (62). – С. 93-96.
9. Жихарева Н.С. Коррекция недостаточности микроэлементов и витаминов в детском возрасте // Лечащий врач. — 2007. № 1. – С. 42-47.
10. Захарина Т.Н. Оценка элементного статуса детей с различными хроническими заболеваниями на Крайнем Севере / Т.Н. Захарина, Е.А. Бахтина, С.А. Токарева // Профилакт. медицина. – 2009. – № 4. – С. 22-24.
11. Ключников С.О. Применение витаминно-минеральных комплексов у детей: обоснованность назначения // Вопросы современной педиатрии. – 2007. № 5, Т. 6. – С. 57-60.
12. Маев И.В. Витамины / И.В. Маев, А.Н. Казюлин, П.А. Белый. – М. : МЕДпресс-информ, 2011. – 544 с.
13. Малышев В.К. Тихая революция в пищевой промышленности России и мира. – Владивосток : ООО Потребительский клуб «Созвездие», 2010. – 256 с.
14. Мамырбаев А.А. Токсикология хрома и его соединений. – Актобе, 2012. – 284 с.
15. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология / А.П. Авцын, А.А. Жаворонков, М.А. Риш, Л.С. Строчков. – М. : Медицина, 1991. – 496 с.
16. Мосов А.В. Требования к производственному персоналу, обеспечивающему питание воспитанников ДОУ [Электронный ресурс] // Мед. обслуживание и организация питания в ДОУ. – 2011. – № 2. – Режим доступа : http://www.resobr.ru/products/200/. (дата публикации: 02.02.2011).
17. Разработка специализированной вареной ветчины для питания детей дошкольного и школьного возраста / А.В. Устинова, Н.В. Любина, Н.Е. Солдатова, А.В. Образцова // Все о мясе. – 2006. – № 1. – С. 28-30.
18. Семенова Е.В. Вещи, которые нас убивают. – М. : Вече, 2007. – 176 с.
19. Скальная М.Г. Химические элементы – микронутриенты как резерв восстановления здоровья жителей России / М.Г. Скальная, Р.М. Дубовой, А.В. Скальный. – Оренбург : РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 239 с.
20. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика : справ. изд. / И.М. Скурихин, А.П. Ничаев. – М. : Высш. шк., 1991. – 288 с.
21. Спинина О.А. Совершенствование организации питания школьников общеобразовательных учреждений Кемеровской области // Актуал. пробл. здоровья детей и подростков и пути их решения : материалы 3-го Всерос. конгр. с междунар. участием по школьной и университетской медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва) / под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. – М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С. 398-400.
22. Тармаева И.Ю. Гигиеническая оценка питания детей этнической группы Байкальского региона / И.Ю. Тармаева, М.Ф. Савченков // Сиб. мед. журн. – 2009. – № 5. – С. 104-106.
23. Фединишина Е.Ю. Разработка и обоснование технологии приготовления кулинарной продукции в пароконвектомате : автореф. дис. … канд. техн. наук. – СПб., 2007. – 18 с.
24. Фираго А.Л. Оценка содержания тяжелых металлов в пищевых продуктах, используемых в питании детей / А.Л. Фираго, А.В. Еремейшвили // Яросл. педагог. вестн. – 2011. – № 3 (Естеств. науки). – С. 55-59.
25. Фурс И.Н. Технология производства продукции общественного питания : учеб. пособие. – Минск : Новое знание, 2002. – 799 с.
26. Цыган В.Н. Спорт. Иммунитет. Питание / В.Н. Цыган, А.В. Скальный, Е.Г. Мокеев. – СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2012. – 240 с.
27. Чернова Н.В. Гигиеническая оценка риска для здоровья нарушений питания у школьников в крупном промышленном городе : автореф. дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2011. – 25 с.
28. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М. : Владос-Пресс, 2006. – 176 с.
29. Школьная Л.Р. О готовности к систематическому обучению в школе дошкольников с отклонениями физического развития / Л.Р. Школьная, И.С. Захарченко, Л.В. Нефёдова // Актуал. пробл. здоровья детей и подростков и пути их решения : материалы 3-го Всерос. конгр. с междунар. участием по школьной и университет. медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва) / под ред. В.Р. Кучмы. – М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С. 466-465.
