Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ВЫЯВЛЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО ПОКАЗА, КАК МЕТОДА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ, В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бондарь М.В. 1 Руденко Л.Л. 2
1 ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
2 ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
В статье рассмотрены примеры современного состояния экскурсионной деятельности в Приморском крае, которая влияет на развитие сферы туризма. Авторы подчеркивают, что в системе российского туристского образования важное место занимает изучение экскурсионной деятельности. Актуальность темы исследования основана на проблеме отсутствия практики выявления и внедрения мест театрального и музыкального искусства как объектов культурного показа в Приморском крае. Новизну исследования определило то, что до сих пор в крае большинство экскурсионных маршрутов сосредоточено на объектах природы, архитектуры, истории дореволюционного города, военно-исторического наследия. Однако при разработке новых экскурсий необходимо учитывать и такой малозатронутый пласт культуры, как театры и концертные организации. Основной целью исследования является обращение к вопросу опыта выявления новых объектов культурного показа как метода подготовки экскурсии в условиях функционирования учреждений театрального и музыкального искусства в Приморском крае и Владивостоке.
экскурсионный маршрут
профессиональное туристское образование
экскурсии
объекты культурного показа
концертные организации
театральное искусство
Приморский край
1. Академия культуры России. Дальневосточный научно-методический центр культуры и искусства. – http://www.culturedv.ru/PK.html.
2. Бондарь М.В. Метакультурный и туристский потенциал музыкальной культуры Дальнего Востока России: опыт постановки проблемы (на примере деятельности музыкальных образовательных учреждений) // Фундаментальные исследования. – 2015. — № 2-16. – С. 3624–3628.
3. Бондарь М.В. Имидж учреждений культуры и искусства в условиях развития дальневосточного туризма на примере Приморского края / Бондарь М.В., Гужва А.Ю., Синенко С.И. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. — № 10-1. – С. 135–139.
4. Гомилевская Г.А. Формирование туристской идентичности г. Владивостока в контексте бренда: «Владивосток – морские ворота России» / Г.А. Гомилевская, Ю.В. Дмитриенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. — № 1. – С. 142–153.
5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристика: Монография. – М.: Советский спорт, 2001. – 288 с.
6. Туристический центр «Афина-Паллада». – http://afina-pallada.org/ekskursii-po-vladivostoku-i-prigorodu/ekskursiya-teatry-vladivostokahttp://tourburopallada.ru/teatr-opery-i-baleta-g.-vladivostok.
7. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: Статистический сборник / Приморскстат, 2015. — 76 c.
8. Кукольный театр – экскурсия по театру [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rznpuppet.ru/для-зрителей/экскурсия-по-театру.html (дата обращения 01.06.16).
9. Руденко Л.Л., Барашок И.В. Подготовка студентов направления туризм в контексте ценностно-мировоззренческой позиции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16834 (дата обращения: 05.12.2016).

Экскурсионная теория и экскурсионное дело составляют основу профессионального образования специалистов туристского направления. Советской, а затем российской школой экскурсоведения накоплен значительный научно-методический и практический материал. На одном из таких актуальных направлений, как формирование классификации экскурсий и выявление новых объектов показа, необходимы постоянные уточнения и систематизация. Как следствие, возникает необходимость в соответствующих исследованиях по методическим разработкам организации новых экскурсий.

С 1920-х гг., периода возникновения экскурсионного дела, в классификации экскурсий постоянно росло их количество и деление на группы. В настоящее время можно назвать пять основных групп учебных, городских, литературных и прочих экскурсий, различающихся: 1) по содержанию, 2) по составу экскурсантов, 3) по месту их проведения, 4) по способу передвижения и 5) по форме проведения.

Обратим внимание на то, что группа экскурсий, которая определяется по месту ее проведения, требует при разработке нового маршрута выявления соответствующих объектов для показа. Далее, в соответствии с местоположением объектов, формируются различные типы экскурсий: музейная, культурно-познавательная, городская, загородная и др. Например, к часто предлагаемым экскурсиям относится музейная. Практически все турфирмы, осуществляющие экскурсионную деятельность, включают в свои разработки маршруты по музеям. При разработке этих экскурсий чрезвычайно тщательно ведется работа над качеством предоставляемой услуги, которая основана на требованиях и положениях министерства культуры, методических рекомендаций НИИ культурологии, методических советов музеев и т.д.

