Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

Апсалиева А.Т. 1
1 НМУ им. С. Нааматова
В статье говорится о том, что одной из главных задач каждого учителя является развитие познавательного интереса школьников к предмету. Решение данной задачи должно привести к повышению качества знаний. В школьном предмете стимулами познавательного интереса являются содержание предлагаемого курса, отвечающее современным требованиям, организация познавательной деятельности, а также возможность практического применения полученного объема знаний. В зависимости от направленности предмета учитель обращается к тем формам и методам работы, которые максимально способствуют повышению познавательного интереса школьников. Автор считает, что в работе с учениками очень важно найти стимулы, активизирующие интеллектуальные возможности ребят. Сложность определения содержания и методов обучения состоит в том, что каждый ученик воспринимает информацию индивидуально, и потому учителю необходимо строить урок таким образом, чтобы каждый учащийся проявил положительные эмоции к изучаемому материалу и познавательной деятельности.
приемы и формы уроков
методы
навыки самостоятельной работы
методы активизации
повышение качества знаний
развитие познавательного интереса школьников
1. Баранников А.В. Организация самообразования: новый этап осмысления // Стандарты и мониторинг в образовании.  1999.  № 4.  С. 45–49.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.  М.: Просвещение, 1985.  143 с.
3. Данилов М.А. Об условиях развития познавательной самостоятельности и активности учащихся на уроках.  Казань, 1963.  96 с.
4. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика.  № 3.  С. 44–48.
5. Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке.  М.: Знание, 1985.  80 с.
6. Усова А.В., Беликов В.А. Учись самостоятельно учиться.  Магнитогорск: Факел, 1997.  128 с.

Известно, что существуют различные методы активизации познавательной деятельности, которые могут реализоваться через использование карточек с дифференцированными заданиями в соответствии с образовательным уровнем учащихся. Успешное выполнение указанных заданий вызывает удовлетворение, побуждая к изучению предмета. Чтение дополнительной литературы вырабатывает навыки самостоятельной работы с книгой, а также способствует формированию знаний, выходящих за пределы учебника. Решение расчетных и логических задач помогает активизировать мышление учащихся в ходе изучения предмета. Выполнение лабораторных и практических работ способствует закреплению теоретического материала, дает возможность применить полученные сведения на практике и видеть результат своих знаний.

Через содержание учебного предмета происходит формирование потребностей человека овладевать все новыми и новыми знаниями.

Все вышесказанное явилось причиной создания нового раздела школьного курса биологии «Человек, его здоровье и окружающая среда», цель которого состоит в формировании потребности сохранения и приумножения здоровья.

Наблюдения показали, что в настоящее время интерес к предмету биологии недостаточно высок, что обусловлено, на наш взгляд, содержанием и методикой преподавания, которые не соответствуют современным требованиям образования учащихся. Кроме того, перед обществом стоит задача не только образования учащихся, но и сохранения и приумножения здоровья школьников, так как по данным медицинских учреждений на сегодняшний день свыше 80% школьников имеют хронические заболевания.

Проблема такого масштаба не может быть разрешена только одной медициной, необходима и помощь педагогов. Эти доводы свидетельствуют о необходимости формирования потребности сохранения и укрепления здоровья в общеобразовательной школе.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что содержание курса биологии 8 класса должно рассматривать организм человекам во взаимосвязи с окружающей средой, выявляя факторы среды, воздействующие на человека, и освещая вопросы профилактики заболеваний, а также здоровьесберегающего образа жизни.

Однообразные методы, приемы и формы уроков, применяемые учителем, становятся с течением времени неэффективными, поэтому организация деятельности учащихся тщательно продумывалась. Разнообразная деятельность формирует интерес к процессу познания, вызывает желание учиться. Результаты нашего исследования и анализ литературы позволяют утверждать, что разнообразные формы работы с учащимися помогают формировать направленность в развитии интереса.

Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

1) готовность выполнять учебные задания;

2) стремление к самостоятельной деятельности;

3) сознательность выполнения заданий;

4) систематичность обучения;

5) стремление повысить свой личный уровень.

Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Результаты нашего исследования и анализ литературы позволяют утверждать, что разнообразные формы работы с учащимися помогают формировать направленность в развитии интереса.

Для познавательной деятельности учащихся, пробуждающей интерес к предмету, характерными являются:

  1. самостоятельность;
  2. проблемность;
  3. исследовательский подход;
  4. практические работы.

Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

  1. совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;
  2. активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;
  3. развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
  4. организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы;
  5. организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;
  6. применение компьютерных технологий в учебном процессе;
  7. допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;
  8. проведение развивающих учебных игр;
  9. организация тренинговых занятий: коммуникативных тренингов, тренингов по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и др.

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского и др. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут свое начало из высказываний ученых и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность, могут выполнять стимулирующую функцию.

Стимуляция познавательного интереса, осуществляемая путем организации активной познавательной деятельности учащихся, побуждает к восприятию определенного круга явлений и располагает к самостоятельной учебной деятельности. Мы считаем, что устойчивость познавательного интереса определяется самостоятельной познавательной деятельностью, которая осуществляется различными формами работы. Активизируя познавательную, самостоятельную деятельность учащихся, учитель находит индивидуальный подход, что оказывает положительное влияние на эффективность обучения. Без индивидуального подхода к деятельности учащегося и развития самостоятельности невозможно добиться прочных знаний.