30. Bergner P. The Healing Power of Minerals, Special Nutrients and Trace Elements. – Rocklin : Prima Publishing, 1997. – 312 p.
31. Chromium [Электронный ресурс] // eMedicinehealth. – 2011. – Режим доступа : http://www.emedicinehealth.com/chromium-health/article_em.htm#Topic%20Overview (дата обращения: 20.09.2013).
32. Comparison of Trace Elements in the Hair of Children Inhabiting Areas of Different Environmental Pollution Types / Z. Krejpdo, D. Olejnik, R. W. Wójciak, J. Gawęcki // Polish Journal of Environmental Studies. – 1999. – Vol. 8, № 4. – P. 227-229.
33. Damms-Machado A. Micronutrient deficiency in obese subjectsundergoing low calorie diet / A. Damms-Machado, G. Weser, S.C. Bischoff // Nutrition Journal. – 2012. – № 11. – P. 34.
34. Differences in perceptions and fast food eating behaviours between Indians living in high- and low-income neighbourhoods of Chandigarh, India / C.R. Aloia, D. Gasevic, S. Yusuf [et al.] // Nutrition Journal. – 2013. – Vol. 12, № 4. – P. 12-4.
35. Food Choices at School : Risks to Child Nutrition and Health Call for Action. – 2004. – 39 p.
36. Fretham S.J.B. The Role of Iron in Learning and Memory / Stephanie J. B. Fretham, Erik S. Carlson, Michael K. Georgieff // Am. Society for Nutrition. Adv. Nutr. – 2011. – Vol. 2. – P. 112-121.
37. Graudal N.A. Effects of low sodium diet versus high sodium diet on blood pressure, renin, aldosterone, catecholamines, cholesterol, and triglyceride / N.A. Graudal, T. Hubeck-Graudal, G. Jurgens. – Willey, 2011, Issue 11. – 287 p.
38. Heaton S.A.A. Organic farming, food quality and, human health. – Bristol, UK, 2001. – 88 p.
39. Kuligowski J. Stainless steel cookware as a significant source of nickel, chromium, and iron / J. Kuligowski, K.M. Halperin // Pub. Med. – 1992. – Vol. 23, № 2. – P. 211-215.
40. Levenson C.W. Zinc and Neurogenesis: Making New Neurons from Development to Adulthood / C.W. Levenson, D. Morris // American Society for Nutrition. Adv. Nutr. – 2011. – Vol. 2. – P. 96-100.
41. Mayer A.M. Historical Changes in the Mineral Content of Fruits and Vegetables: A Cause for Concern? // Agricultural Production and Nutrition, Proceedings of an International Conference / W. Lockeretz, ed. – Boston, 1997. – P. 69-77.
42. McCance and Widdowson’s The Composition of Foods. – UK : Royal Society of Chemistry, 2002. – 538 p.
43. Micronutrient Deficiencies in Early Pregnancy Are Common, Concurrent, and Vary by Season among Rural Nepali Pregnant Women / T. Jiang, P. Christian, S.K. Khatry [et al.] // J. Nutr. – 2005. – Vol. 135, № 5. – P. 1106-1112.
44. Nordic Innovation Centre project number / R. Héðinsdóttir, G. Ólafsdóttir, G. Einarsdóttir [et al.]. – Norway : Nordic Innovation Centre, 2010. – 113 p.
45. Plasma zinc levels, anthropometric and socio-demographic characteristics of school children in eastern Nepal / A.K. Nepal, B. Gelal, K. Mehta [et al.] // BMC Research Notes. – 2014. – Vol. 7. – P. 18.
46. Schwartz M.B. Childhood obesity: a societal problem to solve / M.B. Schwartz, R. Puhl // Obesity reviews. – Vol. 4. – P. 57-71.
47. Slavin J.L. Health Benefits of Fruits and Vegetables / J.L. Slavin, B. Lloyd // Am. Society for Nutrition. Adv. Nutr. – 2012. – Vol. 3. – P. 506-516.
48. Srogi K. Hair analysis for monitoring environmental pollution and the resulting human exposure to trace metals: An overview // Environnement, Risques& Santé. − 2006. – Vol. 5, № 5. – P. 391-405.
49. Worthington V. Nutritional quality of organic versus conventional fruits, vegetables, and grains // Journal of alternative and complementary medicine. – 2001. – Vol. 7, № 6. – P. 161-173.
50. Zinc Deficiency Is Common among Healthy Women of Reproductive Age in Bhaktapur, Nepal / R.K. Chandyo, T.A. Strand, M. Mathisen [et al.] // J. Nutr. March. – 2009. – Vol. 139, № 3. – P. 594-597.

