Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ В РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Братухин А.Г. 1 Магазева Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассматривается необходимость в раскрытии основных особенностей и закономерностей формирования системы научного знания о репродуктивном здоровье медицинских работников, превращения ее в научный институт. К факторам, влияющим на репродуктивное поведение, можно отнести: социально-экономическую ситуацию в стране, трансформацию института семьи, изменение социальных установок, статусных, социальных характеристик, принадлежность к определенному виду профессиональной деятельности. Разработка программы индивидуальной профилактики негативного воздействия средовых факторов и личностных факторов определяется противоречием между необходимостью создания системы сопровождения репродуктивного поведения медицинских работников и отсутствием единого подхода, учитывающего гигиенические и психологические факторы. Контроль за производственными и другими средовыми факторами, контроль за факторами трудового процесса и образа жизни, динамическое взаимодействие со службами охраны труда, социально-гигиенический мониторинг, а также обеспечение положительной динамики, проявляющейся в нормализации условий труда и повышения уровня осознанности, самостоятельности и удовлетворенности медицинского работника при реализации репродуктивной стратегии необходимы для совершенствования охраны здоровья работающих и повышения уровня осознанности медицинских работников при реализации репродуктивного поведения.
гигиена
психология
репродуктивное здоровье
медицинские работники
1. Беляева М.А. Кто поможет молодежи в построении личной репродуктивной стратегии? / М.А. Беляева // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 1 (33). – С.236-243.
2. Братухин А.Г., Магазева Е.А. Временная перспектива как субъективное отражение репродуктивного поведения // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. – 226 с.
3. Братухин А.Г., Магазева Е.А. Мотивационные объекты и способы достижения цели в репродуктивном поведении молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21815.
4. Братухин А.Г., Магазева Е.А. Визуальное конструирование здоровьесберегающего репродуктивного поведения. Совершенствование системы гигиенического воспитания. Методические рекомендации. – Омск: ОмГМА, 2014. – 40 c.
5. Евстифеева Е.А., Рассадин С.В., Филиппченкова С.И. Репродуктивное здоровье молодежи: риски поведения, атрибуция ответственности и качество жизни // Перспективы науки. – 2010. – № 8 (10). – С. 17-21.
6. Ильясов Ф.Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения: эконом. и социал. перемены. – 2013. – № 1. – С. 168-177.
7. Магазева Е.А. Стратегии и детерминанты личностного выбора: на примере выбора профессии : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Юж.-Ур. гос. ун-т. – Омск, 2010. – 25 с. : ил.
8. Магазева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 3 (23). – С. 8.
9. Маренко В.А. Системный подход к статистическому анализу медицинской информации / В.А. Маренко, Н.В. Дедюлина // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2009. – № 10. – С. 45-48.
10. Кожевников С.Н., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. Роль образа жизни и социальных факторов в формировании нарушений здоровья медицинских работников // Здоровье населения и среда обитания. – 2013. – 2 (239): 15-9.
11. Потапенко А.А, Проблема профессионального риска и охраны репродуктивного здоровья медицинских работников: автореф. дис. … д-ра мед. наук: 14.00.50 / Научно-исследовательский институт медицины труда. – Москва, 2008. – 49 c.
12. Ражина Н.Ю., Лобова Т.Г. Социальные представления о личности врача как фактор формирования клинического мышления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 4-1. – С. 145-148.
13. Семенова Н.В., Ляпин В.А. Физическая активность студентов спортивного ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-10510.

Получение новых сведений в изучении проблем репродукции является поводом для обсуждения вопросов, касающихся междисциплинарного взаимодействия областей научных знаний психологии и гигиены. Современные тенденции, связанные с интеграцией и дифференциацией медицинской науки, коснулись и проблемы репродукции медицинских работников, которой уделяется все больше внимания. Возникает потребность в институционализации явления сочетанием положений гигиенических, психологических, экономических, юридических и других наук. Гигиена и психология по отдельности не могут в полной мере объяснить суть репродуктивных потерь у медицинских работников, однако, формализация профилактики в рамках института с определенной структурой отношений научных областей определяет более полноценную и своевременную доступность к индивидуальному управлению репродуктивным здоровьем.

Неустойчивость рождаемости в Российской Федерации является актуальной проблемой, поскольку является угрозой сохранения национальной безопасности, в частности демографической безопасности. Важность изучения репродуктивного поведения состоит в том, что оно определяет успешность реализации репродуктивной функции и здоровье поколений.

