Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Хубиев Б.Б. 1 Желиготова Р.М. 1 Баразова Д.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье рассматриваются теоретические и социально-педагогические основы исследования проблемы социализации и адаптации детей-сирот в современном обществе. Акцент сделан на социально-правовые нормы, нашедшие отражение в различных теориях воспитания. В этой связи подробно рассмотрены теории авторитарного воспитания и теории свободного воспитания, в частности взгляды Платона, И.Ф. Герберта, Ж.Ж. Руссо. Акцентируется внимание также на концепции воспитания И. Канта и Гегеля, в которых теории воспитания получили дальнейшее развитие. Основной вывод, вытекающий из них, состоит в обосновании источников социальной сироты, и они связываются с нарушением семейных связей, что затрагивает не только сиротство, но и социальную и нравственную защищенность ребенка. Достаточное внимание в статье уделено вопросам социальной адаптации детей-сирот, этот процесс рассматривается как равнодействие объективных и субъективных компонентов по обеспечению самореализации ребенка-сироты.
самопознание
опека
усыновление
гомогенная среда.
сиротство
социальное сиротство
теории воспитания
социализация
адаптация
1. Гегель. Философия права. Воспитание детей и распад семьи. — М.,1990. – 220 с.
2. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – М.: Издательство ГНИИСВ, 2005. – С. 8–9.
3. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей в КБР. – Нальчик, 2007.
4. Захарова Ж. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи // Социальная работа. – 2007. – № 1. – С. 44.
5. Кант И. Метафизика нравов. В двух частях. Сочинение. — М., 1965. – Т. 4, Ч. 2. – С. 191.
6. Кулаков В.В. Правовая политика в сфере защиты интересов детей // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов; М., 2003. — № 3. – С. 58–59.
7. Никитин В.А. К вопросу о разработке общенациональной стратегии развития семьи // Личность – семья – общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. – М., 1994. – С. 29.
8. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы. – М.: Академия, 2004. – С. 22.
9. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987. – С. 207.
10. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Проблема устройства детей-сирот всегда находилась в центре внимания исследователей и практических работников. Являясь одним из приоритетных направлений  социальной политики, государство делает ставку на концепцию сокращения числа детей в учреждениях интернатного типа. Действующая Федеральная целевая программа «Дети России» содержит подпрограммы, в числе которых – «Дети и семья», и ее раздел — «Дети-сироты». Основной задачей профилактики социального сиротства в ней признается постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам их устройства [3].

С учетом данной концепции в статье дается анализ педагогических методов и средств социализации и адаптации ребенка-сироты в различных условиях государственного попечения. Для решения проблем адаптации детей-сирот в современном обществе с позиции социальной педагогики следует учитывать основную составляющую данного процесса – достижение уровня самореализации, т.е. осуществления возможностей и личностных качеств. По мнению большинства специалистов, трудности достижения такого уровня адаптации связаны с тем, что человеку, особенно в молодом возрасте, всегда сложно осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой — человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. Отсюда закономерность процесса самореализации — гармоничное сочетание личностных возможностей и общественных потребностей. Также принято считать, что решающим условием для этого является самопознание, поскольку без этого трудно определить степень притязаний и границы своих поступков.

В российском обществе признается, что дети-сироты и дети без попечения родителей — особые  категории населения, нуждающиеся в государственной социальной защите. Ставится задача через сиротские учреждения обеспечивать их самопознание, духовное и физическое их развитие. В современной России приоритетными направлениями защиты детей-сирот признаются опека (попечительство) и усыновление, реализуемые при участии социальных учреждений различного типа.

В настоящее время в регионах России действуют учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков, социальные приюты для подростков, центры усыновления, опеки и попечительства, муниципальные детские дома, кризисные центры, социальные гостиницы и т.д. Развивается сеть центров и служб психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в образовательных учреждениях введена должность социального педагога.

