Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОТНОШЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Гуцу Е.Г. 1 Тараканова В.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В представленной статье обсуждается проблема изменений требований к профессиональной компетенции современного преподавателя высшей профессиональной школы в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Основное внимание авторами уделяется отношению преподавателей высшей школы к научно-исследовательской деятельности. При этом исследовательская деятельность рассматривается как объективно необходимый компонент профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы. В статье представлены критерии анализа отношения преподавателей вуза к научно-исследовательской деятельности: увлеченность наукой, использование результатов научно-исследовательской деятельности в содержании преподаваемых курсов, организация и руководство исследовательской деятельностью студентов, привлечение студентов к совместной научно-исследовательской деятельности. В статье предложены характеристики трех уровней развития отношения преподавателей вуза к научно-исследовательской деятельности, которые могут использоваться преподавателями как для внешнего мониторинга, так и в целях самоанализа.
ценностное отношение
научно-исследовательская деятельность
профессиональная компетенция преподавателя педагогической высшей школы
педагогическая деятельность
уровень развития отношения к исследовательской деятельности.
1. Гуцу Е.Г. Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – № 2-3. – С. 657-659.
2. Гуцу Е.Г., Смирнова Е.И. Мотивационно-ценностный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2; RL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23101.
3. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Ленинград, 1974.
4. Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 51-59.
5. Макарова Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры // Учен. зап. Курского гос. ун-та. – 2006. – № 2. – С. 72–79.
6. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. – 2010. – № 5. – С.29-37.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.
8. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. – 2014. – № 4 (32). – С. 305-309.

Современные условия в сфере труда оказывают влияние на цели профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием. Переориентация обучения на компетентностный подход сопровождается пересмотром и переоценкой нормативных требований к профессиональной деятельности преподавателя вуза, включая ценностные ориентиры педагогической деятельности, организацию процесса обучения и роль преподавателя, главной задачей которого в новых условиях становится создание развивающей среды обучения, сопровождение профессионального становления будущих специалистов.

Изменения в целеполагании и операциональной части профессиональной педагогической деятельности предъявляют повышенные требования к исследовательской культуре преподавателя. Деятельность современного педагога характеризуется высоким уровнем недоопределенности, при котором возникает необходимость каждодневного постоянного поиска и исследования новых оснований и критериев профессиональной эффективности. Как отмечает В.В. Сериков [6], в связи с переходом на компетентностную модель обучения деятельность преподавателя вуза становится не просто педагогической, а научно-педагогической. Современное высшее профессиональное образование становится наукоемким процессом. Исследовательская деятельность сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность.

Целью работы является выделение критериев и построение уровневой характеристики отношения к исследовательской деятельности в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы.

Материалы и методы. В настоящий момент в науке активно обсуждаются вопросы изучения отдельных компонентов и показателей профессиональной компетенции преподавателя вуза. Изучение отношения преподавателей вуза к научно-исследовательской деятельности предпринимаются в основном в структуре мотивационно-ценностного компонента [1, 8]. Между тем именно отношение, субъективное восприятие и переживание преподавателем значимости исследовательской деятельности представляет самостоятельную ценность, так как является пусковым механизмом для ее запуска, планирования и реализации как в индивидуальном варианте, так и в плане  сотрудничества со студентами.

На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований нами была предпринята попытка осмыслить и конкретизировать критерии и уровни развития отношения к научно-исследовательской деятельности в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы.

Результаты исследования и их обсуждение. Несомненно, что исследовательские действия и операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений современного педагога [4]. Высокий уровень исследовательской культуры обеспечивает успешность решения профессиональных педагогических задач всех уровней. Исследовательская культура обеспечивает и адекватное целеполагание, и разработку новых технологий и методик обучения, и подходов к оценке результативности обучения. Кроме того, без высокого уровня исследовательских навыков невозможна и организация совместной деятельности преподавателя со студентами. Следовательно, установка на исследование, наличие методологии и развитых навыков исследовательской деятельности в современных условиях, как никогда, обеспечивает продуктивность целостной деятельности преподавателя высшей школы.

