Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Бачинин И.В. 1 Терещенко Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет
Предметом рассмотрения статьи является содержание модели формирования у студентов педагогического вуза готовности к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников. Цель статьи – раскрыть современные подходы, формы и методы формирования у педагогов компетентности в сфере трезвенного просвещения школьников. Методами исследования являются анализ и обобщение теоретических и практических материалов по профилактике негативных зависимостей у подростков. Результаты работы: авторами обоснована эффективность опоры на аксиологический и деятельностный подходы в трезвенном просвещении школьников, что открывает пути к формированию зависимоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья. Раскрыто содержание, формы и методы подготовки студентов к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников. Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: результаты практического внедрения разработанной модели привели к осознанию студентами – будущими педагогами значимости формирования личных трезвенных убеждений и профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения детей и подростков.
профилактика негативных зависимостей у детей и подростков
трезвенное просвещение
воспитательная работа
1. Алмазов Б.Н. Психолого-педагогическое обоснование реабилитации социально дезадаптированных подростков: дис. … д-ра наук; Уральская государственная юридическая академия. – Екатеринбург, 1997. – 408 c.
2. Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения: монография. – Красноярск, 2004. – 103 с.
3. Бачинин И.В., Терещенко Н.В. Подготовка студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению детей и подростков // Педагогическое образование в России. –2016. – № 3. – С. 188–193.
4. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М.: Знание, 1974. – 96 с.
5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 5 с.
6. Губочкин П.И. Психология сознательной трезвости. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2001. – 96 с.
7. Ильин И.А. Собрание сочинений. – Т.3. – М., 1994. – 591 с.
8. Клещева Р.П. Табакокурение и мозг. – М.: Наука, 1991. – 123 с.
9. Куприна Н.Г. Культурологический подход в подготовке студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Педагогическое образование и наука. Международная академия наук педагогического образования. – 2013. – № 6. – С. 134-138.
10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. XI, 6. – Нижний Новгород, 2001. – 288 с.
11. Погорелов С.Т. Воспитание и культура // Просветитель. – 2007. – № 2. – С. 4-5.
12. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика, 1998. – 576 с.
13. Сурова Л. В. Православная педагогика как общественное и духовное явление. Доступ: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog.
14. Шичко Г.А. Основной словарь трезвенника. – Казань: РИЦ "Школа", 2002. – 40 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. – 17 с.

Профилактика негативных зависимостей у подростков выступает значимым компонентом в системе воспитательной работы современной школы. Развитие у обучающихся устойчивости к негативным зависимостям как способности самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья, – актуальная воспитательная задача. Это обуславливает необходимость подготовки современного педагога к трезвенному просвещению школьников: оснащению его необходимыми знаниями в этой области и эффективными методами воспитательной работы в данном направлении.

Разработанная нами модель формирования у студентов педагогического вуза готовности к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников включает следующие компоненты: целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый. Раскроем последовательно их содержание.

Целевой компонент – представляет цели и задачи подготовки студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению школьников.

В качестве стратегического вектора сформулированной цели мы определяем социальный заказ на подготовку специалиста, компетентного в вопросах «обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса» и способного «разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы», направленные на формирование основ здорового образа жизни у подрастающего поколения [15, с. 7-8].

Задачи подготовки студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению школьников:

  • формирование у студентов – будущих учителей представления о «трезвении» как духовно-нравственной ценности в отечественной культурной традиции;
  • освоение научных знаний о механизмах формирования негативных зависимостей и способах их профилактики у детей и подростков;
  • осознание значимости формирования личных трезвенных убеждений и профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения;
  • овладение методикой организации воспитательной работы по трезвенному просвещению и предупреждению негативных зависимостей у детей и подростков.

Методологический блок модели связан с обоснованием целесообразности опоры на аксиологический и деятельностный подходы в формировании у студентов готовности к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников.

Аксиологический подход определяет ценностные ориентиры в работе по предупреждению и профилактике негативных зависимостей: необходимость опоры на базовые национальные ценности в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Социально-психологическая ситуация, в которой оказалось подрастающее поколение, носит черты переходного периода: прежние стереотипы поведения в значительной мере утрачены, новые ценностные ориентиры формируются медленно и хаотично. Многим людям свойственно ощущение утраты смысла происходящего, нарастающего давления негативной информации о состоянии общества. «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» [10, с. 225].