Одним из самых трудоемких этапов в подготовке маршрута экскурсий является вопрос выявления объектов культурного показа. Вместе с тем в Приморском крае разнообразие экскурсионных услуг используется не в полном объеме. В частности, из числа имеющихся в крае историко-культурных ресурсов не задействованы в должной степени места с учреждениями театрального и музыкального искусства.

Таким образом, актуальность темы исследования основана на изучении проблемы отсутствия практики выявления и внедрения в экскурсионные маршруты учреждений театрального и музыкального искусства как объектов культурного показа в Приморском крае. Новизну исследования определило то, что до сих пор в крае большинство экскурсионных маршрутов сосредоточено на объектах природы, архитектуры, истории дореволюционного города, военно-исторического наследия. Но, как было сказано выше, при разработке новых экскурсий необходимо учитывать и такой малозатронутый пласт культуры, как театры и концертные организации. Основной целью исследования является изучение опыта выявления новых объектов культурного показа как метода подготовки экскурсии в условиях функционирования учреждений культуры и искусства в Приморском крае.

Следуя теоретическим основам туризма, отметим, что уровень культуры во многом влияет на формирование благоприятного имиджа региона средствами туристского рынка. Это можно объяснить тем, что элементы и факторы культуры и искусства являются непосредственными каналами распространения информации о туристских возможностях той или иной местности. В.А. Квартальнов подчеркивает, что успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, но и от уникальности национального культурного значения. Поэтому представленные разумно и творчески объекты культурного наследия могут уберечь туристский рынок от единообразия и обеспечить его конкурентоспособность [5].

Прежде чем выделить в отдельный аспект деятельность учреждений театрального и музыкального искусства из всей системы культуры Приморского края, следует обратить внимание на то, что в целом регион обладает богатым туристско-рекреационным и культурным потенциалом. Согласно информации, предоставленной Департаментом культуры Приморского края по состоянию на 19.05.2016 г., сеть государственных краевых и муниципальных учреждений культуры и искусства системы Министерства культуры РФ составляет 851 ед. В их число вошли культурно-досуговые, культурно-образовательные учреждения и организации сферы искусств [1]. Туристский и имиджевый потенциал учреждений культуры и искусства представлен такими основными концертными организациями и профессиональными театрами края, как:

  1. Приморская сцена Государственного академического Мариинского театра;
  2. Приморский драматический театр им. Горького;
  3. Уссурийский драматический театр;
  4. Приморский краевой драматический театр молодежи;
  5. Драматический театр ДВО;
  6. Драматический театр ТОФ;
  7. Приморский краевой театр кукол;
  8. Муниципальный театр кукол г. Находка;
  9. Приморский Пушкинский театр;
  10. Приморская краевая филармония;
  11. Дальневосточный государственный институт искусств [7].

Все эти учреждения театральных и музыкальных искусств так или иначе не только способствуют культурному развитию и росту региона, но и оказывают влияние на процессы формирования положительного имиджа всей территории Дальневосточного федерального округа [4]. Одним из условий сохранения и развития культуры может стать сфера туризма. Сформировались специфика и непосредственная связь между туристической отраслью и богатым историко-культурным потенциалом России. Организация и проведение экскурсий являются важной составляющей сферы внутреннего и въездного туризма, поскольку содержат в себе широкие возможности для знакомства и изучения историко-культурного наследия. Здесь следует обратить внимание на то, что в условиях функционирования сферы туризма в Приморском крае как одной из приоритетной отрасли услуг сложились основы и традиции российского туристского образования, осуществляемые средними и высшими учебными заведениями.

