Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СЕРВИС»

Смирнова Ж.В. 1 Мухина М.В. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
В статье раскрывается роль самостоятельной работы в учебных заведениях. Отражена структура и содержание самостоятельной работы по основной образовательной программе направления подготовки «Сервис». Раскрыты значимые критерии влияния самостоятельной работы студентов на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза. Рассмотрены основные современные формы и методы самостоятельной работы. В статье раскрывается организация профессиональной подготовки специалистов в сфере сервиса, который осуществляется поэтапно. Раскрыта цель профессиональной подготовки специалистов, которой является удовлетворение потребности конкретной личности в получении профессии и одновременное удовлетворение кадровой потребности производства. Проанализирован план учебного процесса по квалификации бакалавр, направления подготовки «Сервис», с учетов установки самостоятельной работы в плане. Дана аналитическая характеристика соответствия стандарта и учебного плана, содержание и объем дисциплин, связанные с профессиональными компетенциями.
подготовка бакалавров
роль самостоятельной работы в обучении
значение самостоятельной работы направление подготовки сервис
баклавариат
федеральный государственный стандарт.
1. Кутепова Л.И., Мухина М.В., Смирнова Ж.В. Проведение научно-практической конференции по практике – эффективный механизм повышения роли и значения практики для студентов, обучающихся по сервисным направлениям // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 2 (6). – С. 16.
2. Мухина М.В., Смирнова Ж.В., Сухарева Е.В. Совершенствование процесса формирования профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса в НГПУ им. Козьмы Минина // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 6 (34). – С. 121-124.
3. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой //В мире научных открытий. – 2013. – № 7 (43). – С. 22-31.
4. Седых Е.П. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе // European Social Science Journal. – 2013. – № 11-1 (38). – С. 43-48.
5. Смирнова Ж.В. Подготовка мастера профессионального обучения в структуре инженерно-педагогического вуза: автореферат дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
6. Смирнова Ж.В. Повышения качества образования в системе профессионального образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции Наука и образование в XXI веке (30 января 2015 г.): в 5 частях. Ч. IV. – М.: «АР-Консалт», 2015. – С.141-142.
7. Смирнова Ж.В. Совершенствование тарифной политики, контроля за деятельностью локальных монополий и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг // Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (23 ноября 2014). – Н.Новгород: Мининский университет, 2014. – С. 275.
8. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции Научные исследования: о теории к практике. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 169-172.
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // Вестник образования России. – № 7. – С.14-15.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 627).
11. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2010. – 30 с.
12. Электронные курсы НГПУ им. К. Минина в системе обучения Moodle [Электронный ресурс] – http://ya.mininuniver.ru.

Задача высшего образования заключается в формировании личности специалиста, способного к творческому мышлению, саморазвитию и инновационной деятельности. Решение данной задачи не реализуется только путем передачи знаний от преподавателя к студенту. Большое значение имеет способ получения студентом знаний, с помощью которых он способен сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В настоящее время реформа образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует отметить, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В настоящее время в результате реформирования систем высшего образования возросло значение самостоятельной работы как один из видов организации учебной деятельности обучающихся. Данную значимость самостоятельной работы в учебном процессе можно определить по следующим признакам:

  1. Основополагающая задача современного образования – подготовка высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста в своей сфере.
  2. Постоянное совершенствование собственных умений и знаний, усвоенных на практических и самостоятельных работах.
  3. Изменение организации образовательного процесса – увеличение времени на самостоятельную работу, сокращая при этом аудиторную нагрузку преподавателя.
  4. Особое значение в обучении опирается на самостоятельную работу.

Вышеуказанные признаки организации самостоятельной работы в процессе обучения предполагают внедрение не только самой самостоятельной работы, но и внедрение в организацию учебной деятельности активных методов обучения для получения знаний, умений и навыков. В данном случае речь идет об увеличении часов на самостоятельную работу, которые направлены на формирование у обучающихся саморазвития  творческого подхода к профессиональной деятельности.

Общество на современном этапе приобретает разносторонние знания в рамках учебной программы, но эти знания через несколько лет могут потерять свою актуальность. Поэтому единственным способом стать компетентным специалистом нашего современного общества является самообразование.