Рациональное питание является одним из важнейших факторов, влияющих на состояние здоровья детей дошкольного возраста [27]. Оно обеспечивает гармоничный рост и развитие детского организма, своевременное созревание морфофункциональных систем, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, повышает устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Субоптимальное обеспечение детей дошкольного возраста нутриентами, в том числе макро- и микроэлементами, является достаточным основанием для возникновения существенных нарушений в обмене веществ. По данным специальной литературы, среди заболеваний, в происхождении которых играет фактор питания, 61% составляют сердечно-сосудистые заболевания, 32% - новообразования, 5% - сахарный диабет, 2% - алиментарные дефициты макро- и микронутриентов [2]. Поэтому чрезвычайно важно обеспечить сбалансированное поступление в организм детей пищевых веществ, принимающих непосредственное участие в важнейших обменных процессах, биосинтезе, повышающих резистентность организма и способствующих профилактике алиментарно-зависимых заболеваний. К сожалению, во многих регионах Российской Федерации наблюдается ухудшение структуры и качества питания [13; 24].

При оценке питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах нередко выявляется дефицит витаминов, макро- и микроэлементов [22]. В этой связи чрезвычайно важное значение имеет оценка поступления в организм ребенка с рационами питания макро- и микроэлементов и профилактика микроэлементозов.

Актуальность микроэлементозов, т.е. заболеваний, вызванных избытком, дефицитом либо дисбалансом макро- и микроэлементов в организме, постоянно возрастает [15]. Это связано, в первую очередь, с чрезмерным ухудшением экологической ситуации, снижением качества пищевых продуктов, стрессовыми ситуациями. Целью настоящего обзора экспериментальных и клинических данных является научное обоснование влияния дефицита, избытка и дисбаланса макро- и микроэлементов на состояние здоровья детей. Установлено, что даже незначительное отклонение от адекватного поступления макро- и микроэлементов в организме приводит к существенному повышению восприимчивости к инфекциям у детей и взрослых [1; 15; 48].

Проблема микроэлементозов очень актуальна, и причины, способствующие возникновению нарушения обмена макро- и микроэлементов, по данным специальной литературы, многообразны. Согласно данным авторов, у детей чаще выявляется дефицит таких жизненно важных микроэлементов, как цинк, медь и железо [19]. Низкий уровень цинка в волосах, признанный в качестве индикатора дефицита цинка [32], встречается в России в среднем у 20–40% детей, низкий уровень железа – у 22% детей, меди — у 6–22% детей, селена — у 98% детей, кобальта – у 75% детей, избыточное содержание кальция – у 48%, железа – у 22%, меди – у 33% [19].

Экзо- и эндогенные факторы, вызывающие микроэлементозы

Установлено [29], что здоровье детей дошкольного возраста формируется под воздействием комплекса социально-гигиенических, экологических и биологических факторов, среди которых организация рационального питания в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) имеет особое значение. Тем не менее, по имеющимся данным, при организации питания в ДОУ энергетическая и пищевая ценность готовых блюд нередко не соответствует установленным физиологическим нормам [22]. Несмотря на огромное количество инструктивно-методических рекомендаций, приказов и решений, фактическая организация питания в ДОУ и сегодня не всегда идеальна [28]. Как утверждает А.Г. Швецов [28], эти недостатки часто являются следствием не только временных трудностей, связанных с финансированием и снабжением, но и сложившейся годами порочной практики, не уделявшей должного внимания системе технологического и кадрового обеспечения работников пищеблоков ДОУ.

Результаты многих исследований, опубликованных в специальной литературе, свидетельствуют о том, что в рационе питания современного человека меньше используется пищевых продуктов в натуральном виде и больше кулинарно обработанных, для приготовления которых используется большое количества жира, а также блюд промышленного производства, богатых легкоусвояемыми углеводами [12; 28; 35]. Безусловно, свой негативный вклад в развитие ожирения у детей вносят и популяризация «быстрой еды» (фаст-фуд), высококалорийных напитков, и компьютеризация досуга [34; 35; 46]. Нельзя не отметить, что в питании детей дошкольного возраста как в ДОУ, так и дома используется продукция общего назначения, не отвечающая требованиям этой возрастной группы [17]. По мнению А.В. Устиновой и соавт. [17], в настоящее время вырабатываемая продукция общего назначения содержит различные пищевые добавки (фосфаты, консерванты, искусственные красители, ароматизаторы), которые отрицательно воздействуют на детский организм.

