Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ МОДУЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Яковлева Е.И. 1 Шобонов Н.А. 2
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Дзержинский филиал ННГУ
2 федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Павловский филиал ННГУ
В статье представлена дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации сотрудников физкультурно-спортивных учреждений Нижегородской области, направленная на развитие актуального уровня профессиональной компетентности обучающихся в соответствии с меняющимися условиями профессиональной деятельности и с учетом требований профессиональных стандартов. Рассмотрены актуальные проблемы реализации программ повышения квалификации в современных условиях. Доказана целесообразность разработки и реализации построенной на модульном принципе модели с профессиональной, экономической и организационной точек зрения. В статье объяснена необходимость применения дистанционных образовательных технологий для разработки программы и раскрыто содержание основных этапов реализации предложенной модели, обеспечивающих возможность учета индивидуальных потребностей работника и пожеланий работодателя. Описанная в статье программа повышения квалификации базируется на приоритетности самостоятельного обучения, принципе элективности и возможности выбора индивидуальной траектории обучения.
модульный принцип
профессиональный стандарт
индивидуальная траектория обучения
программа повышения квалификации
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета, № 190, 28.08.2013.
3. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»)// Администратор образования. – Сентябрь 2015. – № 18. – С.52.
4. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N 193н «Об утверждении профессионального стандарта "Тренер"» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 41, 13.10.2014. – http://base.garant.ru/70695556.
5. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н «Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист"» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 6, 09.02.2015. – http://base.garant.ru/70753338.

Развитие системы дополнительного образования детей и взрослых, популяризация большинства видов спорта, строительство новых физкультурно-оздоровительных учреждений, а также появление большого числа негосударственных учреждений в области физической культуры и спорта в нашей стране привело к росту числа работников, занятых в этой сфере. В соответствии c Приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н «Об утверждении профессионального стандарта ”Тренер”» сотрудникам, занимающим перечисленные в указанном профессиональном стандарте должности, кроме наличия профильного образования или наличия дополнительного профессионального образования – программ профессиональной переподготовки в области физической культуры и спорта также рекомендуется повышать свою квалификацию в организациях дополнительного профессионального образования [4]. Практика показывает, что организация курсов повышения квалификации для тренеров и тренеров-преподавателей как на базе самой организации, так и за ее пределами, как правило, не вызывает затруднений у организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы, так как таких сотрудников большинство, следовательно, формирование группы с необходимым минимальным количеством слушателей для обучения по таким программам происходит достаточно быстро.

Совершенно другая ситуация складывается с дополнительным профессиональным образованием методистов этих учреждений, которым в соответствии с Приказом Минтруда России от 08.09.2014 № 630н «Об утверждении профессионального стандарта “Инструктор-методист”» также рекомендуется повышение квалификации [5]. Из-за небольшого количества этих специалистов в штате одного учреждения организация обучения по этим программам становится проблемной, что в итоге либо повышает стоимость обучения из-за малого количества обучающихся в группе, либо вынуждает большую часть этих сотрудников посещать «унифицированные» курсы повышения квалификации, нацеленные в основном на качественное изменение компетенций тренеров. Этот факт «унифицированного» подхода противоречит основной цели работы системы образовательных организаций дополнительного профессионального образования, которая заключается в обеспечении потребности в развитии личности каждого человека. Необходимость учета индивидуальных потребностей работника также прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который нацеливает дополнительное профессиональное образование на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1, ст. 2].

Следующая проблема, которая возникает при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (далее по тексту – ДПОП ПК), заключается в различии уровней профессионального образования и разнице в рабочем стаже слушателей, что на практике приводит к разным уровням сформированности профессиональных компетенций слушателей, которые предстоит усовершенствовать в процессе реализации дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации.

В связи с вышеизложенным актуальность работы обусловлена научной проблемой – разрешением противоречия между социальным заказом на разработку и реализацию качественных и не дорогостоящих программ повышения квалификации методистов физкультурно-спортивных учреждений, разработанных с целью действительного развития профессиональной компетенции слушателей в соответствии с актуальными стандартами и реалиями и сложившейся системой их подготовки в современных условиях.

Решением данной проблемы, на наш взгляд, является развитие системы дополнительного профессионального образования посредством использования новых образовательных технологий, которые способны удовлетворить индивидуальные потребности слушателей. Принимая во внимание задачу индивидуализации образовательного процесса, наиболее оптимальным в данной ситуации является применение дистанционных образовательных технологий, которые позволяют включить в процесс обучения любое (даже минимальное) количество слушателей, сокращая при этом материальные и трудовые затраты.

