Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ТРАДИЦИИ РЕМЕСЛА КАК ИСТОЧНИК ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Лесовская М.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет Минсельхоза России»
В соответствии с образовательным стандартом система профессионального обучения ориентирована на формирование у современных рабочих профессиональных и общекультурных компетенций. Технологии развития и закрепления профессиональных навыков хорошо разработаны, постоянно применяются и дают надёжные результаты. В то же время в методическом отношении недостаточно обеспечено формирование ценностного отношения к созидательному труду и мастерству как важным компонентам конкурентоспособности, несмотря на декларации о базисных функциях сферы материального производства. Потребительский рынок традиционно связан с бытовыми услугами, в числе которых важное место занимают ремёсла, не претендующие на сколько-нибудь заметную долю рынка. Народные промыслы выполняют ряд важных социальных функций: развивают личностные качества, творческую инициативу, здоровую конкуренцию; поддерживают культурные и этнические устои, обычаи; содействуют преодолению экономического кризиса в стране, создавая социальной инфраструктуру в сфере малого бизнеса и самозанятости, что особенно важно для социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, традиции народных ремёсел можно рассматривать как источник гуманизации профессионального обучения.
ремесло
прикладное творчество
профессиональное обучение
рынок
защита от кризиса
социальная интеграция
1. Ганьшина Г.В., Чаус Н.В. Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел (на примере Центрального федерального округа России) // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 134–142.
2. Лесовская М.И. Общекультурный кругозор студентов на фоне профессионального самоопределения //Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Верос. научно-прак. конф. (Красноярск, 23–27 ноября 2015 г.). – Красноярск, 2016. – С. 34–41.
3. Ремесло и профессиональное обучение: традиции и новации: буклет фотоэкспозиции образцов современного ремесленного творчества: отчётные материалы конкурса-вернисажа фотоэкспонатов в рамках регионального семинара / под общей редакцией М.И. Лесовской. – Красноярск, 2016. – 68 с.
4. Ремесло и профессиональное обучение: традиции и новации: сборник материалов регионального семинара / под общей редакцией М.И. Лесовской. – Красноярск, 2016. – 180 с.
5. Смотрова Н.А. Выжигание по ткани: гильоширование. – СПб.: КОРОНА Принт, 1999. – 64 с.

Давно ушли в прошлое ремесленные училища, уступив место учреждениям профессионального обучения. В соответствии с ФГОС ВО данные учреждения обязаны формировать кадровый потенциал современной промышленности. Запросы рынка и социальный заказ общества требуют от техникумов, колледжей, вузов подготовки специалистов, имеющих не только квалификацию в локальной производственной сфере, но и обладающих широким общекультурным кругозором, психологически адаптивных и способных к творчеству, обладающих чувством профессионального достоинства, понимающих социальную значимость своей профессии [2]. Формирование совокупности перечисленных личностных качеств предполагает наличие определённой методической системы, создать которую не менее сложно, чем производственную площадку или технологический парк. Гуманизация профессионального обучения с трудом поддаётся стандартизации и квалиметрии, поскольку имеет дело с особенностями и проявлениями человеческой натуры. Однако и в этой сфере можно найти методические инструменты и источники гуманизации, которые нередко настолько очевидны, что их перестают замечать. Знания, умения и навыки в области народных ремёсел помогают создавать материальные блага и удобства, развивать личностные качества, творческую инициативу, здоровую конкуренцию, содействуют самозанятости производительным трудом и созданию социальной инфраструктуры [1]. Увлечение ремеслом, декоративно-прикладным искусством способствует повышению общей культуры, укрепляет моральный климат общества, формирует потенциал устойчивости к кризисным ситуациям, снижает социальную напряженность и помогает защитить подрастающее поколение от многих социально обусловленных заболеваний.

Цель работы: рассмотреть аспекты ремесла как источника гуманизации профессионального обучения, интегрирующей мастерство, красоту и пользу.

