Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ К ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Громова О.Н. 1 Рыжова Н.И. 2
1 НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
2 ФГНУ «Институт стратегии развития образования» РАО
В данной статье авторами рассматривается актуальность развития профессиональной подготовки современных специалистов (экономистов и юристов) для экономической сферы в области виктимологии. По мнению авторов, именно виктимологические знания и умения обеспечат современных специалистов указанного профиля результативным решением таких профессиональных задач экономической сферы, которые связаны с проблемами экономической и информационной безопасности предприятий и организаций среднего и малого бизнеса, а также с предотвращением экономических угроз и др. Опираясь на существующие научно-методические подходы и результаты исследований, авторы приводят определение понятия профессиональной виктимологической готовности и компетентности специалиста для экономической сферы. Кратко излагают суть концепции формирования профессиональной виктимологической готовности с учетом содержания обучения экономистов и юристов согласно образовательным стандартам. Определены уровни сформированности профессиональной виктимологической готовности у специалистов для экономической сферы и приведена модель развития содержания профессиональной подготовки в условиях вуза.
виктимологическая деятельность
профессиональная компетентность
профессиональная подготовка специалиста для экономической сферы
профессиональная виктимологическая готовность
концепция формирования профессиональной готовности к виктимологической деятельности
критерии сформированности
содержание обучения
модель развития содержания
1. Башмакова Н.И., Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13459 (дата обращения: 12.11.2016).
2. Башмакова Н.И., Громова О.Н., Рыжова Н.И. Актуальность аксилогизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей // Наука и школа. – 2016. – №1. – С.37-46.
3. Готская И.Б. Готовность к профессиональной педагогической деятельности как результат функционирования образовательной программы / И.Б. Готская, В.М. Жучков // Наука и школа. – 2001. – № 5. – С. 18-23.
4. Громова О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 12.11.2016).
5. Громова О.Н. Виктимологическая деятельность как основа профессиональной виктимологической компетентности будущего специалиста для экономической сферы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20016 (дата обращения: 14.11.2016).
6. Громова О.Н. Результаты анализа проблем профессиональной виктимологической подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23942 (дата обращения: 12.11.2016).
7. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки специалистов для новой экономики // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1. – С.8-13.
8. Громова О.Н., Рыжова Н.И., Чайка В.Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума // Преподаватель 21 век. – 2014. – № 4. – C. 17-28.
9. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Обеспечение стабильности и развития образовательных систем в условиях трансформации ценностей // Преподаватель 21 век. – 2016. – № 4. – Т.1. – С.15-27.
10. Климова Т.Е. Оценка результатов учебной деятельности учащихся: методические рекомендации. – Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1997.
11. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.
12. Концепция-2020: развитие образования [Электронный ресурс] // Учительская газета. URL.: http://www.ug.ru/issues07/ (дата обращения: 09.01.2015).
13. Литвиненко М.В., Рыжова Н.И., Фомин В.И. Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте компетентностного подхода // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9. – С. 62-64.
14. Маркова A.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.
15. Мельникова А.А., Горшкова В.В. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании в контексте транспрофессинализации // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития IX Всерос. научно-практич. конференция с международным участием. – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2016. –С.13-16.
16. Рыжова Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2000. – 43 с.
17. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В., Фомин В.И. Мониторинг сформированности профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С.166-175.
18. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174 с.
19. Тельнюк И.В. Актуальность и приоритетные направления развития образовательной среды профессиональной подготовки преподавателей-медиков в условиях информатизации // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО – Югры, НВГУ: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / отв. редактор М.В. Худжина. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского ун-та, 2015. – С.89-92.
20. Ускова С.А., Рыжова Н.И., Залялютдинова З.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – C.115-119.
21. Харченкова Л.И., Рыжова Н.И. Профессиональная подготовка специалиста гуманитарного профиля в области межкультурной коммуникации: концепция фундаментализации обучения и структура содержания // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6-2. – С. 251-254.

Современные условия полипарадигмальности и поликультурности диктуют для высшего образования требования, связанные с его модернизацией и адаптацией к современным условиям, нашедшие свое отражение в Концепции развития образования до 2020 г. [12]. Сегодня проводятся глобальные реформы высшего образования, основанные на актуальности использования компетентностного или контекстно-деятельностного подходов, позволяющие профессионально грамотно подготовить будущего специалиста к условиям, требующим быстрой адаптации в постоянно меняющемся мире. При этом необходимым критерием профессиональной готовности становится быстрая адаптация и умение переквалифицироваться к нуждам рыночной экономики в условиях вызовов современности [1-4, 9, 15, 19-21].

Цель исследования

Цель данной статьи – определить критерии сформированности профессиональной готовности к виктимологической деятельности специалиста (экономиста и юриста) для экономической сферы, которая является базовой основой для развития соответствующей профессиональной компетентности [5, 7].