Экскурсия стала предметом профессиональной трудовой деятельности, требующим специальной комплексной подготовки. От специалиста, оказывающего экскурсионные услуги в местах различных видов искусств (архитектуры, театра, музыки, живописи, танца), требуются ряд культурологических знаний и владение способами организации соответствующих мероприятий. При этом принцип профессиональной подготовки экскурсовода направлен не только на оказание туристской услуги, а также и на выполнение просветительской и образовательной функций. И одним из благоприятных условий для успешной реализации таких функций являются места, в которых осуществляется деятельность сферы театрального и музыкального искусства.

В настоящее время в городе действуют автобусные экскурсии «Театры Владивостока», которые знакомят туристов с учреждениями дореволюционного периода: «корейским», «китайским», «Пушкинским», «общедоступным», «Би-ба-бо» и другими театрами. Содержание экскурсии включает исторические страницы о первой театральной постановке в театре М. Купер; первом кинотеатре-иллюзионе; о современных театрах города — краевом академическом театре драмы им. М. Горького, Камерном и краевом театре кукол. В том числе для гостей города Владивостока предлагаются выездные туры с посещением Приморской сцены Государственного академического Мариинского театра или Приморского драматического театра им. Горького [6].

Учреждения музыкального и театрального искусства края ведут активную деятельность, демонстрирующую лучшие образцы классического и современного искусства. Они являются неотъемлемой частью туристско-рекреационного ресурса и необходимым условием формирования положительного имиджа края. Однако в практике экскурсий отсутствует налаженный механизм взаимодействия между представителями турбизнеса и учреждениями искусства и культуры. Одной из причин можно рассматривать тот факт, что со стороны представителей турбизнеса остается тенденция сдержанного интереса к сфере музыкального и театрального искусства. Этому также сопутствует и недостаточная популярность организации туристских мероприятий в учреждениях культуры и искусства Приморского края, поскольку элитарность музыкального и театрального искусства заведомо не может массово увлечь значительную часть неподготовленного населения к восприятию сложных академических жанров.

Вместе с тем во Владивостоке наблюдается тенденция зарождения встречных диалогов между лидерами бизнеса Приморья и представителями культурного продукта на конференц-площадках образовательной среды – Владивостокского государственного университета экономики и сервиса и Дальневосточного федерального университета. В программе встреч поднимались вопросы о мотивации зарубежного туриста посетить Приморский край; роли культурной составляющей в туризме; необходимости разработки единого «культурного маршрута» Приморья; обеспечения территории брендовой привлекательностью и т.д. В результате встреч было положено начало общему взаимодействию областей культуры и туризма, что послужило импульсом к обоюдному экономическому развитию [2].

Показателен пример, когда учреждения культуры и искусства Владивостока откликнулись на предложения со стороны представителей турбизнеса ввести практику проведения экскурсий на территории учреждения театрального искусства. Так, весной 2015 г. Мариинский театр Приморской сцены поддержал инициативу Туристического центра Приморского края ознакомиться с возможностями театра. В результате встреча сотрудников театра с представителями турбизнеса затронула интересы почти полутора десятка туркомпаний. Это способствовало, во-первых, совместной организации работы разрозненных туркомпаний региона и заключению тесных партнерских контактов. Во-вторых, учреждения культуры и искусства смогли стать партнерами турфирм и включать те или иные мероприятия в туристские маршруты.

Вместе с тем в ходе дальнейших организованных совещаний с представителями учреждений культуры и искусства и специалистами турбизнеса в здании Приморской сцены Мариинского театра было отмечено, что практика проведения экскурсии в здании временно приостановлена из-за недостаточной зрелости и проработанности данного проекта. Так, были указаны причины, по которым проведение экскурсий для гостей и туристов пока остается невозможным и может негативно сказаться на имидже и репутации театра. В числе основных проблем оказались недостаточная техническая и материальная оснащенность коридоров и этажей, по которым проложен экскурсионный путь: отсутствие комфортной и зрелищной обстановки, дизайнерских решений в отношении освещения, потолков и т.д. [3].