Материалы и методы

Аналитической базой являлись материалы регионального семинара «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации», проведённого в Красноярском ГАУ 25–28 мая 2016 г. в рамках конкурса РГНФ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» (проект № 16-16-24502). Насыщенная программа семинара включала разноплановые мероприятия: пленарное заседание, скайп-мост и веб-семинар с Енисейским краеведческим музеем им. А.И. Кытманова, дискуссионные площадки на базе Красноярского агроуниверситета и Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, конкурс-вернисаж «Ремесло в фотографиях» [3, c. 1-64] и экспозицию «Живые ремёсла» [3, c. 64-66], эксклюзивную тематическую выставку «Ремесло на Енисее», мастер-классы по различным видам декоративно-прикладного творчества, круглый стол с участием Совета молодых учёных и специалистов при Губернаторе Красноярского края, экскурсии в центры кузнечного ремесла «Кузница Сибири» и «Мир кованых изделий», на Смотровую площадку над Енисеем с памятником кованого творчества «Царь-рыба» и в Астафьевский мемориальный комплекс в селе Овсянка. География семинара охватывала Енисейский, Назаровский, Шушенский, Емельяновский районы края, cоответствующие районные и краевой центры, а также городской округ – город Дивногорск (рисунок).

География участников регионального семинара «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации» (25–28 мая 2016 г., г. Красноярск)

Инициирующей идеей проекта стало предстоящее 400-летие города Енисейска, сибирского города с богатейшими традициями ремесленного дела. На протяжении четырех веков в Енисейске и Красноярске развивалась местная промышленность, производившая товары повседневного спроса из местного сырья – металлы, разнородные глины, дерево, пушнина. В наши дни эта экономическая ниша заполнена товарами, в большинстве своём произведёнными не в Сибири и не в России. Народные промыслы и ремёсла переживают упадок. Конечно, сырьевая экономика от этого не страдает, чего нельзя сказать о морально-психологическом состоянии сибиряков. Народные ремёсла – это уникальная сфера, соединяющая категории мастерства, красоты и практической пользы. Создавая материальные блага и удобства с помощью архаичных инструментов и вкладывая в изделия душу, мастера постоянно совершенствуются сами и развивают личностные качества своих учеников. Эта тема была иллюстрирована видеофильмом «В мастерских музея-заповедника “Шушенское”» и подробно раскрыта в пленарном докладе А.В. Костюченко, начальника отдела культуры, молодёжной политики и туризма администрации Шушенского района [4, c. 32].

Ряд докладов на пленарном заседании и последующих презентаций на дискуссионных площадках была посвящена обсуждению актуального опыта, показывающего, как ремесло повышает предпринимательскую активность и стимулирует коммерциализацию хобби. Так, в числе самых ярких выступлений были доклады представителей Енисейского многопрофильного техникума о том, какие изменения в систему профессионального обучения вносят объективно происходящие изменения условий жизни [4, c.21]. Действительно, в сёлах и небольших городах, таких, как Енисейск, нередко отсутствуют градообразующие производства, поэтому население пытается противостоять безработице с помощью самозанятости в мелкосерийном производстве, то есть в сфере ремёсел и народных промыслов. При этом рынок индивидуального спроса не исчезает и в крупных городах. Поэтому система профессионального образования, пусть инерционно, но реагирует на социально-экономические реалии, например, разрабатывая и реализуя модель выпускника-ремесленника, поддерживающую соединение в одном человеке технические, предпринимательские и творческие компетенции. Например, профессия «маляр» в ореоле ремесла предполагает не только комплекс определённых технических навыков и осведомлённость в лакокрасочных материалах, но и художественный вкус, пространственное воображение, навыки компьютерного моделирования и дизайна, информационная грамотность, умение вести конструктивный диалог с заказчиком, готовность нести полную ответственность за результаты своего труда.

