Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Фролова С.В. 1 Какорина Н.В. 2 Королева А.С. 2 Кузнецова Н.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
В данной статье раскрывается сущность и основы проектирования индивидуального образовательного маршрута в воспитательном пространстве образовательной организации. Цель создания такой технологии – формирование духовно-нравственных ценностей у студентов. Особое внимание авторы уделяют тому факту, что в эффективное воспитательное пространство обладает определенными устойчивыми признаками. К таким признакам относятся гуманистические принципы воспитания, благоприятный нравственный климат, связь с реальной жизнью, безопасность и комфорт образовательного пространства. Полем создания индивидуального образовательного маршрута является событийная карта возможностей воспитательного пространства. В статье карта возможностей воспитательного пространства является средством, обладающим необходимыми условиями и возможностями для самостоятельного и индивидуального выбора обучающимся собственного персонально-событийного пути, то есть индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. Результаты исследования могут быть применимы в организациях высшего и среднего профессионального образования.
технология
индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности
воспитательное пространство
карта возможностей воспитательного пространства.
1. Николина В.В. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся: уч. пособие [Текст] / В.В. Николина. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. – 46 с.
2. Николина В.В., Смирнова А.И., Фролова С.В. Педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у будущих учителей / // Современные проблемы науки и образования. − 2015. − № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19735.
3. Проворова А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината [Текст] / А.В. Проворова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 102. − С. 254–258.
4. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2010.
5. Федеральная программа развития образования [Текст] // Вестник образования. – 2000. − № 12. – С.3-70.
6. Фролова C.В. Технология создания индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов [Текст] / С.В. Фролова // Нижегородское образование. – 2013. − № 4. − С. 79−85.
7. Фролова С.В. Педагогическое сопровождение студента на индивидуальном образовательном маршруте внеучебной деятельности: учебное пособие [Текст] / С.В. Фролова. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. – 89 с.

Воспитание является сложным, многоаспектным процессом индивидуального духовно-нравственного развития личности обучающегося и требует осмысления и поиска новых индивидуализированных возможностей и способов.

Одной из таких технологий в образовании является индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности (ИОМ ВД). В определении учеными сущности ИОМ наметились разнообразные подходы [1]: ИОМ рассматривают как путь, программу, план, траекторию и др.

Опираясь на основные исследования ученых [1,3,4], мы определяем индивидуальный образовательный маршрут как персональный путь развития личности и реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого, деятельностного, духовно-нравственного потенциала обучающегося в образовательном процессе в соответствии с личностными предпочтениями и потребностями учащегося, основанный на принципах свободы выбора, самодвижения, саморазвития, сотрудничества и педагогической поддержки со стороны педагога (куратора, тьютора) [6].

Совокупность ИОМ ВД обучающихся образует систему индивидуальных образовательных маршрутов и реализуется в воспитательном пространстве образовательной организации. Воспитательное пространство является фактором и условием создания ИОМ ВД. ИОМ ВД, заключающийся в создании разнонаправленных векторов деятельности, является инструментом управления воспитательным пространством [2]. Полем создания индивидуального образовательного маршрута является событийная карта возможностей воспитательного пространства. Карта возможностей воспитательного пространства – это вариативная система векторов индивидуальных образовательных маршрутов внеучебной деятельности, обладающая необходимыми условиями и возможностями для самостоятельного и индивидуального выбора обучающимся собственного персонально-событийного пути, т.е. ИОМ внеучебной деятельности.

В ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж» карта возможностей воспитательного пространства включает в себя работу тридцати двух устойчивых студенческих объединений, которые составляют четыре области

¾ Художественно-эстетическая (вокальный ансамбль юношей «Орфей», драматический кружок, ансамбль бардовской песни, эстрадно-джазовый ансамбль, вокальный ансамбль «Мелодия», камерный ансамбль, ансамбль народных инструментов, ансамбль народного танца, концертный хор «Контраст», ансамбль эстрадной песни, кружок «Художественное слово»).

¾ Социально-исследовательская (педагогический клуб им. К.Д. Ушинского, психологический клуб «Успешный старт», объединение «Волонтер», педагогический отряд «Профи»).

