Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОДРОСТКОВ

Дзулаева И.Ю. 1 Бутаев Т.М. 1 Янушанец О.И. 2 Меркулова Н.А. 1 Цирихова А.С. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный университет им. И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Представлены результаты исследования влияния социально-гигиенических факторов на профессиональный выбор обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. Установлено, что между рабочими специальностями родителей и выбором рабочей специальности подростков отмечена достоверная связь. Родители, воспитывающие подростков, обучающихся в УНПО, характеризуются средним образовательным уровнем, социальным положением, определяющим невысокий материальный достаток. Гигиеническая оценка наполняемости УНПО города Владикавказа показала, что в среднем составляет 80,9 %. Исследования показывают, что для контингента подростков, которые обучаются разным профессиям, и в особенности рабочим профессиям, характерен целый ряд социально-гигиенических и поведенческих факторов риска: низкий материальный достаток семьи, высокий уровень распространенности вредных привычек, трудности в профессиональной адаптации при недостаточном уровне социально-психологической помощи. Условия проживания этих подростков в семье свидетельствуют о том, что четверть семей имеют недостаточный метраж. 39,9 % учащихся из многодетных семей.
профессиональное образование
профессиональный выбор
социально-экономические условия
социально-гигиенические условия
подростки
1. Баранович Н.А. Гигиеническая оценка качества жизни подростков сельской местности: дис ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Баранович Наталья Александровна; [Место защиты: ГОУВПО «Московская медицинская академия»]. – Москва, 2007. – 184 с.
2. Бораева Т.Т., Цветкова Л.Н. Распространенность и факторы риска заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта у детей в РСО-Алания // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2010. – Т. 89, № 3. – С 140-143.
3. Дзулаева И.Ю., Янушанец О.И. Гигиеническая оценка образа жизни учащихся учреждений начального профессионального образования города Владикавказ // Владикавказский медико-биологический вестник. – 2011. – Т. XIII, вып. 20. – С.131-136.
4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.: ил.
5. Матвеева У.В., Боранва Т.Т. Влияние экологической нагрузки на заболеваемость детей с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью в РСО-Алания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные и медико-биологические науки. – 2010. – Т. 12, № 1–7. – С. 1700-1703.
6. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография) / под редакцией В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. – М., 2004.
7. Рапопорт И.К., Звездина И.В., Ямпольская Ю.А. и др. Десятилетняя динамика заболеваемости учащихся московских профессионально-технических училищ // Материалы VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии», 18–21 февраля 2003 г. Москва. – М., 2003. – 297 с.
8. Сайкинова Н.Н., Семенова Н.И. ГОУ // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: Материалы всероссийской науч.-практ. конференции. – М., 2003. – С.117-118.
9. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Куликова А.В. Качество жизни и проблемы формирования здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования // Вестник РАМН. – 2009. – № 5. – С. 37-40.

Подростки составляют значительную и наиболее перспективную часть нашего общества. Это трудовой потенциал России. Отечественное здравоохранение считает подростками лиц в возрасте от 14 до 17 лет [2]. В Российской Федерации в настоящее время насчитывают 4,9 миллиона подростков от 15 до 17 лет, что составляет 27,2 % детского населения. Основанием для специального выделения подросткового возраста в медицинских целях служат морфологические, физиологические, психологические, социальные и клинические особенности этого периода [1,4,6,8,9].

Развитие человека в этот период служит основой подготовки к дальнейшей взрослой жизни и выполнению основных задач каждого члена общества – трудовой деятельности и воспроизводства потомства. Выбор профессионального пути, учебного заведения профессионального образования, последующее рациональное трудоустройство являются важными задачами, решаемыми подростками.

Современное общество, производство, рынки товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен.

Несомненно, антироссийские санкции не могли не сказаться на экономике России, при этом, по мнению многих экспертов, эти санкции еще не достигли своей цели, продолжая оказывать определённое негативное влияние на российскую экономику. Соответственно, все это не может не сказаться на семьях, проживающих в России, как единицу составляющей общества. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., в которой одна из ключевых идей – идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому необходимо обеспечить опережающее развитие.

Многочисленные исследования показывают, что для контингента подростков, которые обучаются разным профессиям, и особенно рабочим, характерен целый ряд факторов риска: низкий материальный достаток семьи, высокий уровень распространенности вредных привычек, образ жизни, экологическая нагрузка, которые влияют на состояние их здоровья, впоследствии на выбор, и на их профессиональную адаптацию [2,3,5,6,7,9].

