Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТ «КАФЕДРА ЖАНА МОННЕ» КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Месхи Б.Ч. 1 Ефремова Н.Ф. 1
1 Донской государственный технический университет
Рассмотрены основные идеи интернационализации и европейской интеграции в сфере высшего образования, представлена информация о проектах Европейского союза, направленных на расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности. Особое внимание уделено программе Jean Monnet, предусматривающей повышение уровня знаний в мире о европейской интеграции и проведении европейских исследований. Описан опыт участия вуза в формировании международного пространства образования для активизации сотрудничества и сетевого взаимодействия между университетами. Участие в конкурсе проектов ЕС обеспечило условия для открытия на базе вуза кафедры Jean Monnet с целью преподавания модуля дисциплин «Лучшие европейские практики оценки качества образования», способствующего выстраиванию современного оценочного процесса в вузе на основе широкого применения современной теории и практики педагогических измерений.
преподавание и оценка достижений.
проект jean monnet
международное сотрудничество
интернационализация
1. Абдулкеримов И.З., Павлюченко Е.И., Эсетова А.М. Современные тенденции интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 3 (43). – С. 358–361.
2. Ереванское коммюнике. Ереван, 14-15 мая 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/bolonga/ek.
3. Ефремова Н.Ф. Критериальные требования к фондам оценочных средств // Педагогические измерения. – 2016. – № 1. – С. 25-31.
4. Ефремова Н.Ф. Стандартизация как условие обеспечения качества фондов оценочных средств вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-1. – С. 66-70.
5. Ефремова Н.Ф., Сенинец М.К., Шведова С.В. Кафедра Жана Монне (Jean Monnet Chair) в российском вузе // Европейский фонд инновационного развития, IN SITU. – 2016. – № 11. – С. 59-62.
6. Кафедра Jean Monnet в ДГТУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.donstu.ru/structure/science-education/sotsialno-gumanitarnyy/jean-monnet.
7. Российский стандарт тестирования персонала (версия 2015 г.) / Организационная психология. – 2015. – Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа - www.orgpsyjournal.hse.ru.
8. Стандарты и рекомендации по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования (ESG) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bsu.by/Cache/Page/172123.pdf.
9. Шведова С.В., Шаповалова Т.С. Интернационализация образования в России: согласованный подход и сетевое взаимодействие // Вестник ТвГУ. Педагогика и психология. – 2011. – Вып. 4. - С. 204-208.

Наблюдаемое в последние десятилетия развитие образования обусловлено в первую очередь тем, что высшее образование во многих странах приобретает массовый характер, расширяется использование информационно-коммуникационных технологий, получает признание идея развития экономики знаний, увеличиваются потребности в квалифицированной рабочей силе. Это вызывает необходимость активного и эффективного межстранового сотрудничества с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования. Процесс на национальном, отраслевом и институциональном уровне, при котором цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретает международный характер, и является интернационализацией высшего образования. Как правило, интернационализация преследует ряд целей. Это диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вузов для эффективного использования имеющихся ресурсов; повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.

Интернационализация образования включает такие формы взаимного сотрудничества, как индивидуальная мобильность, мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; взаимообмен образовательными программами и институциональная мобильность; формирование международных стандартов качества образовательных программ; интеграция в учебные программы международного измерения качества образования; институциональное партнерство; создание стратегических образовательных альянсов. К числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, инновационность высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности, расширение культурных горизонтов студентов и преподавателей [1].

Основополагающими идеями стратегии интернационализации рынка образовательных услуг являются: усиление международной конкурентоспособности высшего образования и исследований; расширение возможностей выхода на международный образовательный рынок; позиционирование национальной системы высшего образования как лидера в международном пространстве образования и на рынке образовательных услуг; развитие исследовательской инфраструктуры вузов и др.

