Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Руженская Е.В. 1
1 Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское», Иваново
В статье представлен фрагмент комплексного социально-гигиенического исследования, посвященного кадровым вопросам психиатрической службы. Описана самооценка этапа профессионального развития медиков. Выявлено, что 80,5%. специалистов определяют свой этап профессионального развития как свободное владение профессией. Среди врачей этот показатель достоверно ниже среднего по выборке - 67,8%, медсестер - достоверно выше - 84,6 %. По гендерным особенностям - мужчины более критичны к своему уровню профессионального развития (свободное владение профессией - 67,9%). Выявлена прямая зависимость между повышением уровня удовлетворенности трудом и уровнем самооценки этапа профессионального развития. Специалисты, не удовлетворенные своей профессиональной деятельностью, чаще находятся на этапе самоактуализации (17,6% в целом, 16,1% среди сестринского персонала и 25,0% среди врачебного). Анализ и учет данных особенностей является одним из ресурсов кадровой работы в здравоохранении. Эффективное становление в профессии, мотивация специалистов на совершенствование позволят повысить их уровень удовлетворенности трудом и закрепить молодые кадры в медицине.
профессиональное развитие
медицинский персонал
психиатрия
1. Карасёва Т.В. Акмеологическая модель профессионального образования в сфере социального здоровья // Научный поиск. – 2014. – № 4. – С. 9-11.
2. Карасёва Т.В. Значение акмеологического научно-образовательного центра в развитии образовательного потенциала региона / Т.В. Карасёва, С.Н. Толстов, С.Ю. Толстова // Инновационное развитие регионов в условиях глобализации. – 2015. – С. 293-295.
3. Руженская Е.В. Общие вопросы мониторинга профессионального становления специалиста психиатрической службы // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2007. – Т. 12. – № 3-4. – С. 215-217.
4. Руженская Е.В. Мотивация профессионального совершенствования медицинского персонала психиатрической службы // Российский психиатрический журнал. – 2010. – Т. 5. – С. 54.
5. Руженская Е.В. Образовательная активность медицинского персонала психиатрической службы // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2013. – Т. 18. – № 2. – С. 5-11.
6. Руженская Е.В. Современная характеристика готовности к профессиональной деятельности медицинского персонала психиатрической службы // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2013. – Т. 18. – № 4. – С. 5-11.
7. Руженская Е.В. Проблемы формирования компетентности персонала психиатрической службы / Е.В. Руженская, Т.В. Карасёва // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 4. – С. 43-46.
8. Толстов С.Н. Задачи последипломного профессионального образования организаторов здравоохранения в условиях реализации национального проекта «Здоровье» / С.Н.Толстов, М.В. Тихомолов, Е.В. Руженская // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2006. – № 3. – С. 135-138.
9. Толстов С.Н. Профессионализм специалиста социальной медицины / С.Н. Толстов, Т.В. Карасева ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Шуйский гос. пед. ун-т», Межрегиональный аналитический центр «АКМЕ». - Шуя, 2007.
10. Тутельян В.А. Непрерывное профессиональное образование специалистов социальной сферы : учебник / В.А. Тутельян [и др.] ; ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» ; под ред. Толстова С.Н., Карасёвой Т.В. - Шуя, 2012. - Сер.: Управление социальной сферой региона.

Понятие этапа профессионального развития в каждой специальности понимают по-своему. В одном случае это высокая исполнительская скорость, в другом – умение качественно выполнить работу повышенного уровня сложности, в третьем – высокая творческая готовность, креативность, желание и возможность создавать новое [9].

Применительно к медицинской специальности нельзя выделить только одно какое-то направление профессионализма [2; 8; 10]. В медицине высокое профессиональное мастерство – это и умение качественно и быстро выполнять простые врачебные и сестринские манипуляции, и способность увидеть за набором количественных показателей другое качество здоровья, осваивать и создавать новое. Высокий профессионализм врача в большинстве своем складывается из сформированного «врачебного мышления» и «золотых рук», выполняющих конкретные манипуляции.  Для медицинской сестры, несмотря на её меньшую ответственность, важны эти же качества.

Целью настоящего исследования является изучение этапа профессионального развития медицинского персонала психиатрической службы. Это фрагмент комплексного социально-гигиенического исследования, посвященного кадровым вопросам психиатрической службы. В нем изучали различные аспекты: организационную составляющую, кадровую обеспеченность, профессиональную подготовку, мотивационную сферу, социально-профессиональные и профессионально-психологические характеристики персонала, самооценку состояния профессионального здоровья сотрудников психиатрической службы [3-8].

