Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВРАЧА – СТОМАТОЛОГА В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гетман Н.А. 1 Зырянов Б.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Представлены результаты анкетирования слушателей курсов повышения квалификации по стоматологическим специальностям. Выявлены основные подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) слушателя курсов. Проанализированы условии проектирования ИОМ. Определено, что содержание проектировочного компонента ИОМ направлено на осуществление деятельности, связанной с отбором содержания повышения квалификации, выбором средств обучения, адекватных намеченной цели, проектированием процесса обучения слушателей курсов учебной дисциплине, в том числе с учётом специфики стоматологической специальности, планированием индивидуальной работы с обучающимися с учетом психологических и андрагогических (возрастных) особенностей. Уточнены основные требования к многообразию, многоуровневости и многовекторности подготовки, предоставляющей врачу возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям медицины. Авторы показали, что исходя из специфики профессиональной подготовки слушателей стоматологических специальностей в системе последипломного образования, когда нет возможности ознакомиться с основами проектировочной деятельности в процессе изучения педагогических и психологических дисциплин, возникает необходимость специальной подготовки слушателей к проектированию ИОМ.
готовность к проектированию индивидуального образовательного маршрута
принципы создания иом
индивидуальный образовательный маршрут (иом)
проектирование
1. Гетман Н.А., Зырянов Б.Н. Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании (на примере стоматологических специальностей) // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 85-90.
2. Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск: НП «СибАК», 2014. – № 40. – С. 78-87.
3. Государственная программа Российской Федерации: «Развитие образования на 2013 – 2020 годы. http://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения 08.09.2016).
4. Евтуха Д.В. Современные проблемы учебной мотивации при подготовке врача [Электрон. ресурс]: http://www.bsmu.by/index.php?option=com_content&view=article&id= 3030:2026-05-08-02-49-49&catid=156:32005& Itemid=52 (дата обращения: 02.10.2016).
5. Зырянов Б.Н. Преемственность додипломного и последипломного образования по стоматологическим специальностям // Экономика и менеджмент в стоматологии. – 2010. – № 3. – С. 93-94.
6. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библ. журнала «Методист». – 2006. – № 9. – С. 4-7.
7. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе. URL: http://www.dvgu.ru/umu/ ZakRF/doktrin1.htm (дата обращения: 18.10.2016).

В последнее время становится актуальным подход к организации образовательного процесса в последипломном образовании, который заключается в том, что он ориентирован на формирование у обучающихся умений самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в своей профессиональной деятельности. Анализ реализации профессиональных стандартов показал, что стандарт направлен на цели и ценности профессиональной деятельности, перспективные потребности личности, общества и государства в сфере профессионального образования [7]. Сформировавшееся в последние годы новое представление о ценностях профессионального образования вывело на первый план развитие личности, ее саморазвитие и самореализацию в профессии с помощью, в том числе и проектирования своего профессионального развития с помощью самостоятельной работы. И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половинкова, М.Н. Скаткин и другие самостоятельную работу рассматривают как средство включения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. Мы же рассматриваем реализацию индивидуального образовательного маршрута как условие качественного изменения не только профессионального образования, но и последипломного образования уже сформировавшихся профессионалов-врачей.

Цель нашей работы – выявление условий, позволяющих проектировать индивидуальный образовательный маршрут слушателей курсов повышения квалификации.

Материал и методы исследования

Раньше система образования была транслятором социального опыта, теперь она становится катализатором социальной мобильности человека, открывает ши­рокие возможности для быстрого продвижения по профессиональной лестнице. Анализируя прошлый опыт высшего образования, можно отметить, что советская система образования, без сомнения основательная и качественная, перестала отвечать запросам общества. Сегодняшним выпускникам вуза необходимо прививать умения, позволяющие совмещать аналити­ческие способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных техноло­гий. В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, многоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая врачу возможность успешной адап­тации к быстрым и резким трансформациям медицины [6]. Свободное обучение в условиях инновационной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе сво­его обучения. С точки зрения современной (гуманистической) парадигмы образования под индивидуализацией обучения мы понимаем личностно-ориентированный подход к образованию, в том числе и взрослых, как к системе средств организации образовательного процесса, образовательной среды и условий, обеспечивающих целостное развитие личности как субъекта познания и культуры, как носителя индивидуальных личностных качеств, необходимых для полной его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и профессиональной [3].