Тем самым определяется основная задача педагога высшего образования, приоритеты данной задачи будут заключаться в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Решение поставленной задачи способствует развитию и совершенствованию передачи знаний. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

С этого и определяется, что самостоятельная работа будет не просто формой организации образовательного процесса, а станет основным фундаментальным началом обучающегося в своей самостоятельной деятельности.

Под самостоятельной работой обучающегося понимается совокупность самостоятельной деятельности студентов в учебной аудитории и в не учебной аудитории, с присутствием и без присутствия преподавателя. Главным участником данного процесса будет являться обучающийся, а весь организационный процесс будет основным целеполаганием. В организацию данного учебного процесса, кроме обучающихся, задействовано большое количество участников:  авторы учебников и составители учебных пособий, экзаменаторы и эксперты, оценивающие степень владения компетенциями, составители учебных программ и планов, преподаватель.

Цель обучаемого – освоить тот или иной объем знаний. Его главной задачей будет являться усвоение предлагаемой преподавателем информации и закрепление ее с тем, чтобы у него сформировалось требуемое умение. Для такого подхода к обучению обучающийся должен быть готов к автономному принципу, основа которого «учись учиться».

Внедрение в процесс обучения самостоятельной работы обучающегося приводит к пересмотру, а именно – к оптимизации методов и средств обучения. К новому подходу в организации самостоятельной работы относятся: внедрение в учебный процесс новых технологий, совершенствование методики проведения научно-исследовательской работы обучающихся, системы текущего и итогового контроля, введение балльно-рейтинговой (накопительной) оценки. При этом сама организация самостоятельной работы обучающихся заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности обучающихся в ходе всех  видов учебной деятельности.

Основными направлениями организации учебного процесса самостоятельной работы являются:

  • активные формы самостоятельной работы (взаимодействие педагога с обучающимся);
  • интерактивные формы самостоятельной работы (взаимодействие не только педагога с обучающимся, но и взаимодействие обучающихся между собой).

Реализация самостоятельной работы происходит в процессе аудиторных занятий: лекциях, практических занятиях, на лабораторных работах, семинарских занятиях.

Самостоятельная работа вне аудитории – это работа в библиотеке, дома, при выполнении творческих заданий.

Рассматривая вопрос организации самостоятельной работы обучающихся Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина по направлению подготовки Сервис, мы будем иметь в виду внеаудиторную работу.

Следует отметить, что аудиторная работа – это активное владение знаниями, понимание материала с участием преподавателя, данная работа особенно выражена на младших курсах обучения обучающихся. Опыт организации самостоятельной работы в группах по сервисной деятельности показывает, что на первых годах обучения преемственность дисциплин оказывается весьма низкой, отсутствует междисциплинарная связь. Не выдерживается норматив образовательного стандарта  по отводимому учебному времени обучающегося.

Организации учебного процесса кафедрой технологий сервиса и технологического образования определяет количество объема часов на самостоятельную работу в разработанных преподавателем  рабочих программ дисциплин или программ модуля. Из этого вытекает ряд проблем по организации самостоятельной работы: не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Эти факты настраивают студента к формальному выполнению работы (списыванию, минимальному количеству времени на выполнение задания).

Исследования организации процесса обучения группы по направлению подготовки Сервис показали, что довольно распространённым стало несамостоятельное выполнение курсовых работ, домашних заданий. Обучающийся потерял активность работы, творческий подход к выполняемым проектам.

Перед преподавателями кафедры встала проблема эффективной профессиональной деятельности – мотивация самостоятельной работы обучающихся.

Решение данной проблемы рассмотрим через активизацию самостоятельной работы:

1. Полезность выполняемой работы.

Обучающимся выдаются задания на курсовые проекты, дипломную работу на младших курсах обучения, чтобы он смог выполнять самостоятельную работу по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие обучающихся в творческой деятельности.

Обучающиеся по направлению подготовки Сервис принимают активное участие в научно-исследовательской работе, конференциях, проводимые на кафедре Технологий сервиса и технологического образования НГПУ им. К. Минина, а также в других вузах.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика.

