Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ 4–10 ЛЕТ

Кокорева Е.Г. 1 Елисеев Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
В результате исследований авторы получили развёрнутую картину усиления морфофункционального гетерохронизма, который сочетается не только с напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов при сенсорных нарушениях у детей 4-10 лет, но и помогает лучше понять индивидуальный характер коррекции психофизического развития особых детей, увидеть, поймать наилучший момент, когда тело ребёнка и его психика будут наиболее пластичными и открытыми к медико-биологическому и психолого-педагогическому коррекционно-оздоровительному воздействию. Авторским коллективом с помощью экспериментальных исследований ещё раз показано, что достоверным компенсаторным эффектом обладают не только медико-санитарные, лечебные, но и педагогические мероприятия, где именно последние несут в себе оздоровительные и коррекционные эффекты воздействия на физически, психически и социально депривированных детей. Следовательно, поставлена очередная точка с запятой в изучении влияния программ психофизической коррекции на компенсаторные процессы при сенсорных нарушениях у детей 4-10 лет, где вопросы решения задач поиска и учёта разнообразных средств всестороннего и гармоничного развития, а с ними – оздоровления детей с нарушенными функциями сенсорных систем, фактически всегда остаются открытыми.
лонгитудинальные исследования
закономерности гетерохронного развития психо-физиологических функций
дети с сенсорными нарушениями
адаптационно-компенсаторные механизмы
1. Быков Е.В. Динамика показателей стабилометрии в соревновательном периоде в оценке функционального состояния хоккеистов / Е.В. Быков, Н.Г. Зинурова, А.А. Плетнев, А.В. Чипышев // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-4. - С. 796-800.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М. : Наука, 1982. – 270 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
4. Елисеев Е.В. Депрессивный синдром и структура патопсихологических состояний у единоборцев, страдающих кожными заболеваниями / Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, А.В. Белоедов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 13 (342). – С. 8-14.
5. Елисеев Е.В. Динамика сократительной деятельности миокарда у спортсменов массовых спортивных разрядов при различной интенсивности физических нагрузок / Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, С.С. Тарасов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. – № 34 (325). – С. 27-30.
6. Кокорева Е.Г. Особенности компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей / Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова, Т.В. Попова // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2004. – № 5. – С. 20-22.
7. Кокорева Е.Г. Связь метода газоразрядной визуализации с показателями ценностно-мотивационной сферы / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2015. – № 4 (4). – С. 69-72.
8. Костенок П.И. Общепедагогические основы физического саморазвития и безопасности жизнедеятельности учащихся в современном образовательном учреждении : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Челябинск, 2002. – С. 4-7.
9. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта // Физиология человека. - 1997. – Т. 23. – № 6. – С. 65.
10. Трегубова М.В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, А.В. Белоедов, И.А. Бакшутов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2012. – № 28. – С. 6-10.
11. Худяков Г.Г. Роль вестибулометрических упражнений в общей и специальной физической подготовленности спортсменов с сенсорными депривациями / Г.Г. Худяков, Е.Г. Кокорева, А.М. Каримов // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2015. – № 4 (4). – С. 29-33.
12. Шатин А.Ю. Профессиональное познание как феномен рефлексии профессионального мышления в новом осмыслении профессионально познавательных ценностей / А.Ю. Шатин, Е.В. Елисеев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 26 (317). – С. 129-132.

Современные исследования физиологических и психофизиологических закономерностей адаптационно-компенсаторных механизмов сглаживания нарушений роста и развития детей с сенсорными депривациями, особенно в раннем детском и в дошкольном возрасте, позволяют разработать не только эффективные рекомендации для индивидуальной коррекции психофизического развития особых детей, но и понять наилучший момент, когда тело ребёнка и его психика будут наиболее пластичными и открытыми к медико-биологическому и психолого-педагогическому воздействию [1; 3; 9; 10]. При этом природе роста и развития детей характерны циклические изменения [12], понимание которых раскрывает картину сложных явлений взаимодействия ещё не до конца осознанных учёными психических и физиологических механизмов адаптации к физическим, умственным и эмоциональным напряжениям, в том числе у детей с сенсорными нарушениями на всех этапах онтогенеза [4; 5; 11]. Здесь компенсаторным эффектом интересны не только медико-санитарные, лечебные, но и педагогические мероприятия, где именно последние несут в себе оздоровительные и коррекционные эффекты воздействия на физически, психически и социально депривированных детей [2; 6; 10]. Следовательно, изучение влияния программ психофизической коррекции на компенсаторные процессы при сенсорных нарушениях у детей 4-10 лет, а с ним решение задач поиска и учёта разнообразных средств всестороннего и гармоничного развития, а с ними – оздоровления детей с нарушенными функциями сенсорных систем, актуально и своевременно.