Можно выделить и еще одну грань данной проблемы. Современным обществом востребован специалист-исследователь, который в своей профессиональной деятельности руководствуется не раз и навсегда освоенными и неизменными технологиями, а умеющий гибко отвечать на происходящие изменения. Это профессионал, который находится в постоянном поиске. Следовательно, и обучаясь в вузе, студент должен быть вовлечен в процесс аналогичного профессионального поиска вузовского преподавателя. Такая деятельность является для студентов образцом комплексного восприятия будущей профессиональной реальности, разрушает преставления о существовании единственной правильной точки зрения, создает условия для развития собственной активной позиции в профессии, установки на исследование.

Готовность педагога к осуществлению исследовательской деятельности проанализирована в работе В.С. Лазарева (2006). Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным выявлять необходимость проведения исследования, ставить четкие и адекватные исследовательские задачи, выдвигать гипотезы, эффективно планировать исследование, качественно проводить его и грамотно анализировать результаты. Готовность к исследовательской деятельности понимается авторами как комплекс качеств, необходимых для выполнения функций субъекта этой деятельности и включает когнитивный, мотивационный, ориентировочный и операциональный компонент [4].

На необходимость совмещения в профессиональном труде преподавателя вуза педагогического и исследовательского компонента указывается многими авторами, так же как и на обязательность совмещения обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской функций (С.И. Архагельский, Л.Н. Макарова, С.Д. Смирнов и др.). Между тем в деятельности конкретного преподавателя тот или иной компонент может преобладать над другими. В работе С.Д. Смирнова (2005) на основе преобладания в деятельности преподавателя направленности на тот или иной вид деятельности    выделяются три группы преподавателей: преподаватели с преобладанием педагогической направленности; преподаватели с преобладанием исследовательской направленности; преподаватели с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности [7].

На этом же основании Л.Н. Макарова выделяет 4 типа индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза:

- явное преобладание научной направленности над педагогической;

- явное преобладание педагогической деятельности над научной;

- от активной научной деятельности – к активной педагогической;

- от активной педагогической деятельности – к активной научной [5].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что педагогическая деятельность является ведущей в определении профессионального мастерства преподавателя высшей школы, так как все остальные виды профессиональной деятельности интегрируются и проявляются в ней. Но без подкрепления научной работой этот профессионализм быстро угасает. В исследовании З.Ф. Есаревой изучалась взаимосвязь педагогической и научной деятельности преподавателей, находящихся на разных должностных уровнях, и выявлено, что плодотворное сочетание научного и педагогического творчества больше развито у профессоров и доцентов и в меньшей степени – у ассистентов [3].

Многие исследователи отмечают, что возможность заниматься научной, исследовательской деятельностью является одним из наиболее значимых мотивов профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. В этой связи мы рассматривали отношение преподавателя к исследовательской деятельности в качестве составляющей развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы [2].

В своем исследовании мы отказались от анализа формальных и результативных показателей научной деятельности преподавателей, таких как публикационная активность, индекс Хирша, участие в грантовой деятельности, наличие патентов и других, и акцентировали внимание на субъективной, мотивационной составляющей, а именно – на отношении преподавателя научно-исследовательской деятельности. При этом нас интересовали те показатели отношения к исследовательской деятельности, которые проявляются в реальной педагогической деятельности и могут быть объективно оценены.

В качестве таких показателей нами были выделены следующие критерии отношения преподавателя вуза к исследовательской деятельности:

  1. Увлеченность наукой.
  2. Использование результатов научно-исследовательской деятельности в содержании преподаваемых курсов.
  3. Организация и руководство исследовательской деятельностью студентов.
  4. Привлечение студентов к совместной научно-исследовательской деятельности.

На основе выделенных критериев можно предложить следующие содержательные характеристики уровней отношения преподавателей вуза к исследовательской деятельности.

Существенным показателем высокого уровня развития отношения к исследовательской деятельности как компонента  профессиональной компетенции преподавателя является высокая увлеченность научной деятельностью, которая осознается и переживается как ценность, характеризуется устойчивостью и относительной независимостью от внешних обстоятельств. Преподавателем не только ведется активная исследовательская работа, важным является то, что он испытывает потребность включать ее результаты в содержание преподавательской деятельности (используются в лекциях, спецкурсах, курсах по выбору и т.д.). Такая возможность переживается как особая ценность и возможность саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности. Как особую цель своей деятельности преподаватель воспринимает организацию  научно-исследовательской деятельности студентов. Возможность заниматься совместной со студентами исследовательской работой входит в состав профессиональных мотивов-ценностей преподавателя.