Познавательная самостоятельность формируется на базе активности [4] и может быть охарактеризована как качество личности. М.А. Данилов раскрывает эту ценную черту при помощи следующих признаков:

  1. стремление и умение самостоятельно мыслить;
  2. способность ориентироваться в новой ситуации;
  3. желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания;
  4. критический подход к суждению других;
  5. независимость собственных суждений [3].

В процессе обучения используются подготовленные учителем разнообразные самостоятельные работы. Они могут быть и должны отвечать различным дидактическим задачам: одни из них направлены на отыскание знаний в новых условиях, на практическое применение, а могут носить контролирующий характер. Таким образом, самостоятельная работа является формой совместной, единой деятельности учителя и учащихся. Учитель в самостоятельные работы закладывает программу действий ученика в соответствии с определенной дидактической задачей.

Ученик, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, совершает ту творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и поднимается на новый уровень познания. Именно в самостоятельной работе необходимо последовательное изложение содержания, формы, способов учения, требуемых для их выполнения. Любая самостоятельная работа ученика должна преследовать ясные дидактические цели обучения. Решая конкретную учебную задачу, активно используя имеющиеся знания, школьник приобретает важнейшие инструменты познания, проделывая путь от владения простыми и элементарными способами к способам сложным, требующим комплекса умений и навыков.

Самостоятельная работа, помимо вооружения ученика необходимыми познавательными и практическими умениями, способствует еще и развитию организационных умений, позволяющих ему планомерно и с положительным результатом обеспечивать успешную самостоятельную учебную работу. Фонд организационных умений позволяет школьнику готовиться к самообразованию, открывает ему широкую перспективу самостоятельного овладения знаниями за пределами урока, а в дальнейшем дает возможность наращивать багаж своих познаний в избранной области [1, 2].

Самостоятельная работа оказывает влияние на развитие познавательного интереса безотказно при условии педагогически целесообразного отбора и подачи в учебном процессе. Своевременное их введение в учебный процесс, слаженная структура их взаимодействия на уроке являются немаловажным фактором, усиливающим их влияние на интерес к знаниям. Проблема самостоятельной работы учащихся на уроке как главного стимулятора познавательного интереса, активности и развития личности ученика требует от учителя очень тонкой и глубокой работы по отбору содержания самостоятельной работы, ее формы, соответствия дидактическим назначениям и психологическим особенностям познавательных процессов, а также определения места в общей структуре учебного процесса [5].

Познавательная самостоятельная работа осуществляется не только на уроке, по и дома, требуя большого количества времени и сил. Домашняя самостоятельная работа включает в себя работу с учебником и научной литературой, направленную на дальнейшее осмысление, углубление и закрепление знаний. Работа с учебником сводится к выделению основных понятий, осмыслению терминов и выводов, что способствует глубокому упорядоченному изучению материала.

Самостоятельная работа осуществляется при подготовке к лабораторным занятиям. Цель лабораторной работы будет достигнута только в том случае, если учащийся усвоил последовательность выполнения работы и повторил теоретический материал. Большое внимание уделяется самонаблюдениям, в ходе которых учащийся дисциплинирует себя, расширяет и углубляет свои знания, используя дополнительную литературу. Самостоятельная работа с научной литературой позволяет овладеть теоретическими знаниями и приобрести следующие умения: выделять главную идею, составлять план, писать конспект.

К познавательной самостоятельной работе относится и написание реферата. Работа над ним способствует всестороннему знакомству с литературой по заданной теме. При написании реферата учащийся более полно изучает теоретические основы, вырабатывает навыки работы с книгой, развивает критическое мышление и учится анализировать на научной основе.

При выполнении самостоятельных домашних заданий по дифференцированным карточкам учащимся приходится повторять изученный материал и привлекать дополнительную научную литературу, что приводит не только к развитию познавательного интереса, но и к мыслительному удовлетворению.

Широкое использование самостоятельных работ, требующих от учащегося активного поиска, оперирования обобщенными умениями творческого решения, — важнейший стимул для развития интереса к учению и познавательной активности школьника. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее важных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, поскольку обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.

Анализ методической литературы дает основание полагать, что отношение старшеклассников к самостоятельной работе доказывает зависимость эффективности познавательной деятельности учащихся от их отношений к задачам, содержанию и характеру работы. Они подходят к самостоятельной работе со всей серьезностью, понимая ее необходимость с точки зрения личностной значимости развития и обогащения своих способностей.

Таким образом, эффективность самостоятельной работы обеспечивается положительными переживаниями, удовлетворением, чувством собственного достоинства, которые испытывает учащийся в ходе выполнения работы.

На развитие познавательного интереса большое влияние оказывает исследовательский метод, при котором возникает потребность в знаниях, овладение которыми осуществляется путем самостоятельной работы. Учащиеся, добывая знания на практике, тем самым осуществляют глубокое переосмысление материала.

Кроме того, существенное влияние на развитие интереса к предмету оказывают проблемные ситуации, помогающие формированию личности учащегося. Проблемные ситуации призваны развивать творческое мышление и интерес школьников к теоретическим знаниям, побуждать их к изучению рекомендуемой литературы. Результаты исследования и опыт предшественников доказали решающую роль в воспитании и развитии интереса познавательной деятельности. Только активная познавательная деятельность на уроках биологии в 8 классе способна развивать познавательный интерес учащихся.


Библиографическая ссылка

Апсалиева А.Т. АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25574 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674