Материалы и методы исследования. В настоящей статье мы описываем итоги комплексного обследования респондентов детского возраста в интервале 4-10 лет включительно. Цель работы – выявление возрастных закономерностей и сенситивных периодов развития психофизиологических функций сквозь призму границ возможности их коррекции у детей 4–10 лет с нарушениями зрительной и слуховой афферентации. Для решения заявленной цели учитывались: 1) эффективность оздоровительной программы и 2) влияние практических рекомендаций, имеющих место в специальной литературе [2; 7; 8]. Используемая нами в течение 5 лет оздоровительная программа носила коррекционный характер и включала упражнения, направленные на укрепление здоровья занимающихся. С помощью таких упражнений проходила не только коррекция нарушенных функций, но и заметно, достоверно снижалось напряжение центральных механизмов регуляции у респондентов 4-10 лет с нарушениями зрительной и слуховой афферентации. Образовательные задачи программы сочетались с оздоровительными, воспитательными и коррекционными. В процессе физического развития детей с помощью специальных упражнений особое внимание уделялось тренировке нервно-мышечного аппарата; коррекции опорно-двигательной системы; снижению психофизического напряжения центральных регуляторных механизмов в деятельности сердечно-сосудистой системы; нормализации психоэмоционального состояния; активизации скрытых оздоровительных возможностей подсознания ребенка и его мотивации на здоровый образ жизни. В процессе занятий активно использовались упражнения психофизической регуляции. Упражнения, направленные на самовнушение, составляли основу саморегуляции.

В результате нами было спроектировано и проведено исследование продольного характера. В наблюдении приняло участие 6 групп детей. Группы наблюдения проектировались с учётом стажа занятий обследуемых детей по указанной программе психофизического оздоровления. В 1-ю группу вошли дети, занимающиеся программой психофизического оздоровления с 4 лет; во 2-ю – с 5 лет; в 3-ю – с 6 лет; в 4-ю – с 7 лет; в 5-ю – с 8 лет; в 6-ю – с 9 лет. В виде значений контроля использовались данные 1-го года обследования всех респондентов всех групп до периода начала, когда наблюдаемые ещё не занимались по разработанной и представленной их вниманию оздоровительной программы (т.е. фоновые значения групп).

Характеристика обследуемых групп было бы не полной, если бы мы не уточнили, что нейросенсорная тугоухость III и IV степени доминировала у респондентов с нарушениями слуха. В 90% случаях разные формы сенсорных нарушений у наблюдаемых нами детей были врождёнными. При этом в структуре патологии зрения доминировали аномалии рефракции. У детей диагностировались: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. На этом фоне у 60% респондентов было косоглазие и амблиопия.

Таким образом, в процессе нашей работы мы применяли не только физиологическое и психофизиологическое наблюдение, но и использовали широко описанные в специальной литературе морфофункциональные методы исследования [2; 7; 8]. В процессе работы также анализировались: индекс Кетле, жизненный индекс, силовой индекс. Все статистические результаты исследования подвергались математическому анализу с использованием критерия t-Стьюдента, обсуждались со специалистами, оформлялись в виде настоящей статьи и готовились к опубликованию. Статистически значимыми считались различия при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. Внедрение оздоровительной программы достоверно улучшило многие показатели у обследованных нами детей. Зафиксирован рост весоростового индекса у всех наблюдаемых. Наиболее вырос данный показатель у детей 4-5 лет с нарушенными функциями зрения и у здоровых детей 5-6 лет. Тем не менее у мальчиков в этом возрасте с нарушениями слуховой афферентации отмечается достоверное отставание от сверстников по росту массы тела. Это отрицательно повлияло и на изменение индекса Кетле, где данный индекс снизился. Однако анализируемая динамика значений свидетельствует о том, что внедрённая программа в целом благоприятно повлияла на физическое развитие респондентов всех шести групп наблюдения. При этом величины ЖЕЛ у всех детей обоих полов 5 лет и у мальчиков с сенсорными нарушениями 6 лет достоверно не изменились. У девочек с сенсорными нарушениями 6 лет ЖЕЛ хоть и достоверно, но снизился не значительно.