Первая задача при разработке любой дополнительной профессиональной образовательной программы – это определение содержания программы. Представленная нами модель позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения слушателя, изначально определяя сформированную индивидуальную рамку квалификации слушателя и учитывая при этом как его пожелания, так и рекомендации работодателя. Здесь необходимо также подчеркнуть, что в ходе реализации этих программ как на объект, так и на субъект обучения могут накладываться дополнительные ограничения, обусловленные, например, тем, что слушатель может находиться на большом расстоянии от организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) иметь особый график работы, что может существенно затруднить процесс реализации ДПОП ПК полностью в традиционных формах. Эти вопросы встают особо остро при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации для сотрудников физкультурно-спортивных учреждений, так как характер выполняемой ими работы (запланированные тренировки спортсменов, поездки в спортивные лагеря, соревнования на разных уровнях, спортивные сборы, чемпионаты и пр.) очень часто не позволяют слушателям присутствовать на всех аудиторных занятиях реализуемой программы. Все вышеперечисленное определяет следующую задачу при разработке ДПОП ПК – выбор образовательных технологий. Для достижения целей ДПОП ПК мы предлагаем комбинированную систему, включающую как традиционные занятия с преподавателем, так и использование дистанционных образовательных технологий. Традиционные аудиторные занятия необходимы в виде индивидуальных консультаций слушателей (при выстраивании индивидуальной дорожной карты слушателя и при подготовке и выполнении итогового проекта) и групповых консультаций (в ходе изучения содержания отдельных модулей ДПОП ПК и подготовке к итоговой аттестации).

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (далее – ННГУ) применяет дистанционные образовательные технологии в процессе реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ. Для обеспечения эффективности организации дистанционного обучения в ННГУ была выбрана платформа Мoodle. Для реализации основных образовательных программ в большей части применяются линейные модели обучения. Такие модели предполагают интернет-лекции, изучение всеми обучающимися единого электронного учебного контента, выполнение обязательных заданий, групповые и индивидуальные консультации преподавателя и прохождение итоговых контрольных мероприятий. Несмотря на положительные результаты, получаемые в процессе обучения с применением дистанционных технологий при реализации основных образовательных программ, мы считаем, что линейная модель обучения не совсем приемлема при реализации ДПОП ПК, так как она оправдана при условии обучения людей с единым начальным уровнем образования и, как правило, отсутствием практического опыта в новой сфере профессиональной деятельности. Поэтому при реализации ДПОП ПК нами была выбрана образовательная модель, построенная на модульном принципе.

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам курс «Организация образовательного и тренировочного процесса по дополнительным общеобразовательным программам (ДОП) и программам спортивной подготовки (ПСП)» представлен в виде единой дополнительной образовательной программы с нормативным сроком освоения 72 часа [2]. Для размещения дистанционного курса дополнительного профессионального образования, так же как и для основных образовательных программ, нами была использована модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда – Moodle, которая обеспечивает поддержку слушателя в области практического применения полученных знаний, а также возможность обсуждения слушателями на форуме интересующих их вопросов как с преподавателями, так и со своими одногруппниками. Выстроенное взаимодействие между преподавателем и слушателями позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач и осуществлять взаимный обмен знаниями среди всех слушателей программы. Весь процесс обучения по этой программе можно разбить на несколько этапов:

На подготовительном этапе происходит заключение договора со слушателем, оформление необходимой документации и регистрация на курсе, в результате чего слушатель получает логин и пароль для доступа в образовательную среду. После чего сотрудник ННГУ (филиала ННГУ, территориального центра доступа к образовательным ресурсам ННГУ) проводит консультацию по общим организационным и техническим вопросам работы в системе Moodle.

На этапе изучения индивидуальной рамки квалификаций преподавателями ННГУ проводится оценка уровня сформированности компетенций слушателя для определения траектории их дальнейшего совершенствования в рамках реализуемой программы, так как целью разработанной программы повышения квалификации является обеспечение актуализации квалификации в соответствие требованиям профессиональных стандартов в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта [3]. В соответствии с этими требованиями на этом этапе проводится он-лайн тестирование слушателей с целью определения уровня знаний и их анкетирование для определения уровня умений и компетенций по выбранному направлению.

Обработка и анализ результатов изучения индивидуальной рамки квалификации позволяет перейти к третьему этапу – проектированию индивидуальной дорожной карты слушателя (далее ИДКС), которая после обсуждения с руководителем дополнительной образовательной программы, с преподавателями отдельных модулей и согласования с работодателем и (или) самим слушателем позволяет сформировать индивидуальную траекторию освоения программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации, способствующую повышению уровня сформированности компетенций конкретного специалиста. Затем проводится вводное занятие, как правило, в традиционной форме аудиторного занятия, по дополнительной образовательной программе в целом и по обсуждению индивидуальных дорожных карт слушателей. При малом количестве слушателей традиционная форма аудиторного занятия заменяется видеоконференцией в системе Moodle. На этом же этапе также происходит формулирование индивидуального задания для итоговой аттестации, как правило, непосредственно связанного с основными должностными обязанностями слушателя. В ходе обсуждения ИДКС возможна ее корректировка, позволяющая слушателю внести личный вклад в повышение качества своего образования. Разработанная модель реализации дополнительных профессиональных программ позволяет учитывать психологические особенности современного взрослого человека, для которого, как показывает проводимые нами опросы выпускников ДПОП ПК, наиболее ценными в процессе обучения становятся приоритетность самостоятельного обучения, принцип элективности и возможность выбора индивидуальной траектории на курсах повышения квалификации. Проектирование ИДКС представляется нам очень важным этапом реализации образовательной программы, так как позволяет выстроить линию роста профессионализма с учетом индивидуальных потребностей слушателей и пожеланий работодателей, определить план действий по его достижению, что в итоге отвечает требованиям непрерывности образования.

