Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Чебанов К.А. 1 Богданова М.В. 1
1 ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
Настоящая статья посвящена исследованию проблемы формирования профессиональных компетенций в среднем профессиональном образовании при компетентностном подходе. Компетентностный подход определяется формированием у обучающихся определенных компетенций в учебном процессе, а учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Такой деятельностно-компетентностный и практико-ориентированный подход обуславливает применение активных и интерактивных форм и методов обучения, позволяющих формировать трудовые ресурсы нового типа согласно ФГОС. Одним из эффективных средств активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, формирования у них профессионально значимых качеств личности является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, их анализ и решение - это важный резерв формирования профессиональных компетенций, которые позволяют свободно и эффективно действовать в условиях изменяющегося содержания индустриального труда.
среднее профессиональное образование
компетентностный подход
профессиональная компетенция
проблемное обучение
производственно-технологические ситуации
1. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Педагогическая культура как профессиональная компетентность педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22227.
2. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Департамент образования г. Москвы. - М. : Центр качества образования, 2008.
3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М. : Мастерство, 2001.
4. Тюнинков Ю.С. Производственно-технологические ситуации в учебном процессе средних профтехучилищ : методические рекомендации. - М. : Высшая школа, 1987.
5. Чебанов К.А., Бурляева В.А., Надеева Т.А. Учет мотивации обучающейся молодежи при разработке механизма социального партнерства образовательных организаций, государства и социальных служб // European Social Science Journal. – 2015. – № 3. – С. 136-141.
6. Шишов С.Е., Кальней В.А., Бухтеева Е.В. Проблема формирования компетенций методическими средствами в процессе обучения // Вестник РМАТ. – 2014. - № 1.
7. Шнейдер Е.М., Богданова М.В. Из опыта применения виртуальных лабораторных работ в практике изучения блока естественно-научных и общеинженерных дисциплин // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-12. – С. 2724-2727.
8. Ягодин Г.А. Формирование ключевых образовательных компетенций. - М. : МИОО, 2009.

Современная образовательная политика задает инновационный вектор развития среднему профессиональному образованию и всему образованию в целом. В этой связи необходимо обогащать образовательный процесс за счет использования новых образовательных технологий, формирующих профессиональные компетенции преподавателей и обучающихся. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения реализация учебного процесса должна строиться на инновационных технологиях обучения, которые служат полигоном для отработки обучающимися профессиональных навыков, максимально приближенных к реальности. Компетентностный подход определяется формированием у обучающихся определенных компетенций в учебном процессе, а учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Такой деятельностно-компетентностный и практико-ориентированный подход обуславливает применение активных и интерактивных форм и методов обучения, позволяющих формировать трудовые ресурсы нового типа согласно ФГОС.

Специфика компетентностного подхода современного профессионального образования состоит в подготовке специалистов функционального уровня, предполагающего не только вооружение обучающихся определенным набором знаний, умений и навыков в выбранной сфере, но и становление личности будущего профессионала, способного к индивидуальным креативным решениям, к самообучению [1].

Именно на это нацелено формирование профессиональных компетенций в среднем профессиональном образовании. Состав профессиональных компетенций построен таким образом, чтобы квалификация выпускника колледжа соответствовала требованиям работодателей и регионального рынка труда и позволяла бы после недолгого адаптационного периода полноценно включиться в работу предприятия на соответствующем уровне.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса колледжа в соответствии с основной образовательной программой по специальности и Федеральным государственным стандартом третьего поколения [5].

Профессиональная компетенция трактуется как способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производства. Таким образом, профессиональные компетенции представляют собой сложное образование, включающее также следующие группы компетенций: общепрофессиональные, специальные и специализированные [4].

На современном этапе развития производства подвижность трудовых функций специалиста более всего обеспечивается не репродуктивными, а творческими составляющими профессиональной деятельности. Это, безусловно, оказывает существенное влияние на цели и содержание профессиональной подготовки обучающихся среднего профессионального образования. Эта подготовка должна обеспечивать такую организацию обучения, которая более всего соответствует содержанию, уровню и характеру современного индустриального труда.