Ситуация усугубляется мировоззренческим разрывом между поколениями. Традиционные профилактические и разъяснительные средства со стороны старшего поколения не достигают цели, поскольку в молодежных субкультурных течениях негативные зависимости выглядят социально приемлемыми и модными увлечениями. Подростки и молодежь в целом оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с разрушением и частичной утратой связей со старшим поколением [1, с. 8-12].

Выработка современных подходов к воспитанию «стрессоустойчивой» и «зависимоустойчивой» личности, способной к самостоятельному и ответственному выбору культурного развития, должна быть основана на четкой системе духовно-нравственных ценностей. По словам С.Т. Погорелова, «сегодня в образовании должна идти речь о воспитании человека культуры, с духовно-ответственным типом самосознания» [11, с. 4]. Современный нравственный идеал сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», где подчеркивается значимость укорененности личности в традициях отечественной культуры: отношение к семье как основе общества, приобщение к ценностям духовного и физического здоровья, уважение к образу жизни и культурно-историческими ценностями своего народа, чувство «личной ответственности за настоящее и будущее своей страны» [5, с. 3].

Личностно-деятельностный подход к образовательному процессу выдвигается в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения как важнейший для решения задачи самореализации и саморазвития обучающегося в качестве субъекта познавательной деятельности. Освоение студентами – будущими учителями способов профилактики негативных зависимостей у школьников на основе личностно-деятельностного подхода особенно важно. Умение практически вовлекать обучающихся в осмысление данной проблемы, в освоение форм поведения, ориентированных на ценности здорового образа жизни, открывает педагогу пути достижения воспитательных целей: развитие у детей способности сознательно избегать травмирующих переживаний и ситуаций, осваивать позитивный социальный опыт, самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.

Содержательный компонент модели связан с описанием процесса достижения поставленных цели и задач в условиях обучения в вузе.

Проблема профилактики негативных зависимостей как значимого компонента формирования здорового образа жизни может рассматриваться в рамках вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В дополнение к данной дисциплине в Институте педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» разработан спецкурс «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних», целью которого является формирование у студентов компетентности в сфере трезвенного просвещения детей и подростков.

Содержание курса представлено в следующих тематических блоках:

  • Алкогольные и никотиновые мифы: стереотипы притягательности негативных зависимостей в современном обществе.
  • Научные факты о разрушительных последствиях вредных зависимостей на организм человека.
  • Социально-психологические причины формирования зависимого поведения у человека.
  • «Провокации» современных СМИ и массовой культуры к зависимому поведению человека.
  • Трезвение как нравственный выбор личности.
  • Роль семьи в формировании ценности физического и духовного здоровья у детей.
  • Отечественный и зарубежный опыт предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних.

Вытеснение стереотипов притягательности алкогольного и никотинового общения – тема, с которой начинается курс «Методики предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних». В современном обществе сложились мифы, формирующие у людей положительное или снисходительное отношение к пьяницам и заядлым курильщикам. В молодежной среде злоупотребления различными психоактивными веществами считаются нормой, нередко выступают в качестве атрибутов моды, а зачастую в качестве показателей престижности социального положения. Напротив, люди, ведущие трезвый образ жизни и лишенные зависимостей, зачастую воспринимаются молодежью как ущербные, больные или как своеобразные «белые вороны».

Мифы о пользе алкоголя и курения развенчиваются с помощью научных данных в области психологии и медицины. В работах Б.С. Братуся, П.И. Губочкина, Р.П. Клещевой, Г.А. Шичко и многих других специалистов в данной области анализируются деформации личности при алкоголизме, раскрываются механизмы разрушения мозга человека под воздействием алкоголя и табакокурения. Информация о разрушительном воздействии на организм человека психоактивных веществ наглядно представлена во многих документальных научно-популярных фильмах. Подборка специальной литературы и видеоматериалов по данной проблеме входит в информационно-содержательное обеспечение спецкурса.