Управление репродукцией должно учитывать не только контроль за здоровьем и средовыми факторами. Неотъемлемой частью управления является учет особенностей репродуктивного поведения, личной репродуктивной стратегии в конкретный период жизненного пути и, как частность, – в профессии [1, 10].

К факторам, влияющим на репродуктивное поведение, можно отнести: социально-экономическую ситуацию в стране, трансформацию института семьи, изменение социальных установок, статусных, социальных характеристик, принадлежность к определенному виду профессиональной деятельности [13].

Особенностью в реализации репродуктивной стратегии является то, что происходит прокрастинация, которая проявляется как откладывание решения задач на потом, в основном из-за отсутствия конкретных знаний, как это правильно выполнить.

Проблема репродуктивного поведения медицинских работников значима с нескольких точек зрения [11]:

Во-первых, деятельность медицинских работников проходит в условиях повышенных социальных требований и связана с высоким умственным и эмоциональным напряжением, определяющим уровень психологической устойчивости или неустойчивости врача. А неумение регулировать психическое состояние может приводить к ухудшению здоровья, что может повлиять на успешность репродуктивного поведения и приводить к неблагополучию в сфере межличностных и семейных отношений.

Во-вторых, неблагоприятные условия медицинского труда определяют высокий уровень личностной активности и, как следствие, утомление, подверженность стрессам и отсутствие должного внимания к собственному здоровью.

В-третьих, несовпадение нормативной и реальной продолжительности рабочего времени обуславливают чрезмерное личностное погружение врача в ситуацию деятельности за пределами рабочего дня, что может определять конфликтные ситуации в семейной жизни, недостаточность времени для планирования и реализации репродуктивной стратегии.

В-четвертых, содержание и условия медицинского труда, взаимодействие специалиста с людьми в наиболее тяжелые периоды их жизни определяют наличие ряда профессиональных нормативных, ненормативных и острых кризисов, разрешение которых может сказываться на физическом и психическом состоянии врача.

В-пятых, необходимость постоянного принятия профессиональных решений, высокий уровень персональной и коллегиальной ответственности за результаты действий может приводить к эмоциональному и физическому истощению и выгоранию [12].

Перечисленный ряд предпосылок может негативно сказываться на репродуктивном поведении медицинского работника и проявляться как на уровне репродуктивных установок, так и на уровне конкретных действий. Врачи, в силу особенностей медицинского труда, могут испытывать серьезные проблемы со здоровьем. Также они могут негативно оценивать условия профессиональной деятельности с точки зрения их влияния на реализацию потребности в детях [8].

Повышение внимания к своему здоровью у медицинского работника будет усиливать внутрисистемную гармонизацию процессов на рабочем месте и в репродуктивном здоровье с учетом личностных особенностей.

В психологических подходах к исследованию репродуктивного поведения акцент делается на изучении репродуктивного поведения женщин, их личностных особенностей, специфики переживания ими внутриличностных конфликтов, связанных с планированием и рождением детей [6].

Также при изучении репродуктивного поведения в качестве его основных составляющих выделяют: потребности, мотивы, установки и цели. В контексте жизненного пути рассматриваются репродуктивные события, имеющие значимость для личности и оказывающие влияние на ее жизненный путь [5].

В гигиенических исследованиях изучается роль воздействия факторов внешней среды на репродуктивное здоровье населения [9].

Основой нашего подхода является то, что репродуктивную стратегию медицинских работников необходимо рассматривать в контексте их целостной жизнедеятельности, в которой ключевым элементом выступает профессиональная принадлежность. Важным является определение степени осознанности выстраивания репродуктивной стратегии в контексте целостной жизни с учетом содержания и условий труда. Конструктивность стратегии будет зависеть от понимания медицинским работником того, насколько соотносится его личная репродуктивная стратегия с профессиональной и от степени ответственности за ее реализацию.

В результате действия разного рода факторов репродуктивная стратегия медицинского работника может быть активной или пассивной, ситуативной или осознанной, самостоятельной или зависимой от других людей и обстоятельств, конструктивной или деструктивной, с учетом ближайшей или долгосрочной перспективы.

Таким образом, личную репродуктивную стратегию медицинских работников будут определять две группы факторов.

К первой группе объектных факторов можно отнести:

  • условия труда медицинского работника, затрудняющие реализацию его базовых потребностей, например, потребность в рождении и воспитании детей;
  • условия профессионального функционирования, которые определяются по показателям вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса.