Следующий этап – непосредственное изучение учебного материала модулей. Модель с применением модульного принципа заключается в организации образовательного процесса посредством деления материала на отдельные самостоятельные независимые модули. После тестирования необходимого для разработки ИДКС определяется перечень четырех модулей, который включает в себя два инвариативных модуля (обязательных для изучения) и два вариативных модуля (из предложенного ННГУ списка разработанных и утвержденных вариативных модулей), которые определяются после анализа индивидуальной рамки квалификации и согласуются как с самим слушателем, так и с работодателем.

Обязательные для освоения модули соотносятся по своему содержанию с двумя трудовыми функциями профессионального стандарта «Инструктор-методист» [5], а именно – 3.2.2 «Организация работы кружков и спортивных секций, спортивного актива» и 3.2.3 «Планирование, организация и проведение образовательной работы по физической культуре с обучающимися, занимающимися». Эти два модуля обновляются не реже одного раза в полгода или чаще, если того требует изменение нормативно-правовой базы.

Вариативные модули содержат материал, который раскрывает отдельные трудовые действия, а некоторые – необходимые умения в соответствии с содержанием профессионального стандарта «Инструктор-методист» [5]. Эти модули создают единый банк модулей ДПОП ПК, который постоянно расширяется и может быть использован при реализации других ДПОП ПК в сфере физической культуры и спорта, разработанных с учетом требований профессиональных стандартов, содержащих идентичные трудовые действия и необходимые умения. Постоянно увеличивающий банк вариативных модулей ДПОП ПК создает также возможность повторного прохождения слушателем одной и той же программы, обеспечивая ее актуальность и новизну для слушателей.

Модули программы представляют собой авторские разработки преподавателей ННГУ, имеющие разные структуры, логику построения и формы текущей и промежуточной аттестации. Типовые средства обучения, применяемые в модулях, включают в себя видео учебно-информационные материалы, аудио учебно-информационные материалы, тренажеры с удаленным доступом, электронные учебно-методические пособия, базы данных и знаний с удаленным доступом и др. Программа построена так, что изучение модулей не обязательно должно идти последовательно. Каждый модуль представляет собой самостоятельную учебную единицу, в состав которой входит лекция (в формате видео, озвученной презентации, лекции формате PDF и пр.), изучение дополнительных материалов модуля (нормативно-правовые документы, научные статьи, методические рекомендации и пр.), обучающее тестирование (с выплывающей подсказкой-комментарием при выборе неправильного варианта ответа) и промежуточная аттестация по модулю, направленная на проверку качества усвоения изученного материала и определение уровня сформированности компетенций, закрепленных за данным модулем. Изучение модулей заканчивается консультативным занятием, которое проводится перед промежуточной аттестацией, и на котором слушатели имеют возможность получить ответы на свои вопросы, возникшие в процессе изучения материала отдельного раздела или всего модуля.

В соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой ННГУ самостоятельно [1]. Итоговой работой по курсу является работа практико-ориентированного характера, в которой слушатель должен представить планируемый к реализации или актуализированный реализующийся в своей организации проект по реализации и учебно-методическому сопровождению дополнительной общеобразовательной программы в области физической культуры и спорта или программы спортивной подготовки в соответствии с предложенной структурой. Традиционно итоговая аттестация при реализации дополнительных профессиональных программ проводится либо в очной форме в одном из филиалов ННГУ, либо в он-лайн режиме в одном из местных центров доступа к образовательным ресурсам ННГУ, что позволяет решить проблему идентификации слушателей.

Разработанная модель реализации ДПОП ПК может применяться для любых направлений подготовки независимо от того, утвержден профессиональный стандарт или нет. В случае отсутствия утвержденного профессионального стандарта или его проекта содержание модулей программы повышения квалификации соотносится с определенным уровнем профессиональной компетенции(й) соответствующего федерального государственного образовательного стандарта, в отдельных случаях – с ее составляющими частями. Преимущество представленной модели заключается не только в существенной экономии материальных и трудовых ресурсов как заказчиков, так и исполнителей образовательных услуг. Поскольку актуализируемые в процессе освоения ДПОП ПК компетенции представляют собой динамическую комбинацию знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности, своевременное изменение содержания обязательных для освоения модулей описанной программы и большое разнообразие вариативных модулей ДПОП ПК позволяет слушателю проходить данный курс повышения квалификации с постоянно обновляющимся контентом неоднократно, при этом главное преимущество описанной модели заключается в том, что она позволяет осуществлять индивидуализацию образовательного процесса и реализовывать циклическую структуру повышения квалификации, а значит, и обеспечивать непрерывность образования.


Библиографическая ссылка

Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ МОДУЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25546 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674