Материал и методы исследования

В целях повышения качества профессиональной подготовки будущих экономистов и юристов для экономической сферы, способных обеспечивать экономическую безопасность своей организации, в содержание профессиональной подготовки, по нашему мнению, необходимо включить блок теоретических знаний и умений из области виктимологии. Именно изучение основ виктимологии позволит студенту – будущему специалисту указанного выше профиля для экономической сферы, получить профессиональные умения, способствующие грамотному осуществлению виктимологической деятельности участниками экономических отношений в целях предупреждения противоправных посягательств.

В связи с этим одной из основных целей профессиональной подготовки специалиста для новой экономики в вузе становится виктимологическая подготовка [5, 6], в рамках которой должна быть сформирована виктимологическая готовность, являющаяся базовой основой для развития виктимологической компетентности.

Опираясь на многочисленные исследования, в частности, работы А.К. Марковой [14], А.П. Тряпицыной, Н.Ф. Радионовой, В.А. Козырева и др. [11], а также учитывая содержание профессиональной деятельности в экономической сфере и необходимость решения профессиональных виктимологических задач [6, 7], под профессиональной виктимологической готовностью специалиста экономического и юридического профиля для экономической сферы мы будем понимать умение решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи на базе знаний, необходимых для решения этих задач и достижения определенных целей виктимологической деятельности [5], а также умение воспринимать, перерабатывать и использовать информацию, необходимую для управления ситуациями при принятии решений виктимологической направленности в профессиональной экономической сфере, опираясь на личностно-мотивационные качества и учитывая ценностные ориентиры [2, 7].

К составляющим профессиональной виктимологической готовности мы относим теоретические знания, технологические умения, навыки и профессиональные качества, личностные и мотивационные качества. Соответственно, концепция формирования профессиональной виктимологической готовности современного специалиста для экономической сферы, на наш взгляд, должна быть основана на принципах обучения, способствующих овладению умениями решать профессиональные задачи и проблемы экономической сферы путем использования метода целесообразно подобранных задач [16], соответствующих виду профессиональной деятельности, в частности, виктимологической на ключевом, базовом и специальном уровне (см. Рис.1).

Рис. 1. Содержание и уровни профессиональных виктимологических задач экономической сферы

Теоретико-технологическая составляющая концепции формирования профессиональной виктимологической готовности будущих специалистов для экономической сферы (согласно ФГОС ВПО), на наш взгляд, определяется дисциплинами, содержащимися в различных циклах указанных стандартов. Среди них особо можно выделить такие дисциплины, в которых в той или иной мере явно или неявно в содержании присутствуют виктимологические знания – к этим дисциплинам можно отнести такие как: Право и/ или Отрасли права, Социология, Психология, Безопасность жизнедеятельности, Элементы информационной безопасности, Информационные технологии и системы в профессиональной деятельности, Экономические дисциплины и др.

Практическая составляющая нашей концепции формирования профессиональной готовности будет определяться такими видами деятельности студентов, как: выполнение выпускной квалификационной работы, проведение различных видов практик (в том числе и производственных), а также выполнение контрольных работ и рефератов, создание портфолио и др., но на основе рефлексии будущей профессиональной деятельности в экономической сфере.

Приведем наш взгляд на развитие структуры содержания профессиональной подготовки специалиста для экономической сферы (экономического и юридического профиля), которые в рамках решения своих профессиональных задач должны обеспечивать экономическую и информационную безопасность, например, объектам малого и среднего бизнеса. Пока мы можем констатировать, к сожалению, основываясь на результатах анализа содержания действующих образовательных стандартов профессионального образования в условиях вуза [6], что:

  • юристы, например, гражданско-правового профиля для экономической сферы, обладая знаниями законов, не владеют в полной мере знаниями особенностей экономической сферы, в которой им приходится трудиться и проводить, в том числе виктимологическую профилактику и защиту, решать виктимологические задачи по предотвращению экономических угроз и т.п.;
  • в свою очередь, экономисты, адаптированные к своей профессии, не обладают достаточными правовыми знаниями даже в той отрасли, которая находится в поле их профессионального интереса, поэтому зачастую они не способны прогнозировать и просчитывать экономические риски, потенциально возможные, что способствует возникновению реальных угроз.

Описанную ситуацию хорошо иллюстрируют следующие диаграммы, которые показывают соотношения составляющих профессиональной деятельности юристов (см. Рис. 2) и экономистов (см. Рис. 3), выполненные с опорой на квалификационные характеристики [1] этих специалистов и действующие вузовские образовательные стандарты для профессиональной подготовки данных специалистов в вузе [2].

Рис. 2. Составляющие профессиональной деятельности юристов гражданско-правового профиля

Рис. 3. Составляющие профессиональной деятельности экономиста

Таким образом, налицо понимание недостаточности виктимологической подготовки и у тех и у других специалистов, ни у одного специалиста соответствующий вид деятельности в рамках профессиональной – виктимологическая деятельность – не выделяется как самостоятельная и ориентированная на решение специфических задач экономической сферы – задач, например, связанных с предотвращением экономических угроз или обеспечением экономической безопасности организации или предприятия и т.п.