Эстафета темы была резонансно подхвачена представителями Назаровского аграрного техникума им. А.Ф. Вепрева, где одной из базовых профессий является кулинарное дело, а также Красноярского индустриально-металлургического техникума (КрИМТ). В выступлениях преподавателей этих учреждений особенно часто звучала тема творчества – и в связи с техническим конструированием, и в связи с методическими новациями учебного процесса. Так, образовательная технология «Учебная фирма» [4, с.57] давно и прочно прижилась в Назарово. Это совокупность имитационных методов, моделирующих профессиональную деятельность учащихся на этапе, когда на реальных производственных площадках они ещё не могут практиковаться в силу объективной нехватки компетентности. Однако опыт набирать надо, и методический менеджмент техникума нашёл выход в виде технологии, интегрирующей лабораторные занятия, игровые методы и специфическую рабочую обстановку на площадках производственной практики. Особенностью реализации данной технологии является то, что в процессе обучения создаются смешанные разновозрастные группы. Это заставляет студентов осваивать не только элементы технологии кулинарного и кондитерского дела, но и поочерёдно выполнять различные роли в производственно-технологической цепочке, пробовать свои силы в решении реально возникающих задач, а не описанных в учебнике клише. Следовательно, такая среда мотивирует молодых людей выявлять и комплексно использовать свои знания, интуицию, навыки общения и деловой коммуникации. Одним из наиболее важных результатов «Учебной фирмы», безусловно, является ситуация, когда студент на собственном опыте обнаруживает разрыв между имеющимся у него образовательным потенциалом и профессиональными требованиями, как правило, выходящими за рамки инструктивных задач. Этот стимул работает сильнее любого педагогического нажима, про который один из законов Мэрфи мрачно утверждает, что «под давлением всё ухудшается». Когда человек самостоятельно устанавливает планку профессиональных достижений и добивается её преодоления, его усилия не сопряжены с психологическими травмами, напротив, при достижении желаемого результата повышается и самооценка, и уровень планки. Таким образом, успешный опыт применения педагогической технологии «Учебная фирма» в Назаровском аграрном техникуме им. А.Ф. Вепрева также подтверждает, что использование традиций ремесленного творчества является источником реализации гуманистических принципов в профессиональном обучении.

Такой современный метод, как организация обучения в разновозрастных смешанных группах, практикуется и в КрИМТ, хотя профессиональная специфика техникума диктует иную направленность контроля качества подготовки. Будущие сварщики и металлурги активно и успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства по международным стандартам (Ворлд Скиллз). При этом юные мастера предоставили на фотовернисаж семинара великолепные образцы авторских изделий [3, c. 47–53], каждое из которых уникально и несёт отпечаток авторской индивидуальности. В ходе выездных мероприятий семинара участники побывали в мастерской «Кузница Сибири» (директор В.О. Кикеев), где студенты проходят производственную практику и черпают вдохновение из удивительного, неиссякаемого источника ремесленного творчества.

Подобные результаты требуют неизбежных изменений в содержании, средствах, методах обучения, поскольку сойти с образовательного конвейера должен не просто человек, способный равнодушно выполнять определённый вид работы, а искусный мастер, создающий привлекательный имидж своей деятельности постоянным стремлением к профессиональному совершенствованию. Экономический интерес в виде привлечения заказчиков, безусловно, присутствует, но только им мотивация к росту мастерства не исчерпывается. Природа творчества такова, что захватывая человека целиком, пробуждает творческую инициативу, здоровую конкуренцию, развивать вкус, выбирать эстетические ориентиры, стремиться к идеалу, открывать для себя культурные ценности, вырабатывать и отстаивать оценочные суждения. Таким образом, источником человеческого измерения культуры является ремесленное дело. В отличие от крупномасштабных производств, информационных и космических технологий, высокомаржинальных нефтегазодобывающих отраслей, ремесло гуманизирует работника, принося прибыль не в денежном, а морально-нравственном эквиваленте.

Увлечение ремеслом, декоративно-прикладным искусством способствует повышению общей культуры, укрепляет моральный климат общества, формирует потенциал устойчивости к кризисным ситуациям, снижает социальную напряженность и помогает защитить подрастающее поколение от многих социально обусловленных заболеваний. Аспектам реабилитации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья были посвящены выступления А.С. Омшиной, мастерицы из Железногорска. В ряду ремёсел, известных уже много сотен лет (кузнечное и гончарное дело, ткачество, резьба по дереву, лозоплетение и т.д.), неожиданно выявилось новое направление декоративно-прикладного искусства – гильоширование. Это ремесло было создано в 80-х годах ХХ века, и в отличие от многих других направлений, имя его родоначальника известно: Зинаида Петровна Котенкова [5]. Техника гильоширования – пример того, как народные умельцы не ограничиваются филигранным владением традицион­ными видами рукоделия, а экспериментируют и на основе известных технологий, материалов, инструментов создают новые. Поистине, новое – хорошо забытое, плохо понятое или полностью переделанное старое.