Индивидуализация обучения, как существенный признак современного образования, требует альтернативности образовательных систем, гибкости и динамичности учебно-программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды. В организационном плане это может выражаться в наличии у слушателей курсов повышения квалификации индивидуальных учебных планов уже с первого дня обучения. При этом, учитывая особенности и различия в начальном уровне подготовки врачей, необходимо предусмотреть некоторый ряд действий по внесению необходимых изменений в их индивидуальные образовательные маршруты. Составление ИОМ дает возможность «продвинутым» слушателям исключить из образовательной программы модули, уже освоенные ими в процессе изучения самостоятельно, либо на предыдущих курсах, участии конференциях и т.д.

Расширением данной возможности является предоставление слушателям параллельно с основной образовательной программой осваивать интересующие их модули специализаций. При индивидуальном планировании учебных программ каждый врач может осваивать учебную программу в сокращенные сроки.

Анализ современных условий подготовки кадров высшей квалификации позволил сделать вывод о том, что в них не в полной мере рассмотрены вопросы подготовки в области проектирования самостоятельного получения желаемого уровня профессиональной квалификации. На основе анализа нами было определено содержание компонентов самообразовательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации (на примере врачей-стоматологов). Каждый компонент состоит из универсальной и специфической составляющей, при этом универсальные составляющие не зависят от специализации (в нашем случае опрашивались врачи-стоматологи, проходившие повышение квалификации в г. Чите) и являются общими для всех специалистов, а специфические составляющие содержания компонентов профессиональной деятельности зависят от специализации. Содержание когнитивного компонента направлено на осуществление познавательной активности в области приобретения профессиональных знаний, предусматривающих анализ, обобщение и систематизацию имеющегося мирового опыта, в том числе и собственного; предполагает знания сущности и логики врачебной деятельности, а также проявление готовности к осуществлению научно-исследовательской деятельности для ее реализации в практике [5]. Содержание проектировочного компонента направлено на осуществление деятельности, связанной с отбором содержания повышения квалификации, выбором средств обучения, адекватных намеченной цели, проектированием процесса обучения слушателей курсов учебной дисциплине, в том числе с учётом специфики специальности, планированием индивидуальной работы с обучающимися с учетом психологических и андрагогических (возрастных) особенностей. Содержание конструктивного компонента предполагает деятельность, связанную с теоретическим обобщением и систематизацией материала учебной дисциплины и разработкой методических указаний для обучающихся; применением возможностей современных средств информационных технологий для решения профессиональных задач; составлением учебно-методического комплекса с учётом требований, установленных профессиональными стандартами по различным специальностям. Содержание организационного компонента направлено на реализацию знаний и умений в области организации методической деятельности, связанной: со структурированием и конкретизацией целей обучения, отбором методов и форм организации процесса обучения; с установлением профессионально-деловых отношений с субъектами образовательного процесса (слушателей мы рассматриваем как активных субъектов образовательного процесса). Содержание коммуникативного компонента предполагает деятельность, связанную с формированием у врачей-стоматологов умений и опыта профессиональной коммуникации, построением различных схем взаимодействия с участниками образовательного процесса в ходе повышения квалификации, осуществлением информационного взаимодействия между ними, в том числе и при использовании информационных технологий [5].

Анализ различных подходов к профессиональной компетентности преподавателя и её структуре (Артюхина А.И., Вяликова Г.С., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Кудрявая Н.В., Маркова А.К., Новиков А.М., Творогова Н.Д. и др.) позволил обосновать и разработать требования к компетенциям преподавателя вуза, который осуществляет проведение курсовой переподготовки. Без нижеперечисленных развитых у преподавателя компетенций достаточно сложно осуществлять качественную переподготовку специалистов-профессионалов. Информационный компонент преподавателя высшей школы в области профессионально-педагогической деятельности включает знания структуры педагогического процесса, целей и задач обучения, методики преподавания, содержания обучения и др.; деятельностный – умения структурирования и конкретизации целей обучения, выбор методов, средств и организационных форм образовательного процесса, их применение в преподавании дисциплин определённого профиля, планирование образовательных и развивающих задач; технологический – владение процессом реализации цели и проектирования содержания обучения, отбором методов, форм, средств обучения, в том числе с применением информационных технологий, и способами обучения профессиональной коммуникации [2].

Нами было взято за аксиому, что преподаватель, работающий со слушателями на курсах повышения квалификации в дополнительном профессиональном образовании, имеет повышенный уровень профессионально-педагогической квалификации, это предполагает владение знаниями и умениями в области организации образовательного процесса высшей школы. Наличие информационного взаимодействия с обучающимися, владение опытом разработки методики преподавания дисциплин, а также опытом при: проведении открытых занятий; разработки программы учебной дисциплины, учебно-методических комплексов; отборе форм текущего и итогового контроля обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; построения субъект-субъектного взаимодействия с участниками образовательного процесса, в том числе на основе применения информационных технологий. На высоком уровне необходимо владение знаниями и умениями в области организации медицинского и педагогического образования в России и за рубежом, выявления закономерностей педагогики, психологии и андрагогики профессионального образования; отбора содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя, а также опытом: применения информационных технологий при проведении мастер-классов, открытых занятий, обучающих семинаров для коллег; разработки и внедрения программ учебных дисциплин, методических рекомендаций для преподавателей и обучающихся; разработки и использования средств и методов контроля учебных достижений обучающихся и способов организации самостоятельной работы обучающихся; организации процесса взаимодействия с субъектами образовательного процесса [1].