В рамках спецкурса студентов знакомят с социологическими исследованиями, характеризующими причины возникновения и развития зависимого поведения. В работах С.С. Аникина, И.Н. Введенского, Л.В. Суровой и др. отмечается значительная роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о формах зависимого поведения как необходимом атрибуте успешности. Примерами подобной дезинформации является скандальный, эпатирующий публику имидж некоторых представителей шоу-бизнеса, который используется как инструмент для привлечения публики, достижения успеха, т.е. является коммерческой составляющей многих арт-проектов. Провокационный характер современной массовой культуры формирует ложные ценности, делает притягательными аддиктивные формы поведения для незрелой личности подростка. На занятиях студенты учатся анализировать и критически оценивать подобного рода явления массовой культуры как составляющую воспитательной работы в своей будущей профессиональной деятельности.

В рамках курса студенты знакомятся с отношением к негативным зависимостям, принятым в традиционных религиях, где данная проблема рассматривается с позиции нарушения человеком духовных законов. В частности, важнейшей ценностью православной культуры выступает трезвение, которое понимается как состояние духовного бодрствования, здравомыслия, постоянного внимания человека к своей внутренней жизни и понуждения себя к благому действию [12, с. 182]. Состояние трезвения в православном сознании выступает духовной опорой человеку в нравственном выборе, в том числе, – в выборе свободы от негативных зависимостей. По словам И.А. Ильина, «нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. Чтобы слышать голос совести, человеку необходимо находиться в трезвении» [7, с. 28]. «В критических ситуациях личность, воспитанная на этих принципах, сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям, совершенствуется, становится целостной личностью, устойчивой к социальным порокам» [3, с. 189].

Обращение в образовательном процессе вуза к опыту традиционных духовных практик в решении проблемы профилактики негативных зависимостей не противоречит постулатам светской педагогики, но, напротив, дополняет и обогащает понимание ценности физического и духовного здоровья.

Технологический блок модели включает принципы, методы, средства подготовки студентов к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников.

Наиболее эффективными нам представляются методы, связанные с деятельностным погружением в проблему воспитания зависимоустойчивой личности и освоения ценностей здорового образа жизни. На занятиях в курсе «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних» студенты сами вовлекаются в активные формы деятельности, разрабатывая сюжеты ролевых игр, диспутов, творческих заданий, проектов. С одной стороны, это позволяет им закрепить полученные знания, с другой, – овладеть необходимым методическим багажом для применения этих знаний в будущей практике работе с детьми.

Освоение темы «Алкогольные и никотиновые мифы: стереотипы притягательности негативных зависимостей в современном обществе» происходит на практическом занятии в компьютерном классе. Студентам дается задание самостоятельно найти информацию на тему «Мифы о пользе табака и алкоголя». При этом студентам предлагается разделиться на группы и искать информацию по различным направлениям выделенной проблемы: «курение успокаивает, снимает стресс», «алкоголь расширяет кровеносные сосуды и согревает», «вино выводит радиацию и токсины из организма», «курение помогает сосредоточиться, содействует умственной и творческой активности человека», «спирт обладает лечебными свойствами», «регулярное употребление небольшого количества алкоголя способствует продолжительности жизни», «шампанское поднимает настроение, создаёт ощущение радости и является главным атрибутом праздника» и пр. Данное задание включает поиск информации, как подтверждающей перечисленные позиции, так и опровергающей ее. Во второй половине занятия студенты представляют найденную информацию и обсуждают ее.

Организованное таким образом практическое занятие позволяет студентам на собственном опыте почувствовать эффект педагогического приема переориентации воспитательной задачи: вместо назидания и запугивания при изложении фактов негативного влияния на организм пагубных привычек – развитие способности к критическому осмыслению самостоятельно найденной и проанализированной информации. Такие занятия-практикумы дают стимул для дальнейшего изучения проблемы в работе над индивидуальными или коллективными проектами.

Эффективной формой занятий, способствующей развитию критического мышления и способности к самостоятельному нравственному выбору, являются уроки-визуализации. Значительный эффект производит демонстрация на занятии и обсуждение фрагментов художественных фильмов о трагедиях в судьбах деятелей культуры, связанных с пагубными пристрастиями (например, фильм о В.В. Высоцком «Спасибо, что живой»). Обращение к искусству дает возможность эмоционально-образной визуализации проблемных ситуаций, их эмоционального переживания, развивает способность выявлять причинно-следственные связи случайных, на первый взгляд, событий в жизни героя, прогнозировать и предупреждать подобные события в собственной жизни.

