Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Степанова Н.В. 1 Усынина Т.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций в жизненных сферах студентов медицинского вуза. Использованные методики: «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина, «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина. В системе жизненных ценностей студентов-медиков наиболее значимые позиции занимают профессиональные, интеллектуальные, финансовые, социальные и семейные ценности; менее значимы физические и духовные ценности; на последнем месте – общественные ценности. Среди терминальных ценностей на первых позициях «собственный престиж», «сохранение собственной индивидуальности», «активные социальные контакты», «достижения», «развитие себя», далее идут «высокое материальное положение», «духовное удовлетворение» и «креативность». Полученные результаты позволяют охарактеризовать испытуемых как людей, стремящихся к социальному одобрению, признанию, при этом высоко ценящих независимость, целеустремленных, стремящихся к самосовершенствованию и самореализации. Наиболее значимые жизненные сферы – обучение и образование, профессиональная жизнь, семейная жизнь, последние позиции занимают увлечения и общественная жизнь. Полученные результаты подтверждают общие тенденции ценностных ориентаций современной молодежи, а также отражают специфику исследуемой выборки.
ценностные ориентации
терминальные ценности
жизненные сферы
студенты медицинского вуза
1. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов [Текст] / Н.А. Буравлева // Вестник ТГПУ. – 2011. Выпуск 6 (108). — С. 124–129.
2. Галкина Г.А. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / Г.А. Галкина, Е.И. Грибкова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8779 (дата обращения: 19.11.2016).
3. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. – 2002. – № 1. — С. 24–27.
4. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.
5. Ромашова Л. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] // Капитал страны. – 2009. – 10 февраля. – URL: http.:capital-rus.ru. (дата обращения: 19.11.2016).
6. Степанова Н.В. Иерархическая структура ценностных ориентаций студентов-психологов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16092.htm. (дата обращения: 19.11.2016).

Интерес ученых к проблеме ценностных ориентаций молодежи в последние десятилетия обусловлен, с одной стороны, постоянной переоценкой норм и ценностей в современном обществе, с другой — необходимостью разработки эффективных механизмов воздействия на жизненные ценности молодежи. Юношеский возраст считается сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

Актуальность изучения жизненных ценностей студентов-медиков определяется также важной ролью ценностных ориентаций в становлении профессионального самосознания. Ценности являются исходными психическими образованиями для постановки целей и обоснования специалистом всей своей профессиональной деятельности, представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования: направляют, организуют, ориентируют поведение человека, детерминируют когнитивную работу с информацией, а также выступают в качестве критерия оценки действительности, других людей и самого себя. Анализ ценностных ориентаций студентов в основных жизненных сферах позволит грамотно организовать педагогическое сопровождение становления профессионального самосознания будущих медицинских работников.

Проблема ценностных ориентаций молодежи в современном обществе на разных уровнях отражена в работах Н.А. Буравлевой, Н.А. Вершининой, Г.А. Галкиной, Е.И. Головаха, Н.В. Клюевой, Т.Т. Капезиной, Н.М. Лебедевой, Д.А. Леонтьева, О.А. Тихомандрицкой, М.С. Яницкого и др.

Многие ученые отмечают, что в современном обществе отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла ценность благосостояния (материального успеха и благополучия), автономии как независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою уникальность. Если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи [4].

Согласно результатам исследований Н.А. Буравлевой структура ценностей современных студентов отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости заботы о благополучии других людей и общества. Изменение структуры ценностей отражает сдвиг социальных приоритетов в пользу собственного благополучия и индивидуализма против социального интереса и коллективизма. Изучение влияния современных социально-экономических условий в нашей стране на изменение ценностных ориентаций людей в разных социальных группах свидетельствует о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические, ценности, такие как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и богатство. Ценностные ориентации молодежи отличаются прежде всего усилением направленности на себя, опорой на собственные силы (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно и решительно) и снижением роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми (чуткость, уважение к человеку, умение выслушать и понять другого и т.п.) [1].

Результаты исследований Л. Ромашовой свидетельствуют о доминировании в системе жизненных ценностей современной молодежи материального благополучия (у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальные ценности являются главным стимулом их жизненной активности). В представлениях молодежи полезность труда зачастую определяется достижениями собственного экономического достатка, а жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием. Приоритетность экономических ценностей оказывает влияние на всю систему ценностных ориентаций молодых людей: в отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, семью планируют в далекой перспективе, отношение к близким носит все более устойчиво корыстный характер; коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления, их место занимают взаимоотношения с «нужными», влиятельными людьми [5].

Г.А. Галкина, Е.И. Грибкова, проведя сравнительный анализ ценностей студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «юриспруденция», «фармация», пришли к выводу, что у всех респондентов, вне зависимости от выбранной специальности, лидируют ценности, направленные на собственное благополучие (здоровье, любовь, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь) [2].

Цель исследования. Исследование было посвящено изучению ценностных ориентаций в жизненных сферах студентов медицинского вуза, проходило в 2016 г. на базе Оренбургского государственного медицинского университета. Выборку составили 180 человек — студенты первого и второго курсов педиатрического факультета и факультета клинической психологии.

Материал и методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: метод тестирования («Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина, «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина.) и методы количественной и качественной обработки данных. Экспресс-диагностика Н.П. Фетискина предназначена для выявления личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений. Опросник И.Г. Сенина основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей и позволяет оценить выраженность каждой из восьми терминальных ценностей, а также их представленность в различных сферах жизни человека (сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений). Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека.

