Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Самсоненко Л.С. 1 Шавшаева Л.Ю. 1 Мещерякова И.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Рассматривается актуальная проблема совершенствования оценки качества дополнительного профессионального образования на примере изучения результативности освоения программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ». На основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов и опыта реализации диагностических процедур профессорско-преподавательским составом кафедры ДКДОиПВ ИПК и ППРО ОГПУ были разработаны критерии изучения профессиональных компетенций педагогов по проблеме внедрения ФГОС ОВЗ (мотивационный, знаниевый, деятельностный, рефлексивный критерии). Разработан диагностический инструментарий, позволяющий объективно оценить результативность освоения содержания рассматриваемой дополнительной профессиональной программы. Представлен анализ результатов по каждому критерию изучения профессиональных компетенций. Выявлены профессиональные затруднения педагогических работников, обусловленные реализацией ФГОС образования для обучающихся с ОВЗ. Рассмотрены внешние и внутренние причины представленных затруднений. Предложены направления деятельности для достижения наиболее значимых результатов в освоении содержания дополнительной профессиональной программы.
оценка качества
дополнительное профессиональное образование
дополнительная профессиональная программа
профессиональные компетенции
педагог
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
1. Браже Т.Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития // Практическая андрагогика. Опережающее образование взрослых : колл. моногр. / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. – Изд. 2-е, доп. – СПб. : ИОВ РАО, 2009. – С. 52-108.
2. Карманов А.А. Методика «Цель-Средство-Результат» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/prof/1/11.html (дата обращения: 21.09.2016).
3. Матвиевская Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога в системе повышения квалификации (теория, методология, практика) : автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Оренбург, 2009. – 48 с.
4. Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей: тренинг эффективного педагогического общения. – СПб. : Речь, 2007. – 296 с.
5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/files/materials/8053/10.12.08-metodika.pdf (дата обращения: 21.09.2016).
6. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – СПб. : Речь, 2006. – 128 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие. В 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. – Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 384 с.
8. Самсоненко Л.С. Диагностика особенностей мотивационной сферы в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогов / Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева. – Saarbrücken : Palmarium Academic Publishing, 2014. – 140 с.
9. Тавстуха О.Г., Матвиевская Е.Г., Шавшаева Л.Ю. Особенности оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14872.

В современных условиях модернизации общества одной из ведущих тенденций реформирования является гуманизация образования как акцентирование внимания на особенности личности каждого обучающегося, выступающей высшей социальной ценностью. Обозначенная тенденция актуализирует проблему помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, контингент которых непрерывно растет. Несомненно, что эффективность психолого-педагогической помощи для обучающихся с ОВЗ во многом определяется выбором благоприятного возрастного периода, одним из которых является младший школьный возраст. В связи с этим при внедрении федерального образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ в начальном общем образовании решаются следующие задачи:

  • обеспечение государством равных возможностей и создание специальных условий для освоения содержания образования для любого ребенка с ОВЗ;
  • организация единого образовательного пространства в государстве по отношению к начальному школьному образованию обучающихся с ОВЗ;
  • создание равнозначных возможностей общественного развития для детей с ОВЗ вне зависимости от характера и степени проявлений данных ограничений, места жительства, пола, национальности, других факторов;
  • обеспечение возможностей выбора и различного содержания образовательных программ и форм организации НОО, учитывая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Решение данных задач возможно только при особой подготовке учителя начальной школы, обеспечивающей способность воспроизвести лучшие традиции отечественного образования, а также готовность к инновационной деятельности по реализации ФГОС ОВЗ. Системное повышение квалификации педагогических работников предоставляет возможности совершенствования профессиональных компетенций, необходимых учителю для работы с обучающимися младшего школьного возраста с ОВЗ.

Изучение результативности освоения содержания дополнительных профессиональных программ, реализуемых в процессе повышения квалификации, обусловливает актуализацию проблемы модернизации системы оценки качества, в качестве критериев которой выступают содержательные изменения в профессиональных компетенциях педагогических работников.

Актуальность обозначенной проблемы и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Изучение оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы».

Цель исследования – выявить и проанализировать особенности оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО».

Теоретической основой исследования выступили исследования отечественных авторов в области оценки качества образования (Т.Г. Браже [1], Е.Г. Матвиевская [3], В.Д. Шадриков [5]). На основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов и опыта реализации диагностических процедур профессорско-преподавательским составом кафедры ДКДОиПВ ИПК и ППРО ОГПУ были разработаны критерии изучения профессиональных компетенций педагогов по проблеме внедрения ФГОС ОВЗ (мотивационный, знаниевый, деятельностный, рефлексивный критерии).

Целью обозначенной программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности с детьми с ОВЗ по реализации программ начального общего образования.

Для изучения профессиональных компетенций педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ, в соответствии с обозначенными критериями (мотивационный, знаниевый, деятельностный, рефлексивный) был разработан комплекс диагностических методов и методик.