Международные проекты. К формам интернационализации относится участие в международных образовательных проектах, что в значительной мере приводит к созданию международных образовательных программ и способствует повышению качества образовательного процесса в вузе. Одной из таких программ исследований является проект «Кафедра Jean Monnet», созданный Европейской комиссией в 1989 г. в память о вкладе Жана Монне (1888-1979), выдающегося французского политического деятеля, экономиста, финансиста и идеолога создания Европейского союза и развития европейской интеграции. Программа Jean Monnet предусматривает повышение уровня знаний в мире о европейской интеграции и проведении европейских исследований. На сегодняшний день она интегрирована в программу Европейской комиссии «Erasmus+». Целью этой программы является обеспечение высочайшего качества преподавания, исследования, анализа и диалога в области дисциплин по европейской интеграции в высших учебных заведениях разных стран в ЕС и за его пределами. Участие в программе Жана Монне предоставляет широкие возможности установления и развития партнерских академических связей. Она включает три основных направления:

  • «преподавание и исследования»: модули Jean Monnet (Jean Monnet Module), кафедры Jean Monnet (Jean Monnet Chair), центры лучших практик Jean Monnet (Jean Monnet Centres of Excellence), мониторинг и руководство исследованиями по различным дисциплинам и образовательным уровням, в том числе таким как подготовка преподавателей, с систематической публикацией результатов научно-исследовательской деятельности;
  • «диалог между политиками и академической средой», реализуемый через сети Jean Monnet с целью сбора и распространения информации о методологии преподавания, результатах европейских и совместных исследований, предполагает сотрудничество между различными образовательными организациями и другими органами в Европе и по всему миру;
  • «поддержка деятельности образовательных организаций и ассоциаций» (ассоциации Jean Monnet), занимающихся исследованиями совместно с ЕС в области вопросов европейской интеграции для последующего консультирования местных, региональных, национальных и европейских политиков, распространение результатов исследований, повышение гражданской активности.

Сегодня сеть кафедр и центров исследований Жана Монне охватывает все страны мира. Эта программа превратилась в наиболее престижную ассоциацию исследователей процессов интеграции. Для вузов базовой, долгосрочной и наиболее престижной формой является проект на создание кафедры имени Жана Монне. Победители в конкурсах проектов определяются на основе независимой оценки руководителя проекта (количества и качества публикаций в России и в мире, индекса цитируемости, активности в процессе преподавания и научных исследований), а также строгого рецензирования авторитетными экспертами заявки, анализа ее инновационного потенциала и качества ожидаемых результатов, кадрового обеспечения.

С 2001 года Программа Жана Монне была распространена на государства, не являющиеся членами Европейского союза. В результате исследовательские центры и кафедры Жана Монне созданы во многих университетах и научных институтах за пределами Европы. Основная задача программы – привнесение европейского измерения в национальные системы высшего образования. Проект «Кафедра Jean Monnet» (Jean Monnet Chair) включает в себя различные виды преподавательской деятельности для распространения знаний о Болонском процессе, европейской интеграции, обеспечении качества образования, принципах создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). В настоящий момент Программа Жана Монне распространяется на 78 стран мира, более 800 вузов, более 1700 профессоров читают лекции и ведут семинары, охватывая студенческую аудиторию в 265 тыс. человек ежегодно. 

Особое значение в процессе интеграции систем высшего образования имеет обеспечение качества обучения. Это актуализируется принятием коммюнике Девятой конференции министров образования и Четвертого Болонского политического форума в Ереване в 2015 г. [2]. В частности, ставится задача к 2020 г. обеспечить гарантии взаимного доверия к системам высшего образования стран-участниц Болонского процесса для достижения большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования в целях повышения его качества и мобильности студентов. На форуме приняты в новой редакции Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в ЕПВО [8].

В 2016 г. исполнительное агентство по вопросам образования, аудиовизуальным средствам и культуре рассмотрело 1 011 заявок со всего мира на участие в программе Jean Monnet. Из них 262 были выбраны для финансирования. Для реализации программ в России отобраны 33 заявки, из которых 5 на открытие кафедры Jean Monnet в отечественных вузах.

Опыт участия в проектах. В 2016 г. опорный многопрофильный вуз - Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону) - выиграл в конкурсе программ Европейской комиссии грант для открытия на 2016-2019 гг. кафедры Jean Monnet с тематикой «Лучшие европейские практики в обеспечении качества» (Jean Monnet Chair on Best European Practices of Quality Assurance (JM4EQA)) [5; 6]. Заявка на конкурс подготовлена кафедрой «Педагогические измерения» и Центром международного обучения и Тюнинга ДГТУ. Основная деятельность проекта направлена на разработку и проведение лекционных курсов о лучших европейских практиках обучения и системах независимой оценки качества образования, разработанных с учетом опыта участия сотрудников вуза в международных проектах Европейской комиссии.