¾ Спортивно-оздоровительная (военно-патриотический клуб, секция «Волейбол», секция «Баскетбол», секция «Аэробика», секция «Баскетбол» (юноши), секция «Атлетическая гимнастика», секция «Баскетбол» (девушки), секция «Волейбол», секция «Настольный теннис», секция «Минифутбол»).

¾ Профессионально-предпринимательская (студия видеозаписи, объединение «Траектория карьеры», объединение «Учебная фирма», объединение «Шаг в бизнес», объединение «Основы предпринимательства», объединение «Основы предпринимательской деятельности», объединение «Мода и стиль»).

План работы каждого объединения согласуется с планом воспитательной работы колледжа и включает в себя события, не только объединяющие различные области воспитательного пространства, но и позволяющие студентам попробовать себя в различных видах деятельности и в различных социальных ролях. Таким образом, выбор вектора своего ИОМ ВД не ограничивается только выбором студенческого объединения, но дает возможность каждому студенту реализовать свои ожидания во всех областях воспитательного пространства колледжа.

Области воспитательного пространства ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж» и студенческие объединения

Эффективное воспитательное пространство, способствующее эффективной реализации ИОМ ВД, обладает определенными устойчивыми признаками. Подробно рассмотрим их.

1. Гуманистическая направленность принципов воспитания в образовательном пространстве. Под гуманистическими принципами воспитания нами понимается такое воспитание, в основе целевых векторов которого лежит принятие индивидуальной личности обучающегося, осознание важности ее личностных потребностей, уважение его позиций, взглядов, стремлений. Гуманистические принципы воспитательного пространства строятся на сотворчестве и уважении педагога и обучающихся. На таких принципах основывается фундамент формирования системы ценностных ориентаций обучающегося.

2. Событийность воспитательного пространства. Воспитательное пространство должно быть наполнено воспитательными событиями. В педагогической науке анализ событийного подхода к организации воспитательного пространства встречается в исследованиях О.С. Газмана, М.Л. Лузиной, Г.Е. Соловьева и др. Воспитательные события, формирующие духовность и нравственность человека, становятся его жизненными событиями, так как существуют в виде приобретенных духовно-нравственных ценностей уже не в контексте воспитательной среды, а в жизненном пространстве человека. Такие события определяют вектор жизненного пути личности обучающегося. Таким образом, проектирование и реализация воспитательных событий может стать для воспитуемого поводом для переосмысления жизненных ценностей, смыслов, ориентиров. Ввиду этого важность событийности воспитательного пространства образовательной организации несомненна.

3. Связь с реальной жизнью («неоторванность» от социума). Процесс воспитания и становления личности обучающегося не может быть оторван от реальности с ее проблемами, существующей несправедливостью. Это невозможно в силу нескольких причин, главной из которых является естественность существования воспитательного пространства, то есть оно неискусственно создаваемое. Интенциональные смыслы воспитательного пространства определяются и «обнаруживаются» в нем, исходя из потребностей современного общества. Выражаясь образно, воспитательное пространство – это не только белый цвет, но целая гамма цветовых сочетаний, полутонов и оттенков, среди которых обязательно есть черный цвет. Чем обусловлена необходимость преодоления гуманистического подхода в его традиционном восприятии как идеи создания абсолютно позитивного пространства, исключающего все негативные факторы? Тем, что нам необходимо приблизить школу (или иную образовательную организацию) к жизни, преодолеть ее оторванность от реальности, так как наша задача – подготовить обучающегося к эффективной жизнедеятельности. Мы обнаруживаем кризис гуманистического воспитания, так как в чистом абсолютном виде оно неосуществимо, неестественно и неэффективно: где в реальной жизни существует такое пространство, лишенное всяких «черных оттенков». Пространство должно быть подчинено интересам личности, оно должно быть пронизано гуманистическими человеческими ценностями, но эффективное присвоение таких ценностей у воспитанников происходит лишь при обнаруживании противоречия или противодействия.