Ко второй группе субъектных факторов относятся:

  • потребности, мотивы, установки, ценности, во многом обусловленные их профессиональной деятельностью;
  • когнитивный потенциал медицинского работника, на уровне которого осуществляется разработка репродуктивных целей, построение мыслительной модели по их достижению, прогноз и планирование действий.

Наши исследования показали, что только 50 % молодых специалистов обозначают и осознают будущую семейную жизнь и рождение детей в качестве значимой цели. В то же время они, несмотря на осознание необходимости достижения этой цели, испытуемые обладают фрагментарными знаниями относительно тех способов и средств, которые необходимы: они не способны детально структурировать будущее, не осознают необходимую последовательность действий для реализации цели и не готовы к преодолению возможных препятствий. Это дает нам основание предполагать, что испытуемые не способны к оптимальному изменению содержательных и временных характеристик плана в зависимости от внешних условий и внутренних возможностей.

На основании проведенных эмпирических исследований выделено четыре основных характеристики, содержательно описывающие репродуктивную стратегию медицинских работников [2, 3, 7]:

  1. Осознанность, которая проявляется в том, насколько осознанно планируются действия, связанные с рождением детей в контексте жизненного пути медицинского работника с учетом содержания, условий труда и жизненных целей;
  2. Самостоятельность при принятии и реализации репродуктивных целей или ожидание поддержки других людей, обращение за медицинской, психологической и другими видами помощи;
  3. Своевременность реализации репродуктивных целей с учетом жизненных задач, поставленных в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  4. Удовлетворенность как оценка медицинским работником собственных потребностей, мотивов, установок и ценностей и возможностей реализовать их в жизненных обстоятельствах.

Модель коррекции репродуктивного поведения медицинских работников, по нашему мнению, включает два основных момента:

  1. Организационно-деятельностный;
  2. Субъектный – включает совокупность средств и методов воздействия, направленных на осознание личной репродуктивной стратегии, внутренних и внешних ресурсов для ее реализации.

Таким образом, программа коррекции репродуктивного поведения медицинских работников будет варьироваться в зависимости от конкретного запроса, индивидуально-личностных особенностей медицинского работника, специфики содержания труда и ее напряженности.

Актуальность разработки такой программы определяется противоречием между необходимостью создания системы сопровождения репродуктивного поведения медицинских работников и отсутствием единого подхода, учитывающего гигиенические и психологические факторы [4].

Цель программы состоит в создании и оптимизации системы гигиенического и психологического сопровождения репродуктивного здоровья медицинских работников.

В качестве задач обозначены:

  1. Обеспечение комплексного подхода к решению проблем планирования и реализации репродуктивного поведения медицинских работников, преодоление трудностей, связанных с воздействием производственных факторов, содержанием профессиональной деятельности и, как следствие, приводящих к ухудшению здоровья;
  2. Создание оптимального комплекса методик для специалистов, оказывающих гигиеническое и психологическое сопровождение;
  3. Оказание специализированной комплексной помощи медицинским работникам, направленной на коррекцию их репродуктивного поведения.

Основные принципы при разработке и реализации программы:

  1. Принцип системного подхода – реализация сопровождения в условиях целостного подхода, учет влияния факторов внешней среды на психику человека;
  2. Принцип комплексного подхода – междисциплинарный подход в диагностике, консультировании и коррекции, основанный на взаимодействии специалистов по охране труда, медицинского и психологического профилей;
  3. Принцип развития – динамический анализ проблем, возникающих на различных этапах профессиональной деятельности медицинских работников, влияющих на их репродуктивное поведение;

Ожидаемые результаты программы:

  • контроль за производственными и другими средовыми факторами, контроль за факторами трудового процесса и образа жизни, динамическое взаимодействие со службами охраны труда, социально-гигиенический мониторинг;
  • обеспечение положительной динамики, проявляющейся в нормализации условий труда и повышения уровня осознанности, самостоятельности и удовлетворенности медицинского работника при реализации репродуктивной стратегии;
  • разработка методов оценки эффективности проводимой комплексной диагностико-консультативной работы;
  • получение обратной связи от медицинских работников, получающих консультативную помощь;
  • разработка и апробация эффективных технологий, способствующих охране здоровья работающих и повышению уровня осознанности медицинских работников при реализации репродуктивного поведения.

Библиографическая ссылка

Братухин А.Г., Магазева Е.А. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ В РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25331 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674