Величины динамометрии достоверно увеличились у всех обследуемых, кроме мальчиков 6 лет с нарушениями зрительной и слуховой афферентации. У данных детей показатели силы кисти и точности нервно-мышечной дифференциации остались на уровне прошлогодних значений. Такая константа свидетельствует о задержке их физического развития по способности дифференцировать нервно-мышечные усилия и по силе кисти. У остальных наблюдаемых всех возрастов от 4 до 10 лет, кроме девочек с нарушениями зрительной и слуховой афферентации 7-8 лет включительно, достоверно увеличились показатели силовых индексов правой и левой руки. У этих 7- и 8-летних девочек мы отмечаем достоверное снижение показателей силы кисти обеих рук и способности точно осуществлять нервно-мышечную дифференциацию.

К особенностям внедрения коррекционно-оздоровительной программы можно отнести и то, что весоростовой индекс достоверно вырос у всех здоровых детей на фоне опережающего роста величин 9-летних респондентов. Такую же по величине опережающую динамику мы отметили у мальчиков 7 лет с нарушениями функций зрения. Величины ЖЕЛ увеличились у всех девочек и мальчиков всех групп наблюдения, за исключением группы девочек 9 лет с нарушениями зрительной и слуховой афферентации. У этих девочек показатель ЖЕЛ достоверно не изменился, он фактически остался неизменным.

Динамика психофизического состояния детей всех обследованных групп свидетельствует о положительном действии используемой нами коррекционно-оздоровительной программы. Для здоровых детей всех обследованных нами возрастов характерны ошибки по знаку точности отсчёта временных интервалов времени (хронометрических промежутков). Данное обстоятельство свидетельствует о преобладании в нервной регуляции этих детей процессов возбуждения. Так, наиболее яркие подобные изменения отмечались нами у здоровых мальчиков 5, 7 и 10 лет. Не менее существенные всплески исследуемых значений отмечались нами и у здоровых девочек 6, 7, 9 и 10 лет. Интересно и то, что до внедрения нашей оздоровительной программы в этих группах детей (в фоновых значениях) по тесту на восприятие временных интервалов наблюдалось преобладание в нервной системе процессов торможения. Описываемая подвижность нервных процессов достоверно присутствовала и проявилась у всех обследованных нами здоровых детей, кроме групп мальчиков 7 и 10 лет. При положительной динамике значений мы не отмечали в этих группах достоверное изменение величин, характеризующих вектор смещения преобладания процессов возбуждения в нервной системе обследуемых над торможением.

У мальчиков в возрасте 5 и 6 лет с нарушениями зрительной афферентации, а также у девочек 7 лет с нарушениями зрительной афферентации достоверно улучшаются показатели координации. Уменьшение этого показателя по сравнению с фоновыми значениями достоверно идёт у мальчиков 7 лет с нарушениями зрительной афферентации и у девочек 7, 9 и 10 лет с нарушениями зрительной афферентации. Точность восприятия временных интервалов у детей с нарушениями зрительной афферентации достоверно улучшается у всех обследованных после 7 лет. Это говорит в пользу интенсификации после 7 лет у этих детей компенсаторных процессов, связанных с улучшением восприятия и дифференциации временных интервалов и промежутков.

У мальчиков с нарушениями зрительной афферентации 5, 6, 8 и 10 лет величины восприятия и дифференциации временных интервалов и промежутков были достоверно лучше, нежели фоновые значения (рис.).

 

                             А                                                                     Б

Показатели нейродинамики у мальчиков с сенсорными нарушениями  до и после внедрения программы: З – здоровые, НЗ – с нарушением зрения, НС – с нарушением слуха; М – мальчики; А – показатели до внедрения программы, Б – после внедрения программы; К – показатели кинематометрии; Х – хронометрии