Нами была разработана анкета для слушателей с целью выявления их мотивации и готовности к проектированию индивидуального образовательного маршрута. Проведенное анкетирование слушателей курсов повышения квалификации показало, что на вопрос: Знаете ли Вы, что такое индивидуальный образовательный маршрут? – 60 % ответили утвердительно, 20 % – имеют от этом представление и 20 % не знают о индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) ничего. Желания работать в новом формате было выяснено при ответе на вопрос: Хотите ли Вы обучаться по индивидуальному образовательному маршруту? 50 % изъявили желание обучаться в формате ИОМ, а 50 % не проявили к этому никакого интереса, ответив, что им все равно. О готовности и наличии возможности обучаться по ИОМ мы выяснили у слушателей, которые, ответив на вопрос «Есть ли у Вас необходимость и возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту?», показали следующие результаты: 40 % – есть и возможность и необходимость обучаться по ИОМ, 20 % не проявили интереса к этой форме обучения, предпочитая обучение «по старинке», 40 % – хотели бы обучаться по ИОМ, но не совсем понимают, как это осуществить. Вопрос « Какие типы   индивидуальных образовательных маршрутов вы знаете?» привел слушателей в замешательство и последовал ответ, что они не знают типы ИОМ. Отвечая на вопрос «Знаете ли Вы, как проектируется индивидуальный образовательный маршрут?», 60 % – предположили, что частично имеют определенное представление, но не осуществляли этого никогда, 40 % однозначно ответили – нет. Такие же результаты были получены и при ответе на вопрос «Сможете ли Вы спрогнозировать результаты обучения на этапе последипломного образования по индивидуальному образовательному маршруту?» Большинство слушателей ответили отрицательно. Слушатели более полно, развернуто ответили на вопрос: укажите свои приоритеты при построении индивидуального образовательного маршрута – имплантология, работа с микроскопом, реставрация зубов с применением виниров, эндодонтия с использованием стационарного микроскопа, применение в ортопедической стоматологии протезирования на основе диоксида церкония и т.д. Слушатели четко указали на два-три приоритета в построении индивидуального образовательного маршрута по стоматологическим специальностям, а именно:

А) Терапевтическая стоматология – 75 %

Б) Детская стоматология – 25 %

В) Хирургическая стоматология – 30 %

Г) Ортопедическая стоматология – 40 %

Д) Ортодонтия – 50 %

Е) Челюстно-лицевая стоматология – 15 %

Ж) Стоматология общей практики – 10 %.

Ответ на вопрос «Владеете ли Вы самоанализом своей профессиональной образовательной деятельности?» указал на то, что подавляющее большинство слушателей (60 %) могут анализировать результаты своей профессиональной деятельности и выявлять недочеты и пути их устранения.

В результате мы выявили, что уровень сформированности компетентности слушателей в области проектирования ИОМ соответствует среднему уровню. У слушателей недостаточно знаний для осуществления данного вида деятельности, хотя в наличии есть и готовность и желание ее осуществлять. Нами были предложены обучающие семинары по проектированию ИОМ [1].