Вместе с тем многие вопросы теории и практики преодоления сиротства пока не решены. В частности, это касается отсутствия механизмов практической реализации законодательно закрепленных прав ребенка, а также организации эффективной деятельности учреждений и служб, осуществляющих охрану и защиту прав детей.  В этой связи одной из главных задач, стоящих перед учеными и практиками, является разработка научно обоснованной системы социальной помощи различным категориям детей при использовании лучшей отечественной практики и опыта зарубежных стран, где отрабатывалась практическая и правовая основа на протяжении многих десятилетий [6, с. 59–60]. Следует заметить, что эти правовые нормы отражали динамику отношений общества к проблемам воспитания детства, что находило воплощение в различных теориях.

Для цели нашего исследования определенный интерес представляют две наиболее известные теории воспитания: авторитарная и теория свободного воспитания. Теория авторитарного воспитания сложилась в эпоху средневековья, но продолжает традиции, заложенные еще в древности Платоном. Одним из известных представителей данной теории считается немецкий ученый И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель воспитания, по его мнению, — в подавлении дикой резвости ребенка,  «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления И.Ф. Гербарт считал надзор за детьми и приказания [9 с. 207]. Заметим, что, по мнению специалистов, такой тип воспитания нередко встречается в российских  детских сиротских учреждениях.

Возникновение теории свободного воспитания, автором которой признается Ж.-Ж. Руссо, можно рассматривать как выражение протеста против авторитарного воспитания.   Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Модель воспитания строится на том, что детей следует вести от их несовершенства и незнания к нравственному совершенству и мудрости.

С данной теорией в полной мере согласуется и концепция И. Канта «Искусство воспитания». Она гласит: «…дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества и сообразно его общему назначению» [5, с. 191].    

Сущность отмеченных теорий воспитания в определенной мере воплощает в себе концепция Гегеля, в которой он довольно определенно высказывается о педагогических методах достижения самостоятельных и свободных личностей. «Отношение к детям как к рабам, — пишет Гегель, — самое безнравственное отношение вообще. Главным моментом воспитания является дисциплина, смысл которой в том, чтобы сломить своеволие ребенка, истребить в нем чисто чувственное и природное. Не следует думать, что здесь можно обойтись добротой… Если не воспитывать в детях чувство подчинения, вызывающее стремление стать взрослым, в них развивается дерзость и нескромность». Позитивное значение такого воспитания Гегель видит в том, «чтобы нравственность была доведена в них (детях) до непосредственного чувства и чтобы душа ребенка прожила в этом чувстве как основе нравственной жизни свою первую жизнь в любви, доверии, послушании» [1, с. 220].

Отношение общества к воспитанию детей и его представления о типе ребенка, который нуждается в социальной помощи, многократно менялись на протяжении веков. Постепенно приходит осознание того, что наибольший источник угрозы для ребенка кроется в нарушении семейных связей, что затрагивает не только сиротство, но и аспекты социальной, нравственной защищенности. В центре внимания оказывается ребенок из семей, которые не выполняют ни своей общественной, ни воспитательной функции. Типом ребенка, нуждающегося в социальной помощи, становится ребенок, отчужденный от гуманного человеческого общения. Отсюда и повышенный интерес к индивидуальности ребенка, многообразию воспитательных подходов к нему.

Современная наука исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие всех участников данного процесса. И если кто-либо из участников выпадает из этой цепочки по каким бы то ни было причинам, механизм дает сбой, что обязательно сказывается на конечном продукте. Дети-сироты как раз относятся к той категории воспитуемых, в чьей цепочке не хватает основного звена – родителей. Этот пробел должны восполнять те, кто остался в цепи, выполняя дополнительные функции.

С указанными проблемами напрямую связан вопрос социальной адаптации детей-сирот. Под социальной адаптацией понимается успешное усвоение детьми своих социальных ролей в системе общественных отношений. В этом процессе ребенок-сирота выступает одновременно и как объект, и как субъект социальных отношений.