Сама по себе технология не сложна и представляет собой выжигание по шёлку с помощью специальной закруглённой металлической петли, нагреваемой электрическим способом. Необычной для слушателей семинара была личность самой мастерицы и контингент её учеников. Анастасия Омшина, педагог школы дистанционного обучения (г. Железногорск), выжигает по шёлку левой рукой, потому что правая не действует от рождения. Это не сразу удаётся понять, настолько раскрепощён и самодостаточен этот творческий человек. Но самое главное, что она дистанционно и очно занимается обучением этому ремеслу детей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем. Содержание выступления на дискуссионной площадке напомнило о простом и мудром способе борьбы с недугами: «если тебе плохо – найди, кому ещё хуже и помоги ему». Ремесленное дело предоставляет возможности физической и психологической терапии, что помогает людям не просто выживать, а эмоционально насыщенно жить, понимая свою востребованность и необходимость в обществе. В свою очередь, если общество не отворачивается от людей с проблемами, а с интересом присматривается к их занятиям, выражает одобрение их успехам, перенимает их мастерство – это свидетельствует о том, что гуманитарные ценности на самом деле приносят духовные дивиденды в виде нравственного здоровья общества. Таким образом, ремесло вносит вклад в гуманизацию сферы дополнительного образования, снижая уровень социальной напряженности и помогая людям находить не иллюзорную, а вполне реальную социальную нишу и развиваться в позитивном направлении.

Участники семинара были единодушны в предложении поддержать работу по сбору и систематизации сведений о видах традиционных и актуальных сибирских ремёсел, а также о мастерах, носителях уникальных ремесленнических знаний и умений. К созданию подобного контента необходимо привлекать учащихся местных школ, а также студентов, методистов и преподавателей техникумов, колледжей и вузов. Новым аспектом профессиональной подготовки может стать информационно-консалтинговое сопровождение работы ремесленников по ряду вопросов: ресурсное обеспечение ремесленнической работы в школах, нормативно-правовая защита ремесленных ноу-хау, экономическое просвещение мастеров. Необходима просветительская работа по преимуществам продукции народных ремёсел в условиях вторжения чуждых культурных традиций, особенно на фоне появляющихся новых видов туризма (экологический, деловой, образовательный, спортивный, экстремальный, экзотический и т.д.).

Заключение

Енисейск является признанным центром ремесленного творчества Сибири. В Красноярске сосредоточено множество центров художественного ремесла и декоративно-прикладного творчества. Однако все они существуют разрозненно и ни разу не объединялись с целью просветительского и культурного влияния на общество. Региональный семинар «Ремесло и профессиональное обучение на Енисее: традиции и новации» стал первым шагом к объединению и обогащению научного, методического и практического опыта профессионального обучения в учреждениях Енисейска и Красноярска. Предъюбилейные даты в истории Енисейска и Красноярска формируют благоприятный фон для обсуждения проблем и перспектив развития ремёсел, народных промыслов в рамках профессионального обучения с целью психологического оздоровления населения.

Таким образом, ремесло и народные промыслы в современном мире могут служить эффективным средством защиты, реабилитации и социальной интеграции социально незащищенного населения, в том числе молодого поколения. Поэтому начать эту работу могут и должны учреждения высшего и среднего профессионального обучения, в частности, Красноярский государственный агроуниверситет, где реализуется направление подготовки 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям), а также смежные техникумы, колледжи и училища.

Народные промыслы существуют ныне в качестве этнической экзотики и не претендуют на заметную долю в экономике. Их социальная роль кардинально изменилась. На настоящем этапе акцент делается не на создание материальных благ и удобств, а на развитие личностных качеств, творческую инициативу, здоровую конкуренцию людей, приобщённых к ремесленному творчеству. Ремесло и народные промыслы в современном мире продолжают оставаться эффективным средством гуманизации профессионального образования, профилактики, защиты, реабилитации и социальной интеграции социально незащищенного населения, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках регионального семинара впервые была обеспечена возможность встречи мастеров и специалистов для самопрезентации и обсуждения общих проблем педагогики профессионального обучения в контексте ремесла.

Продвижение ремесленной деятельности является действенной формой патриотического воспитания молодёжи, социально-психологического оздоровления общества, особенно в кризисные периоды. Несмотря на развитие информационных технологий, производственных технологий и усиление сервис-компонента экономики, необходимо сохранять и укреплять значимость ремёсел для сохранения культурных и нравственных ценностей, самобытности и самодостаточности общества.

Автор выражает глубокую признательность членам проектного коллектива и оргкомитета мероприятия Миронову А.Г., Юфереву С.С., Кулешовой Ю.В.

Мероприятие проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности». Проект РГНФ № 16-16-24502.


Библиографическая ссылка

Лесовская М.И. ТРАДИЦИИ РЕМЕСЛА КАК ИСТОЧНИК ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24995 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074