В России и так было немало семей и с низким или недостаточным материальным доходом, а также немало семей, в которых имеются неблагоприятный социально-психологический климат и т.д., поэтому изучение взаимосвязи между этими факторами и профессиональным выбором подростков является актуальной.

Цель исследования

Изучить влияние социально-гигиенических факторов семьи на профессиональный выбор подростков.

Материал и методы. Использовался метод анкетирования. Были изучены социально-гигиенические факторы семьи подростков и их роль в выборе профессии подростка. Анкетирование проводилось у 500 подростков, поступивших в 2015 году и 2016 году в учреждения начального профессионального образования (УНПО) г. Владикавказа (УНПО № 3, УНПО № 5, УНПО № 17).

Анкета включала два блока: первый блок включал вопросы, изучающие гигиеническую характеристику условий проживания подростка (бытовые условия проживания подростка в семье); второй блок включал вопросы, изучающие социально-экономическую сторону семьи (содержал вопросы, позволяющие оценить материальное положение и выделить материально благополучные семьи, семьи со средним достатком и семьи, где ощущается нужда). Каждый выбранный ответ приравнивался к оценочному баллу, при этом вопросу, на который дана положительнаягигиеническая оценка, присваивался наивысший балл. По каждому из вышеуказанных блоков анкеты рассчитывался суммарный балл для оценки образа жизни подростка с отнесением к группе риска (наименьшего, среднего и максимального риска). Наличие связей между изучаемыми явлениями определяли методом ранговой корреляции Спирмена (r). Уровень статической значимости был принят равный р≤0,005.

Результаты и их обсуждение

В городе Владикавказе начальное профессиональное образование осуществляется в восьми учебных учреждениях общей проектной вместимостью на 3850 человек. В этих образовательных учреждениях начального профессионального образования города ежегодно средняя наполняемость составляет 80,9 %. Ежегодно принимаются на обучение 1250 учащихся и выпускаются 1190 студентов. Основным контингентом учащихся являются школьники после 9-го класса, они составляют в различных УНПО от 60,0 % до 93 % учащихся в общем количестве 2238±248 человек, из них 51,0 % юноши и 49,0 % девушки.

В настоящее время учреждения начального профессионального образования города Владикавказа ведут подготовку учащихся, поступивших после девятого класса по 15 направлениям, включающим более 19 специальностей.

Анализ условий проживания этих подростков в семье свидетельствуют о том, что четверть семей имеют недостаточный метраж, живут скученно, без коммунальных удобств, в общежитиях. Около 38 % учащихся УНПО составляют подростки из неполных семей, 39,9 % учащихся из многодетных семей.

Родители подростков, обучающихся в УНПО, имеют следующий образовательный уровень (табл. 1).

Таблица 1

Образовательный уровень родителей учащихся УНПО

Образование

Родители

мать

отец

начальное (3 класса)

  7,8 %

    8,9 %

среднее неполное (8 классов)

19,3 %

16,0 %

среднее общее (10 классов)

44,9 %

44,3 %

среднее специальное

26,4 %

28,9 %

высшее (полное или незаконченное)

    1,6 %

  1,9 %

 

Как видно из представленной таблицы 1, родители имеют низкий образовательный уровень: среднее общее (44,3 % отцов и около 44,9 % матерей), среднее специальное (28,9 % отцов и 26,4 % матерей). Среднее неполное образование установлено у пятой части матерей (19,0 %) и 16,0 % отцов из опрошенных семей. Довольно высокая доля родителей, которые имеют только начальное образование (7,8 % матерей и около 8,9 % отцов). Только 1,6 % матерей и 1,9 % отцов имеют высшее (полное или незаконченное образование). У четверти части обучающихся матерей (26,4 %) и третьей части отцов (28,9 %) имеется среднее специальное образование.

По результатам анализа социальной принадлежности опрошенных родителей, выяснилось выделить следующие социальные группы (табл. 2).

Таблица 2

Социальная принадлежность родителей, учащихся УНПО

Социальная группа

Родители

мать

отец

безработный (-ая)

10,1 %

6,8 %

пенсионер (-ка)

18,4 %

29,1 %

домашняя работа

48,3 %

6,2 %

рабочий (-ая)

12,1 %

28,4 %

служащий (-ая)

10,9 %

9,9 %

военнослужащий (-ая)

0

7,9 %

предприниматель

0,2 %

11,7 %

 

Данные анализа социальной принадлежности представлены в таблице 2. Из таблицы 2 видно, что родители подростков, обучающихся в УНПО, в 48,3 % (матери) и 6,2 % (отцы) занимаются домашним хозяйством. Имеют рабочие специальности соответственно 12,1 % и 28,4 % опрошенных родителей, 9,9 % отцов и 10,9 % матерей отнесли себя к служащим, находящихся на пенсии – 18,4 % матерей и 29,1 % отцов, безработными являются десятая часть матерей (10,1 %) и 6,8 % отцов. Занимаются предпринимательством 11,7 % отцов и 0,2 % матерей и 7,9 % отцов являются военнослужащими.