Накопленные сотрудниками ДГТУ опыт и знания в области обеспечения качества образования в Европе позволяют сформировать методическую базу для подготовки и повышения квалификации экспертов в области оценки качества образования в соответствии с европейскими и международными стандартами. Ключевые сотрудники кафедры Jean Monnet - участники международных проектов Европейской комиссии, связанных с вопросами обеспечения качества, среди которых Tuning Russia (2010-2013), IQA (Independent Quality Assurance, 2012 - по настоящее время), VALERU (Validation of Non-formal/Informal Learning in Russian Higher Education, 2013 - по настоящее время), EQUASP (On-line Quality Assurance of Study Programmes, 2013 - по настоящее время).  Для ДГТУ, как учредителя Болонского клуба в России, одним из приоритетов всегда являлось обеспечение качества предоставляемых образовательных услуг.

Первый в России Болонский клуб, учрежденный в ДГТУ в 2010 г. [9], представляет собой открытое объединение российских университетов, добровольно принимающих обязательства и ответственность за проведение реформы высшего образования, способствующих поиску эффективных путей сближения национальных образовательных систем. Цель Болонского клуба – активизация сотрудничества и сетевого взаимодействия между университетами для выработки национальной образовательной политики, согласованной с основными принципами Болонской декларации, идеями гармонизации высшего образования стран-участниц Болонского процесса.

Автоматическое признание квалификаций и свободная мобильность студентов в значительной степени зависят от международного признания качества образовательных программ и надежности оценивания результатов их освоения выпускниками, а важнейшим условием качественного обучения становится систематический анализ объективных данных контроля обучения, доверие к его результатам, планирование достижений, соответствующих возможностям и потребностям каждой личности.

Современные требования к повышению качества обучения и управлению образовательным процессом на основе анализа объективных результатов обучения определяют необходимость подготовки специалистов к конструированию и применению стандартизированного педагогического инструментария [3; 4]. Актуальность проекта «Лучшие европейские практики в обеспечении качества» как раз и обусловлена необходимостью широкого использования объективного оценивания результатов обучения в сфере профессионального образования. Выстраивание оценочного процесса должно происходить на основе широкого применения современной теории и практики педагогических измерений, а также организационного, инструктивно-методического, информационно-технологического подходов, базирующихся на европейских и отечественных стандартах оценки качества образования [7; 8]. Потребности в оценке знаний и компетенций непрерывно увеличиваются, растет запрос на качество педагогических измерителей и качественное проведение оценочных процедур.

Изменение концептуальных рамок обучения и оценки достижений обучающихся влечет за собой потребности в изменении оценочного инструментария и принципов организации оценочного процесса и увеличение доли компетентностно ориентированных задач, проблемных заданий, кейсов; разработку интегральных показателей и критериев оценки сформированности компетенций. В этой связи требуется обновление оценочных технологий и формирование фондов оценочных средств образовательной организации, расширение видов инновационных измерителей, повышение их прогностичности. Сегодня в системе образования существует острая потребность в специалистах в области педагогических измерений, способных обеспечивать разработку и использование надежных оценочных инструментов и процедур, проводить анализ и интерпретацию результатов.

Основные тенденции в развитии зарубежных систем оценки качества образования связаны с наличием большого числа независимых или частично независимых структур, специализирующихся в области оценки качества обучения, пользующихся доверием со стороны государственных органов управления образованием и общественности. Базовые характеристики таких систем: обязательный контроль качества оценочного инструментария; обеспечение высокой надежности, валидности и сопоставимости оценок; наличие обоснованных показателей и критериев качества по этапам обучения; прозрачность механизмов и результатов оценивания; широкое информирование обучающихся, педагогического сообщества и общественности о качестве результатов образовательного процесса. В последнее время широко используется сочетание данных по самооценке и независимых внешних оценок, смещение акцентов с традиционного подтверждения соответствия результатов обучения стандартам к преимущественной оценке прироста достижений обучающихся, приоритет стратегических управленческих решений на основе анализа и прогнозирования тенденций изменения качества образования. Такое оценивание действует как конструктивная обратная связь и инновационная технология обучения, обеспечивающая улучшение учебной работы конкретного обучающегося, а через это достижение более широких целей, улучшение качества учебных программ и условий образования.