Известно, что основным источником эссенциальных макро- и микроэлементов являются пищевые продукты [1; 19; 26]. Однако структура питания детей в последние годы претерпела значительные изменения и стала причиной распространения дисбаланса многих макро- и микроэлементов и развития мироэлементозов [15; 19]. По данным И.В. Маева (2011), более 60% общей калорийности пищи обусловлено потреблением жиров и рафинированного сахара и только 20% – потреблением овощей, цельного зерна и фруктов. А как известно, именно продукты растительного происхождения являются источником эссенциальных микронутриентов [12; 47].

Чаще всего нарушения элементного статуса детей обусловлены воздействием, в первую очередь, таких факторов, как нерациональное питание, потребление некачественной питьевой воды, возрастные и анатомо-физиологические особенности [1; 12; 19; 37]. Кроме того, неправильное сочетание пищевых продуктов друг с другом может препятствовать усвоению многих нутриентов [7]. По мнению М.Г. Скальной [19], при организации питания не учитывается факт присутствия в пищевых продуктах фитатов, оксалатов и фосфатов, являющихся функциональными антагонистами и синергистами. Как известно, у населения основными потребляемыми продуктами являются хлеб и хлебобулочные изделия. Именно в них содержатся фитиновые кислоты, препятствующие усвоению в ЖКТ кальция, хрома, меди, магния, марганца и железа [15; 19; 26].

Другой причиной возникновения микроэлементозов может быть чрезмерное потребление искусственно культивируемых продуктов [30; 38; 41; 42; 49]. Как было установлено, дикорастущие растения превосходят в 10–20 раз культивируемые овощи и фрукты по содержанию незаменимых нутриентов и биологически активных веществ, таких как витамины, макро- и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, органические кислоты, биофлавоноиды. С другой стороны, почвы, на которых выращиваются овощи и фрукты, обработаны чрезмерно большим количеством удобрений, загрязнены отходами промышленного производства [9]. Отрицательную роль играют и длительное хранение, а также транспортировка продуктов для реализации их через магазины. Большинство макро- и микроэлементов теряются в процессе приготовления пищи [3; 12; 20; 23; 25].

О роли влияния технологии приготовления пищи на содержание макро- и микроэлементов говорят в своих работах многие ведущие специалисты [20]. Исследования И.Н. Фурс [25] показали, что кулинарная тепловая обработка пищи вызывает в продуктах глубокие физико-химические изменения. При традиционной технологии приготовления пищи (варка, жарка) овощи теряют до половины содержащихся в них макро- и микроэлементов. Так, при варке целых очищенных клубней картофеля теряется 19-38%, свеклы - 26-42%, моркови - 18-48% макро- и микроэлементов, от содержания их в сыром продукте. Основные потери (до 50%) приходятся на натрий, магний, фосфор, калий [20; 25]. По данным И.М. Скурихина [20], тепловая обработка молока способствует переходу казеинкальцийфосфатного комплекса в нерастворимую форму (становится недоступным для пищеварительных ферментов и не всасывается в желудочно-кишечном тракте) с образованием осадка, в состав которого входят до 56% белков, до 20% жиров, до 25% кальция и фосфора. Становится очевидным, что только тщательное соблюдение технологических правил кулинарной обработки способствует более полному сохранению макро- и микроэлементов в готовых блюдах. По данным публикаций в специальной литературе, существует потенциальная опасность загрязнения пищевых продуктов металлами, мигрирующими из кухонной посуды, в их числе такие тяжелые металлы, как медь, кобальт и хром [18; 31]. По мнению Е.В. Семеновой [18], даже металлическая посуда либо посуда из нержавеющей стали престижных марок, как бы ни уверяли производители, не является полностью безопасной. J. Kuligowski [39] изучал изменения химического состава готовых блюд, приготовление которых осуществлялось в посуде из нержавеющей стали. Им было установлено, что нержавеющая посуда легко вступает в связь с органическими кислотами, при которой выделение тяжелых металлов происходит в слабокислой среде при температуре кипения. В частности, высвобождение хрома осуществлялось в присутствии 5%-ной уксусной кислоты, при кипячении в течение пяти минут [39]. Таким образом, при кулинарной обработке пищи с использованием традиционных способов приготовления блюд возможно возникновение микроэлементозов у детей.