Анализ данных исследования позволил установить, что между специальностями родителей и выбором будущей профессии подростком имеется достоверная связь (r=0,83 приp≤0,01).

Анкета также включала вопросы об оценке материального дохода семьи и сравнении его с прожиточным уровнем на период третьего квартала 2015 и 2016 гг., который составил 8.700 рублей и 8.880 рублей соответственно (Постановление Правительства РСО-Алания от 15.12.15 г. № 289 и от 16.11.16 г. № 396). По показателю материального дохода, все обучающиеся были распределены на три категории: I категория – материально обеспеченные семьи, где доход на каждого члена семьи превышает прожиточный минимум, II категория –семья со средним доходом семьи в пределах прожиточного минимума и III категория –малообеспеченные семьи, с доходом ниже прожиточного минимума. Результаты анализа по данному блоку вопросов показали, что большинство обучающихся расценивают свой материальный доход как ниже прожиточного минимума (64,2 %). Материальное положение семьи как средний достаток расценили – 28,2 % и 7,9 % семей считают себя обеспеченными.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что среднемесячный доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума отмечался в 63,9 % семей. Средний достаток имеют только третья часть исследованных семей и только 7,9 % семей, дети которых обучаются в УНПО, считают себя обеспеченными. Анализ социального статуса обучающихся в УНПО города Владикавказа показал, что пятая часть учащихся составляют дети-сироты, при этом в разных УНПО этот показатель варьирует от 13,3 % до 35,6 %. Высокий процент подростков из социально неблагополучных семей, их доля составляет около 6,0 % от всех обучающихся.

Общая оценка социально-гигиенических факторов с расчетом шкалы риска представлена в таблице 3.

Таблица 3

Распределение учащихся УНПО на группы риска (%)

Шкала риска

Факторы жизни

Социально-гигиенические факторы

Социально-экономические факторы

Общая оценка

Малый риск

52,1

21,1

25,3

Средний риск

26,2

47,5

53,7

Высокий риск

21,7

31,4

21,0

Результаты анализа социально-гигиенических факторов семьи показали, что только четвертая часть (25,3 %) учащихся имеет общую оценку малый риск (табл. 3). Факторы риска пятой части обучающихся (21,0 %) оцениваются высоким риском, и 53,7 % подростков имеют общую оценку средний риск. При этом наиболее неблагоприятными показателями являются социально-экономические факторы (31,4 % оцениваются высоким риском и только 21,1 % обучающихся оцениваются малым риском). Половина обучающихся (52,1 %) по социально-гигиеническим факторам жизни оцениваются малым риском, и 21,7 % оцениваются общей оценкой высокий риск.

Научные исследования, проводимые в период 2007–2010 гг. по изучению и влиянию условий обучения, воспитания, образа жизни, социально-гигиенических и экономических факторов семьи на здоровье данного контингента обучающихся, показывали аналогичную картину. В динамике же произошло незначительное изменение в сторону ухудшения, что можно было бы объяснить или связать с введением антироссийских санкций, динамизмом и неопределенностью разных сторон нашей современной жизни. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Выводы:

  1. Установлена высокая распространенность среди учащихся УНПО неблагоприятных социально-гигиенических факторов: 37,0 % составляют подростки из неполных семей, 24,4 % учащихся дети сироты, среднемесячный доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума установлен в 63,9 % семей.
  2. Между рабочими специальностями родителей и выбором рабочей специальности подростков отмечена достоверная связь (r=0,83 при p≤0,01).
  3. Родители, воспитывающие подростков, обучающихся в УНПО, характеризуются средним образовательным уровнем, социальным положением, определяющим невысокий материальный достаток.
  4. В динамике произошли изменения в сторону ухудшения социально-экономических факторов семьи, что можно было бы объяснить или связать с введением антироссийских санкций, динамизмом и неопределенностью разных сторон нашей современной жизни.     

Библиографическая ссылка

Дзулаева И.Ю., Бутаев Т.М., Янушанец О.И., Меркулова Н.А., Цирихова А.С. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25803 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674