Материалы и методы.  В исследовании приняли участие 2503 сотрудника психиатрической службы. Это специалисты с высшим и средним медицинским образованием, работающие во всех учреждениях психиатрического профиля 4 регионов Центральной России: Ивановской, Владимирской, Рязанской и Ярославской областей.

Обеспеченность медицинским персоналом в этих областях обеспечивается наличием на территориях областей медицинских училищ, а также охваченностью территорий медицинскими вузами – имеются в Иванове, Ярославле и Рязани. В опросе приняли участие 603 врача (из них 182 организатора здравоохранения и 421 врач-клиницист) и 1900 человек среднего медперсонала (237 организаторов сестринского дела и 1663 практикующие медсестры). Участие в исследовании приняли медики, работающие как в психиатрической службе системы здравоохранения, так и в службе социальной защиты населения.

Медперсонал системы здравоохранения работает в психиатрических учреждениях клинического уровня, неклинических учреждениях и психиатрических кабинетах ЦРБ.

В своем исследовании по изучению кадров психиатрической службы мы использовали классификацию этапов профессионального развития, принятую в акмеологии [1].

В соответствии с ней выделено 6 этапов: допрофессионализм (первичное знакомство с профессией), адаптация к профессии, самоактуализация, свободное владение профессией, суперпрофессионализм, непрофессионализм.

Все эти составляющие были внесены в варианты ответов, подготовленные для респондентов, часть специалистов не смогли оценить свой этап профессионализма.

          Общая оценка медицинскими работниками этапа своего профессионального развития представлена по основным группам специалистов - медицинский персонал врачебного и сестринского звена (табл. 1),  гендерным подгруппам медиков (табл. 2).

Таблица 1

Самооценка медицинским персоналом  этапа своего профессионального развития

(в зависимости от профессионального статуса)

Этап профессионализма

Медперсонал психиатрических учреждений

                           Из них

врачебный

персонал

средний

медперсонал

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Допрофессионализм (первичное знакомство с профессией)

25

1,0

7

1,2

18

0,9

 

 

t1=0,3381

t2=0,1725

t3=0,4361

 

Адаптация к профессии

183

7,3

81

13,5

102

5,4

 

t1=4,1280, p1<0,001

t2=2,6484,  p2<0,01

t3=5,4422, p3<0,001

 

Самоактуализация

225

9,0

96

15,9

129

6,8

 

t1=4,3433, p1<0,001

t2=2,7078,  p2<0,01

t3=5,7147, p3<0,001

 

Свободное владение профессией

2016

80,5

409

67,8

1607

84,6

 

t1=6,1717, p1<0,001

t2=3,5225,  p2<0,01

t3=8,0732, p3<0,001

 

Суперпрофессионализм

33

1,3

7

1,2

26

1,4

 

t1=0,3201

t2=0,1426

t3=0,4060

 

Непрофессионализм

2

0,1

1

0,1

16

0

 

t1=0,4909

t2=0,3533

t3=2,5308, p3<0,02

 

Не смогли оценить

19

0,8

2

0,3

17

0,9

 

2503

100,0

603

100,0

1900

100,0

               

Примечание.  t 1-3—коэффициенты Стьюдента, p1– достоверность разницы показателей врачебного персонала (n=603) и общей выборки респондентов (n=2503), p2 - достоверность разницы показателей среднего медперсонала (СМП) (n=1900) и общей выборки респондентов,  p3 - достоверность разницы  показателей врачебного и СМП. Показатели с достоверными отличиями выделены жирным шрифтом.

 

Как мы видим, подавляющая часть специалистов определяют свой этап профессионального развития как свободное владение профессией  - 80,5%. Среди врачей этот показатель достоверно ниже среднего  по выборке - 67,8%  (p<0,001 при t=6,1717), среди  СМП  - достоверно выше  - 84,6% (p<0,01 при t=3,5225).

       Среди врачей, имеющих большую ответственность за конечный результат оказания медицинской помощи, это снижение происходит за счет смещения доли респондентов в группы этапа адаптации к профессии и самоактуализации в ней. Так, среди врачей 13,5% считают, что в профессиональном плане они находятся на этапе адаптации к профессии, что достоверно выше среднего показателя по выборке (7,3%, p<0,001 при t=4,1280), и результатов СМП (5,4%, p<0,001 при t=5,4422). Каждый шестой врач (15,9%) оценивает свой этап профессионального развития как самоактуализацию, что достоверно выше, чем в целом по выборке (9,0%, p<0,001 при t=4,3433) и в группе СМП (6,8%, p<0,001 при t=5,7147).