В качестве объекта сирота не является пассивной стороной, на которую направлено воздействие социальных институтов или групп, формирующих его личность. Будучи субъектом воздействия, ребенок-сирота становится активным участником общественных отношений, что дает ему возможность выступить как самообразующая, самоорганизованная личность. Действуя самостоятельно и избирательно, ребенок развивает навыки и умения, позволяющие ему приспособиться к своим жизненным ролям [2, с. 8–9].

Проблемы, с которыми сталкивается ребенок-сирота после окончания государственных сиротских учреждений, красноречиво говорят о крайне низком адаптивном поведении. Поэтому можно предположить, что при формировании личности таких подростков был нарушен принцип равнодействия субъективных и объективных компонентов. Отдельные причины нарушения такого равнодействия поддаются фиксации уже на визуальном уровне, однако весь комплекс проблем, а также их ранжирование требует научного анализа.

Дети-сироты – проблемная группа, не только в психологическом плане лишенная эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшая жестокое обращение. Это и то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить в стенах интернатного учреждения. Специалисты утверждают, что роль родителей в психофизическом развитии ребенка-дошкольника столь велика, что она не может быть полностью компенсирована даже самыми благоприятными условиями на последующих возрастных этапах. Родительская семья – это среда первичной социализации личности ребенка, среда, где он получает первый опыт общения, где формируются и закрепляются ролевые установки и отношения. Общепринято, что в семье ребенок усваивает первые уроки нравственности, навыки повседневного поведения. Применительно к воспитаннику детского дома институт семьи как образец для собственного поведения вовсе отсутствует.

Следует заметить, что в условиях интерната протекают два связанных между собой процесса – реабилитация в соответствии с разработанной специалистами программой, осуществляемая на занятиях, и реальная повседневная жизнь ребенка. Разрыв между этими процессами и определяет впоследствии трудности социальной адаптации. Несомненная польза от проводимых реабилитационных мер могла бы быть значительнее, если бы они реализовывались в соответствии с общей концепцией, которая, кроме создания воспитательной системы, должна быть нацелена на преобразование повседневности, способствовать становлению новых жизненных практик.

В России практически не существует методик подготовки педагогов для работы с контингентом сирот. Самым прогрессивным шагом в педагогике сиротства стал переход от социально однородного обучения в школах-интернатах к смешанному пребыванию детдомовских детей с домашними в общеобразовательных школах. Предполагается, что такая форма взаимодействия детей способствует более успешной адаптации детей-сирот и расширяет их социальные контакты с внешним миром. Но у этой воспитательной инициативы наряду с явными преимуществами есть и определенные, и весьма существенные, недостатки. Главным образом это расслоение коллектива класса, основанное на пренебрежительном отношении к детдомовским детям.

Социальная адаптация, таким образом, осуществляется здесь в искаженном виде, преимущественно как защитная реакция, влекущая агрессию. В то же время изолированность жизни в стенах сиротского учреждения не дает его воспитаннику полного представления о жизни. Сироты лишены таких источников информации, какими владеют дети из семьи, и в этом плане представляют собой гомогенную, обедненную новым социальным знанием среду.

Круг внесемейных контактов домашних детей складывается по принципу относительной свободы выбора, в зависимости от психологических, социальных и прочих предпочтений. Контроль со стороны старших не столь значителен. В противовес этому в сиротском учреждении свобода выбора референтной группы исключена, «а жесткая заданность социальных нормативов возводит коллективную дисциплину в своего рода абсолют» [9, с. 207]. Лишенные свободного общения, со слабо сформированными навыками коммуникативного взаимодействия воспитанники детских домов и интернатов, как правило, не умеют критически осмысливать жизненные коллизии и действовать самостоятельно. Они легко поддаются внешнему влиянию, и не всегда положительному. Отсюда можно сделать вывод о том, что государственные сиротские учреждения низкоэффективны в вопросах воспитания. Обделенные родительской заботой сироты не получают и от общества значительного заинтересованного внимания. Жизненные условия среднего ребенка из семьи не адекватны жизненным условиям ребенка из сиротского учреждения. Здесь вступает в действие закон дивергенции социальной среды, который в значительной мере сокращает шансы ребенка-сироты достигнуть адаптации в обществе на уровне детей из полноценных семей. Исходя из этого рассмотрим альтернативные виды семейного воспитания и типы учреждений, замещающих семейное воспитание.