Следует отметить, что на фоне экологического неблагополучия недостаток поступления в организм детей жизненно важных макро- и микроэлементов не только формирует развитие эндемичных заболеваний, но и ведет к распространению экопатологии [1; 15]. Некачественная питьевая вода может быть причиной избытка или дефицита макро- и микроэлементов в организме детей [1; 48]. В экспериментальных исследованиях ряда авторов было установлено, что повышенная концентрация железа в воде препятствуют усвоению меди [1; 4; 15; 19]. Известно, что концентрация мышьяка, кадмия, молибдена, никеля, марганца, меди в волосах детей имеет корреляционную связь с уровнем содержания этих элементов в почве и воде [19].

Существенную роль в возникновении микроэлементозов играют хронические заболевания внутренних органов. Доказано, что нарушение обмена микроэлементов возникает при воспалительных заболеваниях толстой кишки [6]. По данным С.В. Бельмер [6], в условиях активного воспалительного процесса основными «потребителями» ионов цинка, меди и селена становятся ферменты антиоксидантной системы в области поражения, что ведет к снижению указанных микроэлементов в крови и является причиной развития вторичного дефицита.

Доказано, что макро- и микроэлементы принимают непосредственное участие в формировании иммунной системы. Установлена взаимосвязь между уровнем содержания макро- и микроэлементов в волосах с наличием и отсутствием хронических заболеваний вне стадии обострения у детей [10]. Подтверждается это тем, что возрастает частота заболеваний органов дыхания при избыточном накоплении марганца, железа, кадмия, никеля, кобальта и недостаточном содержании цинка и меди в волосах детей. Заболевания костно-мышечной системы связаны с дефицитом меди, цинка и кальция и избыточным уровнем содержания марганца, никеля и кобальта. Нельзя не отметить, что избыток марганца, никеля, кобальта и хрома значительно увеличивает риск развития аллергических заболеваний у детей [10], которые в силу своей морфофункциональной незрелости отличаются повышенной чувствительностью к избыточному поступлению химических элементов. Наиболее показательны данные, приводимые А.А. Мамырбаевым [14]: им отмечена достоверная связь между смертностью детей первого года жизни и качеством окружающей среды на территории хромовой биогеохимической провинции. При этом наиболее частыми причинами смерти детей являются болезни органов дыхания, сепсис, врожденные пороки. Сравнительно высока летальность и от пневмопатии, кишечных инфекций, менингококковой инфекции, гемолитической болезни. Следует отметить, что показатели смертности населения в техногенной хромовой биогеохимической провинции остаются высокими в течение 30 лет [14].

У детей с пороками развития легких концентрация йода и никеля, меди и никеля ниже в сравнении со здоровыми детьми. Содержание меди, селена и никеля в форменных элементах у больных с бронхолегочной патологией ниже, чем у здоровых детей. Уровень цинка может влиять на регуляцию числа созревающих Th1- или Th2-клеток и иметь существенное значение для лабильности функционирования иммунной системы детей. Концентрация свинца в форменных элементах крови у детей с бронхолегочной патологией выше, чем у здоровых детей. Микроэлементный статус детей с пневмонией характеризуется повышенным уровнем содержания в сыворотке крови меди в остром периоде заболевания по сравнению с периодом реконвалесценции. В период обострения хронического процесса, в легких снижается содержания марганца в сыворотке крови по сравнению с периодом ремиссии [8].

В последние годы появились публикации, в которых описаны наиболее часто встречающиеся нарушения нервно-психического развития у детей в дошкольном возрасте, проявляющиеся снижением психомоторного и умственного развития, нарушением координации, нейромышечными, сенсорными нарушениями, снижением зрительно-моторных реакций [4; 5; 36; 40]. Как показали исследования П.Г. Евсеевой [8], у детей с отклонениями в нервно-психическом развитии выявляется недостаточное содержание в крови таких МЭ, как йод, цинк, селен, марганец, по сравнению со здоровыми детьми. Более того, алиментарный дефицит железа и йода связывают с ухудшением психического здоровья детей [4; 15].

Микроэлементоз является серьезной проблемой здравоохранения не только в Российской Федерации, но и во многих зарубежных странах [32; 33; 41-43; 45; 49; 50]. Большое количество работ посвящено изучению причин возникновения нарушений обмена веществ, так как все больший удельный вес занимают дети с избыточной массой тела и ожирением [35; 46]. В исследованиях A.K. Nepal et al. [45] установлена высокая распространенность дефицита цинка у детей с избыточным весом и низким ростом. Дефицит цинка и некоторых микроэлементов обусловлен недостаточным поступлением его с пищей, так как в питании обследованных детей имело место недоедание либо чрезмерное потребление калорийной пищи с низким уровнем содержанием макро- и микроэлементов [33; 45]. В то же время при переходе на низкокалорийную диету длительное время дефицит макро- и микроэлементов (кальция, цинка, селена) сохраняется. Выдвинута гипотеза о том, что при потреблении высококалорийной пищи, бедной микроэлементами, образуются кетоновые тела, приводящие не только к дальнейшему увеличению веса, но и к развитию сопутствующих заболеваний обмена веществ [33].