Относительно гендерных особенностей самооценки уровня профессионализма обращает на себя внимание, что мужчины более критичны к своему уровню профессионального развития (табл. 2). Так, оценили свой этап как свободное владение профессией 67,9% мужчин, что достоверно отлично как от средних данных  (80,5%, p<0,001 при t=4,3473), так и от показателей в группе женщин (82,2%, p<0,001 при t=4,8786). Это также происходит за счет смещения оценки в сторону адаптации к профессии (11,9% при 7,3% в целом и 6,7% у женщин, p<0,001) и самоактуализации в ней (17,7% при 9,0% и 7,9% соответственно, p<0,001).

Таблица 2

Самооценка медицинским персоналом  этапа своего профессионального развития

(в зависимости от гендерного признака)

Этап профессионализма

Медперсонал психиатрических учреждений

                     Из них

мужчины

женщины

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Допрофессионализм (первичное знакомство с профессией)

25

1,0

2

0,7

23

1,0

Адаптация к профессии

183

7,3

33

11,9

150

6,7

Самоактуализация

225

9,0

49

17,7

176

7,9

Свободное владение профессией

2016

80,5

188

67,9

1828

82,2

Суперпрофессионализм

33

1,3

5

1,8

28

1,3

Непрофессионализм

2

0,1

0

0

2

0,1

Не смогли оценить

19

0,8

0

0

19

0,8

 

2503

100,0

277

100,0

2226

100,0

      

В учреждениях здравоохранения в исследовании участвовали сотрудники больниц клинического, неклинического уровня и кабинетов в структуре ЦРБ. Психиатрические учреждения системы социального обслуживания были представлены психоневрологическими интернатами (ПНИ). Наиболее часто (83,9%) оценивают свой уровень как свободное владение профессией специалисты ПНИ, причем это прослеживается как во врачебной (73,7%), так и особенно в медсестринской (85,2%) группах.

Сходные результаты оценки своего уровня профессионализма показывают и медицинские работники неклинических (неголовных) психиатрических учреждений. В их группе достоверно самый высокая доля лиц, оценивающих свой уровень как свободное владение профессией  - 83,9% (при 80,5% в целом по выборке, p<0,05 при t=1,9664  и  80,0% в группе медицинского персонала системы здравоохранения, p<0,05 при  t=2,1926).                                                                     

Интересными представляются данные по оценке этапа своего профессионального развития сотрудниками психиатрической службы, по-разному оценивающими свою удовлетворенность трудом.

В таблицах  3-5 представлены данные по всем группам  врачебного (организаторы здравоохранения, практические врачи) и СМП (организаторы сестринского дела, практические медсестры) персонала, из числа полностью удовлетворенных, частично удовлетворенных и не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью специалистов.

Во врачебной группе (табл. 3) более высоко оценивают свой этап профессионального развития организаторы здравоохранения, чем практические врачи.  

Таблица 3

Самооценка врачебным медицинским персоналом  этапа своего профессионального развития (в зависимости от степени удовлетворенности трудом)

Этап профессионализма

                                     Медицинский персонал

    в целом

в том числе по степени удовлетворенности трудом

полностью удовлетворены

частично удовлетворены

не удовлетворены

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Организаторы здравоохранения

Допрофессионализм

0

0

0

0

0

0

0

0

Адаптация к профессии

9

4,9

1

1,8

7

5,7

1

33,3

Самоактуализация

19

10,4

5

8,9

14

11,4

0

0

Своб. владение профессией

151

83,0

49

87,5

100

81,3

2

66,7

Суперпрофессионализм

3

1,7

1

1,8

2

1,6

0

0

Непрофессионализм

0

0

0

0

0

0

0

0

Не смогли оценить

0

0

0

0

0

0

0

0

 

182

100,0

56

100,0

123

100,0

3

100,0

Практические врачи

Допрофессионализм

7

1,7

2

2,5

5

1,5

0

0

Адаптация к профессии

72

17,1

11

13,6

60

18,1

1

11,1

Самоактуализация

77

18,3

15

18,5

59

17,8

3

33,3

Своб. владение профессией

258

61,3

52

64,2

201

60,7

5

55,6

Суперпрофессионализм

4

1,0

1

1,2

3

0,9

0

0

Непрофессионализм

1

0,2

0

0

1

0,3

0

0

Не смогли оценить

2

0,4

0

0

2

0,7

0

0

 