Одним из эффективных средств активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, формирования у них профессионально значимых качеств личности является проблемное обучение. Преподаватели колледжей хорошо знают, что зачастую на практике проблемное обучение встречает ряд трудностей. Среди них - невысокий уровень общеобразовательной подготовки обучающихся, неглубокий познавательный интерес к основам наук. Эти трудности в значительной мере можно преодолеть, если уже в процессе обучения знакомить обучающихся с проблемами и ситуациями, которые имеют место в профессиональной деятельности по выбранной специальности. Создание проблемных ситуаций, их анализ и решение - это важный резерв формирования профессиональных компетенций, которые позволяют свободно и эффективно действовать в условиях изменяющегося содержания индустриального труда. Такие производственно-технологические ситуации в силу своей схожести с конкретными условиями труда и аналитического характера неизменно способствуют активизации обучающихся, поддерживая и закрепляя познавательный интерес, обеспечивают им положительный эмоциональный настрой при обучении. Включение производственно-технологических ситуаций в учебный процесс среднего профессионального образования направлено не только на формирование у обучающихся завершенных представлений о типичных проблемах, которые решает специалист, но и на создание благоприятных предпосылок для комплексного усвоения учебного материала, поскольку их решение опирается на широкое применение естественно-научных, общественно-научных и технологических знаний.

В колледже анализ и решение производственно-технических ситуаций могут выполняться на практических занятиях как один из видов практических работ, в качестве внеаудиторных занятий, в процессе производственной практики при решении комплексных производственных задач. Выполнение заданий по анализу и решению производственно-технологических ситуаций может проходить индивидуально или группами по три-пять человек с последующим коллективным обсуждением намеченных выводов [3].

Ситуационные производственно-технические задачи, используемые как практические методы подготовки специалистов, должны точно соответствовать получаемой специальности и квалификации обучающихся или быть несколько сложнее тех, которые им предстоит решать.

Эффективным методом для проведения производственно-технологических ситуаций, решений ситуационных задач является метод деловой игры. Преимущество деловой игры состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем их интересы могут не совпадать. В результате возникает конфликтная ситуации, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, от которых зависит исход игры. В игре в течение небольшого отрезка времени решается несколько типовых производственных задач.

Также применяется такой метод обучения, как имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров. Составной частью профессиональных умений являются навыки-действия, которые в результате многократных повторений становятся автоматическими. Если обучающимся не может быть по каким-то причинам предоставлена возможность выполнять эти действия непосредственно на производстве, на действующих агрегатах, целесообразно создавать тренажеры, имитирующие производственные процессы. В программу работы тренажеров должны быть заложены различные варианты производственных ситуаций, для того чтобы обучающиеся проанализировали эти ситуации и приняли соответствующее решение.

Следующий метод обучения производственно-технологическим ситуациям можно применить в производственной практике - выполнение индивидуальных заданий. Во время учебной производственной практики обучающиеся овладеют умениями и навыками по избранной специальности. Практика должна быть организована таким образом, чтобы круг формируемых умений постепенно расширялся и последовательно усложнялся. Поскольку предприятие не всегда нуждается в выполнении работ, предусмотренных учебными программами технологической или преддипломной практики, некоторые из индивидуальных заданий носят исключительно учебный характер. При решении такой учебной задачи используются реальные данные такого производства, на котором учащийся проходит практику [3].

В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формировании профессиональных умений и навыков у обучающихся накапливается первоначальный опыт будущей профессиональной деятельности.

Производственно-технологические ситуации неразрывно связаны с поисковой деятельностью. Именно в тех случаях, когда нет готового решения, начинает разворачиваться поисковая деятельность, в процессе которой наличная производственно-технологическая ситуация как бы «расчищается», обнажается ее ядро-проблема, основные противоречия, составляющие суть этой проблемы, цель ее решения.

Итак, производственно-технологическая ситуация представляет собой такое целостное образование, которое включает познавательное затруднение, возникающее в результате практического или мысленного взаимодействия человека с технологическим объектом, потребность в преодолении и сам процесс преодоления данного затруднения путем нахождения новых знаний об объекте или неизвестных способов решения проблем.

Производственная деятельность современного обучающегося изобилует проблемными ситуациями. Производственно-технологические ситуации возникают при выявлении противоречивых сторон техники и технологии, при раскрытии научных и конструктивных основ различных объектов производства, при необходимости оперативно оценивать сложившуюся обстановку и т.д. Особенно часто они появляются в производственной деятельности вчерашних выпускников колледжа, которые еще не адаптировались в трудовом коллективе и у которых еще не завершился процесс профессионального становления. Такие ситуации могут возникать при организации труда, осмыслении технологического задания, определении технологических режимов, в процессе предварительной подготовки обучающегося, при подборе инструментов, оснастки, материалов, а также на этапе контроля трудовых операций, при диагностировании технологических отклонений, при овладении новой техникой и технологией, решении рационализаторских и изобретательских задач.

Проблемные ситуации могут выходить за рамки конкретного профессионального труда и затрагивать, например, такие аспекты производственного процесса предприятия, как экономический, экологический, эстетический и др.