Профилактика развития микроэлементозов

Сегодня не только врачи не владеют четкой информацией о применении витаминно-минеральных комплексов, но и у ученых нет единого мнения по многим аспектам биоэлементологии. В ряде авторитетных отечественных и зарубежных публикаций признается факт нерациональной терапии многих заболеваний; полипрагмазия, в особенности в педиатрии, становится одной из серьезных проблем современной медицинской практики. Одним из наиболее значимых следствий этого является рост частоты побочных эффектов при применении нелекарственных средств. Для часто выбираемых витаминно-минеральных комплексов в чрезвычайно большом проценте случаев родителями были отмечены различные «побочные реакции» [11]. По данным С.О. Ключникова и соавт. [11], в среднем их частота варьировалась от 20% (Компливит) до 27% (Пиковит). Таким образом, одной из наиболее вероятных причин нежелательных реакций на витаминно-минеральные комплексы является несоблюдение инструкций производителя о возрастных ограничениях.

Одной из основ профилактики микроэлементозов является правильно организованное рациональное питание детей дошкольного возраста. Дети, находящиеся в ДОУ в течение 9-10 часов, получают трехразовое питание, которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии на 75-80%. Исходя из этого, организация рационального питания в ДОУ является ведущим фактором в предупреждении микроэлементозов. Для организации питания воспитанников, как считают исследователи, необходимы квалифицированные специалисты и работники пищеблока, для которых должно быть предусмотрено обучение как у поставщиков технологического оборудования, так и на курсах повышения квалификации [16; 21; 44]. По мнению специалистов, эти мероприятия должны быть включены в региональные и муниципальные программы по совершенствованию организации школьного питания.

Вместе с тем сегодня на смену традиционным технологиям приготовления пищи (жарочным шкафам, сковородам, плитам) пришло новое современное мультифункциональное оборудование. В последние годы во многих городах России пароконвектоматами стали оснащать образовательные учреждения, в том числе дошкольные. В своих исследованиях Е.А. Фединишина [23] изучила влияние тепловых режимов пароконвектомата на пищевую ценность продукта на примере мяса кур. В ходе экспериментального исследования автор сравнила блюда, приготовленные в пароконвектомате, с традиционным способом жарки на плите. Результаты исследований показали, что приготовление мяса в пароконвектомате позволяет в сравнении с традиционным способом жарки сократить продолжительность тепловой обработки на 10-30%. Сравнительная оценка органолептических показателей образцов, приготовленных в пароконвектомате и при жарке, по таким показателям, как внешний вид, консистенция, сочность и вкус, были выше в первом случае [23]. В экспериментальных исследованиях было установлено, что в блюдах, приготовленных в пароконвектомате, сохраняется больше витаминов, макро- и микроэлементов в сравнении с традиционным способом приготовления. Так, потери калия и меди в кулинарных изделиях, обработанных пароконвективным способом, были ниже в 1,2–2 раза по сравнению с традиционной тепловой обработкой. Также отмечена более высокая сохранность витаминов при пароконвективной обработке кулинарных изделий – в 1,5-2 раза [3].

Заключение

Таким образом, имеющиеся публикации в литературе свидетельствуют о том, что проблема дефицита, избытка и дисбаланса макро- и микроэлементов в организме детей очень актуальна. Микроэлементозы могут стать причиной возникновения заболеваний нервной и пищеварительной системы, костно-мышечного аппарата, обмена веществ и других нарушений. Особого внимания заслуживает то, что микроэлементоз в детстве является патофизиологической основой формирования заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний у взрослых.

Имеющиеся данные фундаментальной и клинической медицины позволяют сделать вывод, что организация рационального питания детей дошкольного возраста в ДОУ является эффективной мерой в профилактике алиментарно-зависимой патологии, так как в этом возрастном периоде очень высок риск развития дисбаланса эссенциальных макро- и микроэлементов. Поэтому использование современных технологий приготовления пищи в ДОУ можно рассматривать как эффективную меру профилактики микроэлементозов у детей дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Бутаев Т.М., Цирихова А.С., Дзулаева И.Ю., Бутаев А.П. МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24859 (дата обращения: 25.07.2021).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074