Анализ знака ошибки при восприятии и дифференциации временных интервалов и промежутков у мальчиков с нарушениями зрительной афферентации 10 лет и у девочек с нарушениями зрительной афферентации 6 и 9 лет говорит в пользу преобладания в их нервной системе процессов торможения. Подвижность нервных процессов и возбуждение отмечаются у мальчиков с нарушениями зрительной афферентации 7 и 10 лет и у девочек с нарушениями зрительной афферентации 5 и 7 лет относительно фоновых значений. Данные детей 4–10 лет с нарушениями слуховой афферентации не менее иллюстративны, нежели значения детей с нарушениями зрения. Так, после внедрения оздоровительной программы, у детей с нарушениями слуха достоверно улучшилась координация движений. В более значимой и достоверной динамике такие улучшения достоверно проявились у детей с нарушениями слуховой афферентации 5, 7 и 9 лет. Анализируемые величины достоверно стали больше у таких респондентов даже нежели у детей группы здоровых. Также достоверное улучшение координации отмечено и относительно группы детей с нарушениями слуха. Определены у детей с нарушениями слуховой афферентации и высокие значения при тестировании в точности восприятия временных интервалов. Достоверный рост показателей здесь отмечался и по сравнению с фоновыми значениями, и по сравнению с динамикой роста у здоровых респондентов и группы детей с нарушениями зрения. Однако после внедрения оздоровительной программы процессы торможения в нервной системе у детей с нарушениями слуховой афферентации преобладали у девочек 7 лет, тогда как у девочек 5 лет при нервно-мышечной дифференциации задержки времени доминировало возбуждение.

Вообще, подвижность нервных процессов у респондентов с нарушениями слуховой афферентации после внедрения программы здоровья стала выше у детей от 5 до 7 лет включительно. Это произошло на фоне снижения утомляемости, о чём достоверно свидетельствуют результаты теппинг-теста. Утомляемость снизилась и по сравнению с фоновыми значениями, но говорить об отсутствии тенденции к повышению в группе детей с нарушениями слуховой афферентации было бы преждевременно, т.к. показатели утомляемости у здоровых сверстников, например восприятия и воспроизведения тех же временных отрезков, у мальчиков 5-7 лет были более точными, чем у сверстников с депривацией слуха. У девочек 5-7 лет с нарушениями слуховой афферентации точность воспроизведения временных интервалов также была достоверно хуже, чем у здоровых сверстниц. Знак изменения данных значений свидетельствует о том, что у девочек с нарушениями слуховой афферентации после внедрения оздоровительной программы в нервной системе стало доминировать возбуждение. Однако достоверно увеличилась подвижность нервных процессов. Утомляемость на этом фоне заметно и достоверно снизилась.

Показатели кинематометрии и хронометрии стали лучше у всех детей 4-10 лет с нарушениями зрительной и слуховой афферентации, кроме девочек с депривацией зрения. Координация движения у таких девочек на всех возрастных уровнях от 4 до 10 лет включительно стала достоверно хуже. Подвижность нервных процессов у таких девочек была выше, нежели у их сверстниц других групп.

По окончании внедрения оздоровительной программы достоверно снизилось и количество дней болезни детей за учебный год по ОРВИ. Такая динамика в среднем за год достоверно составила снижение 14,9% в группе здоровых детей, 13,7% в группе детей с нарушениями слуховой афферентации и 13,2% в группе детей с нарушениями зрительной афферентации по всем исследуемым возрастам. По всем группам отмечено и достоверное снижение почти в 2 раза числа бактериальных осложнений после ОРВИ.

Выводы. Таким образом, в результате наших исследований мы получили развёрнутую картину усиления морфофункционального гетерохронизма, который сочетается не только с напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов при сенсорных нарушениях у детей 4-10 лет, но и помогает лучше понять индивидуальный характер коррекции психофизического развития особых детей, увидеть, поймать наилучший момент, когда тело ребёнка и его психика будут наиболее пластичными и открытыми к медико-биологическому и психолого-педагогическому коррекционно-оздоровительному воздействию. Так, нами ещё раз показано и то, что достоверным компенсаторным эффектом обладают не только медико-санитарные, лечебные, но и педагогические мероприятия, где именно последние несут в себе оздоровительные и коррекционные эффекты воздействия на физически, психически и социально депривированных детей. Следовательно, поставлена очередная точка с запятой в изучении влияния программ психофизической коррекции на компенсаторные процессы при сенсорных нарушениях у детей 4-10 лет, где вопросы решения задач поиска и учёта разнообразных средств всестороннего и гармоничного развития, а с ними – оздоровления детей с нарушенными функциями сенсорных систем фактически всегда остаются открытыми.


Библиографическая ссылка

Кокорева Е.Г., Елисеев Е.В. ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НА КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ 4–10 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26036 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674