Знакомя студентов с методами профилактики негативных зависимостей в работе с подростками, мы анализируем такой распространенный метод, как показ документальных фильмов о вреде никотина, алкоголя, наркотиков, их разрушительного воздействия на организм. Студенты отмечают, что подобные фильмы оставляют тяжелое впечатление, вызывают страх и отвращение к увиденному. В то же время в работе с подростками такие фильмы не всегда приводят к желаемым результатам. Подростку кажется, что с ним этого никогда не случится, что лично его это не касается. Зачастую подростки откровенно смеются над такой антирекламой табака или алкоголя, считая ее надуманной и преувеличенной специально для того, чтобы их запугать.

Сравнивая документальный и художественный фильмы, студенты приходят к выводу, что художественное переживание включает иные механизмы восприятия, вызывая эмоциональную отзывчивость, сопереживание, побуждая воспринимающего к внутреннему диалогу с самим собой, автором, героем произведения. Эффект от просмотра художественного фильма гораздо более действенный, поскольку «в художественном переживании аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [9, с.135].

Особенный интерес к проблеме вызывают ситуации обсуждения, спора, диспута, возникающие на занятии. Высказывая свою точку зрения, формулируя собственное отношение к обсуждаемой проблеме, студенты (а впоследствии – их подопечные) не только закрепляют полученные знания, но и осваивают коммуникативные компетенции: учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вырабатывают лояльность, толерантность, инициативность, самостоятельность суждения.

Примером подобных конструктивных обсуждений проблемы выступают лекции-диалоги, проводимые совместно двумя (или тремя) преподавателями, раскрывающими тему о вреде негативных зависимостей с позиции разных дисциплин (физики, химии, истории, гражданского права, морали и пр.). Особый статус доверия приобретают занятия, на которые приглашаются священнослужители, способные раскрыть данную тему с позиции традиционных религий. Например, православный священник может познакомить школьников с трезвением как важнейшей ценностью православного сознания. Диалог светского и православного педагогов на уроке приводит к единому выводу: оградить себя от духовного порабощения возможно только в том случае, если человек умеет выявлять причинно-следственные связи, являющиеся основанием несвободного, зависимого поведения, и через осознанные личные усилия последовательно конструировать и реализовывать программу трезвенного образа жизни.

В рамках курса студенты овладевают такими методами активного обучения, как ролевые игры, моделирующие конкретные жизненные ситуации, в которых возможно употребление алкоголя и табака («День рождения без родителей», «Дискотека» и т.д.), диалоговые обсуждения просмотренных кинофильмов, образное моделирование ценностного поведения в творческой деятельности (создание медиа-презентаций, слайд-фильмов, медиа-роликов, самовыражение в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), творческие задания в форме групповых проектов, стимулирующих многообразие решений, к которым трудно было бы прийти в одиночку, волонтерские акции, социально значимые проекты.

Итоговый компонент заключает результаты работы по подготовке студентов к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников.

Теоретическое исследование проблемы позволило нам выделить следующие показатели готовности студентов к трезвенному просвещению школьников:

  • когнитивный — полнота представлений о ценности физического и духовного здоровья, знание принципов организации воспитательной работы по трезвенному просвещению школьников и методов профилактики у них негативных зависимостей;
  • мотивационно-ценностный – осознание значимости приобщения детей к ценностям здорового образа жизни, наличие высокой профессиональной мотивации к трезвенному просвещению школьников;
  • деятельностный – активный поиск и освоение в образовательном процессе продуктивных способов формирования зависимоустойчивой личности.

При диагностике мы использовали следующие методики: творческие задания на решение проблемных ситуаций, опросы и анкеты в этических беседах, наблюдение за школьниками в процессе ролевых игр, выполнения групповых творческих проектов, диспутов в ситуациях проблемно-ценностного общения.

Опытно-поисковая работа проводилась в ряде школ Екатеринбурга и Свердловской области во время педагогической практики магистрантов Института педагогики и психологии детства, обучающихся по программе «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Результаты практического внедрения разработанной модели позволяют сделать вывод об эффективности аксиологического и деятельностного подходов в организации воспитательной работы по профилактике негативных зависимостей у школьников. Применение разнообразных форм и активных методов трезвенного просвещения формируют у обучающихся способность к осознанному выбору ценности здоровья как способ жизнестроительства и основы личностного развития.


Библиографическая ссылка

Бачинин И.В., Терещенко Н.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕГАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25200 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674