Воспроизведение в учебном процессе производственно-технологических ситуаций должно отвечать определенному целевому назначению, а сами ситуации должны выполнять конкретные педагогические функции. Целевое назначение в данном случае означает соответствие производственно-технологических ситуаций некоторой кардинальной задаче профессиональной подготовки обучающихся среднего профессионального образования. Такое целевое назначение упорядочивает производственно-технологические ситуации в учебном процессе, конкретизирует и объединяет их педагогические функции.

Готовность к технологической ориентации опирается на единство информативных, ценностных и волевых сфер сознания и формируется путем последовательного развития у обучающихся способности к познавательно-преобразовательной деятельности в сфере технологии и осознанной потребности (мотивации) к такой поисковой деятельности, потребности в практическом решении общественно-трудовых задач.

Известно, что современный квалифицированный труд все в большей мере знаменует собой действие закона перемены труда. Этому способствуют совершенствование производственной технологии, широкое внедрение высокопроизводительного оборудования, средств комплексной механизации и автоматизации, а также другие факторы, увеличивающие содержательность и интеллектуальные стороны труда. Изменения в содержании труда в условиях научно-технологической революции приводят к тому, что обучающийся становится в определенном смысле центром технико-технологических, экономических, социальных, экологических и других зависимостей и отношений, а его готовность ориентироваться в этой сложной совокупности взаимосвязей - это важная предпосылка глубокой профессионализации и социальной активности.

Комплексность (взаимосвязь естественных и общественных знаний с технологическими), обобщенность (отражение типичного в технологических объектах) и существенность (раскрытие внутренних связей) - именно этим признакам, а точнее их сочетанию, отвечают технологические знания.

Технологические знания обеспечивают необходимую общность подхода к анализу различных технологических объектов.

Из сказанного следует, что логико-гносеологическую основу свободной ориентации должны составлять технологические знания и обобщенные способы их применения. По доминирующему присутствию в ряде поисковых ситуаций знаний и умений технологического характера правомерно сделать вывод о том, что мы имеем дело с особым видом ориентации - технологической. Под технологической ориентацией в том виде, который отражает ее существенные особенности применительно к системе профессионально-технологической подготовки обучающихся, мы подразумеваем ту сторону деятельности обучающегося, которая связана с анализом, оценкой и трудовым актом в некоторой производственно-технологической ситуации, осуществляемой на базе знания технологических основ производства и мотивационного обеспечения поисковой деятельности в сфере технологии. По своей сути такая ориентация есть не что иное, как целенаправленное включение рабочим технологического объекта в систему своих знаний с целью совершенствования этого объекта или оптимизации собственного поведения применительно к новому содержанию труда и к изменившимся условиям труда. Важные особенности такой ориентации проявляются в установлении активно-поискового взаимодействия человека с технологией, в актуализации и интеграции обобщенных знаний, в широком применении различных способов поисковой деятельности [2].

Уместно особо подчеркнуть, что потребность ориентироваться связана не только с многообразными изменениями, происходящими в характере и содержании труда (например, технологическое перевооружение производства, сбой в технологическом процессе и т.д.), но и с факторами человеческой активности, прежде всего как условия социального и профессионального развития каждого обучающегося.

На основе вышеизложенного можно сделать два принципиальных вывода:

- готовность к технологической ориентации следует рассматривать как кардинальную задачу профессиональной подготовки специалистов;

- формирование названной готовности у обучающихся колледжей определяет целевое назначение педагогического применения производственно-технологических ситуаций.

В соответствии с этим учебные производственно-технологические ситуации должны представлять собой дидактическую имитацию тех основных познавательных взаимодействий обучающегося с технологическим объектом, которые характерны для технологической ориентации. Каждая такая ситуация должна воспроизводить определенный фрагмент ориентации обучающегося в сфере труда и технологии, а сама технологическая ориентация должна быть представлена в процессе обучения логически упорядоченным набором производственно-технологических ситуаций.

Ценность информации, получаемой в процессе решения учебных производственно-технологических ситуаций, определяется возможностью ее непосредственного использования в производственной деятельности. Обучающиеся имеют дело с конкретными проблемами конкретной практической деятельности. Содержание этих проблем диктуется реальной производственной деятельностью, а сама деятельность служит в качестве ориентировочной основы и главного условия их решения. Именно практическая полезность информации придает производственно-технологическим ситуациям личностный смысл и профессиональную значимость в формировании профессиональных компетенций [6].


Библиографическая ссылка

Чебанов К.А., Богданова М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24876 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074