Характерным показателем среднего уровня развития отношения к исследовательской деятельности как компонента  профессиональной компетенции является то, что увлеченность научной деятельностью эпизодична, неустойчива и проявляется в основном под влиянием конкретной ситуации, например, необходимость аттестации и переизбрания на должность, включение показателей научно-исследовательской деятельности в эффективный контракт и т.д. Если научная деятельность не поощряется и не контролируется извне, то интерес к ней достаточно быстро угасает. Преподаватель редко использует результаты своей научно-исследовательской деятельности в практике обучения студентов, воспринимая научную и педагогическую стороны профессиональной деятельности как изолированные друг от друга. Преподаватель эпизодически испытывает заинтересованность в организации самостоятельной  исследовательской деятельности студентов и не осознает это как цель своей профессиональной деятельности, редко и бессистемно привлекает студентов к выполнению совместных исследований.

Низкий уровень развития исследовательской деятельности как компонента  профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы характеризуется тем, что увлеченность научной исследовательской деятельностью не сформирована или носит формальный характер, например, преподаватель стремится формально соответствовать занимаемой должности. Даже при внешнем стимулировании и контроле, например, при включении данного показателя в эффективный контракт, необходимость заниматься научной деятельностью вызывает негативные переживания, имеет выраженную негативную эмоциональную окраску; интенсивность и продуктивность научной деятельности низкая, ограничивается необходимым минимумом. Результаты исследовательской деятельности не используются в содержании преподаваемых курсов. Преподаватель не испытывает заинтересованности в организации и руководстве исследовательской деятельностью студентов, по возможности отказывается от нее, воспринимая это как ненужное и неинтересное требование к своей профессиональной деятельности.

В обобщенном виде характеристика уровней развития отношения к исследовательской деятельности представлена в таблице.

Характеристика уровней развития отношения к исследовательской деятельности преподавателя вуза

             Уровень

Критерий

           Высокий

         Средний

            Низкий

 

Увлеченность наукой

Увлеченность научной деятельностью высокая, устойчивая, осознается как ценность и возможность для саморазвития и самореализации.

Увлеченность научной деятельностью эпизодична, неустойчива и проявляется в основном под влиянием конкретной ситуации и внешнем стимулировании.

Увлеченность научной исследовательской деятельностью не сформирована или носит формальный характер. Сложно активизируется даже при внешнем стимулировании, вызывает негативные эмоции.

Использование результатов научно-исследовательской деятельности

Осознанная потребность включать результаты научно-исследовательской деятельности в содержание преподавательской деятельности. Потребность подкреплена на деятельностном уровне.

Результаты научно-исследовательской деятельности в практике обучения используются редко, научная и педагогическая стороны деятельности воспринимаются как изолированные.

Результаты исследовательской деятельности не используются в содержании, потребность в этом не ощущается.

Организация и руководство исследовательской деятельностью студентов

Активно участвует в организации и руководстве научно-исследовательской деятельностью студентов, воспринимает это как цель своей профессиональной деятельности.

Заинтересованность в организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов эпизодична, чаще – при внешнем стимулировании. Не осознает это как цель своей профессиональной деятельности.

Не испытывает заинтересованности в организации и руководстве исследовательской деятельностью студентов, по возможности отказывается от нее.

Привлечение студентов к совместной научно-исследовательской деятельности

Активно привлекает студентов к исследовательской работе. Воспринимает это как мотив-ценность.

Редко привлекает студентов к исследовательской работе, чаще – при внешнем стимулировании.

К совместной научно-исследовательской деятельности студентов не привлекает даже при внешним стимулировании.

 

Заключение. Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность входит в поле профессиональных компетенций современного преподавателя высшей школы. Мотивация к научной деятельности и способность к ее осуществлению являются значимыми показателями развития мотивационно-ценностного компонента и целостной интегрированной профессиональной компетенции  преподавателя вуза, востребованного современным высшим  профессиональным образованием.

На основе выделенных критериев нами была предложена уровневая модель развития отношения к исследовательской деятельности как компонента в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза. Предложенная характеристика уровней развития отношения к исследовательской деятельности может быть использована не только для осуществления внешнего мониторинга, но и стать инструментом профессиональной самооценки и построения программ профессионального саморазвития преподавателя высшей профессиональной школы, поскольку содержит конкретные ориентиры – характеристику актуальной и более высокой ступеней квалификации.


Библиографическая ссылка

Гуцу Е.Г., Тараканова В.С. ОТНОШЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24989 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074