В федеральных стандартах и основных профессиональных образовательных программах, кроме традиционного контроля знаний, предусмотрено оценивание компетенций, как главных целевых  результатов подготовленности выпускника – будущего специалиста. Оторвать компетенции от содержания образования нельзя, равно как и не следует  рассчитывать, что посредством только содержания образования можно обеспечить овладение компетенциями. Переход к компетентностному обучению предполагает длительный процесс осмысления, исследований, разработок и принятия научно обоснованных и административно взвешенных решений. В реализации этого процесса нужна опора на развитую психолого-педагогическую теорию компетентностного обучения, которую еще только предстоит разработать. Комплекс методов, связанных с оцениванием компетенций, предусматривает использование критериально ориентированных измерителей и методов перевода результатов в стандартные шкалы, создание банков калиброванных заданий и образовательной статистики результатов для формирования обоснованных критериев освоения программ. Еще в Берлинском коммюнике 2003 г. поставлена задача создания согласованного набора стандартов, процедур и рекомендаций для гарантии качества, а также обеспечения адекватной системы внешней экспертизы как гарантии достижения качества профессионального образования. Если эта цель будет достигнута, то многие положения Болонского процесса смогут быть реализованы.

Если система требований опирается на независимость контроля, то естественным образом возникает ряд новых педагогических условий обучения: целенаправленная подготовка - выполнение контрольных заданий – получение результата – самоанализ – самооценка - самоидентификация – самоподготовка – потребность работы с педагогом. Все это усиливает роль педагога в управлении учебным процессом, создает условия для построения индивидуальной системы полного усвоения знаний, требует изменений и в организации учебного процесса, обусловливая его переход от репродуктивного обучения к сотрудничеству и совместному прохождению внешнего контроля. Поэтому основным видом деятельности в рамках реализации выигранного гранта в ДГТУ является преподавание модуля дисциплин «Лучшие европейские практики оценки качества образования» при освоении обучающимися магистерской программы «Измерения и оценка качества образования» по направлению «Управление качеством». Модернизация образовательной программы магистратуры в рамках реализации гранта станет шагом на пути к формированию совместных с европейскими университетами-партнерами образовательных программ по оценке учебных достижений и повышению их качества через укрепление международного сетевого сотрудничества.

Заключение. Наметившаяся в начале XXI века перестройка контрольно-оценочной деятель­ности в рамках компетентностного подхода вызвала серию инноваций в системе российского образования: активизацию контрольно-оценочной деятельности и усиление ее независимого характера, опору контрольно-оценочной деятельности на аппарат теории педаго­гических измерений для получения информации с высокой объективно­стью (надежностью) и обоснованностью (валидностью). Для оценки качества образования усилились учет сочета­ния количественных и качественных оценок, а также междисциплинарный характер оценочных процессов, обеспечивающих связи между планируемыми и достигаемыми результатами образова­ния в виде компетенций. В последние годы контроль все более становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса и управления его качеством, методом развития и саморазвития обучающихся. А это значит, что сама концепция независимой оценки качества образования начинает претерпевать заметные изменения, способствующие европейской интеграции в сфере образования. Для ускорения этого процесса при реализации проекта Jean Monnet проводится ознакомление преподавателей и магистрантов с принципами, задачами и инструментами Болонского процесса; системами оценивания качества высшего образования; принципами применения зачетных единиц; спецификой европейской и национальной рамок квалификаций; стандартами и рекомендациями обеспечения качества; академической мобильностью студентов и преподавателей; условиями признания дипломов. Кроме того, в течение трех лет работы по проекту кафедры Jean Monnet планируется проведение методических семинаров, курсов повышения квалификации, организация конференций c участием европейских экспертов по оценке качества образования, а также публикация учебно-методических материалов и монографий.


Библиографическая ссылка

Месхи Б.Ч., Ефремова Н.Ф. ПРОЕКТ «КАФЕДРА ЖАНА МОННЕ» КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26074 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674