4. Благоприятный нравственный климат воспитательного пространства. Духовно-нравственное становление личности человека должно протекать в пространстве, содержание которого аксиологически наполнено духовно-нравственными ценностями. Аксиологическая насыщенность воспитательного пространства духовно-нравственными ценностями проявляется в ее событийном содержании, в целях концепции воспитания, в бытийности духовно-нравственного сознания ее субъектов, в исключении факторов риска деструктивного информационного влияния извне. События воспитательного пространства, направленные на становление духовно-нравственной личности обучающегося, должны утверждать такие базовые ценности личности человека, как любовь (любовь к Богу, человеку, Родине, труду, профессии, творчеству, науке, природе и др.), добро, жизнь, человек, вера, истина, свобода, соборность и др.

5. Безопасность воспитательного пространства. Для оптимизации и эффективности воспитательного процесса обучающемуся необходимо чувствовать психологическую безопасность, которая заключается в принятии его личностных интересов и взглядов, уважении к его социально-гражданской позиции и вероисповедания, в чутком отношении к внутренней душевной организации обучающегося. Воспитание является сложным процессом личностного становления обучающегося, поэтому воспитательное пространство должно отличаться признаком безопасности и атмосферой доверия между его субъектами.

6. Комфортность воспитательного пространства. Понятие «комфортности» воспитательного пространства заключается в состоянии внутреннего удовлетворения, возникающем под воздействием благоприятных условий и обстоятельств. В условиях состояния психологического комфорта субъект воспитательного процесса достигает самосовершенствования, намеченных целей и задач и др. В дискомфортной ситуации формирование каких-либо сторон личности обучающегося затруднено.

7. Многообразие информационного влияния. Воспитательное пространство обладает разнообразными источниками информационного влияния. Воспитательное пространство, как часть образовательного пространства, неразрывно связано с обществом, в котором существует. Оно обогащается, наполняется новыми смыслами, преумножает образовательные традиции, неотрывно существует от культурно-исторического опыта, обобщает культурно-исторический опыт образовательной организации. Воспитательное пространство тесно связано с социальным пространством современного общества, однако, в некоторой степени автономно и независимо. Воспитательное пространство характеризуется парадигмальной эклектикой, т.е. сочетает в себе черты различных пространств (культурного, социального, образовательного, религиозного пространств), тем самым обеспечивается ее разносторонность.

8. Наличие общекультурного фона в воспитательном пространстве.

Общекультурный фон воспитательного пространства представляет собой традиционное всестороннее поликультурное развитие личности человека. Общекультурным фоном и содержанием воспитания является многомерное разностороннее поликультурное пространство, воплощающее в предметно-действенных образах такие базовые ценности, как вера, жизнь, человек, любовь, благо, милосердие, соборность и др.

9. Динамичность воспитательного пространства. Так как воспитательное пространство носит изменчивый характер, ему свойственны такие качества, как динамичность. Пространство постоянно находится в развитии, в определенных, сменяющих друг друга логических фазах развития. Динамичность способствует эффективному достижению целей воспитательной деятельности.

10. Открытость воспитательного пространства. Воспитательное пространство образовательной организации должно характеризоваться открытостью. Открытость воспитательного пространства складывается во взаимодействии с внешней средой в рамках социально-образовательного партнерства.

11. Интерактивность воспитательного пространства. Воспитательное пространство отличается интерактивностью, которая отличается гибкостью, способностью к трансформации. Субъектами воспитательного пространства являются педагог и обучающийся, находящиеся в активном взаимодействии, взаимообмене ценностно-смысловыми ориентирами.

12. Полиспектральность воспитательного пространства. Воспитательное пространство характеризуется полиспектральностью, поскольку реализует несколько направлений формирования личности обучающегося. Концепция воспитания в образовательной организации предполагает деятельность по определенным направлениям: социальное направление, формирование семейных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание, правовое воспитание, воспитание экологической культуры, эстетическое, физическое, трудовое, профессиональное воспитание. В основе каждого из них лежат генерализирующие их феномены – это базовые духовно-нравственные ценности.


Библиографическая ссылка

Фролова С.В., Какорина Н.В., Королева А.С., Кузнецова Н.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24923 (дата обращения: 04.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074