421

100,0

81

100,0

331

100,0

9

100,0

Врачебный персонал в целом

Допрофессионализм

7

1,2

2

1,6

5

1,1

0

0

Адаптация к профессии

81

13,5

12

8,7

67

14,8

2

16,7

Самоактуализация

96

15,9

20

14,5

73

16,1

3

25,0

Своб. владение профессией

409

67,8

101

73,6

301

66,3

7

58,3

Суперпрофессионализм

7

1,2

2

1,6

5

1,1

0

0

Непрофессионализм

1

0,1

0

0

1

0,2

0

0

Не смогли оценить

2

0,3

0

0

2

0,4

0

0

 

603

100,0

137

100,0

454

100,0

12

100,0

 

Как свободное владение профессией оценили его 83,0% руководителей по сравнению с 61,3% рядовых врачей. Как и ожидалось, среди врачей достаточна доля специалистов, находящихся на этапе адаптации к профессии и самоактуализации в ней.                                                                                                                

Оценивая этап профессионализма в группах медиков с разной удовлетворенностью трудом, выявлена прямая зависимость между повышением уровня удовлетворенности трудом и уровнем самооценкой этапа профессионального развития. Так, в группе врачебного персонала среди неудовлетворенных специалистов число персонала на этапе свободного владения профессией составляет 58,3%, среди частично удовлетворенных повышается до 66,3% и в группе полностью удовлетворенных специалистов составляет уже 73,6%.  Эта же тенденция прослеживается как в группе практических врачей (55,6-60,7-64,2% соответственно), так и организаторов здравоохранения (66,7-81,3–87,5% соответственно).

В когорте сестринского персонала (табл. 4) обращает на себя внимание более высокая, по сравнению с врачебной группой, доля специалистов, высоко оценивающих свой уровень профессионального развития. Среди медсестер в целом 84,6% считают, что свободно владеют профессией,  среди врачей так оценили свой  профессиональный этап лишь 67,8%.

 

Таблица 4

Самооценка средним медицинским персоналом  этапа своего профессионального развития

(в зависимости от степени удовлетворенности трудом)

Этап профессионализма

                                     Медицинский персонал

    в целом

в том числе по степени удовлетворенности трудом

полностью удовлетворены

частично удовлетворены

не удовлетворены

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Организаторы сестринского процесса

Допрофессионализм

2

0,8

1

1,1

0

0

1

25,0

Адаптация к профессии

12

5,1

5

5,6

7

4,9

0

0

Самоактуализация

16

6,8

5

5,6

10

7,0

1

25,0

Своб. владение профессией

205

86,5

78

86,6

125

87,4

2

50,0

Суперпрофессионализм

1

0,4

1

1,1

0

0

0

0

Непрофессионализм

0

0

0

0

0

0

0

0

Не смогли оценить

1

0,4

0

0

1

0,7

0

0

 

237

100,0

90

100,0

143

100,0

4

100,0

Практические медсестры

Допрофессионализм

16

1,0

2

0,5

13

1,1

1

1,9

Адаптация к профессии

90

5,4

16

4,1

71

5,8

3

5,8

Самоактуализация

113

6,8

10

2,6

95

7,8

8

15,4

Своб. владение профессией

1402

84,3

351

90,4

1012

82,7

39

75,0

Суперпрофессионализм

25

1,5

8

2,1

17

1,4

0

0

Непрофессионализм

1

0,1

1

0,3

0

0

0

0

Не смогли оценить

16

0,9

0

0

15

1,2

1

1,9

 

1663

100,0

388

100,0

1223

100,0

52

100,0

Средний медперсонал в целом

Допрофессионализм

18

0,9

3

0,6

13

1,0

2

3.6

Адаптация к профессии

102

5,4

21

4,4

78

5,7

3

5,4

Самоактуализация

129

6,8

15

3,1

105

7,7

9

16,1

Своб. владение профессией

1607

84,6

429

89,8

1137

83,2

41

73,1

Суперпрофессионализм

26

1,4

9

1,9

17

1,2

0

0

Непрофессионализм

1

0

1

0,2

0

0

0

0

Не смогли оценить

17

0,9

0

0

16

1,2

1

1,8

 

1900

100

478

100,0

1366

100,0

56

100.0

 

Как явствует из таблицы, организаторы сестринского дела чаще оценивают свой профессионализм  как более высокий по сравнению с  рядовыми медсестрами.

Относительно же связи данного показателя с удовлетворенностью - тенденции в среде СМП сходны с врачебными. В группе СМП среди неудовлетворенных специалистов число находящихся на этапе свободного владения профессией составляет 73,1%, среди частично удовлетворенных повышается до 83,2% и в группе полностью удовлетворенных специалистов составляет уже 89,8%. Эта же тенденция прослеживается как в группе практических медсестер (75,0–82,7-90,4% соответственно), так и организаторов сестринского дела (50,0-84,7-86,6% соответственно).                                                                                                   

Все тенденции взаимосвязи этих показателей прослеживаются и в целом по выборке, доля лиц с оценкой своего этапа как высокопрофессионального (свободное владение профессией) повышается по мере повышения удовлетворенности -  70,6–78,9-86,1% соответственно (табл. 5).