Одним из таких учреждений является дом ребенка. Причины попадания ребенка в данный тип учреждений можно разделить на две большие группы: медицинскую и социальную. Контингент воспитанников домов ребенка, попавших туда на основании социальных причин, также делится на две группы: отказные дети и помещенные родителями на временное содержание в связи с различными жизненными обстоятельствами или направленные в дом ребенка органами опеки и попечительства. Среди отказных детей, как специалисты выявили, большая часть рождены вне брака. Компенсации сенсорной, когнитивной, эмоциональной и социальной депривации воспитанника дома ребенка в существующих условиях общественного воспитания не происходит. Дом ребенка обеспечивает физическое выживание детей, но не создает условий для нормального развития. Он удобен для наблюдения за изменением состояния здоровья и развитием воспитанника, но не способен обеспечить полноценное физическое, психическое и социальное развитие.

В рамках развития системы социальной защиты и воспитания детей в обществе распространяются и другие формы социализации социальных сирот. Одной из таких форм выступает «коллективная семья». Концептуальный подход, лежащий в основе этого вида организации сиротского бытия, связан с идей коллективизма. Для создания атмосферы семьи весь детский дом представляет собой «целостное жизненное пространство». Главный действующий принцип: «Мы равны в главном – в желании жить вместе». Работающие в таких учреждениях взрослые руководствуются принципом: они приходят в коллективную семью, временно занимая свободное место их родителей; ребенку дают почувствовать, что воспитатель приходит к нему как к «своему ребенку». Главным принципом жизнеустройства в «коллективной семье» является то, что качество жизненной среды должно быть высокопедагогичным и не допускающим отрицательного воздействия [10].

В Российской Федерации существуют и другие государственные учреждения, осуществляющие призрение детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Это детские дома, школы-интернаты, приюты, центры временного содержания. Внедряются в практику социальные гостиницы, центры семейного воспитания, центры постинтернатной адаптации и др. Но, несмотря на позитивные изменения в организации деятельности этих учреждений, по оценкам специалистов, в большинстве случаев наблюдаются нарушения развития детей этой категории, как физические, так и психоэмоциональные. Поэтому налицо объективная необходимость создания новых, альтернативных кровной семье форм социализации детей. При этом наиболее эффективной, на наш взгляд, является такая форма социализации, как устройство детей-сирот на воспитание в семьи.

Государство прилагает все большие усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдается  поискам для него замещающей семьи (опекунской, патронатной, усыновителей, приемной) [4, с. 44]. При этом из всех видов замещающих семей наиболее приоритетной представляется приемная семья, через которую наиболее эффективно реализуется социальная реабилитация и адаптация детей в социуме. По мнению специалистов, особое место в этой стратегии должны занять вопросы обучения родителей культуре семейной жизни. Отдельные ученые предлагают при этом реанимировать в национальном масштабе семейный всеобуч и систему непрерывного образования семьи. Понятно, что в первую очередь это должно касаться тех семей, которые приобщили к своему составу ребенка-сироту [7, с. 29]. Кроме того, особая роль должна отводиться активному информированию граждан о возможностях семейного устройства детей. Следует также организовать специальную подготовку граждан, желающих принять ребенка в свою семью.

Проведенный анализ позволяет заключить, что проблема социализации ребенка-сироты и воспитания в нем социальной устойчивости и высокой нравственности остается одним из приоритетов социальной политики государства.  Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам их устройства. В то же время никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет привлечено внимание общественности, которая пока еще слабо информирована о масштабах данного социального недуга.


Библиографическая ссылка

Хубиев Б.Б., Желиготова Р.М., Баразова Д.В. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25755 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674