Нами были рассмотрены в качестве основных принципов для проектирования ИОМ слушателей, для отбора содержания, методов и средств обучения при формировании компетентности в области профессиональной деятельности: принцип практико-ориентированности, который обеспечивает самостоятельные профессионально ориентированные, в том числе практические, действия для осуществления теоретического обобщения и систематизации содержания дисциплины медицинского профиля, выражающейся в обучении действиям по алгоритму в условиях быстрого усовершенствования медицинских технологий, обучении врачебной коммуникации и принятию решений в условиях дефицита времени с учётом конкретных целей и задач курса и разработки методических указаний для слушателей. Принцип мотивации и учета андрагогических особенностей преподавателями медицинского вуза, которые на курсах повышения квалификации работают с разновозрастной аудиторией, предполагает определение цели обучения, отбор методов и средств, организацию образовательного процесса на основе личностно-значимой позиции слушателей, образовательных потребностей в соответствии с имеющимся образовательным потенциалом и предыдущим опытом врачебной деятельности. Принцип профессиональной ориентации обучения, который предполагает формирование знаний, умений и опыта врачебной деятельности преподавателем медицинского вуза в процессе проектирования и разработки структуры и содержания ИОМ. Принцип интеграции медицинских и педагогических знаний предполагает сочетание различных аспектов лечебного процесса (диагностика, лечение, реабилитация, профилактика, прогнозирование), педагогических (приёмам анализа результатов деятельности врачей с целью предотвращения врачебных ошибок, способов интерпретации клинического обследования, образцов подготовки рекомендаций для пациентов) и психологических (учета возрастных, психологических и физиологических особенностей больного, межличностного общения, психологической атмосферы в коллективе). Принцип адресности обеспечивает возможность варьирования, изменения используемых форм, методов, приёмов, корректировку содержания тем, их последовательность в зависимости от врачебной специализации, занимаемой должности, уровня подготовленности, пола, возраста, индивидуальных особенностей врачей-стоматологов. Принцип обратной связи предполагает осмысление значения получения информации о результативности прохождения каждой темы блока или курса в целом для дальнейшего усовершенствования программы дисциплины в рамках ИОМ. Реализация данного принципа достигается обеспечением контроля на основе информационного взаимодействия, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности. Принцип адекватности содержания обучения современным методам и средствам, реализующим дидактические возможности информационных технологий в процессе развития профессиональной компетентности врача. Принцип взаимосвязи, предполагающий возможность сочетания методов и средств обучения врачей со спецификой профессиональной деятельности. Отбор содержания, организационных форм, методов и средств обучения преподавателем связан с особенностями профессиональной деятельности врачей-стоматологов [2,6].

Исходя из предложенных принципов отбора содержания, методов и средств обучения врачей в формате реализации ИОМ для формирования компетентности в области профессиональной деятельности разработана модульная структура содержания и учебно-методическое обеспечение на базе информационных технологий для формирования компетентности врача. Организационные формы, методы и средства обучения слушателей представлены с учётом характерных особенностей деятельности врача (действие по алгоритму, напряжённость труда, проведение консилиумов, необходимость быстро и безошибочно принимать решение и др.) [5].

Нами осуществлены шаги по обоснованию этапов организации обучения с помощью ИОМ для формирования компетентности врачей в области профессиональной деятельности. На начальном этапе – когнитивно-ориентированное обучение (активная работа с информацией о ИОМ: ее осмысление, структурирование и презентация аудитории). Основной этап – деятельностно-ориентированное обучение (разработка ИОМ слушателей курсов, выполнение практико-ориентированных заданий, разработка слушателями технологических карт и освоение самостоятельного и с помощью преподавателя учебного процесса). На заключительном этапе – личностно-ориентированное обучение (анализ хода и результатов выполненной ИОМ, осмысление полученного опыта, рефлексия по поводу личностных изменений, определение стратегии собственной профессиональной деятельности) [1].

Выводы. Делая выводы, мы полагаем, что одним из условий индивидуализации современного образовательного процесса на последипломном образовании в вузе выступает обучение по индивидуальному образовательному маршруту. Слушатель понимает, что ответственность за свое образование, за качество знаний и за его результат несет он сам, меняется отношение его к процессу обучения. И в этом случае роль преподавателя состоит в том, чтобы помочь ему в проектировании индивидуального образовательного маршрута.

Слушатели стоматологических специальностей в системе последипломного образования обладают высокой степенью мотивации к проектировочной деятельности. Исходя из специфики профессиональной подготовки слушателей стоматологических специальностей в системе последипломного образования, когда нет возможности ознакомиться с основами проектировочной деятельности в процессе изучения педагогических и психологических дисциплин, возникает необходимость специальной подготовки слушателей к проектированию ИОМ. Этим обусловлена целесообразность разработки специального обучающего семинара (курса) по проектированию индивидуального образовательного маршрута.

Подготовка слушателей к проектированию индивидуального образовательного маршрута включает в себя формирование системы личностных качеств, обуславливающих мотивационный, когнитивный, рефлексивный и технологический компоненты готовности к проектировочной деятельности.

Индивидуализация образования, которая может осуществляться с помощью реализации ИОМ, в современном последипломном образовании может успешно строиться при создании целого ряда организационно-педагогических условий. К ним можно отнести: индивидуальное планирование учебной деятельности слушателей, учитывающее их различный уровень подготовки, мотивы и устремления, ценностные ориентации; разработку индивидуального образовательного маршрута и индивидуального сопровождения каждого врача в течение всего периода повышения квалификации.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Зырянов Б.Н. К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВРАЧА – СТОМАТОЛОГА В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25488 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674