Таблица 5

Самооценка  медицинским персоналом  этапа своего профессионального развития

(в зависимости от степени удовлетворенности трудом)

Этап профессионализма

                                     Медицинский персонал

    в целом

в том числе по степени удовлетворенности трудом

полностью удовлетворены

частично удовлетворены

не удовлетворены

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Врачебный персонал

Допрофессионализм

7

1,2

2

1,6

5

1,1

0

0

Адаптация к профессии

81

13,5

12

8,7

67

14,8

2

16,7

Самоактуализация

96

15,9

20

14,5

73

16,1

3

25,0

Своб. владение профессией

409

67,8

101

73,6

301

66,3

7

58,3

Суперпрофессионализм

7

1,2

2

1,6

5

1,1

0

0

Непрофессионализм

1

0,1

0

0

1

0,2

0

0

Не смогли оценить

2

0,3

0

0

2

0,4

0

0

 

603

100,0

137

100,0

454

100,0

12

100,0

Средний медицинский персонал

Допрофессионализм

18

0,9

3

0,6

13

1,0

2

3.6

Адаптация к профессии

102

5,4

21

4,4

78

5,7

3

5,4

Самоактуализация

129

6,8

15

3,1

105

7,7

9

16,1

Своб. владение профессией

1607

84,6

429

89,8

1137

83,2

41

73,1

Суперпрофессионализм

26

1,4

9

1,9

17

1,2

0

0

Непрофессионализм

1

0

1

0,2

0

0

0

0

Не смогли оценить

17

0,9

0

0

16

1,2

1

1,8

 

1900

100

478

100,0

1366

100,0

56

100.0

Медперсонал в целом

Допрофессионализм

25

1,0

5

0,8

18

1,0

2

2,9

Адаптация к профессии

183

7,3

33

5,4

145

8,0

5

7,4

Самоактуализация

225

9,0

35

5,7

178

9,8

12

17,6

Своб. владение профессией

2016

80,5

530

86,1

1438

78,9

48

70,6

Суперпрофессионализм

33

1,3

11

1,8

22

1,2

0

0

Непрофессионализм

2

0,1

1

0,2

1

0,1

0

0

Не смогли оценить

19

0,8

0

0

18

1,0

1

1,5

 

2503

100,0

615

100,0

1820

100,0

68

100,0

                                  

Специалисты, не удовлетворенные своей профессиональной деятельностью, чаще находятся на этапе самоактуализации (17,6% в целом, 16,1% среди сестринского персонала и 25,0% среди врачебного). При уточняющем анализе выявлено, что во врачебной когорте эти специалисты в основном молодого возраста, которые только начали свою врачебную деятельность, и данный этап является естественным по времени в их развитии.

       Выводы:

  1. Большая часть специалистов психиатрической службы определяют свой этап профессионального развития как свободное владение профессией - 80,5%.
  2. Среди врачей этот показатель достоверно ниже среднего по выборке - 67,8%  (p<0,001 при t=6,1717), среди  СМП  - достоверно выше  - 84,6% (p<0,01 при t=3,5225). Во врачебной группе такое снижение происходит за счет смещения доли респондентов в группы этапа адаптации к профессии и самоактуализации в ней. Организаторы здравоохранения  и сестринского дела более высоко оценивают свой этап профессионального развития, чем практические врачи и медсестры.
  3. По гендерным особенностям выявлено, что мужчины более критичны к своему уровню профессионального развития. Оценили свой профессиональный этап как свободное владение профессией 67,9% мужчин, что достоверно отличается как от средних данных (80,5%, p<0,001), так и от показателей в группе женщин (82,2%, p<0,001).
  4. Выявлена прямая зависимость между повышением уровня удовлетворенности трудом и уровнем самооценки этапа профессионального развития. Специалисты, не удовлетворенные своей профессиональной деятельностью, чаще находятся на этапе самоактуализации (17,6% в целом, 16,1% среди сестринского персонала и 25,0% среди врачебного).
  5. Анализ и учет данных особенностей является одним из ресурсов кадровой работы в здравоохранении. Эффективное становление в профессии, мотивация специалистов на совершенствование позволят повысить их уровень удовлетворенности трудом и закрепить молодые кадры в медицине.

Библиографическая ссылка

Руженская Е.В. ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25041 (дата обращения: 04.08.2021).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074