Методики: «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Барбуто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) [4], «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Е.И. Рогов) [7], анкета «Готовность к инклюзивному/специальному образованию». Цель: изучить уровень принятия деятельности по инклюзивному/специальному образованию детей как личностно значимой, стремление к активному решению возникающих задач по инклюзивному/специальному образованию (мотивационный критерий).

Анкета «Нормативно-правовые основы реализации требований ФГОС ОВЗ», разработанная преподавателями, реализующими дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО»; метод свободного опроса. Цель: изучить наличие знаний законодательства об образовании лиц с ОВЗ; знаний психодиагностики, знаний об основных признаках отклонений и особенностях в развитии детей с различными типами нарушений, способах адаптации содержания программ обучения; условиях, которые необходимы для обучения, вариантах адаптации учебного содержания, технологиях включения ребенка с ОВЗ в детский коллектив (знаниевый критерий).

Анализ проблемных педагогических ситуаций. Цель: изучить сформированность умений и способов использования специальных подходов к обучению обучающихся с ОВЗ; использование инклюзивных психолого-педагогических технологий для адресной работы с детьми, умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках ПМПк, понимать документацию специалистов; умение разрабатывать и реализовывать ИОМ, СИПР с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся (деятельностный критерий).

Методики: «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии» (Е.Е. Рукавишникова) [6], «Цель-Средство-Результат» (А.А. Карманов) [2]; метод незаконченных предложений. Цель: изучить способность к рефлексивной оценке собственной деятельности по организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ, способность к принятию и выполнению оптимальных решений по коррекции образовательной программы школьника в процессе её реализации (рефлексивный критерий).

Представим результаты исследования особенностей оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» по каждому критерию изучения профессиональных компетенций.

Исследование уровня принятия деятельности по инклюзивному/специальному образованию детей как личностно значимой, стремления к активному решению возникающих задач при реализации ФГОС ОВЗ позволило выявить: преобладание среди педагогов ориентации на внешнюю мотивацию (одобрение другими, избегание неудачи, материальное вознаграждение) - более 60%; превалирование ведущей мотивации направленности на процесс, удовольствия от содержания деятельности показывают 20% педагогов; доминирование у 10% педагогических работников ориентации на профессионально-личностную самореализацию. Преобладание интегративной мотивации показали только 10% опрошенных респондентов. Для данных педагогов значимым является ощущение принадлежности к команде реализации ФГОС ОВЗ, а также выполнение значимой деятельности и понимание ценности собственного труда. Полученные результаты позволяют предположить недостаточную мотивационную готовность отдельных педагогов к реализации инклюзивного/специального образования. И, соответственно, необходимость системной работы в данном направлении в рамках дополнительного профессионального образования, образовательных организаций. По итогам выявления особенностей мотивационной сферы педагогов было подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Диагностика особенностей мотивационной сферы. В условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогов» [8].

При изучении знаниевого критерия профессиональных компетенций педагогических работников предлагалось: представить содержание определений десяти дефиниций, называемых в ФГОС ОВЗ (АООП, ИПР, СИПР, БУД, ПКР и другие); определить содержание основных направлений требований стандарта для детей с ОВЗ; обозначить разделы ФГОС образования обучающихся с ОВЗ. Для 70% педагогов характерен необходимый уровень сформированности профессиональных компетенций по знаниевому критерию. Верные ответы были даны на более чем половину понятий (7 из 10). У 20% педагогов отмечаются затруднения в определении содержания понятий: 4 и более понятий не названы. 18% опрошенных слушателей затруднились в описании содержания основных направлений требований стандарта. Только 10% педагогов столкнулись с затруднениями в обозначении разделов ФГОС образования для обучающихся с ОВЗ.

Применение метода свободного опроса позволило выявить достаточный уровень сформированности знаний в области психодиагностики, знаний основных признаков отклонений и особенностей в развитии детей с различными типами нарушений, способов адаптации содержания программ обучения; знаний об условиях, необходимых для обучения, способах адаптации учебного материала, технологиях включения ребенка с ОВЗ в детский коллектив. Достаточный уровень продемонстрировали 80% опрошенных респондентов. Отдельные педагоги (20%) затруднились с обозначением особых образовательных потребностей обучающихся различных категорий ОВЗ, определением необходимых специальных условий для организации образовательного процесса.

При реализации метода анализа практических ситуаций получены следующие результаты: необходимый уровень сформированности практических способностей у 85% педагогов; недостаточный уровень продемонстрировали 15% педагогических работников. Участники, имеющие необходимый уровень, предлагают конструктивное разрешение ситуаций, хорошо ориентируются во взаимодействии с другими специалистами и ведении различной документации, демонстрируют умения эффективной коммуникации с обучающимися с ОВЗ. Педагоги, у которых отмечается недостаточный уровень сформированности практических способностей, испытывают затруднения в предложении конструктивных вариантов выхода из ситуаций, обусловленные недостаточным владением технологиями психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ; допускают не всегда корректное использование коммуникативных техник во взаимодействии с обучающимся с ОВЗ.