В целом, внедрение нового опыта проведения экскурсии на территории Мариинского театра Приморской сцены показало, что оказание подобной услуги может положительно повлиять на эффективность привлечения гостей и туристов на концерты и оперы. Так, при дальнейшей разработке маршрута музыкально-театральной экскурсии учитывается оригинальность архитектурного дизайна здания театра, ставшего одной из достопримечательностей города. Архитектура здания интересна тем, что представляет собой имитацию стеклянного куба в кубе. Смелые дизайнерские решения отвечают последним веяниям театральной техники. Проект создавался согласно образцу знаменитого оперного театра Торонто. Здание внутри многофункционально – есть как наземные, так и подземные этажи, большое количество гримерных комнат, несколько лифтов.

Театр имеет три площадки: Большой зал, Малую и Летнюю сцены.  Художественный состав театра оперы и балета является высокопрофессиональным и сформирован из лучших артистов не только России, но и других стран мира. Приморская сцена стала преемницей родословной Мариинского театра великого российского города Санкт-Петербурга, начавшейся еще в XVIII в., в котором упрочились и развились великие традиции первой русской музыкальной сцены. Преемственность традиций Мариинского театра сказалась не только на разнообразии и богатстве репертуара Приморской сцены. Начала развиваться стратегия по привлечению туристов путем знакомства и погружения в мир музыки и сценических репетиций «за кулисами».

Однако большинство учреждений музыкально-театральной направленности Владивостока и Приморского края не располагают конкурентными преимуществами в условиях современного рынка. К примеру, Приморский краевой драматический театр молодежи и Приморский краевой театр кукол уже несколько лет находятся в слабом финансовом и материально-техническом положении. Вместе с тем каждый из приморских театров по-своему уникален со сложившимися традициями и историей, плеядой ярких артистов и профессионалов.

Например, Приморский театр кукол, основанный в 1940 г., свой имидж изначально формировал на содержательной части кукольного жанра. Этому есть историческая предпосылка и объяснение, поскольку искусство кукольного жанра с древнейших времен всегда притягивало к себе людей схожестью с живыми существами и чудом оживления куклы. Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Таким образом, театр кукол Владивостока — это единственный из всех театров города, который может привлекать не масштабом и размахом сценических представлений. Он оригинален именно в своей камерности, атмосфере уюта и семейного отдыха.

При внедрении туристского объекта «Приморский театр кукол» в содержание экскурсии можно заимствовать опыт Рязанского театра кукол. Так, в рамках экскурсии гости могут познакомиться с закулисными тайнами, услышать рассказ о театральной механике и ее подготовке к спектаклю. Они посещают театральный музей с рассказом об истории театра, куклах, представленных в музейной экспозиции, наградах, ярких театральных постановках и традициях театра. Гости могут посетить пошивочный, декорационный и бутафорский цеха, где их знакомят со сложным процессом создания кукол и реквизита для спектаклей. Интригующей частью экскурсии является посещение куклохранилища. Театральные хранители демонстрируют таланты кукол-персонажей, а гости могут оказаться в роли артиста театра кукол [8].

При разработке новых экскурсионных программ будущим специалистам важно уметь находить преимущества и достоинства какого-либо объекта; необходимо учитывать как жанровую направленность или формат, так и другие сопутствующие моменты, например месторасположение учреждения и т.д.

Таким образом, в условиях современной тенденции на туристском рынке — широкого распространения ярких и увлекательных экскурсионных предложений — важное место занимают учреждения культуры и искусства. Знание истории и специфики театрального и музыкального искусства в Приморском крае и во Владивостоке в частности открывает новые грани культурно-просветительской экскурсии. Кроме того, в Приморском крае заложены основы российского туристского образования, в котором экскурсия является традиционным предметом профессиональной образовательной и практической подготовки будущего специалиста [9]. Экскурсионные услуги, направленные на места различных видов искусств: архитектуры, театра, музыки, живописи, танца — требуют не только культурологических знаний, но и владения методами проектирования, организации и внедрения культурных мероприятий. К одному из таких трудоемких методов относится выявление объектов культурного показа и их внедрение в содержательную часть экскурсии.


Библиографическая ссылка

Бондарь М.В., Руденко Л.Л. ОПЫТ ВЫЯВЛЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО ПОКАЗА, КАК МЕТОДА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ, В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25867 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674