Этот метод подразумевает использование педагогом активных методов в учебном процессе. Таким подходом являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ. В электронной образовательной среде Moodle НГПУ им. К  Минина есть такая возможность применения всех активных форм обучения: проведения вебенаров, урока эссе и т.д.

4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний: использование в учебном процессе рейтинг-плана по дисциплинам, тестовые, контрольные, расчетно-графические задания в системе Moodle. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

Хочется отметить, что система Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов курса разнообразные форматы электронных документов, при этом основным преимуществам системы являются:

- четкая структура и наглядность представленного учебного материала;

- индивидуальность траектории обучения, выбор определенного темпа, времени и места аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;

- проверка знаний и контроля успеваемости обучающихся;

- ведение посещаемости и активности обучающихся;

- и др. [12].

Электронные курсы по изучаемым дисциплинам предоставляют обучающимся новые возможности – можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по изучаемой дисциплине, ознакомиться с дополнительными источниками, которые точно соответствуют темам дисциплины. В этом случае у обучающихся имеется возможность также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплины: - анкетный опрос; - вики; - глоссарий; - опрос в режиме голосования; - форум; - чат; - и др. Обсуждения и совместная работа могут быть организованы с помощью чатов и форумов. Чаты, форумы и опросы можно использовать для получения обратной связи в группах. Добавление в курсы Wiki позволит обучающимся работать вместе над общим заданием

Организация такой формы обучения самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки «Сервис» в вузе заключается в создании условий активности, самостоятельности и ответственности студентов не только в аудитории, но и вне ее в ходе выполнения всех разработанных преподавателем видов учебной деятельности.

В настоящее время в стандартах высшего образования по направлению подготовки «Сервис» на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента – 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу обучающихся. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу.

Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

Нами рассмотрены два основных направления построения учебного процесса студентов, обучающихся по направлению подготовки «Сервис», которые основаны на самостоятельной работе.

Первое направление – увеличение роли самостоятельной работы обучающихся в процессе аудиторных занятий. При этом преподавателями кафедры разработаны и введены в практику новые формы и методы организации аудиторных занятий.

Второе направление – повышение активности  обучающихся по всем видам самостоятельной работы во внеаудиторное время: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы, выполнение домашних заданий разнообразного характера, выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы, выполнение курсовых проектов и работ, подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Одним из важнейших факторов эффективности самостоятельной работы обучающихся в вузе является разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса. Данные разработки позволяют организовать преподавателю проблемное обучение.

С применением электронно-образовательной среды Moodle в процессе обучения студентов в вузе можно проверить результативность самостоятельной работы.

Существуют следующие виды контроля:

 - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

 - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена.

В первую очередь следует отметить рейтинговую систему контроля, применяемую во многих вузах, в том числе и в НГПУ им. К. Минина. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы обучающегося в течение семестра.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

Анализируя применения при организации самостоятельной работы активных и интерактивных форм  обучения в сопровождении педагога, применяемых  при выполнении  определенной части самостоятельной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Самостоятельная работа выходит на первый план и приобретает новую роль: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.
  2. Итоги самообразовательной деятельности обучающегося  включают в процесс приобретения: структурирования и закрепления знаний.
  3. По мере этапа обучения обучающегося от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы постоянно возрастают, при этом формы организации становятся более разнообразными.
  4. Творческая составляющая в самостоятельной работе обучающихся должна стать неотъемлемой ее частью.
  5. В процессе организации самостоятельной работы педагог становится научным консультантом и соавтором творческой деятельности обучающихся.
  6. Внедрение в процесс организации самостоятельной работы новых информационных технологий становится необходимым для эффективной работы обучающихся и учета их индивидуальных достижений.
  7. Возникает острая необходимость в организации повышения педагогической квалификации преподавательского состава в вопросах организации самостоятельной работы обучающихся.
  8. Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть обеспечение обучающихся учебной и учебно-методической литературой по каждому из предметов курса, содержащей практические задания для работы, предъявляемые требования, критерии оценки, тесты и задания для самопроверки, научно-методические рекомендации по организации и оформлению работ, рекомендуемую литературу.

В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы обучающихся в вузе с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель – помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.


Библиографическая ссылка

Смирнова Ж.В., Мухина М.В. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СЕРВИС» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25314 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674