Изучение рефлексивного критерия показало, что в целом по результатам прохождения дополнительной профессиональной программы 85% педагогов показывают достаточно высокий уровень рефлексии. Для данной группы педагогов характерно развитие умения объективно оценивать результаты собственной деятельности при организации образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ, они не склонны переоценивать или недооценивать ее итоги, в своих оценках других людей отличаются беспристрастностью. Однако 15% все же показали недостаточно высокий уровень развития рефлексии, отличаются не обоснованностью и неустойчивостью в постановке целей, склонны переоценивать/недооценивать результаты взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Высокий уровень освоения педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» обеспечивался разработкой учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию дополнительной профессиональной программы (содержание тезисов лекций, заданий для семинарских, практических занятий, самостоятельной работы); проведением индивидуальных консультаций для слушателей по выявленным профессиональным затруднениям; реализацией возможностей электронного обучения; усилением практической части курсовой подготовки (организация стажерских площадок по проблеме реализации ФГОС ОВЗ, проведение мастер-классов).

Изучение критериев профессиональных компетенций педагогических работников при освоении дополнительной профессиональной программы позволило также выявить ряд профессиональных затруднений, связанных с реализацией ФГОС обучающихся с ОВЗ: недостаточную мотивационную готовность отдельных педагогов к принятию идей инклюзивного/специального образования; несовершенство навыков проектирования разделов адаптированных образовательных программ; неудовлетворительный уровень формулирования профессиональных целей и прогнозирования путей их достижения; не всегда адекватное проектирование содержания видов деятельности обучающихся в соответствии с направлениями требований стандарта для обучающихся с ОВЗ; недостаточный уровень умений отдельных педагогов применять эффективные психолого-педагогические технологии сопровождения обучающихся с ОВЗ; недостаточно грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ. Также отдельные слушатели продемонстрировали затруднения в формулировании проблем своей профессиональной деятельности и способов их преодоления.

Причины выявленных затруднений носят внешний и внутренний характер. Среди внешних причин: желание получить от преподавателей курса готовые алгоритмы решения педагогических проблем, непонимание сущности и значения реализации ФГОС ОВЗ; несогласованность требований методических и управленческих структур к разработке адаптированных образовательных программ; личностные качества педагогов (низкая самооценка, преобладание мотивации избегания неудач); профессиональные деформации педагогов, эмоциональное выгорание [9].

К внутренним причинам можно отнести недостаточный уровень владения преподавателями, реализующими программу, мотивационными механизмами для осуществления их в рамках курсовой подготовки; недостаточная разработанность и доступность учебно-методических и научно-методических материалов, обеспечивающих реализацию курса; несовершенство организационного ресурса (ограниченность возможностей для проведения практических занятий с элементами тренинга) [9].

Достижение более значимых результатов в освоении педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» обусловлено совершенствованием учебно-методического, информационного, организационного и кадрового ресурсов.

В решении данной проблемы считаем необходимым выделить следующие направления.

Совершенствование учебно-методического ресурса посредством расширения форм оценивания и разработки содержания фонда оценочных средств для выявления уровня профессиональной компетентности слушателей; разработки учебно-методического сопровождения дополнительной профессиональной программы, включающего тезисы лекций, задания для практической и самостоятельной работы; уточнения тематики занятий в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями педагогов; разработки учебных и учебно-методических пособий, раскрывающих основные направления деятельности педагога для предупреждения проблем в образовательном процессе и удовлетворения индивидуальных запросов слушателей; активного использования интерактивных форм работы и эффективных технологий обучения.

Совершенствование информационного ресурса посредством специальным образом организованной совокупности документированной информации, которая представлена в форме печатных, рукописных, электронных изданий; организации связи между пользователем (слушателем или преподавателем) и информационными ресурсами среды в реальном масштабе времени; визуализации учебной информации, хранения больших объемов информации с возможностью ее передачи, легкого доступа пользователя к данным, информационно-поисковой деятельности, контроля за результатами усвоения информации, специализированного единообразного интерактивного диалога.

Совершенствование организационного ресурса посредством развития системы формирования социального заказа и комплектования групп, развития системы информирования слушателей и приглашения педагогов на освоение ДПП с личным ноутбуком в условиях функционирования зоны Wi-Fi.

Совершенствование кадрового ресурса посредством системного повышения квалификации преподавательского и методического состава кафедры по проблемам реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, изучение критериев профессиональных компетенций педагогов при освоении слушателями дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» позволяет представить особенности оценки качества дополнительного профессионального образования, выявить профессиональные затруднения при введении ФГОС для обучающихся с ОВЗ, разработать пути совершенствования основных ресурсов при реализации дополнительной профессиональной программы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга.


Библиографическая ссылка

Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю., Мещерякова И.Н. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25520 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674