Результаты исследования. Результаты экспресс-диагностики социальных ценностей личности представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность жизненных ценностей студентов-медиков

В системе жизненных ценностей студентов медицинского вуза первую позицию занимают профессиональные и интеллектуальные ценности (средний балл 130, что составляет 65% от максимально возможного значения); на втором месте — финансовые и социальные ценности (средний балл 120, что составляет 60% от максимально возможного значения); на третьем месте — семейные ценности (средний балл 110 от максимально возможного значения — 55%); следующие позиции занимают физические ценности, здоровый образ жизни (средний балл 90 от максимально возможного значения 45%) и духовные ценности (средний балл 80 от максимально возможного значения 40%); на последнем месте общественные ценности (средний балл 50 от максимально возможного значения 25%). Полученные результаты, с одной стороны, отражают особенности исследуемой выборки (высокая значимость профессиональных и интеллектуальных ценностей), с другой — подтверждают специфику системы жизненных ценностей современной молодежи (высока значимость финансовых ценностей, семейные ценности уходят на второй план, духовные и общественные ценности малозначимы).

Результаты опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Выраженность терминальных ценностей студентов-медиков

Среди терминальных ценностей у испытуемых первые позиции занимают «собственный престиж» (64%), «сохранение собственной индивидуальности» (58%), «активные социальные контакты», «достижения», «развитие себя» (по 35%), далее идут «высокое материальное положение» (32%), «духовное удовлетворение» (25%) и «креативность» (21%). В скобках указаны проценты высокого уровня выраженности терминальных ценностей в изучаемой выборке.

Полученные результаты позволяют охарактеризовать испытуемых как людей, стремящихся к признанию, уважению со стороны других, при этом высоко ценящих независимость, сохранение неповторимости и своеобразия своей личности, своего стиля жизни. У испытуемых высока потребность в общении, стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми; это люди целеустремленные, ориентированные на достижение конкретных результатов, стремящиеся к самосовершенствованию и самореализации. Для испытуемых имеет значение материальный достаток, но высокое материальное положение не является главным в жизни; духовное удовлетворение и реализация творческих возможностей не играют существенной роли в системе жизненных ценностей.

Среди жизненных сфер на первое место по значимости испытуемые ставят обучение и образование (42%), далее идут профессиональная жизнь (32%), семейная жизнь (25%), четвертую и пятую позиции занимают увлечения (19%) и общественная жизнь (17%). Полученные результаты свидетельствуют о стремлении студентов к повышению своей образованности, расширению кругозора, о высокой значимости будущей профессиональной деятельности и благополучия в семье. Результаты отражают специфику ведущей деятельности студенческого возраста (большую часть времени студенты младших курсов заняты учебно-профессиональной деятельностью).

Терминальные ценности по-разному представлены в жизненных сферах студентов-медиков. В сфере обучения и образования наиболее высокие позиции занимают собственный престиж (58%), достижения (52%) и социальные контакты (50%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые стремятся иметь такой уровень образования, который ценится в обществе, нацелены на конкретные результаты в образовательном процессе, идентифицируют себя и стремятся к контактам с людьми определенной социальной группы.

В сфере «профессиональная жизнь» на первом месте также собственный престиж (57%), на втором месте – развитие себя (52%), на третьем месте – социальные контакты (48%). Результаты подтверждают высокую значимость для испытуемых престижности выбранной профессии, они стремятся посредством профессии добиться признания в обществе, удовлетворить потребность в социальных контактах, иметь интересную работу и получать от нее удовлетворение.

В сфере семейной жизни на первом месте стоит духовное удовлетворение (57%), на втором месте — собственный престиж (52%), на третьем месте – сохранение собственной индивидуальности (46%). Высокая значимость духовного удовлетворения в семейной жизни выражается в стремлении к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними. При этом важны собственный престиж и признание со стороны окружающих, выражено стремление строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желание подчеркнуть свою индивидуальность.

В сфере увлечений значимые позиции занимают сохранение собственной индивидуальности, развитие себя (по 60%), креативность (56%) и активные социальные контакты (48%), что свидетельствует о стремлении испытуемых посредством увлечений выразить свою индивидуальность и реализовать через хобби свои потенциальные возможности и социальную направленность. Высокие показатели ценности «креативность» в сфере увлечений говорят о стремлении к творчеству.

В сфере «общественная жизнь» иерархия ценностей представлена следующим образом: собственный престиж (51%), активные социальные контакты и высокое материальное положение (по 44%), что выражается в стремлении придерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь, занимаясь общественной деятельностью ради материального вознаграждения, реализуя через общественную жизнь социальную направленность.

Заключение. Таким образом, в системе жизненных ценностей студентов медицинского вуза доминирующие позиции занимают образование, интеллектуальные и профессиональные ценности, собственный престиж и сохранение индивидуальности; значимыми являются социальные и материальные ценности, ценности саморазвития и достижения; средние позиции занимают семейные ценности и физические ценности; на последних позициях — духовные ценности, общественная жизнь, увлечения, возможность творческой самореализации. В наиболее важных жизненных сферах приоритетными являются такие ценности, как собственный престиж, достижения, социальные контакты в сфере «обучение и образование»; собственный престиж, развитие себя, социальные контакты в сфере «профессиональная жизнь», духовное удовлетворение, собственный престиж и сохранение собственной индивидуальности в сфере «семейная жизнь». Представления о ценностях молодежи в сфере семейной жизни можно охарактеризовать как противоречивые: испытуемые высоко ценят духовную близость, взаимопонимание в семье, при этом стремятся строить свою жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желая подчеркнуть свою индивидуальность.

Полученные результаты подтверждают общие тенденции ценностных ориентаций современной молодежи, а также отражают специфику исследуемой выборки и могут быть использованы в системе воспитательной работы в аспекте развития гуманистических, социально значимых ценностей и формирования профессионального самосознания студентов.


Библиографическая ссылка

Степанова Н.В., Усынина Т.П. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25949 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674