Приведем графическое представление модели развития содержания профессиональной подготовки специалиста (экономиста, юриста) для экономической сферы за счет введения новых блоков в содержание обучения, освоение которых будет способствовать формированию профессиональной готовности к виктимологической деятельности в экономической сфере и развитию на ее основе профессиональной виктимологической компетентности (см. Рис. 4).

Заметим, что находясь в логике компетентностного или контекстно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса и модульного подхода к представлению содержания обучения, каждый раздел может быть представлен либо как самостоятельный модуль профессиональной подготовки в виде отдельной дисциплины для блока «Дисциплины и курсы по выбору, устанавливаемые вузом» или блока «Дисциплины вариативной части», либо как совокупность модулей для уже существующих дисциплин профессионального цикла.

Рис. 4. Модель развития содержания профессиональной подготовки специалиста (экономиста, юриста) для экономической сферы

Опираясь на методику оценивания, разработанную Т.Е. Климовой [10], и в целях определения сформированности профессиональной виктимологической готовности, нами были разработаны критерии, базирующиеся на: осознанности действий, направленности на профессиональную виктимологическую деятельность, сформированности научно-технологической основы действий, целесообразности, освоенности действий, результативности.

Итак, сформулируем критерии сформированности профессиональной готовности к виктимологической деятельности специалиста для экономической сферы (в частности, специалиста экономического и юридического профиля):

1) осознанность действий при решении профессиональных виктимологических задач экономической сферы, в основе решения которых лежит виктимологическая деятельность, в частности, задачи в области предотвращения экономических преступлений посредством виктимологической профилактики и защиты;

2) направленность на профессиональную виктимологическую деятельность в экономической сфере в условиях глобализации и трансформации ценностей современного социума;

3) сформированность научно-технологической основы действий (необходимая система знаний в области виктимологии, в области теоретических и прикладных экономических знаний, знаний современных справочно-правовых систем и информационных технологий для решения основных профессиональных задач в экономической сфере);

4) целесообразность – умение четко и правильно ставить цели своей деятельности (выполнять их композицию и декомпозицию, доводя до последовательности конкретных действий, в процессе решения профессиональных виктимологических задач экономической сферы);

5) освоенность действий (умения, навыки и опыт в решении профессиональных виктимологических задач);

6) результативность при решении профессиональных виктимологических задач экономической сферы.

Все указанные критерии могут проявляться, на наш взгляд, на одном из следующих уровнях: высоком, достаточном, ограниченном, низком и недопустимом уровнях, согласно Л.Ф. Спирину [18]. При этом низкий и недопустимый уровни характеризуются отсутствием таких критериев, как сформированность профессиональной виктимологической готовности: целесообразность, освоенность и результативность. Для каждого уровня нами разработаны показатели, которые необходимо использовать при оценивании учебных достижений студентов. При этом, на наш взгляд, целесообразно использовать комплексную оценку, предложенную Н.И. Рыжовой, М.В. Литвиненко и В.И. Фоминым [13, 17], которая складывается из нескольких результатов: оценки преподавателя, полученной на экзамене, зачете и в результате беседы на профессиональные темы, оценки эксперта и работодателя, а также оценки за результаты тестирования и оценки студента за контрольную работу, реферат, портфолио.

Результаты исследования и их обсуждения

Подытоживая сказанное выше, отметим, что профессиональная виктимологическая готовность представляет собой ту базовую основу для профессиональной виктимологической компетентности, которую мы определяем как интегральную характеристику для специалиста экономиста и юриста, работающего в экономической сфере, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные виктимологические задачи экономической сферы, возникающие в реальных ситуациях его профессиональной деятельности с использованием системы знаний в области виктимологии, экономических теорий, правовых знаний для экономической сферы, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Заключение

Таким образом, описанные выше положения статьи являются результатами, полученными в рамках выполнения докторского диссертационного исследования Громовой О.Н. под руководством профессора РАО Рыжовой Н.И, и в некотором смысле продолжают решение проблем профессиональной подготовки современных специалистов, обозначенных в диссертациях Литвиненко М.В. (2007), Фомина В.И. (2009), Филимоновой Е.В. (2010), Ляш А.А. (2015) и других представителей научной школы Рыжовой Н.И. Кроме того, рассмотренные в данной статье вопросы позволят обеспечивать формирование обобщённого виктимологического знания, обладающего целостностью, и которое становится средством для решения современными специалистами экономической сферы (экономистами и юристами) практических и теоретических виктимологических задач в этой сфере, и стать основой для глубокого понимания будущими специалистами самого предмета виктимологии и важности виктимологического знания для предотвращения экономических угроз, а также для обеспечения экономической и информационной безопасности для организаций и предприятий малого и среднего бизнеса.


[1] См. следующие документы «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением от 26.12.1994 г. № 367 (в ред. от 19.06.2012 № 112-ст) Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации // СПС «КонсультантПлюс».

[2] См., например, на Портале ФГОС ВО по направлению «Юриспруденция» и по направлению «Экономика и управление».


Библиографическая ссылка

Громова О.Н., Рыжова Н.И. КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ К ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26008 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674